Ермолаев, Д. А. Звенья / Дмитрий Ермолаев. - Мурманск : [б. и.], 2010. - 255 с.

Родная речь за границей воспринимается по-особому. Привет­ ствие, которое в России почти наверняка пропустил бы мимо ушей, трогает, умиляет. Как всё-гаки проявляется в языке характер народа. Взять хоть то же «здравствуйте»: в западных странах оно звучит совершенно прагматично, по-деловому, наподобие вопроса «Как дела?». А в устах славянина превращается в широкое, как Волга, раздольное и добродушное пожелание здоровья и благопо­ лучия. Кстати, довелось как-то слышать, что буквальный перевод того же слова с китайского означает: «Вы сегодня уже ели?» Словно продолжая мои «языковые» размышления Микит Ива­ нович начинает объяснять, как появилось название - сколты. - Оно возникло в XVIII столетии, раньше просто не было в нё необходимости. Именно тогда, два с лишним века тому назад, здесь стали появляться первые саамы лютеранского вероисповедания, которые, как и сборщики дани, приходившие с норвежской сто­ роны, не знали русского языка. Поэтому вопрос «Из Колы ты?» - ставил их в тупик, и они воспринимали его как самоназвание моего народа. Из Колы ты - сколты, - это означает ни что иное, как народ с Кольского полуострова, то есть то, что наши предки были связаны с Россией. Разумеется, есть множество других гипо­ тез происхождения этого слова, но это моя версия. Впрочем, сей­ час проблема даже не столько в том, откуда что произошло, сколько в том, что наименование «сколты» вытесняется другим - «восточные саамы». А это в свою очередь приводит к тому, что нас начинают отождествлять с саамами, причём с саамами запад­ ными, меж тем как мы этнически вполне самостоятельны. По окнам барабанит дождь со снегом, а мы сидим в уюте, в тепле и слушаем рассказы Микита Ивановича. А рассказать ему есть о чём. Взять хотя бы предание о кресте преподобного Три­ фона. Немного дальше к северу в Нейденской губе, среди мрачных теснин Кеафьорда возвышается неприступная скала Акку-пахта, что в переводе с саамского означает «старуха». С незапамятных времён служила она местом языческих жертвоприношений, пого­ варивают, что и человеческие жертвы тоже приносили здесь, сбра­ сывая людей со скалы. Когда сколты стали креститься, принимать православие - саамские колдуны-нойды ответили на это усилен­ ным жертвоприношением. Узнав о нём, Трифон «возгорелся духом 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz