Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
38 . В Кандалакше снимались даже тюлени Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области «Классики и современники» - вы ходила когда-то такая популярная книжная серия. Причем нужно сов сем немного фантазии, чтобы пред ставить ее в киноварианте. А что? Это было бы здорово и к тому же вполне реально: зрительский инте рес велик, соответствующих филь мов - более чем достаточно. И неко торые из них снимали в Мурманской области. Вспомню сейчас только о двух таких картинах. Берегов не видно ни с той, ни с другой стороны. Безжизненно все вокруг. Лишь пароход, сверху кажу щийся букашкой, ползет и ползет, сгрызая, как древесину, волну за волной. Вдруг от солнца повалились на пароход самолеты, пластанули по нему пулеметными очередями, сбро сили черные, похожие на поросят, бомбы. Все это: и пароход, и самоле ты, и черные бомбы - останавливает ся, замирает, и в кадре появляются слова: «Этот фильм расскажет об одном из многочисленных эпизодов прошлой, Великой Отечественной войны. Произошло это на северной окраине нашей страны, в Белом море, весной 1942 года». Так начи нался сценарий «Не убий» писате лей Виктора Астафьева и Евгения Федоровского, который сам Астафь ев в одном из интервью оценил как «потрясающий». Кинокартину по нему снимали в Кандалакше весной 1983-го. - Потоплено транспортное судно, - пояснял режиссер «Мосфильма» Аркадий Сиренко. - Чудом остался в живых лишь один. Один среди бе лого безмолвия. Что дает ему силы выстоять? Что заставляет его, смер тельно измотанного, бороться с фа шистским летчиком-асом, который буквально охотится за ним с воздуха, и победить? Это я пытаюсь понять. По сюжету немцы, под началом опытнейшего пилота Хорста Бетге- ра, сперва топят судно, перевозив шее раненых, а затем методично расстреливают из пулеметов тех, кто уцелел. Варварство называлось «подчисткой с воздуха» и гарантиро вало фашистам сохранение их пре ступления в тайне, (ёрою картины, оставшемуся в одиночестве парень ку, вчерашнему школьнику Андрею Булыгину, надо пройти по льду поч ти 20 километров. Надо не потерять направление и не замерзнуть. Надо выжить, чтобы доложить о погибших, о зверствах врага. И еще надо не по пасть под пули упрямого Бетгера, ко торый поставил себе целью распра виться с «проклятым русским». Первые метры пленки были от сняты 3 марта в Петрозаводске. Но вскоре там потеплело, и в погоне за отступающей зимой киногруппа приехала на Кольский полуостров. Потом из Архангельска в Кандалак шу пришел пароход типа «Логгер», точь-в-точь такой, как суда, перево зившие в годы войны раненых и эва куированных. И работа закипела. Местные жители помогали созда нию фильма буквально на всех уров нях - от власти до рядовых горожан. Судите сами. К нуждам кинемато графистов проявляли пристальное внимание первый секретарь Канда лакшского горкома КПСС Анатолий Зайцев - будущий министр путей со общения РФ и председатель горис полкома Виталий (олубев. В киноте атре «Нива» благодаря поддержке его директора Маргариты Хокканен удалось организовать монтажную для работы с отснятым материалом. Сотрудник Кандалакшского локомо тивного депо Николай Обухов, вла девший машиной марки «Виллис», без разговоров предоставил свое авто для съемок нескольких эпизо дов. Токарь Кандалакшского меха нического завода, аквапангист-лю- битель Сергей Ладыгин, дублировал главного героя ленты. В солдатском обмундировании, с оружием он вы бирался из воды на льдину, теряя по ходу действия валенок и ступая на лед босой ногой. А еще горожане раздобыли необходимых для карти ны лошадей, ремонтировали кино- технику и, конечно, участвовали в массовке. Кое-кому из них пришлось выдержать немало испытаний на «тонущем» корабле и принять холод ную ванну в студеной купели Белого моря. так и удалось схватить одного из любопытных. Между тем весна внесла свои кор рективы в планы мосфильмовцев. Лед у Кандалакши стал таять. При шлось киногруппе переехать в Пал- кину губу, что у поселка Белое Море. Оттуда зима еще не ушла, и именно там экспедиция «Мосфильма» про вела последние съемочные дни. В финале картины Андрею Булыгину удается последним патроном про бить маслофильтр самолета Бетге ра, и немецкий ас бесславно гибнет. Фантазия авторов? Кинематографи ческий перехлест? Думаю, нет. Пе хота на том этапе войны отбивалась от фашистских летчиков как могла. Иногда и везло... Андрей дошел до побережья, и его подобрали свои. Премьера фильма, получивше го при выходе на экран название «Дважды рожденный», состоялась 21 мая 1984 года. А всего неделю спустя его показали в Кандалакше. Критики встретили ленту добро- Что касается профессиональных работников экрана, в ленте много действующих лиц и, естественно, было занято много актеров. Среди них - Нина Русланова, Татьяна Доги- лева, Юрий Назаров, Сергей Плотни ков. РольАндрея Булыгина исполнил 23-летний артист театра «Современ ник» Вячеслав Баранов. - В новом фильме играю парнишку, - пояснял Баранов. - Из этого возрас та вроде и вышел, но на то и кино. Больше всего пришлось повозить ся с водоплавающим актером. В одной из сцен голодный, замерзаю щий Булыгин видит рядом тюленя и пытается выстрелить в него. Но окоченевшие пальцы не слушаются, а животное тем временем отползает и скрывается в полынье. - Вначале мы хотели поймать тюленя на льду. Облетели а к ваторию залива на вертолете, но подходящей льдины найти не смогли. Надо было ловить в от крытой воде, - вспоминал при влеченный специально для этого дела госохотоинспектор Виктор Кобиняк. - Нашли такое место. Запаслись свежемороженой мой вой для приманки животных. Вот желательно, но сдержанно. Среди достоинств отмечали притчевый характер отдельных частей кинопо вествования, многие удачные сцены, точный выбор актера на главную роль. Среди неудач - отсутствие жанровой цельности, затянутость действия, провалы в напряжен ности сюжета. Виктор Астафьев оценил картину жестко: «Фильм... посредственный, хотя по материа лу, заложенному в сценарии, можно было сделать киношедевр». А вот еще одно его высказывание: «...Ре жиссер Сиренко сделал серенький фильм». Как бы то ни было, за ис полнение роли Андрея Булыгина Вя чеслав Баранов получил приз моло дежного Всесоюзного фестиваля в номинации «Лучшая мужская роль». Прошло всего два месяца после премьеры «Дважды рожденного», а под Кандалакшей уже шла работа над новой лентой, в основу которой легло произведение другого замеча тельного писателя - Юрия Казакова. Картина начиналась закадровым голосом главной героини: «А, сирота я...» Затем на экране появлялась сама девушка - худая, голенастая. Она сидела среди скал, у родника. Подносила к губам холодную воду в пригоршне, пила. Ветер трепал пря ди волос. Рядом на камне лежала почтовая сумка. Все это снимали в Ковде и Колвице. - Нас всех очаровали отзывчивые и добрые люди, прекрасные пей зажи, - делился впечатлениями от работы на Кольском полуострове ру ководитель киногруппы Марк Ружан- ский. - Мы увозим в Москву массу не забываемых впечатлений от встреч с кандалакшцами и жителями запо лярных деревень. Выбор кинематографистами места для съемок вполне объясним. Рас сказ Казакова «Манька» написан на северном, поморском материале, полон описаний природы, моря. Ну вот хотя бы: «Дует в лицо ровный морской ветер, несет удивительно крепкий запах водорослей, от кото рого сладко ломит в груди. По бере гам темных речушек, заваленных буреломом, журчащих и желто пеня щихся, зацветают к августу пышные алые цветы. Рвет их тогда Манька, навязывает из них тяжелые букеты». В общем, самый что ни на есть южно мурманский вид. Манька - почтальон. Она любит рыбака Перфилия, но тот тянется к другой девушке, Ленке. Если сле довать Казакову, Ленка отказывает Перфилию. Но в сценарии Елены Райской все иначе. В записке, пере данной рыбаку через почтальона, значится: «Золотой мой, желанный, приезжай сегодня вечером. Зацелую тебя насмерть. Жду». Манька узна ет об этом, совершив должностной проступок - вскрыв письмо. И сердце ее замирает от неразделенной люб ви. Потом автор и сценарист снова совпадают, повествуя о шторме и выходе на лодке в бушующее море, едва не погубившем, но в итоге сбли зившем Перфилия и Маньку. Кадры, поведавшие о веселых и грустных, лирических и трагических событи ях, произошедших в поморском селе и на рыболовецкой тоне, легли на пленку. Короткометражка «Манька», по ставленная режиссером эксперимен тального молодежного творческого объединения «Дебют» Анатолием Никитиным при участии киностудии имени Іорького и занимающая 24 ми нуты экранного времени, вышла тог да же, в 1984-м. Показывали ее в киноальманахе вместе с новеллой «Нам не дано предугадать». Главные роли в фильме исполнили выпускни ца Щукинского училища Ольга Они щенко, а также артист и каскадер Александр Карин. Жители Колвицы и Ковды сыграли в массовых сценах рыбаков-поморов, фактически са мих себя. В общем, остается только пожа леть, что киносерия под условным названием «классики и современни ки» по сию пору так и не состоялась. Польза от нее была бы и кинемато графу, и литературе. Но если бы она все-таки состоялась, очевидно, что Кольский Север внес бы в ее созда ние свой достойный вклад. (Продолжение. Начало в № 146 -150,237,238,241,245, 247 за 2008 г.;№49,52,54,58,63,130, 133,137 за 2009 г.;№90,95,104,139, 142,147151,156 за 2010 г.;№51,56,61, 71,76,84,134,140,153 за 2011 г.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz