Эрштадт, А. М. Лексика традиционных хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) : специальность 10.02.02 – языки народов Российской Федерации (урало-алтайские языки) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Эрштадт Александра Михайловна ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» ; науч. рук.– д-р филол. наук, проф. Иванищева Ольга Николаевна. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 320 с. – На правах рукоп.
181 нескольким хозяевам, таких вожаков женского пола может быть несколько. Очень часто можно видеть, как большое стадо, не разделяясь окончательно, расползается на 3-4 части - «лоскута», причем «душой общества» в каждой части является какая-нибудь оленица; при некотором навыке, ее не трудно узнать по внешнему впечатлению, получаемому от всего ее облика и поведения [ЧРН 1930а, 46]. Колоколовые быки и важенки. Им принадлежит совершенно исключительная роль в оленеводческом быту западных лопарей. Уважение и любовь к ним со стороны человека велики. Несомненно, что колоколовые олени лопарей — это те же r ’awn ’mann ’alt и awdus vikke, о которых речь шла выше. Их свойство — быть центром внимания остальных оленей — лопари использовали в своих интересах и культивировали, что сказывается в том, что на особом ошейнике, украшенном красным сукном и бисером, им вешают колокольчик. Колокольчик встречается между прочим и на оленях, принадлежащих русским и финнам, но такой ошейник отсутствует. Прислушиваясь к звону колокольчика на вожаке, олени не расхо дятся на слишком большое расстояние. Благодаря этому лопари без особого труда отыскивают часть стада или все стадо, так как оно всегда ходит неподалеку от колоколовых оленей. Сами лопари на вопрос, зачем вешают оленям колокольчик, обычно либо уклоняются от ответа, либо объясняют, что так как олень пуглив, то звук колокольчика ему очень приятен, успокаивает его, он любит его, как человек песню и т.п. В категории колоколовых оленей можно видеть посредников между оленем и человеком. Для иллюстрации значения колоколовых оленей приведу пример. Когда мужчина почему- либо не может пасти стадо, то женщина, жена его, берет первым колоколового быка и ведет его на пастбище. Вслед за ним немедленно подымается все стадо и послушно шествует за хозяйкой и своим вожаком. На пастбище, перемещая его на разные участки, женщина с небольшой помощью собаки сдерживает стадо от разбредания и, как говорят, «держит стадо на руках». Тем же порядком она приводит стадо с пастбища домой [ЧРН 1930а, 56-57]. нюнэхъ - вожак, который уводит стадо за собой [АА]. нюнэхъ ёррък - олень, ведущий стадо за собой [БЛШ, 215]. нюнэхъ аллт - олениха, выбирающая путь [БЛШ, 215]. рёввт - самый сильный гирвас (напр. в стаде) [СРС, 290]. эввт пуаз - передний олень (идущий в стаде впереди) [СРС, 420]. эвтэх - олень-вожак (в стаде) [СРС, 421]. Комм.: В стаде выделяется вожак, который в период миграции ведет оленей в места нового обитания... Чтобы подойти к водоему, вожак выбирает наиболее безопасную дорогу [ЧЕР 1998, 52-53]. Помимо рядовых вожаков, выделяются... awdus vikke - вожак «передовик»; наиболее точно было бы выражение «душа общества» быков, т. е. холощеных самцов в то время, когда мужская часть стада оленей пасется отдельно от женской [ЧРН 1930а, 46]. См. кёлл алтэнч.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz