Эрштадт, А. М. Лексика традиционных хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) : специальность 10.02.02 – языки народов Российской Федерации (урало-алтайские языки) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Эрштадт Александра Михайловна ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» ; науч. рук.– д-р филол. наук, проф. Иванищева Ольга Николаевна. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 320 с. – На правах рукоп.

243 скрепляются под брюхом оленя. Чтобы дощечки не травмировали кожу, под них подкладывали ткань или оленью шкуру. Кольские саамы обычно изготовляли вьючные сумы из замши. Переднюю и заднюю стенки сумы шили из двух прямоугольных кусков, а третий в виде полосы служил боковыми стенками и дном. В верхней части крепилась ручка. Вьючные олени, как и упряжные, при переездах располагались один за другим, причем первого оленя хозяин вел за узду [ХМЧ, 12-13]. Дальние переходы сопряжены с переносом вещей, продовольствия, имущества и даже грудных детей, как это имеет место у семиостровцев и до войны было у каменчан, когда они всем составом семьи приходили в Поной. Ясно, что даже силами всей семьи подобные переходы были бы невозможны, если бы лопарь не привлек себе на помощь оленя и не воспользовался им, как вьючным животным. Уже самое участие оленя в походах усложняет и увеличивает количество предметов, входящих в снаряжение. Несмотря на это, оно отличается крайней портативностью и доставляет путнику минимум комфорта, необходимого в пути. Вот типовой список снаряжения, в котором отправляется лопарь с вьючным оленем. Он может пополняться и оленями, и вещами в зависимости от того, идет лопарь с семьей или на охоту за чопорками, или с какой-нибудь иной целью. Изменения будут происходить в количественном отношении, но не в видовом. 1. Олень ручной или островной. 2. Salvas - парусиновое, брезентовое или мешочное полотнище в сложенном виде, накладываемое на спину оленя в качестве потника. 3. t l l ’l ’a - «постеля», оленья шкура, покрывающая потник. 4. rowwa - «рова» - спальный мешок; в поход для легкости берут старую с вытертой шерстью. 5. «ташка» - оленье вьючное седло. 6. Wiss или lafk - кисы или мешки для перевозки вещей и груза, от количества которого и зависит число кис и мешков. Само собой разумеется, чем больше людей, участвующих в походе, тем больше груза, тем больше оленей. 8. Котелок пли миска для пищи. 9. Деревянная чашка - она же ложка и кружка для чая. 10. l'aškam nirr’a - имальница для лова оленей. 11. lamč - хигны, веревки для привязывания оленей, по одной на оленя. 12. Koškč mirr - сушник. 13. nijpa - нож. 14. akš - топор. 15. Запасные чулки. 16. Игла и нитки. 17. Компас... Груз, налагаемый на оленя, не должен превышать полутора пудов. Только на короткие расстояния вьючат до 4 пудов, однако рискуют потерять оленя, как рабочую силу. Путник обут в тобурки и одет в обычный домашний костюм, через левое плечо петлей перекинута хигна, завязанная позади узлом. Олень идет сзади, привязанный за шею. Идет он довольно медленно, и потому лопарь, сильно склоняясь вперед, как бы тащит е г о . Несмотря на медлительность оленьего шага, вследствие чего приходится тащить оленя за собой, идти без груза самому все-таки легче и скорее; кроме того, и самочувствие путника лучше, «веселее идешь, будто вдвоем» - потому-то лопари особенно любят ходить с оленем под ташкой.. С оленем под ташкой лопари ходят за чопорками, за быками перед иманием оленей, на охоту за нерпой или осенью на охоту за дикарем или за продуктами в ближайшие становища, где есть лавочка; так каменчане ходят в Варзугу, семиостровцы в Летнюю Иокангу или в Восточную Лицу, если погода не позволяет ехать морем [ЧРН 1930б, 124-126].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz