Эрштадт, А. М. Лексика традиционных хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) : специальность 10.02.02 – языки народов Российской Федерации (урало-алтайские языки) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Эрштадт Александра Михайловна ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» ; науч. рук.– д-р филол. наук, проф. Иванищева Ольга Николаевна. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 320 с. – На правах рукоп.
188 Своего оленя они высоко ценят и описывают приблизительно так: «постановный», тело и шея длинные, ноги тонкие и высокие, зад круглый; мех гладкий, не мохнатый, «красной масти», т.е. светло-коричневого оттенка, приблизительно цвета венецианской краски либо серый и, наконец, белый и красно-черный; именно эти масти очень ценятся, когда животные покупаются «живком» [ЧРН 1930а, 23-24]. руччкесъ пяццък - желто-коричневый [ГП; ГТ]. Комм.: руччкесъ - желтый [СРС, 301]; 1) желтый; 2) оранжевый; 3) коричневый [ССРРС, 83]. сереавей - грязно-белый [ЮА]. чоахпесъ - черный [ГП; ГТ]. Комм.: чоаhпесъ - черный, темный [СРС, 397]; чоахпесъ - черный, темный [ССРРС, 106]. čusjvex - серый (олень) [КРТ 2009, 142]. čusss - белолобый [КРТ 2009, 142]. Дареные олени ажънййт - олененок (самка) или важенка, подаренная отцом (напр. дочери на свадьбу) [СРС, 20]. Комм.: При рождении отец дарил новорожденному важенку, мать - овцу [ХРЗ 1890, 309]. Приплод от этих животных становился собственностью ребенка. Иногда такой подарок делался при крещении. Если родители были богаты, то одаривали ребенка и при родах, и при крещении, и при появлении первого зуба. Обычай этот был распространен как у скандинавских, так и у русских саамов [ВЛК 1996, 53-54]. Отец наделяет всегда новорожденного младенца одной ланью, и особливым замечает оную клеймом, которое в последующее время бывает заручительным нового сего члена общества знаком; приплод же от такой подаренной младенцу лани почитается его собственным, а не к общему наследству принадлежащим имением [ГРГ, 55]. От отца новорожденный получал в подарок важенку (оленью самку), а от матери - овцу. Животных метили тамгой новорожденного, и они вместе с будущим приплодом становились его собственностью. Сын получал этих животных в случае раздела семьи, а дочь - при выходе замуж [ЛУК 2003б, 114]. Во время свадебного застолья собирались подарки для молодых. Родственник жениха обходил гостей с большой деревянной тарелкой - карръ. Молодым дарили деньги, предметы домашнего обихода. Если в карръ клали спичку, значит, дарили оленя, если спичку надламывали и углом втыкали в мякиш, в дар шла важенка. Олень всегда считался самым ценным подарком [БЛШ, 96]. После того, как все выпили по два стакана, сватьи взяли тарелку, накрыли ее белой тряпкой (платком), положили небольшие корки белого и черного хлеба, немного соли, два куска сахара и поставили две рюмки. Молодые встали, взяли тарелку и стали подносить угощение всем, начиная с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz