Ермолаев, Д. А. Звенья / Дмитрий Ермолаев. - Мурманск : [б. и.], 2010. - 255 с.

- Тамо далеко, далеко од мора, тамо е село мое, тамо е Србия... Эту песню - она называется «Тамо далеко», - сочинённую сербскими офицерами в годы Первой мировой войны, в изгнании, на острове Корфу, я пою с особым чувством. Пою, ощущая, что Сербия дей­ ствительно моя страна, пою, переживая, что по разным причинам не был там вот уже 12 долгих лет. Сербия - южный форпост православного славянства, землярус­ ской мечты, остров русской надежды. Кто-то прочтёт и фырк­ нет: «Славянофильские бредни»... Пусть так. Но какое, скажите, течение отечественной общественной мысли более славянофиль­ ства основано на любви?На любви к нашим братьям по вере и крови. Именно в этом заключается главный смысл славянофильства. По­ тому и назвал его Иван Аксаков «высшей христианской пропове­ дью». «Полно, - возразят мне, - ведь это же фантом, утопия». Поз­ вольте не согласиться. Не всё ещёрешено в славянских делах, и Рос­ сия не произнесла здесь последнего слова. И, может быть, не произнесёт ещё долго. Ну а о том, что происходило в минувшем, разве не предупреждал насДостоевский, утверждая, что «не будет у России и никогда ещё не было таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их осво­ бождёнными... Может быть, целое столетие, или ещё более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться власто­ любия России; они будут заискивать перед европейскими государст­ вами, будут клеветать на Россию, сплетничать на неё и интриговать против неё... России надо серьёзно приготовиться к тому, что все эти освобождённые славяне с упоениемринутся в Ев­ ропу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, итаким образом должны будут пе­ 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz