Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
Внимание, мотор! Кадр из фильма «Семнадцатый трансатлантический Кадр из фильма «КараванРС)17> Мурманское кино (Продолжение. Начало в № 146-150, 237.) 7. ДВА ФИЛЬМА ОБ ОДНОМ КОНВОЕ Страшное, тяжелейшее лето сорок вто рого. Немцы рвутся к Волге. Эвакуирован ная на Урал оборонная промышленность еще не набрала обороты, и потому на фронте не хватает танков, самолетов, бое припасов. Мурманск, почти полностью раз рушенный фашистскими бомбами, испепе ленный огнем только что случившегося жесточайшего пожара, ждет ленд-лизов- ских поставок. И союзные конвои с во оружением один за другим прорываются к русскому заполярному порту. В эти же дни премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль пишет Сталину: «Вы можете на нас рассчитывать в том, что мы поможем Вам всеми средствами, имеющимися в на шем распоряжении...». И конечно, не зна ет, что спустя 30 лет его письмо послужит вступлением к фильму, рассказывающему о трагической гибели конвоя, получившего кодовое наименование PQ-17. В основе картины лежали подлинные исторические события. Союзный караван, шедший из Исландии в северные порты СССР, в Баренцевом море по приказу ан глийского адмиралтейства бросили кораб ли охранения. То ли английские адмиралы испугались грозного немецкого линкора «Тирпиц», то ли, наоборот, решили поймать его «на живца» в виде оставленных без прикрытия транспортов - есть и такая вер сия. Как бы то ни было, авиация и подвод ные лодки фашистов конвой разгромили, из 34 судов до Мурманска и Архангельска добрались единицы. О мужестве, стой кости и героизме, проявленных в морском сражении экипажами почти безоружных, мирных пароходов, и должна была расска зать лента под названием «Семнадцатый трансатлантический». Съемочная группа киностудии имени Довженко во главе с заслуженным деяте лем искусств УССР режиссером Владими ром Довганем появилась в Мурманске в конце июля 1971 года. - В центре нашего повествования, - пояс нял Владимир Захарович корреспонденту «Полярной правды», - судьба экипажа со ветского транспорта «Кузбасс». «Кузбасс», как говорится, - образ собирательный. В караване PQ-17 шел «Донбасс», а в шест надцатом конвое был ставший легендар- ным и орденоносным транспорт «Старый большевик». Он горел. Его морякам пред лагали покинуть судно и спасаться самим. Но силен был боевой дух экипажа. Борясь с огнем, отбивая атаки фашистских само летов, моряки «Старого большевика» су мели выстоять в бою и добраться до порта. Словно бы идя за судьбой своих прототи пов, моряки «Кузбасса» в фильме борются не щадя сил, спасают драгоценный груз, доставляют его по назначению. Жанр задуманной картины определял ся как героическая драма. Его сценарий написал бывший офицер-североморец Константин Кудиевский, ставший на граж данке писателем-маринистом и уже рабо тавший с Довганем над фильмами «Трое суток после бессмертия», «Обгоняющая ветер», «Назовите ураган Марией». До приезда на Кольский полуостров некото рые кадры отсняли на Черном море. Ра ботали и в павильоне в Киеве, где нахо дился наиболее удобный для проведения комбинированных съемок единственный в стране бассейн, построенный с искус ственным рисованным фоном. Часть эпи зодов, связанных с пожарами на судах, с тонущими кораблями, сделали именно там. Однако главные события ленты сни мали на Кольском полуострове. К примеру, в Мурманском торговом порту, где была воссоздана обстановка военного време ни. Моряки, возвращавшиеся из рейсов, с удивлением смотрели на изменившиеся до неузнаваемости причалы, на «Кузбасс» с установленными на нем зенитными пушка ми и пулеметами. Правда, кое-кто все же угадывал в этом закамуфлированном па роходе углерудовоз «Художник Крайнев». Труднее всего, пожалуй, пришлось кине матографистам в море, где работали над батальными сценами. Но благодаря сме калке и творческому подходу к делу эки пажей задействованных в съемках судов справились и с этой задачей. О том, как делались кадры боя, на страницах книги «Из Поморья - в океан» вспомнил ее автор - заслуженный полярный капитан Леонид Селиверстов. «Суть заключалась в том, чтобы наш ще голеватый, опрятный «Немирович-Данчен ко» на время преобразить в иностранный, подбитый бомбовыми ударами немецкой авиации транспорт, который с креном на борт, дифферентом на нос и большими пожарами на палубах продолжает идти в составе конвоя к советским берегам. Мо ряки... начали активно и увлеченно «раз делывать» будущего «артиста». Перво-на перво закрыли парусиной марку с серпом и молотом на дымовой трубе. Затем замале вали временно название на бортах судна, развели и установили в обезображенном виде грузовые стрелы, судовые шлюпки, нагромоздили на палубах какое-то подо бие разбитых и разбросанных ящиков, бо чек, создали настоящие завалы. Я только удивлялся изобретательности этих ребят. На мостике, на носу, корме и в двух трюмах с открытыми люками установили ведра и бочки с промасленной паклей и ветошью. Много чего смастерили моряки. А кинош ники... как-то потерялись в этом бурном водовороте фантазии и активности судо вых энтузиастов... Поступила команда к движению... От зажженной в многочис ленных бочках ветоши судно буквально утонуло_ в густых клубах дыма. Дали не большой ход вперед и пошли по указан ному курсу на съемку. Естественно, «Не- мирович-Данченко» был здесь не одинок. Около десятка других судов тоже каждое по-своему имитировало участие в том тра гическом союзном конвое. Картина была захватывающая: горящие, полузатоплен ные транспорты, по флангам время от вре мени скользят одинокие военные корабли эскорта, пролетают самолеты, немного в стороне всплывает подводная лодка. Все - как на войне. Вероятно, съемка прошла успешно - дублей не было». Для участия в массовке кинематографис ты пригласили всех желающих мурманчан объявив набор через «Полярку». Платили по три рубля в день - вполне приличные по тем временам деньги. Жители областного центра, ставшие на короткое время артис тами, трудились не за страх, а за совесть - «горели», прыгали в ледяную морскую воду. Рядом с ними работали профессионалы - Александр Лазарев, сыгравший отважного капитана «Кузбасса» Лухманова, Констан тин Параконьев, исполнивший роль судово го помполита Саввы Ивановича, Борислав Брондуков, перевоплотившийся в балагура рулевого Семячкина. «Северный» этап ра боты над фильмом продолжался несколько месяцев. Уезжая, Довгань отмечал: - Даже короткое пребывание в Мурман ске показало доброе, душевное отноше ние ко всем нашим просьбам, связанным со съемками фильма, со стороны руково дителей Мурманского морского пароход ства, торгового порта, командования Крас нознаменного Северного флота... Нам очень хочется, чтобы фильм был достоин тех высоких духовных порывов, которыми жили наши герои. Картина вышла на экраны спустя год осенью 1972-го. Разумеется, в Мурманске к ней отнеслись с особым вниманием. Любо пытная деталь: смотрели ленту и моряки с «Немировича-Данченко» во главе со своим капитаном, пришедшим в кинотеатр с суп ругой. По мнению Селиверстова, эпизоды с участием его теплохода «выглядели очень впечатляюще. По крайней мере моя жена держала меня за рукав и взволнованно спрашивала: «Как это вы шли - все горит, судно тонет?!» Моя дорогая славная женщи на, шли мы хорошо. А вот как шли те ребята - американцы, канадцы, англичане, русские моряки - участники того трагического кон воя PQ-17 в роковом 1942 году - теперь даже приблизительно страшно представить». В целом и критики, и зрители были к фильму благосклонны, хотя не обошлось без претензий, главной из которых стало несоответствие названия ленты ее со держанию. В рецензии на фильм, опуб ликованной в «Комсомольце Заполярья», известный краевед Владимир Сорока- жердьев писал: «Ни режиссер, ни редак тор картины не удосужились посмотреть в словарь и расшифровать слово «транс атлантический», что дословно означает движение через Атлантику. С каких это пор на советский Север из Исландии ста ли ходить не через Норвежское и Барен цево моря, а через Атлантику?» По словам Сорокажердьева, он лично обращал вни мание помощника режиссера на эту ошиб ку, но получил ответ, что сделать ничего нельзя, поскольку название уже утверж дено. Обсуждали в прессе и другие недо статки: то, что «Кузбасс» выходит из боя таким же чистеньким и беленьким, как был до него, что в момент наивысшего напряжения сил в борьбе за жизнь транс порта механики флегматично «починяют» «Домфильм» из Санкт-Петербурга умуд. рилась превратить трагедию каравана в «мыльную оперу» на военную тему. «Корабли, как и люди, умирали по-рад- ному... Иные встречали смерть в торжест венном молчании, только потом из-под воды слышался долгий зловещий гул,. Другие жалобно стонали сиренами... Иног да они тонули сразу, и люди не успевали покинуть их отсеков и коридоров, похожих на мифические лабиринты. Другие, напро тив. стойко выдерживали взрыв за взры вом, будто понимали, что надо держаться, пока не спасутся люди. А потом корабли с ревом зарывались в пучину, яростно сверк нув на прощание «глазами» - окнами своих рубок». Так описывал Пикуль разгром PQ. 17. Передать это настроение на экране не получилось. Более того, прошедший в 2004 году по каналу «Россия» многосерий ный фильм «Конвой PQ-17» при всем же лании нельзя отнести к лучшим образцам отечественного кино. У нас на Севере он и вовсе вызвал бурю возмущения. В ток числе у ветеранов. - Я не хотел бы разговаривать об этом фильме, - рассказывал тогда корреспон д е н т у «Полярной правды» участник Вели кой Отечественной войны Борис Хлебни ков. - Кто был консультантом? Почему так безобразно показан Северный флот? / все это на фоне немецких моряков, кото рые выглядят достойно! Зрителям говорят - это сторожевик «Белуга». А на самом дел; на экране маленький портовый буксир, на который положите две глубинные бомбы и он пойдет ко дну. Все снято небреж«о. Это заметно во всем. В отношении к фор ме, званиям. Например, на командующей Северным флотом надели фуражку и чер ными нитками пришили белый кант. Тут же его называют главнокомандующим. Меже' быть, для авторов фильма все это мелочи но их очень много, и кажется, все сделано чтобы с негативной точки зрения показать наш флот. Впечатление от фильма плохое Сергей Харламов, актер Мурманского областного театра кукол, едва не получив ший в картине одну из главных ролей, зе итоге сыгравший начальника госпиталя свое отношение к «Конвою PQ-17» называ ет сложным. - Мне это было интересно как первый кинематографический опыт, но сам фильм получился поверхностным. Сценарий доду мывался на ходу, и далеко не всегда имп ровизации были удачными. Нет глубин-ого проникновения в тему, как, скажем, в «Тор педоносцах» или в «Проверке на дорогах-’ Алексея Германа. Мне кажется, режиссес снимал как бы со стороны. Нет атмосферы того времени, потому фильм и не очень нра вится. Режиссер не должен быть со сторо ны, если хочет, чтобы ему поверили. Рядовые зрители порой оценивал! фильм еще жестче. Вот один из отзывов двигатель, мирно беседуя между собой. Но это были частности, не изменившие общей оценки картины. «Сценарист, постанов щик, весь творческий коллектив добились главного, - сообщала «Полярка», - они со здали правдивый, волнующий, публицис тичный фильм». «Семнадцатый трансат лантический», в котором впервые языком кино было рассказано о союзных конвоях, на многие годы стал непременным участ ником всех областных кинопоказов к юби леям разгрома фашистов в Заполярье, ко Дню Победы. Его бесчисленное количес тво раз крутили в городах и поселках, на лесопунктах и рыболовных траулерах, в воинских частях и на кораблях Северного флота. Одна из копий картины как свиде тельство ее завидной экранной судьбы и ныне хранится в Государственном архиве Мурманской области. Почти в то же время, когда шла работа над лентой «Семнадцатый трансатланти ческий», появился написанный в 1970 году роман Валентина Пикуля «Реквием кара вану PQ-17». Книга и фильм, созданные не зависимо друг от друга, рассказывали об одном. И когда спустя, как в сказке, трид цать лет и три года «Реквием», ставший уже классикой отечественной маринисти- ки, задумали экранизировать, внешне все было похоже: сюжет, посвященный гибели конвоя, морские съемки, участие мурман чан, которое на сей раз не ограничилось массовкой - им достались даже неболь- Р°£и' на этом сх°Дство кончается, ибо работавшая над картиной компания опубликованный по горячим следам в Ин тернете. «Вялая, одеревеневшая режиссу ра и сумбурный монтаж Александра Котта порой откровенно тянут экранное время- конвой обязан промучиться восемь серий Герой «Бумера» актер Андрей Мерзликин ну совершенно безобразно сыграл капи тана субмарины К-21 Лунина. Героический кадровый офицер напоминает скорее го- поватого сверхсрочника». К сожалению, недостатки «Конвоя PQ' 17»: «легкое» отношение к истории, топор- ность и корявость повествования, подмена жизненной правды погоней за спецэффек тами и излишним натурализмом характер ны для многих картин современного рос сийского кино. И хотя, кажется, неуда43 недавнего сериала надолго отбила у кине матографистов охоту обращаться к «кон войным» сюжетам, хочется верить, что все это трудности роста. А поскольку военная тема для нашей страны неисчерпаема - когда-нибудь мы обязательно вернемся к судьбе разгромленного, но непобежден ного семнадцатого каравана. И появится новый фильм, в котором с учетом всех прежних достижений и ошибок, на новом уровне будет осмыслено наше героическое прошлое. И сниматься он, надеюсь, тоже будет в Мурманске - городе, куда в давние грозные годы сквозь кровь и смерть во что бы то ни стало стремились прорваться со юзные суда. (Продолжение следует.) Д“ р ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz