Эрштадт, А. М. Лексика традиционных хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) : специальность 10.02.02 – языки народов Российской Федерации (урало-алтайские языки) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Эрштадт Александра Михайловна ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» ; науч. рук.– д-р филол. наук, проф. Иванищева Ольга Николаевна. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 320 с. – На правах рукоп.
233 Санные транспортные средства и их части Кережа кёресъ - кережа (древние саамские сани без полозьев) [СРС, 106; АА]. Комм.: Она (упряжь - А.Э.) состояла обычно также из одного оленя, запряженного в однополозные, бескопыльные сани, называемые кережей (k'ErEs' - клд.; иок.), напоминающие по форме лодку со срезанной кормой и острым высоко поднятым носом. В редких случаях при перевозке особенно тяжелых грузов в кережу запрягали двух оленей. Одно из основных отличий кережи конца XIX в. состояло, по-видимому, в том, что у нее не было закругленного снаружи основания, позволявшего ей при езде свободно переваливаться с боку на бок, а она имела довольно широкое, суживающееся кпереди плоское дно-полоз ( е Г - иок.), способное легко скользить по снегу. Это дно образовывалось одной широкой продольной доской (заменившей киль), которая шла от «кормы» к «носу» и у носа суживалась и утолщалась одновременно. К этой килевой доске было прикреплено (прибито гвоздями) 4 поперечных шпангоута (по 4 на каждый борт). Все это составляло остов кережи, к которому с помощью веревок и деревянных гвоздей прикреплялась прямая спинка и боковые продольные доски (по 3 доски с каждого борта). Кережу делали обычно из особенно прочных пород деревьев (сосны или ели). В носовой части кережи делалось небольшое отверстие, куда пропускалась кожаная петля, к которой прикреплялась упряжь. Различий между женской и мужской кережей не было, В женскую лишь старались запрягать обычно белого быка - хирваса... На ездовой кереже сидели с вытянутыми ногами или же вытянув правую ногу и свесив левую на левый борт саней... Кроме легковой или ездовой кережи ( 'vijEm'-k'Er'Es' - иок.; vujim-k'ErEs' - кдд. ) у саамов в конце XIX - начале XX в. были и грузовые кережи (viessim- kErEs' - иок.; vusim-kErEs' - клд.), которые по своей конструкции ничем не отличались от первых, но бывали значительно больших размеров и с более низкой спинкой или совсем без нее. Груз, уложенный на такую кережу, закрывали брезентом и зашнуровывали веревками (nirr3 - иок.; nur'r' - клд.), для продевания которых в бортах саней имелись специальные отверстия. Олень, запряженный в кережу, мог вести не более 100 кг груза [ЛУК 1971, 72-74]. Кережа (по-саамски - кереж) и строилась, как лодка, как маленький корабль. Остов ее составляют продольный брус - полоз (киль), который спереди поднимается вверх, образуя нос кережи, и восемь поперечных шпангоутов (ребер), прибитых к полозу-дну попарно по обе стороны. К этому остову с помощью веревок и деревянных гвоздей крепили высокую прямую спинку и боковые доски, образующие борта. В носовой части кережи делали отверстие для привязывания упряжи. Различий между мужской и женской кережами не было. Делали такие лодки - сани из прочного дерева - сосны или ели. Ездок сидел в кереже облокотившись на спинку и вытянув ноги вперед (иногда свесив левую ногу через борт). Для тепла и большей безопасности (при езде кережа переваливается с боку на бок) в передней ее части сооружали полог, закрепленный ремнями. Есть сведения, что в давние времена полоз кережи снизу был полукруглым, что усиливало раскачивание
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz