Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

38 . В Кандалакше снимались даже тюлени Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области «Классики и современники» - вы­ ходила когда-то такая популярная книжная серия. Причем нужно сов­ сем немного фантазии, чтобы пред­ ставить ее в киноварианте. А что? Это было бы здорово и к тому же вполне реально: зрительский инте­ рес велик, соответствующих филь­ мов - более чем достаточно. И неко­ торые из них снимали в Мурманской области. Вспомню сейчас только о двух таких картинах. Берегов не видно ни с той, ни с другой стороны. Безжизненно все вокруг. Лишь пароход, сверху кажу­ щийся букашкой, ползет и ползет, сгрызая, как древесину, волну за волной. Вдруг от солнца повалились на пароход самолеты, пластанули по нему пулеметными очередями, сбро­ сили черные, похожие на поросят, бомбы. Все это: и пароход, и самоле­ ты, и черные бомбы - останавливает­ ся, замирает, и в кадре появляются слова: «Этот фильм расскажет об одном из многочисленных эпизодов прошлой, Великой Отечественной войны. Произошло это на северной окраине нашей страны, в Белом море, весной 1942 года». Так начи­ нался сценарий «Не убий» писате­ лей Виктора Астафьева и Евгения Федоровского, который сам Астафь­ ев в одном из интервью оценил как «потрясающий». Кинокартину по нему снимали в Кандалакше весной 1983-го. - Потоплено транспортное судно, - пояснял режиссер «Мосфильма» Аркадий Сиренко. - Чудом остался в живых лишь один. Один среди бе­ лого безмолвия. Что дает ему силы выстоять? Что заставляет его, смер­ тельно измотанного, бороться с фа­ шистским летчиком-асом, который буквально охотится за ним с воздуха, и победить? Это я пытаюсь понять. По сюжету немцы, под началом опытнейшего пилота Хорста Бетге- ра, сперва топят судно, перевозив­ шее раненых, а затем методично расстреливают из пулеметов тех, кто уцелел. Варварство называлось «подчисткой с воздуха» и гарантиро­ вало фашистам сохранение их пре­ ступления в тайне, (ёрою картины, оставшемуся в одиночестве парень­ ку, вчерашнему школьнику Андрею Булыгину, надо пройти по льду поч­ ти 20 километров. Надо не потерять направление и не замерзнуть. Надо выжить, чтобы доложить о погибших, о зверствах врага. И еще надо не по­ пасть под пули упрямого Бетгера, ко­ торый поставил себе целью распра­ виться с «проклятым русским». Первые метры пленки были от­ сняты 3 марта в Петрозаводске. Но вскоре там потеплело, и в погоне за отступающей зимой киногруппа приехала на Кольский полуостров. Потом из Архангельска в Кандалак­ шу пришел пароход типа «Логгер», точь-в-точь такой, как суда, перево­ зившие в годы войны раненых и эва­ куированных. И работа закипела. Местные жители помогали созда­ нию фильма буквально на всех уров­ нях - от власти до рядовых горожан. Судите сами. К нуждам кинемато­ графистов проявляли пристальное внимание первый секретарь Канда­ лакшского горкома КПСС Анатолий Зайцев - будущий министр путей со­ общения РФ и председатель горис­ полкома Виталий (олубев. В киноте­ атре «Нива» благодаря поддержке его директора Маргариты Хокканен удалось организовать монтажную для работы с отснятым материалом. Сотрудник Кандалакшского локомо­ тивного депо Николай Обухов, вла­ девший машиной марки «Виллис», без разговоров предоставил свое авто для съемок нескольких эпизо­ дов. Токарь Кандалакшского меха­ нического завода, аквапангист-лю- битель Сергей Ладыгин, дублировал главного героя ленты. В солдатском обмундировании, с оружием он вы­ бирался из воды на льдину, теряя по ходу действия валенок и ступая на лед босой ногой. А еще горожане раздобыли необходимых для карти­ ны лошадей, ремонтировали кино- технику и, конечно, участвовали в массовке. Кое-кому из них пришлось выдержать немало испытаний на «тонущем» корабле и принять холод­ ную ванну в студеной купели Белого моря. так и удалось схватить одного из любопытных. Между тем весна внесла свои кор­ рективы в планы мосфильмовцев. Лед у Кандалакши стал таять. При­ шлось киногруппе переехать в Пал- кину губу, что у поселка Белое Море. Оттуда зима еще не ушла, и именно там экспедиция «Мосфильма» про­ вела последние съемочные дни. В финале картины Андрею Булыгину удается последним патроном про­ бить маслофильтр самолета Бетге­ ра, и немецкий ас бесславно гибнет. Фантазия авторов? Кинематографи­ ческий перехлест? Думаю, нет. Пе­ хота на том этапе войны отбивалась от фашистских летчиков как могла. Иногда и везло... Андрей дошел до побережья, и его подобрали свои. Премьера фильма, получивше­ го при выходе на экран название «Дважды рожденный», состоялась 21 мая 1984 года. А всего неделю спустя его показали в Кандалакше. Критики встретили ленту добро- Что касается профессиональных работников экрана, в ленте много действующих лиц и, естественно, было занято много актеров. Среди них - Нина Русланова, Татьяна Доги- лева, Юрий Назаров, Сергей Плотни­ ков. РольАндрея Булыгина исполнил 23-летний артист театра «Современ­ ник» Вячеслав Баранов. - В новом фильме играю парнишку, - пояснял Баранов. - Из этого возрас­ та вроде и вышел, но на то и кино. Больше всего пришлось повозить­ ся с водоплавающим актером. В одной из сцен голодный, замерзаю­ щий Булыгин видит рядом тюленя и пытается выстрелить в него. Но окоченевшие пальцы не слушаются, а животное тем временем отползает и скрывается в полынье. - Вначале мы хотели поймать тюленя на льду. Облетели а к­ ваторию залива на вертолете, но подходящей льдины найти не смогли. Надо было ловить в от­ крытой воде, - вспоминал при­ влеченный специально для этого дела госохотоинспектор Виктор Кобиняк. - Нашли такое место. Запаслись свежемороженой мой­ вой для приманки животных. Вот желательно, но сдержанно. Среди достоинств отмечали притчевый характер отдельных частей кинопо­ вествования, многие удачные сцены, точный выбор актера на главную роль. Среди неудач - отсутствие жанровой цельности, затянутость действия, провалы в напряжен­ ности сюжета. Виктор Астафьев оценил картину жестко: «Фильм... посредственный, хотя по материа­ лу, заложенному в сценарии, можно было сделать киношедевр». А вот еще одно его высказывание: «...Ре­ жиссер Сиренко сделал серенький фильм». Как бы то ни было, за ис­ полнение роли Андрея Булыгина Вя­ чеслав Баранов получил приз моло­ дежного Всесоюзного фестиваля в номинации «Лучшая мужская роль». Прошло всего два месяца после премьеры «Дважды рожденного», а под Кандалакшей уже шла работа над новой лентой, в основу которой легло произведение другого замеча­ тельного писателя - Юрия Казакова. Картина начиналась закадровым голосом главной героини: «А, сирота я...» Затем на экране появлялась сама девушка - худая, голенастая. Она сидела среди скал, у родника. Подносила к губам холодную воду в пригоршне, пила. Ветер трепал пря­ ди волос. Рядом на камне лежала почтовая сумка. Все это снимали в Ковде и Колвице. - Нас всех очаровали отзывчивые и добрые люди, прекрасные пей­ зажи, - делился впечатлениями от работы на Кольском полуострове ру­ ководитель киногруппы Марк Ружан- ский. - Мы увозим в Москву массу не­ забываемых впечатлений от встреч с кандалакшцами и жителями запо­ лярных деревень. Выбор кинематографистами места для съемок вполне объясним. Рас­ сказ Казакова «Манька» написан на северном, поморском материале, полон описаний природы, моря. Ну вот хотя бы: «Дует в лицо ровный морской ветер, несет удивительно крепкий запах водорослей, от кото­ рого сладко ломит в груди. По бере­ гам темных речушек, заваленных буреломом, журчащих и желто пеня­ щихся, зацветают к августу пышные алые цветы. Рвет их тогда Манька, навязывает из них тяжелые букеты». В общем, самый что ни на есть южно­ мурманский вид. Манька - почтальон. Она любит рыбака Перфилия, но тот тянется к другой девушке, Ленке. Если сле­ довать Казакову, Ленка отказывает Перфилию. Но в сценарии Елены Райской все иначе. В записке, пере­ данной рыбаку через почтальона, значится: «Золотой мой, желанный, приезжай сегодня вечером. Зацелую тебя насмерть. Жду». Манька узна­ ет об этом, совершив должностной проступок - вскрыв письмо. И сердце ее замирает от неразделенной люб­ ви. Потом автор и сценарист снова совпадают, повествуя о шторме и выходе на лодке в бушующее море, едва не погубившем, но в итоге сбли­ зившем Перфилия и Маньку. Кадры, поведавшие о веселых и грустных, лирических и трагических событи­ ях, произошедших в поморском селе и на рыболовецкой тоне, легли на пленку. Короткометражка «Манька», по­ ставленная режиссером эксперимен­ тального молодежного творческого объединения «Дебют» Анатолием Никитиным при участии киностудии имени Іорького и занимающая 24 ми­ нуты экранного времени, вышла тог­ да же, в 1984-м. Показывали ее в киноальманахе вместе с новеллой «Нам не дано предугадать». Главные роли в фильме исполнили выпускни­ ца Щукинского училища Ольга Они­ щенко, а также артист и каскадер Александр Карин. Жители Колвицы и Ковды сыграли в массовых сценах рыбаков-поморов, фактически са­ мих себя. В общем, остается только пожа­ леть, что киносерия под условным названием «классики и современни­ ки» по сию пору так и не состоялась. Польза от нее была бы и кинемато­ графу, и литературе. Но если бы она все-таки состоялась, очевидно, что Кольский Север внес бы в ее созда­ ние свой достойный вклад. (Продолжение. Начало в № 146 -150,237,238,241,245, 247 за 2008 г.;№49,52,54,58,63,130, 133,137 за 2009 г.;№90,95,104,139, 142,147151,156 за 2010 г.;№51,56,61, 71,76,84,134,140,153 за 2011 г.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz