Ермолаев, Д. А. Звенья / Дмитрий Ермолаев. - Мурманск : [б. и.], 2010. - 255 с.

Бранко показывает нам образцы винчанской керамики, изде­ лия из камня, кости, глиняные фигурки женщин. - Это была высококультурная цивилизация, - замечает он. - Её разрушили варварские племена, кочевники. И после паузы заканчивает мысль: А нынешние кочевники хотят разрушить нас. Я понимаю, о чём он. Это не только про Сербию, но и про Рос­ сию тоже. Об этом знаменитое рубцовское: Россия, Русь! Храни себя, храни! Смотри, опять в леса твои и долы Со всех сторон нагрянули они, Иных времён татары и монголы. Да и Кипра-то Филатов сложил голову разве не в борьбе с ко­ чевниками: новыми кочевниками, пытавшимися насадить всюду новый мировой порядок. Горько, что ныне история повторяется. Но вот и главная цель нашей поездки - село Ритопек. В этом месте осенью 44-го войска Третьего Украинского фронта пере­ правлялись через Дунай. Здесь, если верить Госпаве Гойкович, должно быть большое русское кладбище. Спрашиваем у сельчан. Никто ничего не знает. Наконец какая- то женщина сообщает нам, что на горе над Ритопеком стоит па­ мятник, на котором, вроде бы, были имена и фамилии русских солдат. Полчаса - и мы на вершине. Внизу, сверкая на солнце, мед­ ленно и величаво несёт свои волны могучий Дунай. На другом, равнинном его берегу поля, поля, поля - на много километров, до самого горизонта. Прямо под нами черепичные крыши и сады Ри- топека. Рядом высокая стела, увенчанная красной звездой - чет­ вёртый, как я потом узнал, по величине в Югославии памятник погибшим русским воинам. Но никаких имён и фамилий на нём нет. На ступеньках постамента сидит старик и, похоже, как и мы, любуется пейзажем. Заводим беседу. Дед Жико помнит войну, в сорок четвёртом ему было 14. - Всю жизнь здесь прожил, в Ритопеке. Видел, как переправля­ лись русские. Жаркое дело было, много их полегло. Когда Тито поссорился со Сталиным, у нас стали говорить, что Белград осво­ 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz