Эрштадт, А. М. Лексика традиционных хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) : специальность 10.02.02 – языки народов Российской Федерации (урало-алтайские языки) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Эрштадт Александра Михайловна ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» ; науч. рук.– д-р филол. наук, проф. Иванищева Ольга Николаевна. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 320 с. – На правах рукоп.

саамского языка, что составляет примерно 24% собранной лексики традиционных хозяйственных занятий кольских саамов. Выявленные в результате полевых исследований и сплошной выборки из лексикографических, историко-этнографических и учебных источников лексемы распределены по 3 тематическим группам: «Оленеводство», «Рыболовство», «Охота», соответствующим традиционным направлениям саамского хозяйства. В составе тематических групп выделены 24 тематические подгруппы (например, «Названия оленя», «Названия снаряжения оленевода», «Названия сетных орудий лова», «Названия промысловых животных» и др.) и 133 лексико-семантические группы (например, «Наименования самки оленя по возрасту», «Наименования инструментов и материалов для выделки шкур», «Наименования рыболовной сети», «Родовые наименования рыбы» и др.). Наличие в составе лексики традиционных хозяйственных занятий кольских саамов тематических и лексико-семантических групп наряду с общими семантическими признаками лексемного наполнения лексико-семантических групп, выявленными системными отношениями между элементами этих групп, а также способами номинации и словообразования свидетельствуют о ее системном характере. Парадигматические отношения в лексике традиционных хозяйственных занятий составили основу ее анализа в лексикографическом аспекте, в рамках которого выявлены основные содержательные характеристики концептов, отраженные в сознании носителей языка. В гносеологическом аспекте, заключающимся в обозначении границ знаний о реалиях саамской материальной культуры, анализ осуществлялся с опорой на фоновые знания носителей саамского языка и культуры. В ходе исследования установлено, что специфика отражения материальной культуры в лексическом составе саамского языка заключается в исключительной детализации при номинации различных реалий традиционных хозяйственных занятий, значимых для сознания носителей языка. Особая роль оленеводства в жизнеобеспечении этноса отразилась в языке в номинации оленя по признаку 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz