Ермолаев, Д. А. Звенья / Дмитрий Ермолаев. - Мурманск : [б. и.], 2010. - 255 с.
Среди «золотых снов», убаюкивавших нас на пути к далёкой и, как выяснилось, несбыточной мечте особое место занимают фантастические проекты переустройства Севера, Арктики. Об одном из них, связанном с Мурманском, и пойдёт сейчас речь. В первые дни Великой Отечественной войны, перед отправкой на фронт писатель Александр Казанцев отнёс директору Детиз- дата рукопись, в которой были и такие строки: «Паровоз залился протяжным, пронзительным свистом. Эхо вернуло этот свист, словно где-то далеко за низкорослыми деревьями проходила дру гая линия железной дороги, по которой тоже мчался поезд на север... Зазвенели сцепки. Поезд замедлял ход. Последняя станция: остался ещё один перегон. Не заходя в Мурманск, поезд повернёт на ветку, идущую к станции «Арктический мост». Нет такой станции на Кольском Севере. И никогда не было. А вот эпоха освоения Арктики: когда гремели имена челюскинцев и папанинцев, когда первыми Героями Советского Союза стано вились полярные лётчики, когда совершали перёлеты через Северный полюс Чкалов и Громов, - такая эпоха была. Она-то и повлияла, как вспоминал позже сам Казанцев, на возникновение идеи «со единения Европейского и американского континентов по прямой линии через полюс. Но не по воздуху, а подо льдом, на стометро вой глубине подводным плавающим туннелем. Тросы на якорях удерживали бы его от всплытия. Если создать в туннеле вакуум, то поезда, не испытывая сопротивления, способны двигаться в нём со скоростью тысяч километров в час, притом без затраты авиа ционного горючего. Никакому реактивному топливу не выдер жать конкуренции с дешёвой электрической тягой! Арктический мост представлялся новым средством связи между континентами». Это был второй роман писателя. Первый - «Пылающий ост ров», переведённый на многие языки, так и остался самым извест ным. Но, справедливости ради, отметим, что «Арктический мост» уступал ему ненамного. Согласно фабуле романа, подводный тун нель из Мурманска в Америку, сооружаемый по проекту русского инженера Андрея Корнева, начинают строить одновременно с двух сторон: из Советского Союза и из США. Но если в СССР строители борются только с арктической стихией, то в Штатах, «в обществе чистогана» есть силы, пытающиеся, с одной стороны, 236
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz