Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
Внимание, мотор! Мурманское кино (Продолжение. Начало в номерах 146 - 149.) 5. ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА Две стихии - море и небо, два оке ана - водный и воздушный. Здесь, на Кольском Севере, они соеди нены, слиты. В том числе и в кино, где «мурманские» фильмы о флоте соседствуют с картинами об ави аторах, также отснятыми в нашем крае. О них сегодня и вспомним... В прошлом году областной центр посетил с гастролями замеча тельный актер Сергей Никоненко. Когда журналисты спросили, до водилось ли ему приезжать сюда прежде, он ответил так: - Первый раз я был в Мурманске 41 год тому назад. Режиссер Егор Щукин снимал ленту о летчиках Заполярья «Места тут тихие», я иг рал в ней одну из главных ролей. И все лето 66-го года, с середины июня по конец августа, мы бороз дили и Баренцево море, и Белое, и на Кильдин ходили, и в Мирный. Так что кое-что повидали. Трески поели. Мы ее сами и ловили. Если бы, читатель, мы могли пе ренестись в то давнее время, ког да на Северном флоте снимался первый для нашего края «авиа ционный» фильм, то увидели бы в Североморске живописную груп пу военных, одетых в непонятную смесь из меховых курток, бушла тов, гимнастерок, кожанок и даже сшитых вполне по моде пиджаков. Среди этого веселого и дотошно го народа выделялся невысокого роста моряк в мешковатой, явно с чужого плеча, форме. Он бродил по городу, то и дело забывая при ветствовать старших по званию, и вполне закономерно попался на глаза патрульной службе. - Товарищ матрос! - Есть! Я! - моряк подбежал к на хмурившемуся капитану и неловко козырнул. - Почему не отдаете честь? По чему так к форме относитесь? Матрос нисколько не смутился - наоборот, он засмеялся, громко, весело, чуть ли не подмигивая офицеру. И сидеть бы нескладно му морячку суток десять на гаупт вахте, но... это был Сергей Нико ненко, вживавшийся в образ. Так что ситуация разрешилась, к об щему удовольствию, улыбками, автографами и полным взаимопо ниманием сторон. Ленту ставили по сценарию писателя Григория Свирского, в годы войны служившего на Коль ском полуострове техником в гвардейском авиационном полку, готовившем к полетам самолеты Сыромятникова, Сафонова и дру гих прославленных асов. Однако фильм, повествующий о ратном подвиге летчиков-североморцев, не документален. Ни один из его персонажей не имеет опреде ленного прототипа. Более того, в картине фактически нет главного героя. И это не случайно. Ее созда тели хотели показать кинопортрет боевого коллектива и намеренно не делали акцента на той или иной роли. Работала съемочная группа дружно, и вскоре местные жители к ней привыкли. И уже не удивля лись тому, что идет по улице Ми хаил Глузский, игравший штурмана Братнова, что в сторонке беседу ют с летчиками Николай Гриценко, перевоплотившийся в полковника Фисюка, и Павел Шпрингфельд, ставший старшиной Цибулько, что удивляется июньскому снегу Ан- хель Гутьеррес - «неунывака» Сан чес - испанец, сыгравший испанца. Картина вышла в прокат в 1967 году и в целом была признана удач ной. Но не обошлось и без замеча ний. Пожалуй, самыми придирчи выми ее критиками стали именно северяне. Некоторые отмеченные ими «недостатки» сегодня способ ны вызвать улыбку. К примеру, ка питан II ранга И. Колкер в статье «Против отдельных трактовок», опубликованной 15 июня 1967 года в газете «На страже Заполярья», писал, что «кажется все же не правомерным, чтобы важнейшая часть смысловой нагрузки фильма ложилась... на разжалованного штурмана... Ни к чему также было называть комсоргом девушку, ко торая появляется в фильме лишь для того, чтобы угостить летчиков спиртом из медицинских запасов. В третьих, вызывает обиду за высокообразованных советских командиров нарочитая грубость обращения, заданная авторами сценария отдельным действую щим лицам». Мурманскую взлетную полосу отечественного кинематографа продолжила появившаяся в 1971 году лента «Случай с Полыниным», которой в рамках нашего цикла пос вящен отдельный материал. Еще два года спустя на Кольский полу остров приехала съемочная группа киностудии «Беларусьфильм» во главе с режиссером Игорем Добро любовым - лауреатом премии Ле нинского комсомола Белоруссии. В Мончегорске гости из союзной республики работали над эпизо дами цветной, широкоформатной картины «Потому что люблю», по священной нелегкой службе на Се вере молодых летчиков-истребите- лей, преемственности поколений, крепкой мужской дружбе, любви и верности. В числе авторов сценария этого фильма был Борис Трунин - сценарист «Белорусского вокзала», а главные роли исполняли популяр нейший Николай Рыбников и Вален тина Теличкина - в ту пору одна из самых востребованных артисток страны. Впрочем, хоть сколь-нибудь шумного успеха картина не имела, и ныне ее помнят разве что знатоки истории отечественного кино. Чего никак нельзя сказать о фильме «Торпедоносцы», ставшем общепризнанной классикой и за воевавшем не только признание критиков, но и, что гораздо важ нее, зрительскую любовь. Между прочим, подзаголовок «Торпедо носцы» был еще у фильма «Места тут тихие». Но осталась под этим именем только лента, снятая ре жиссером Семеном Арановичем в нашем заполярном крае. « - Кадр двести двадцать четы ре, дубль первый! Все приходит в движение, «полу торка» своим ходом пошла вдоль рельсов, по которым плавно катит ся камера с оператором. В кузове, свесив ноги, сидят два летчика. Один из них, командир звена Алек сандр Белобров, главный герой фильма, роль которого исполняет заслуженный артист РСФСР Роди он Нахапетов», - так описывался в «Полярке» съемочный процесс. Сам Нахапетов об этой своей ра боте отзывался так: - Я исполняю роль старшего лейтенанта Александра Белобро ва, летчика-североморца... Роль трагическая, я бы сказал, даже лирико-трагическая. Это миро ощущение мне очень близко как художнику. Мало кто знает, что у Нахапетова был весьма своеобразный «конку рент». «Главным артистом» картины Аранович называл самолет Ил-4 - настоящую фронтовую машину, которую кинематографисты «взя ли в аренду» у музея ВВС Север ного флота. И хотя «ильюшин» не летал и пришлось дополнительно использовать два авиамакета, под линный торпедоносец оставался незаменимым. Будущего «героя» фильма обнаружили в тундре в 1979 году, в пятидесяти километрах юго-восточнее поселка Гремиха. Отдельные части Ил-4 подняли из болота с помощью вертолета, затем вывезли, восстановили. В найден ном самолете обнаружили останки неизвестного летчика. Одного из тех, чьей памяти и посвящен фильм, в котором удивительно сочетается документальное и художественное, героика и быт. Хмурое северное утро застает двух авиаторов - друзей, сосе дей - под домашним кровом: один блаженно просыпается в постели рядом с молодой женой, другой делает зарядку, старательно «вы жимая» чугунный утюг. В столо вой их командир - подполковник Фоменко заинтересованно спра шивает: «А варенье какое?» И удовлетворенный тем, что оно аб рикосовое, отдает команду на вы лет. Потом начинается «работа»: среди рвущихся снарядов, взмет нувшихся ввысь водяных столбов самолет рвется к цели - кораблю противника. С пробитым баком, го рящим мотором... В титрах «Торпедоносцев» зна чится, что автор сценария Свет лана Кармалита создавала его по фрагментам военной прозы Юрия Германа. Однако у писателя нет ни повести, ни рассказа сюжетно похожего на то, что происходит в картине. «Фрагменты прозы» - это дневники и записные книжки. Кар малита соединила воедино записи Германа о морских летчиках, сов местила людей и события. Снимали картину осенью 1982 года в Мурманске, Североморс ке, поселке Сафоново. В то время кое-где в гарнизонах еще остава лись бараки военных лет, деревян ные «трапы» и тротуары. Поэтому почти никаких декораций созда вать не пришлось. Торпедные ата ки снимали натурально, в воздухе с помощью офицеров-авиаторов Ю. Баринова и В. Сакевича. Рабо та над эпизодом, где горящий са молет покидает стрелок-радист, шла с участием мурманских спорт- сменов-парашютистов. «Удивительное мастерство и смелость проявил при этом пра порщик П. Шемякин, - отмечал 9 октября 1982 года в газете «На страже Заполярья» полковник В. Бондаренко. - Вот как это было. В воздухе из вертолета выбрасы вается манекен с парашютом и ус тройством для его поджога. Сра зу же за ним вертолет покидает Шемякин с кинокамерой в руках. В процессе снижения он снимал горящего «парашютиста». И так дважды». В течение двух месяцев кинематографисты отсняли весь необходимый материал. Помимо «штатных» Родиона Нахапетова, Веры Глаголевой, Станислава Са- дальского, Алексея Жаркбва к работе над фильмом активно при влекались моряки и авиаторы Се верного флота, а также члены их семей. Аранович любил снимать непрофессиональных артистов. Таков был его принцип. - Зачем мне приглашать актеров из Ленинграда или из Москвы, - по яснял он, - если я и здесь могу най ти, скажем, санитарку, которая го раздо грамотнее перевяжет раны. Те съемки не забыты их участ никами до сих пор. Вот лишь неко торые воспоминания, собранные журналистом Ольгой Чернышевой и опубликованные в мурманской прессе. «Отлично помню, как снимали фильм «Торпедоносцы». Дело про исходило в авиагородке. Была та кая сцена, когда Нахапетов спус кается по трапу с сопки, вроде как зимой. Весь в коже и мехе, а вокруг северные снега. А на самом деле эти кадры снимали летом (возле памятника авиаторам Великой; Отечественной войны). Подогнали «пожарку» и всю сопку залили пе ной - получилась зима». «Множество дублей было снято на аэродроме в Североморске-2. Народу запомнился Садальский- болтун. А больше всего в память врезалось, ка к одного из наших- сослуживцев загримировали под' фрица, замерзшего в самолете.- Посадили в кабину и мукой об сыпали. Вроде ка к иней на лице. Потом эту «маску» было весело смывать». «Еще один смешной эпизод. Мане кен нарядили в летное меховое обо рудование и на окраине аэродрома сбросили с парашютом. Он упал в сугроб. «Стоп! Снято! Манекен вези те сюда». Когда добрались до «пара шютиста», то он оказался без унтов. Их долго искали, но, естественно, ' ничего не нашли. Никто не верил, что по таким сугробам можно было подкрасться и «стырить» унты. Зря не верили... Как потом перед нашей «щедрой базой» отчитывались, уму непостижимо!» «В эпизодических и массовых ■ сценах обычно был задействован личный состав ближайших авиа частей. Многие до сих пор вспо -' минают, что молодежь на съемках расхватала все погоны старших , чинов, а старшим офицерам при- , шлось довольствоваться тем, что осталось». На прощанье североморцы пода- ■ рили всем членам съемочной груп пы тельняшки. Кинематографисты уехали. Разумеется, не весь на работанный на Севере материал вошел в итоговый вариант карти ны. При монтаже были исключе ны некоторые массовые сцены, например прощание летчиков с погибшими товарищами. Но глав ное и самое важное сохранилось. Сохранилось и название картины, несмотря на то, что авторы хотели его поменять на «Если свидеться нам не придется...». Так начина лось простенькое четверостишие, написанное на обороте фотокар точки, подаренной одним из лет чиков своей любимой. Но эпизод с карточкой тоже пришлось убрать. Поэтому черновое название «Тор педоносцы» стало официальным. Лента вышла в следующем -1983 году. Когда ее впервые показали в Мурманской области - признание было единодушным. Помню, как мы - еще школьники - с упоением пересказывали друг другу отде льные, наиболее запомнившиеся сцены фильма. А в 1986-м картина получили Государственную пре мию СССР - одну из высших тогда наград. В этом году «Торпедонос цы» отметили четвертьвековой юбилей. С тех пор появились и дру гие картины о летчиках, снятые на Кольском полуострове, но роднее и дороже по-прежнему нет. (Продолжение следует.) , ____а «Торпедоносцы». Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz