Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
Внимание, мотор! Мурманское кино добавить ложку дегтя в боч ку меда, стал врач В. Янов ский, отметивший, что «на общем хорошем фоне филь ма проскальзывают мелочи, которых могло и не быть. На пример, в мешках у кузнеца Вакулы хранился древесный уголь, но вылезший из одно го из них казак Чуб оказался чистым, а Голова после пре бывания в мешке стряхивает с себя что-то серое, удиви тельно похожее на пыль апа титового концентрата. А о че ревичках можно сказать, что размеры и форма их все-таки не соответствуют сказочным - выглядят они слишком боль шими». Но в целом лента была принята чрезвычайно тепло, о чем свидетельствует и отзыв газеты «Кировский рабочий», поместившей подборку мате риалов о картине под общим заголовком «Очень хороший фильм!». И все-таки главной, вершин ной в «мурманском» периоде творчества Александра Ар туровича Роу стала его рабо та над картиной «Морюзко» в 1964 году. Сказочную зиму снимали под Оленегорском. Почему именно там, пояснил директор картины А. Малин- ский: - Вблизи вашего города есть красивые лесистые места, снег держится долго, много солнца... Это нас и привлек ло. На двенадцатом километре в сторону Мончегорска по строили декорации. Первый съемочный день пришелся на 13 марта. По старой кине матографической традиции накануне пустили по кругу шапку, куда каждый клал де нежку - сколько не жалко - на праздничный банкет по слу чаю начала нового фильма, и разбили тарелку о штатив ки нокамеры - на удачу. Главную женскую роль - Настеньки, воплотившей, согласно мне нию критики, «идеал истинно русской, «тихой» красоты», исполнила Наталья Седых - в ту пору московская школьни ца. - Зимнюю натуру снимали на Кольском полуострове. - рас сказывала она. - Помню, зима в Москве уже заканчивалась, а там снега видимо-невиди мо! Очень красивая натура, ка к вы могли заметить. Мне пришлось временно оставить учебу в школе и ехать туда .С мамой, с учебниками. Поскольку в фильме участ вовали животные, киногруп па привезла с собой целый зоопарк: медведицу Маню, кошек, собак, птиц. Специ ально для сказочной тройки с Калининского ипподрома были выписаны великолеп ные кони. И все это большое беспокойное хозяйство раз местилось непосредственно в Оленегорске: актеры воз вращались после съемок в городскую гостиницу, там же, «на подворье», обитало кино шное зверье, ну а медведица «квартировала» в пристрой ке у городской бани. Работа шла непросто. Был сильный мороз. Иванушка - его сыграл Эдуард Изотов - в одной из сцен в поисках Настеньки бе гал по лесу и постоянно про валивался в снег - буквально по пояс. Проваливалась спер ва и начинающая актриса, пока кто-то из ассистентов не догадался подложить под елку, где она сидела, фанер ку. Но от холода фанерка не спасала. - Фраза из фильма «Тепло ли тебе, девица?» была ох ка к актуальна, - с улыбкой вспоминала потом Наталья Седых. - Мерзла я страшно! Особенно когда сидела под елкой. У Роу был очень хоро ший оператор - Дмитрий Су- ренский, у него всегда тща тельно ставился свет. Иногда по тридцать минут. И все эти тридцать минут я сидела в кадре на снегу. Слава Богу, со мной была моя мамулечка. Она не дала мне замерзнуть - отпаивала горячим чаем, подкармливала... Вы знаете, меня поразила удивительная природа Кольского полуос трова и воздух... По-моему, даже на экране видно, какой он чистый! Оленегорцы помогали съемкам ка к могли. Задей ствована была вся местная власть: председатель гор совета Бондарев, директор горно-обогатительного ком бината Панкрушин, а также работники Дома культуры, милиция. коммунальщики, медперсонал. Опекал кине матографистов секретарь парткома комбината Кавинс- кий. Участвовали горожане и в массовых сценах. Помните «разборку» с лесными раз бойниками. когда они были биты упавшими с неба свои ми же палицами. И здесь, и в других массовках играли оленегорские спортсмены, кружковцы из ДК и просто энтузиасты. Но, пожалуй, са мым замечательным во всем происходившем оставалось ощущение воплотившейся в жизнь сказки. - Удивительное это было зрелище. - поясняла горожан ка Татьяна Егоровна Полозо ва, - когда сани самокатные катили по снежной дороге в нашем парке, там, где летом у нас был пионерлагерь. А для Бабы-яги, роль кото рой в очередной раз с блес ком исполнил Георгий Милляр, в заполярном лесу соорудили деревянную избушку, приво дившуюся в движение с по мощью специальных рычагов. Вторую - танцующую - сделали из поролона. Из него же изго товили и костюмы трухлявых пней. Согласно сценарию они нападают на Иванушку. Эду арду Изотову досталось: оле негорские статисты в образе пней весили очень даже не мало, и ему пришлось изряд но попотеть, прежде чем он сумел, ка к требовалось, вы бросить их из избушки на ку рьих ножках. Кстати, помогли северяне и самой Бабе-яге. Константин Браславский, яв лявшийся тогда директором городского спорткомплекса Оленегорска, выполнял за Ге оргия Францевича некоторые трюки. - В картине «Морозко», - рассказывал он, - я был дуб лером артиста, игравшего Бабу-ягу. Летал в ступе, бе гал босиком по снегу, прыгал через костер - словом, высту пал по полной программе ска зочного многоборья. Впрочем, и сам Милляр тоже показал, на что спосо бен, - спас фильм от уничто жения. Об этом позже пове дал второй оператор картины Владимир Окунев. - Дело было под Мурманс ком, в Оленегорске. Как-то мы возвращались со съемки очередного эпизода... На встречу местные мальчишки: «Скорее, скорее! Вашу плен ку водой залило!» Спусти лись в подвал, где хранили коробки с отснятым матери алом, а там потоп: прорвало трубы. Операцию спасения возглавил Милляр (в тот день он не был задействован в съемках). В одних трусах, по колено в воде, он передавал коробки с пленкой костюмер ше. Слава богу, ни один кадр не пострадал. В середине мая сказочный городок под Оленегорском опустел. Съемочная груп па, успевшая сдружиться со многими горожанами и даже выступить с импровизирован ной программой в местном ДК, уехала. Но сказка на этом не закончилась. Спустя семь месяцев, в декабре 64-го, на Кольский полуостров привез ли уже готовую ленту. - Нам советовали пере ждать холода и приехать к вам, когда будет тепло, - об ратился к зрителям со сцены Оленегорского ДК Александр Роу. - Но нам не терпелось скорее увидеться с друзьями. Ведь нас связывают более двух месяцев напряженной работы над фильмом. Нам помогали очень многие. Мы благодарны за эту помощь и самодеятельным артистам, и врачам, и работникам комму нального хозяйства, и мили ции. Мь! гордимся творческим содружеством с оленегорца- ми. А потом был сам фильм. И радость узнавания на экране - родных мест, друзей, знако мых. И снова - ощущение с ка з ки, воплотившейся в жизнь... Картину крутили тогда в ДК два дня при неизменно пере полненном зрительном зале. По всей стране и за грани цей «Морозко» прошел уже в следующем, 1965, году. Он завоевал Гран-при конкурса детских фильмов Венециан ского кинофестиваля, приз за лучший детский фильм Всесоюзного кинофестиваля в Киеве, серебряную медаль детского кинофестиваля в Тегеране. Среди главных до стоинств ленты рецензен ты в один голос отмечали потрясающую заполярную натуру. «Много прекрасных пейзажей видели мы в филь мах Роу, но, пожалуй, равных этому зимнему лесу нет», - писала кинокритик К. К. Па рамонова. Фильм был принят безоговорочно и сразу стал классическим. Но даже этот шумный успех затмила слава, ожидавшая картину в Чехос ловакии. С момента первого показа «Морозко», а по-чеш ски «Мразик», там почитают примерно ка к у нас «Иронию судьбы, или С легким паром». Без фильма Роу в Чехии до сих пор не обходится ни один новогодний праздник. Много летний обычай прерывался лишь однажды, когда после «бархатной революции» но вые демократические влас ти решили отвадить чешский народ от «вредной» привыч ки смотреть русские сказки. Мораторий длился недолго. Возмущенные чехи отвоевали право на полюбившуюся кар тину, и, дабы окончательно увековечить горячую любовь к ней, по мотивам фильма был поставлен мюзикл, выпу щено мороженое «Морозко» и компьютерная игра с таким же названием. Вдохновленный успехом ленты. Роу строил новые пла ны. Он хотел организовать на Кольском полуострове филиал киностудии имени Горького, чтобы удивитель ная мурманская природа и впредь помогала кинематог рафистам создавать новые картины. Однако не сложи лось. По тем или иным причи нам замечательный режиссер не работал больше в нашем крае ни над одним фильмом. Да и вообще таких чудесных, волшебных историй с тех пор в Мурманской области не снимали. А значит - самое вроде бы время написать, ка к водится: «Тут и сказке ко нец». Вот только я абсолютно убежден в том, что ска зка не кончается. Никогда. Хотя бы на экране. (Продолжение следует.) Первые пять глав исследования публициста Дмитрия Ермолаева «Мурманское кино» мы опубликовали в начале августа (№ 146 - 150). И вот - столь долгожданное продолжение темы. В ближайших номерах вас ждут рассказы о съемках на Кольском полуострове фильмов разных - о воинских подвигах и трудовых буднях, о совместной работе советских и норвежских кинематографистов, о развитии кинопроката. Автор и редакция будут благодарны вам за дополнения, уточнения и замечания. 6. ЗАПОЛЯРНЫЕ СКАЗКИ Зимний лес весь в инее с кружевным узором елок и сухих запорошенных ветвей, сияющий белизной чистого снега. Уходящие в облака, у к рытые туманами сопки и горы. Чистые, хрустальные, до дна прозрачные реки и озера... Тех, кто хотя бы немного зна ком с природой нашего края, убеждать, что на Кольском полуострове есть необыкно венные, чудесной красоты места, вовсе ни к чему. Они и так об этом знают. Безуслов но, знали об этом и кинема тографисты, не раз и не два Александр Роу. приезжавшие сюда в поис ках подходящей натуры для своих картин. В общем, рано или поздно Мурманская об ласть просто обречена была попасть «в сказку». А пото му нет ничего удивительного, что в один прекрасный день заполярные пейзажи стали частью сотворения на экране волшебного действа. Добрым чародеем, благодаря которо му заполярные пейзажи пре вратились в кадры и метры пленки, был Александр Арту рович Роу. Еще до войны он снимал в Апатитах кадры для своей первой полнометражной кар тины - первой отечественной киносказки «По щучьему ве лению», появившейся в 1938 году. Эта лента, поставлен ная по одноименной пьесе Е. Тараховской, в свою оче редь вобравшей в себя сюже ты четырех русских народных сказок, определила судьбу начинающего режиссера. Ис крометный юмор, удачный подбор актеров (один только Георгий Милляр в роли Царя Гороха чего стоит!), простые, но забавные трюки (говоря щая щука, бегающие ведра, разъезжающая по полям и лесам печь) давали все осно вания расценить картину де бютанта ка к большую твор ческую удачу. И, несмотря на упреки критики в «художест венной легковесности», в из лишнем «мистицизме», в том, что показанные чудеса возбу дят де у зрителей склонность к суевериям, ска зка ка к жанр с тех пор прочно утвердилась на экране. Способствовали тому и пейзажи, снятые у нас, в Заполярье. Второй раз Роу приехал на Кольский полуостров в марте 1961 года. Возглавляемая им съемочная группа киносту дии имени Горького работа ла здесь над фильмом «Ночь перед Рождеством» по одно именной повести Гоголя. До этого в Мурманской области снимали другие северные регионы страны, снимали Сибирь, Дальний Восток. Но Украину!!! На это надо было отважиться. Вчитаемся в дивные, почти поэтические строки классика: «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Гляну ли звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело ко лядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапо гом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только загля дывал в них украдкою , ка к бы вызывая принаряживавших- ся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами по валился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле». Где найти в нашем крае похожую натуру? Роу обна ружил ее под—Кмршском . В поселке «13-й километр» за несколько дней возвели «настоящую» малоросскую деревушку. Белые хаты и плетни тонули в сугробах пу шистого снега, поодаль про гуливались, перешучиваясь меж собой, парубки и гарные дивчины, среди которых на ходились и участвовавшие в массовке кировские рабочие, студенты, самодеятельные артисты. Вот разве что дым не шел из труб, а в осталь ном - все было натурально. Соответствовали гоголевско му тексту и подобранные ре жиссером актерские типажи: могучий Вакула, сыг ранный студентом Ки евского театрального института Тавровым, «красавица из кра савиц» Оксана - вы пускница студии при театре имени Франко Людмила Мызникова, неподражаемый казак Чуб, в роли которого снялся заслуженный артист РСФСР Алек сандр Хвыля, и, конеч но, та самая ведьма Солоха, блистательно исполненная Людми лой Хитяевой. И в повести, и в про цессе создания кино картины больше всех досталось черту. В него перевоплотил ся Георгий Милляр, к тому времени уже про чно известный всему населению страны ка к «народная Баба-яга Советского Союза». По Гоголю его и бьют, и используют в качестве гужевого транспорта, и окунают в прорубь. Милляр был «любимчиком» Роу, его близким другом, и режиссер хотел, насколько возможно, пожалеть актера. Сцену с прорубью планировали де лать в павильоне, но Георгий Францевич запротестовал. Поэтому снимали вживую, на взаправдашнем заполярном водоеме. Выдержавшему не сколько дублей в ледяной воде Милляру впору было присваивать звание «моржа». Кроме того, костюм черта ему поначалу сшили меховой, чтобы не простудился. Но он стеснял движения, и Милляр попросил изготовить другой костюм - холодный, но легкий и обтягивающий. В нем и ра ботал. В декабре 1961 года в боль шом зале Дворца культуры комбината «Апатит» состо ялся общественный просмотр нового фильма. Кировчане стали первыми его зрителя ми. Картину представляли специально приехавшие на премьеру второй режиссер В. Д. Лосев и Чуб - он же Александр Хвыля. Отзывы о картине жителей горняцкого города, многие из которых к тому же увидели на экране себя, были восторженными. Единственным, кто решился Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz