Эрштадт, А. М. Лексика традиционных хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) : специальность 10.02.02 – языки народов Российской Федерации (урало-алтайские языки) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Эрштадт Александра Михайловна ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» ; науч. рук.– д-р филол. наук, проф. Иванищева Ольга Николаевна. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 320 с. – На правах рукоп.
217 собаку каменного века по останкам на побережьях Ладожского озера, пришел к заключению, что это был первобытный шпиц, потомки которого ныне пасут стада у саамов, подлаивают белку и глухаря. Саамские собаки не велики, имеют острую морду, стоячие небольшие уши и густую пушистую шерсть; масть собак разнообразна. [ВЛК, 17]. Судя по внешнему облику, отличительным признаком лопарской собаки считают короткие и острые уши, всегда как бы настороженные. Она имеет острую и недлинную морду, недлинную шерсть и хвост, загнутый кольцом или полукольцом. Этого типа собаки бывают черного цвета, совершенно белые, черные с белыми подпалинами, или белые с черными пятнами. Несколько реже встречаются псы цвета шерсти лисы с белым или беловатым брюхом, а также волчьей масти с недлинной и негладкой шерстью [ЧРН 1930а, 64]. чйгар пённэ - сторожевая собака при стаде [СРС, 391]. Комм.: см. пуаз пённэ. МЕСТА И СООРУЖЕНИЯ ДЛЯ ВЫПАСА, СОДЕРЖАНИЯ, ПОДСЧЕТА И ВЫБРАКОВКИ ОЛЕНЕЙ Пастбище пуаз логкем сайй - пастбище [ГП; ГТ]. Комм.: букв.: место счета оленей. Комм.: Несколько иные отношения существуют в пользовании пастбищными угодиями. Так, на весенние, летние (береговые) и зимние пастбища существуют определенные границы. В пределах их лопари пользуются ягелем и блюдут его сохранность. Относительно летних пастбищ подтверждением может служить следующее: лопари семиостровские недовольны тем, что иокангские хозяева, выпуская оленей на левый берег Иоканги до Савихи, тем самым пользуются пастбищами не только своими, но и семиостровскими. Другой пример: иоканчане всеми мерами противятся проникновению ижемцев в прибрежную полосу тундры от р. Западной до р. Иоканги, хотя сами (временно) ею не пользуются по причине, излагаемой ниже. Прибрежные острова, где пасутся ручные олени, считаются неотъемлемой собственностью близлежащего погоста. Чувство собственности на пастбища, расположенные во внутренних частях Летнего Наволока, сказывается в меньшей степени, и лопари, хотя и считают, что ижемцы, занявшие эти части тундры, пользуются ими незаконно, все же не противятся им так, как занятию ижемцами прибрежной полосы или зимних площадей выпаса... Из таблицы, карты и вышеочерченных границ пастбищ видно, что, тогда как весенние, летние и осенние пастбища не имели строго очерченных границ, а зимние в 1927 году имели определенные районы выпаса, вследствие чего не вся площадь использовалась одновременно. Один лопарь объяснил мне, что остальными пастбищами пользуются в зависимости от их состояния, т.е. когда ягельники оказываются достаточно использованными, лопари меняют места выпаса, а покинутые оставляют для восстановления их. Подтверждением этого могут служить данные карты: на территории пастбищных угодий расположены кинтища бывших погостов, вокруг которых в свое время выпасались стада. Предполагаю, что точно таким же способом используются и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz