Эрштадт, А. М. Лексика традиционных хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) : специальность 10.02.02 – языки народов Российской Федерации (урало-алтайские языки) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Эрштадт Александра Михайловна ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» ; науч. рук.– д-р филол. наук, проф. Иванищева Ольга Николаевна. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 320 с. – На правах рукоп.

ПРИЛОЖЕНИЕ 175 Тематический список лексики традиционных хозяйственных занятий кольских саамов с культурологическим комментарием ОЛЕНЕВОДСТВО ОЛЕНЬ пуаз - домашний олень [СРС, 268]; олень [ССРРС, 75; АА; ЗН; ГА; ГП; ГТ; ЛГ; ЮА]. Комм.: Олень в быту лопаря - все: и пища, и средство передвижения, и источник побочных заработков; вследствие чего без преувеличения можно сказать, что бюджет лопаря среднего достатка обеспечен оленем. Он же является живым запасом меховой одежды и обуви; иногда части его организма являются лечебными средствами. Он же служит материалом для некоторых изделий из рога и кости и, наконец, средством для умилостивления божества и хранителем человеческого счастья. Лопарь, у которого нет ни одного оленя, - бесталанный человек. Такова роль лопарской породы оленей, которую лопари отличают от иных пород. «Лопский олень истинно дикарского роду». Ход у него быстрый, в работе горяч и потому летом возить сани по земле не может. От своей породы лопари отличают, не говоря о самоедской, - карельских оленей «масти они той же, но немного повыше будут», тело же короче, зад как бы обрублен, а колени задних ног несколько отстоят назад [ЧРН 1930а, 23-24]. Олень дает населению тундры пищу и одежду, но кроме этого он же служит единственным средством передвижения и таким образом поддерживает рыболовство и охотничий промысел в тундре [КРЦ 1919, 3]. таввял пуаз - северный олень [СРС, 268]. Комм.: Северный олень является здесь незаменимым помощником человека. самое существование которого без этого животного было бы почти невозможным. Олень служит малым народностям севера, постоянным жителям тундр, не только для переездов, он же дает пищу и одежду. В большинстве случаев рыбный и охотничий промыслы в тундрах возможны только благодаря существованию оленя, который дает возможность местным жителям переезжать в нужные места самим и перевозить необходимые грузы [КРЦ 1933, 3]. Северный олень дает буквально все: жилище, одежду, пищу и средства передвижения. Самоедские «чумы» (род шалашей) обтянуты изнутри и снаружи оленьими шкурами, из оленьих шкур и оленьей шерсти изготовлены матрацы, подушки, одеяла, сиденья и проч. Из оленьих же шкур шьются «малицы» (верхняя меховая одежда - род женской рубахи с рукавами и отверстием для головы), «совики» (шапки), «пимы» (род меховых сапог - шерстью наружу), «лепты» (род меховых чулок - шерстью

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz