Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
Внимание, мотор! Мурманское кино (Продолжение. Начало в н ом ер ах № 146 - 148.) 4. НА ЭКРАНЕ - ФЛОТ Помню давнее, детское: холод ный, давно не знавший ремонта зал кинотеатра «Родина» в Севе роморске. Старые жесткие сиде нья с облупившейся краской, пер вый ряд.Утренний,десятичасовой, сеанс - 10 копеек за билет. Передо мной на огромном белом полотне уходит под воду «щука», погружа ется. оставив на палубе команди ра, ценой жизни спасающего от гибели лодку и ее экипаж. На это невозможно смотреть безучаст но, и соленая влага скапливается в уголке глаза, а потом, начинает медленно сползать по щеке. Я не смахиваю ее, потому что все равно в темноте никому ничего не видно. Прикосновение слезинки неожи данно согревает озябшую кожу. И на сердце тоже тепло - ведь все, о чем повествует фильм, близкое, родное. Пройдешьотсюданесколь- ко сотен метров, и уже залив, при чалы, корабли. В нашем классе у многих отцы военные. И мой тоже. Флот - короткое, как выдох, емкое слово присутствует здесь всегда, даже если речь идет о чем-то дру гом. Флот наполняет собой жизнь вокруг, придает ей особый смысл. Мы, дети, это чувствуем и сопере живаем. В том числе и в кино. Все началось в 1947 году, когда на Кольский полуостров приехал «Чапаев всех времен и народов» Борис Бабочкин. Приехал уже не как актер, а как режиссер, чтобы снять картину о действиях одно го из надводных кораблей Се верного флота во время войны. Съемки проходили в Полярном и на других флотских базах. Для подыскания лучшей «натуры» ки ногруппа на одном из судов выхо дила в открытое море. Фильм на зывался «Повесть о «Неистовом» и был сделан в рекордно короткие сроки. Первым съемочным днем стало 23 июня, а к 22 ноября лен та была окончена. Характерная деталь эпохи: коллектив кинема тографистов во главе с Бабочки ным победил в соцсоревновании, и ему было вручено переходящее Красное знамя - за быстроту. О своих героях-моряках режиссер писал: «Мне хотелось сделать их типичными, подчеркнуть в них не столько различие их индивидуаль ностей. сколько черты, общие для всех советских моряков. Такими чертами, по-моему, являются пре данность родине и долгу, чувство коллектива, скромность, душев ность и полное отсутствие сенти ментальности». Пока шла работа над «Повестью», пресса писала о ней с придыханием - еще бы, ведь снимал признанный киноклассик. После выхода фильма ситуация изменилась. Бабочкина упрекали в отсутствии героики, в обыден ности всего происходящего на эк ране. Оправдываясь, он отвечал критикам: «Я люблю действитель ность, окружающую меня жизнь неприкрашенной и считаю, что наша жизнь не нуждается ни в ка кой лакировке». В общем, первый блин вышел отчасти комом. Пропустим примерно четверть века и откроем флотскую киноис торию нашего края на главе под названием «Командир счастливой «щуки». Бригада подводных лодок серии «Щ», действуя на вражеских коммуникациях, наносит по нем цам удар за ударом, торпедируя транспорты с войсками и оружием. Дерзость и боевая удача одной из этих лодок, прозванной «счастли вой», вызывает серьезную тревогу в фашистском штабе. Командиру соединения противолодочных ко раблей приказано любой ценой потопить советскую субмарину. Начинается поединок, завершив шийся памятным мне с детства жертвенным подвигом. В отличие от «скорострельно го» Бабочкина режиссер Борис Волчек работал над своим новым фильмом два года. - Я побывал в Заполярье, - рас сказывал он потом, - и решил: снимать будем здесь. Здесь сама обстановка, сама природа спо собствуют раскрытию героичес кой темь;. Готовились кинодеятели основа тельно: на заводе «Севморпуть» сделали «счастливую «щуку», подогнав под соответствующие формы дизельную лодку 611-го проекта. Съемки продолжались несколько месяцев. Почти еже дневно подводники вместе со съе мочной группой выходили в море. Сотни погружений и всплытий, различных маневров - так, кадр за кадром создавался фильм. За канчивали картину в павильонах студии «Мосфильм». Там в нату ральную величину были воссозда ны отсеки подводного корабля, где и разворачивалось действие. В фильме играли известные артис ты. Роль командира лодки Алек сея Строгова. кстати, ласково называвшего своих подчиненных «щукарями». исполнил Петр Ве льяминов. комиссара Шеркниса - Донатас Банионис. Участвовали в эпизодах и моряки подводной лодки, на которой проходили съем ки. Позже на страницах «морского сборника» Вельяминов вспоминал об этой работе: «Первой мыслью было: «Справ люсь ли?» Не шутка - командир подводного корабля! Ведь зритель, особенно из числа специалистов не потерпит ни малейшей фальши. Для начала перечитал мемуары командиров подводных лодок. А потом, когда прибыли для съемок в Заполярье, подолгу беседовал с подводниками... Не скрою, на меня, Донатаса Баниониса, других артистов, режиссеров, операторов огромное впечатление произвели подводники. Нелегкая у них служ ба, суровы условия Заполярья. И как просто, без тени геройства де лают они свое дело. Нас поразили их повседневное мужество, ярко выраженное чувство долга и какая- то особая житейская мудрость». Картина, хоть и была не без ог рехов, все же. по общему мнению, удалась. Первыми ее увидели мо ряки-североморцы летом 1973 года. Тогда же, как признание за слуг, кинематографистам были вручены «командирские лодочки» - нагрудные знаки офицеров ВМФ, допущенных к управлению под лодками. Почти одновременно с лентой о «счастливой «щуке» на Северном флоте снималась другая картина - «Океан». В мае 1973 года в Северо морске, на улицах Морской и Сивко, где работали кинематографисты, можно было увидеть, как по припо рошенной снегом сопке шли. взяв шись за руки, две девочки-близняш- ки, а рядом с ними - морской офицер. На лицах девоиек - радость. Сегод ня они отправились гулять вместе с папой, только что вернувшимся с моря. Капитан второго ранга тоже довольно улыбался, по-доброму жмурился от веселых солнечных лучей. Стоит ли говорить, что се мейную вылазку «на природу» со провождали автомобили с эмбле мой «Мосфильма», а офицером был артист Николай Олялин, игравший командира противолодочного ко рабля Александра Платонова. Роль Олялину нравилась. «Образ Платонова. - пояснял он корреспонденту газеты «На стра же Заполярья», - мне дорог тем. что в его характере и поступках выражены большие мысли о чело вечности, о нашей морали, о сути истинного товарищества и воинс кого долга. За годы службы в Во енно-морском флоте Платонов не только приобрел жизненный опыт, но и стал коммунистом в самом высоком значении этого слова, ко мандиром корабля, которого зна ют и любят подчиненные». Сюжетную основу картины со ставила переработанная для кино пьеса Александра Штейна, автора сценариев к фильмам «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». Окончили военное флотское училище три друга. Каж дый пошел своим путем. Один - Слава Куклин - стал «сухопутным» моряком, служакой, приспособ ленцем. Второй - Саша Платонов - командует кораблем, решителен и смел. Третий - служащий под его началом Костя Часовников - то ли моряк, то ли поэт, сомневающийся в правильности сделанного выбо ра. Часовников решает оставить флот и посвятить себя литерату ре. Начальство медлит с ответом, а его друг и непосредственный начальник Платонов категори чески против. На этом и строится интрига. В финале Часовников ре шает навсегда остаться на флоте. Фильм был двухсерийным, цвет ным и снимался не без проблем. - Ехали мы в Заполярье с на деждой застать зиму, - огорченно сообщал журналистам режиссер картины Юрий Вышинский, - но на турные съемки... пришлось вести с некоторой поправкой. Завозили снег, включали ветродуй. Имити руя пургу, использовали мелко на резанную папиросную бумагу. Так что погода не очень-то считается с насущными потребностями и за просами «киношников». В картине был собран неплохой актерский ансамбль. Помимо Оля лина - Борис Гусаров. Кирилл Лав ров, Армен Джигарханян, Татьяна Самойлова, Наталья Белохвости- кова. Трудились они азартно, ув леченно. Однако с каждым днем подправлять и редактировать се верный климат становилось все труднее, и в конце концов работу решили продолжить в павильонах. Съемочная группа уехала. Год спус тя фильм был закончен. А когда картину показали по всей стране, на нее обрушился в соответствии с названием целый океан критики. Вот типичный образчик, взятый из статьи «Упрощение конфликта», опубликованной 14 ноября 1974 года в газете «Водный транспорт»: «Есть немало оснований полагать, - рассуждает ее автор А. Александ ров. - что в конфликте между Пла тоновым и Часовниковым сегод няшний зритель увидел недоверие к человеку И действительно, Пла тонов. искренне желая добра това рищу, действовал по примеру неко торых руководителей 40-х годов, как говорится, загонял человека палкой в рай... Вера Платонова ос новывается, прежде всего, на его собственном непререкаемом убеж дении, что «Часовникову нужен флот, а флоту Часовников». Это уже не вера, а волюнтаризм. Ни сам Часовников, ни флот не упол номочивали Платонова решать за них, кто кому нужен». И сам Олялин рассуждал о фильме и о своей роли уже совершенно по-другому. «Фильм неудачен, - отвечал он на соответствующий вопрос в газете «Комсомолец Заполярья». - Нет в нем тех людей, которых я уважаю и люблю. Вспоминать о нем, вот честное слово, больно. Ну, это у актеров к сожалению бывает не редко. Когда все твои творческие планы и замыслы разбиваются о множество... объективных факто ров... Это теневая сторона нашей работы». Тем не менее лента получилась знаковой. И прежде всего потому, что в ней впервые показали «лиш него» флотского человека - из тех, что в послеперестроечные годы, не найдя себя, во множестве увольня лись, уходили в запас. В семидеся тые, конечно, проблема не достига ла таких масштабов, но симптомы болезни определены верно, типаж схвачен четко, так что картина, на мой взгляд, пострадала больше по идеологическим, чем по художест венным. причинам. Оставим позади почти десятиле тие и из длинного перечня картин о флоте выберем еще одну - «Прав ду лейтенанта Климова». Для мур манчан знаменательна она прежде всего тем, что сделана по сцена рию нашего земляка - писателя Ле онида Крейна, представляющему собой его же переработанную по весть «Дуга большого круга». Этот фильм, поставленный режиссером Олегом Дашкевичем. - о подводни ках, об их повседневной службе, в которой есть место и обыденному, и героическому. Снимался он в на чале восьмидесятых в различных частях Северного флота. Главные роли исполнили популярные ак теры Андрей Ростоцкий и Юрий Каморный. К примеру. Ростоцкого, по воспоминаниям очевидцев съе мок, можно было встретить летом 1981 года в Североморске возле морского вокзала и легко узнать среди других находившихся там же флотских офицеров. Ведь, не смотря на теплую погоду, носил он черную фуражку и шинель, в то время как на остальных моряках были белые фуражки и «форма три». Что делать, согласно сюжету лейтенант Климов прибыл к ново му месту службы зимой. Картина вышла на экраны в 1982 году. Она получилась добротной, но особых лавров не снискала. И все же - ос талась памятной страницей в исто рии мурманского кино. Флотские фильмы последних лет требуют отдельного разговора. Пока же, подводя итоги, замечу, что ленты, о которых шла речь, - из самых интересных, неординарных. А в целом качество многих филь мов о флоте, к сожалению, остав ляло желать лучшего. Им часто не хватало глубины, знания морской службы, понимания флотских про блем. Еще в середине семидеся тых офицер-североморец капитан Іі! ранга Е. Никифоров высказался по этому поводу так: - Флот не дол жен служить лишь фоном, местом действия... Флотскому зрителю (да и не только флотскому) нужны не произведения однодневки с лен точками и якорями - внешними ак сессуарами морской формы, а та кие фильмы, где ставятся большие вопросы жизни военно-морского флота, где конфликты раскрыва ются с суровой и неоспоримой ху дожественной правдой». С ним и сегодня нельзя не согласиться. (Окончание следует.) Кадр из фильма «Повесть о «Неистовом» -.5 «аа . ......... . Кадр из фильма Командир счастливой «щуки> Дмитрий ЕРіѴ 11 "В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz