Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

мурманское кино 37 . От царской думы до Невской битвы Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Ч увствую настоятельную потребность написать именно о земляках, оста­ вивших след в чужих краях. В нашем случае - кинослед. Кон­ кретнее, о мурманчанах, участ­ вовавших в создании фильмов, снимавшихся не на Кольском полуострове, а далеко за его пределами. Когда северян привлекают в массовки или даже дают не­ большие роли в картинах, кото­ рые снимают у них буквально под боком, - такое, согласитесь, в порядке вещей. Но когда они каким-то образом оказываются в лентах, не имеющих отношения к нашему краю, - это уже нечто особенное. Тем не менее историй таких немало. Расскажу лишь о некоторых - из разных эпох. Председатель Мурревкома - депутат царской думы Недавно выяснилось, что во второй части знаменитой некогда трилогии о Максиме, в фильме «Возвращение Максима», сни­ мался Иван Александров - чело­ век, возглавивший антибелогвар- дейский переворот в Мурманске 21 февраля 1920 года и ставший затем первым председателем Мурревкома. По словам его внуч­ ки Любови Венгрус, на одной из ленинградских улиц к ее деду, жившему тогда в городе на Неве, подошел ассистент режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Дело в том, что часть действия картины происходит в Государственной думе царских времен и для съемок были необ­ ходимы яркие и выразительные персонажи - депутаты от правых партий. К работе над «думскими» эпи­ зодами готовились очень тща­ тельно. Специальный человек - «типажных дел мастер» - вы­ искивал необходимых людей буквально по одному, в самых разных местах. Как правило, они были очень солидными, заняты­ ми важными делами, и кино их не интересовало. Каждого най­ денного «типажа» убеждали, как могли, упрашивали, едва ли не умоляли. Обещали договориться об освобождении на время съе­ мок от работы. Кстати, у одного респектабельного гражданина, обнаруженного в фойе Мариин­ ского театра во время антракта, подобное обещание вызвало при­ ступ бурного веселья. Выясни­ лось, что он иностранный дипло­ мат чуть ли не в ранге посла. Но даже его уговорили. Он приехал и сидел «в думе» рядом с самим «Пуришкевичем». Вот и Александров, выглядев­ ший типичным старорежимным интеллигентом, оказался востре­ бован кинематографистами. На съемках он очутился в хорошей компании: профессора, музыкан­ ты, художники, видные госслу­ жащие самым добросовестным образом изображали правых де­ путатов, бурно реагировали на речь большевика Тураева, кри­ чали, топали ногами, били кула­ ками о пюпитры. Согласно се­ мейной легенде после выхода в 1937-м «Возвращения Максима» в прокат, увидев себя на экране, Александров сказал дома: «Те­ перь точно посадят». И не ошибся - вскоре его арестовали как вра­ га народа. На свободу он больше не вышел. Датой смерти первого лидера красного Мурмана в доку­ ментах НКВД значится 1941 год. Девочка ибык Следующая история произо­ шла летом 1958-го - в хрущев­ скую «оттепель». Мурманский детский сад № 8, принадлежав­ ший тралфлоту, вывез своих по­ допечных на дачу в украинский город Ирпень. Там и настигло юных жителей столицы Заполя­ рья ошеломляющее известие о том, что они, как настоящие ар­ тисты, будут сниматься в кино. - Мы должны были висеть на заборе с его внутренней стороны, громко кричать и махать флажка­ ми, платками, руками, - вспоми­ нает участница тех событий Еле­ на Дудакова. - Сначала прошла репетиция, в ходе которой выяс­ нилось, что мы, оказывается, не умеем громко кричать! Какое-то время учились кричать, И вот, когда мы заорали так, что у меня уши заложило, было сказано, что мы сейчас еще раз закричим-за- машем и нас снимут на камеру. Но, когда началась съемка, у де­ вочки из средней группы, Наташи Ромашовой, выпал флажок. Она не растерялась, пролезла в ка­ кую-то щель, выскочила на доро­ гу. Схватила его и опять повисла на заборе. На самом деле, как выяснилось позже, маленькие мурманчане должны были своим криком со­ провождать разъяренного быка, бегущего по опустевшей улице. И когда на пути животного не­ ожиданно оказался вылезший за флажком ребенок, возникла нештатная ситуация, не предус­ мотренная никаким сценарием. И воспитатели детсада, и киношни­ ки ужасно испугались. Но закон­ чилось все хорошо: девочка успе­ ла запрыгнуть обратно на забор, а эпизод с ее участием вошел в окончательный вариант картины, поставленной режиссером Тама­ рой Лисициан по сценарию Сер­ гея Михалкова. - Зимой 1959 года, - продолжа­ ет рассказывать Дудакова, - мы с Наташей и нашими мамами, ко­ торые работали вместе, пошли смотреть фильм в ДК имени Ки­ рова. Назывался он «Сомбреро». Там были крохотные фрагменты с мурманчанами: мы все на за­ боре, эпизод с Наташей. Потом пятеро детей из средней группы, в том числе Наташка, смотрят, как актер Виктор Перевалов ус­ миряет коров. И наконец секунд­ ный проход по проселочной улице группы малышей с воспитатель­ ницей. Мы досмотрели фильм до конца, и он нам, конечно, очень понравился. Его лицо излучало сияние Ученик мурманской средней школы № 35 Виталий Сидпецкий сыграл главную роль в картине «Черная курица, или Подземные жители» по чудесной сказке Ан­ тония Погорельского. И тут, как водится, помог случай. Старшая сестра Виталия Светлана училась в Киеве в хореографическом учи­ лище. Летом 1979 года Виталик с мамой приехал ее навестить. Там и приметил его режиссер студии имени Довженко Виктор Гресь, искавший подходящего парнишку на роль Алеши в своем фильме. - Когда я впервые его увидел возле балетного училища в Ки­ еве, то просто обомлел! - рас­ сказывал Гресь. - «Узнал» того мальчика, которого представлял себе, читая в детстве «Черную курицу». Поражали его ангело­ подобные, светящиеся, бездон­ ные глаза. Была у него и еще одна важная особенность: из-за болезни эндокринной системы пятиклассник ростом был чуть больше пятилетнего ребенка. А еще помню его очень тонкую кожу, через которую просматри­ вались каждая вена и прожилка. Операторы поражались тому, что его лицо излучало сияние, попа­ дая под свет камеры. Виталий Сидлецкий победил других кандидатов, что называ­ ется, за явным преимуществом и сыграл Алешу. Его партнерами были звезды советского кино Аристарх Ливанов, Альберт Фи- лозов, Валентин Іафт, Евгений Евстигнеев. «Черная курица» вошла в историю мировой кино- сказки и собрала множество на­ град. «Золотой приз» по разделу детских фильмов, приз Союза художников СССР, приз пионер­ ского жюри исполнителю главной роли на Московском кинофести­ вале в 1981 году. Первый приз творческому коллективу в этом же году на фестивале в Вильню­ се. Награды французского и ита­ льянского фестивалей детского кино. «Виталий вырос в рабочей се­ мье, - сообщал в ту пору «Комсо­ молец Заполярья». - Мать Свет­ лана Леопольдовна работает в гостинице «Арктика». Отец Вале­ рий Николаевич - сантехник ава­ рийной службы. Здесь интересно отметить, что родители мальчика - люди увлеченные: мать хорошо поет, участвует в художественной самодеятельности, отец раньше играл в духовом оркестре, да и сейчас не расстается с баяном». Теперь тот фильм называют советской готикой. Он и поныне любим зрителями. Что касается Сидпецкого - было в его жизни еще несколько киноработ, но пер­ вая роль так и осталась лучшей. Несколько лет назад, находясь в областном центре на гастролях, Аристарх Ливанов спросил мур­ манских журналистов, как сло­ жилась судьба Виталика. - Актером не стал, - ответили ему. - Не повезло... Ярл Биргер чуть не сломал мурманчанину челюсть Вернемся теперь в наше вре­ мя. В сентябре 2007-го Сергею Панфилову и Олегу Копасову из Мурманска, а также Макси­ му Пехтереву из Североморска довелось вдоволь повоевать - в числе новгородских дружинников и шведских рыцарей. Режиссер Игорь Каленов снимал фильм «Александр. Невская битва» - о первой победе русского князя- полководца. Для участия в нем съехались приверженцы движе­ ния исторической реконструкции со всей страны. В том числе и с Кольского полуострова. - Самый трудный эпизод был, когда шведский Ярл Биргер один на строй русской конницы ки­ дался, - пояснял Олег Копасов на страницах «Комсомольской правды». - Представьте - несется на вас эта лавина, грохочет, а вы пытаетесь здоровенного мужи­ ка, который еще и отбивается, в сторону оттащить. Много дублей пересняли, пока хорошо получи­ лось. Мне этот Биргер один раз так рукавицей латной по зубам двинул - думал, челюсть сломает. Потом, правда, подошел, изви­ нился. [оворит, слишком в роль вжился. А смешнее всего было, когда новгородский боярин дол­ жен был в главный шатер забе­ жать и шест опорный срубить. Этот шест пришлось перед съем­ ками бензопилой подпиливать - слишком здоровый. Потом все боялись, что упадет не вовремя. Но обошлось. Работа над картиной шла на берегу реки Ижоры, недалеко от места, где Невская битва прохо­ дила действительно. Пехтерев и Копасов сражались за шведов. А Панфилов умудрился «подрать­ ся» и с той, и с другой стороны. Правда, наших земляков сложно узнать в кадре. Ребята они мо­ лодые, а режиссеру нужны были матерые бойцы. Для большей «мужественности» северян тща­ тельно гримировали: клеили усы, бороды, рисовали морщины, шра­ мы, мазали кровью, грязью. Так и играли. И пусть, по признанию Сергея, Олега и Максима, роли у них были - третьих копейщиков во втором ряду, зато есть что вспомнить. Такие вот истории о мурман­ чанах, снимавшихся в «немур­ манских» фильмах. Сейчас по­ думалось, возможен чуть иной поворот темы: не секрет, что несколько лет назад самый боль­ шой парусник мира, четырехмач­ товый барк «Седов», порт при­ писки которого Мурманск, сыгралі роль другого парусного судна в немецкой картине «(ибель Пами­ ра». А мурманский пассажирский корабль «Полярис» обеспечивал работу в Арктике англо-фран- цузской киногруппы фильма «Нереальный север». Однако об этом, перефразируя название из­ вестной в прошлом телепереда­ чи, «не здесь и не сейчас». (Продолжение. Начало в № 146-150, 237,238, 241,245,247 за 2008 г.; №49, 52, 54, 58, 63, 130, 133, 137 за 2009 г.; №90, 95, 104, 139, 142, 147,151,156 за 2010 г.; №51, 56, 61, 71, 76, 84, 134 за 2011 г.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz