Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
Внимание, мотор! Мурманское кино (Продолжение. Начало в номерах № 146, № 147.) 3. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ Развалины разрушенного бом бежкой дома - обугленные брев на, чуть припорошенные снегом. А рядом многоэтажные «высотки». Остов врезавшегося в землю и будто еще дымящегося немецкого самолета. А поодаль - знаменитая лестница от музучилища к первой школе. Люди во фронтовых шине лях и гимнастерках. А в стороне - вполне «мирные», одетые по моде, далекой от того грозного времени, спешащие по своим делам мурман чане. На дорогу выходит колонна солдат, впереди нее движутся две машины с пушками на прицепе... Операторы снимают с несколь ких точек. Им приходится трудно. С одной стороны, колесо обозре ния, которое ни в коем случае не должно попасть в кадр, с другой - недавно построенная девятиэтаж ка - ей тоже не место на пленке. В обгоревших развалинах что-то ищут женщина и ребенок - соби рают остатки своих и без того не богатых пожитков. У деревянного дома напротив стоит на костылях инвалид, еще совсем молодой па рень. Ему больно смотреть на про ходящих мимо солдат. Война оста вила его без ноги. Война, война... Это было в октябре 1970 года. В Мурманске снимали эпизоды фильма «Случай с Полыниным» по одноименной повести Констан™- на Симонова. Повести, сюжет ко торой можно описать всего двумя словами - история любви. Любви странной и неожиданной, но чис той и глубокой. Полковник авиации Николай По- лынин - один из тех, кто защищает небо Заполярья. Боевые вылеты чередуются с короткими часами отдыха. Однажды на банкете в честь прибывших в полк английских летчиков он знакомится с Галиной Петровной - актрисой. До этого По- лынин, не успевший прежде обза вестись семьей, слы.п убежденным холостяком. Галя, хотя и была не раз замужем, в личной жизни встре чалась лишь с неудачами. Редко приходится им видеть друг друга. Но когда это случается - неловким и неуклюжим от счастья становится полковник, светом радости загора ются глаза актрисы. Впрочем, в фильме многое не так, как в книге. По повести глав ные герои - ровесники. В картине же Галя, которую сыграла Анаста сия Вертинская, намного моложе Полынина. И по характеру - чище и лучше, чем описано у Симонова. Сам полковник внутренне тот же, а вот внешне - другой. В повести он красивый, бравый летчик, но в фильме исполнивший эту роль Олег Ефремов - в ту пору главный режиссер МХАТа имени Горького - гораздо старше литературного персонажа и, если говорить откро венно, вовсе не красавец. Хотя это по большому счету детали, и на главное они не повлияли. Суть же своей работы режиссер «Случая с Полыниным» Алексей Сахаров, за плечами которого к тому моменту были фильмы «Коллеги», «Снеж ная сказка», «Чистые пруды», «Мор ские рассказы», определил на стра ницах «Полярной правды» так: - Это тот случай в режиссер ской практике, когда мысли ав тора и мои, то главное, о чем го ворит повесть, совпали. Фильм рассказывает о любви, которая нам кажется не только радос тью, но и величайшим испыта нием человеческого характера. И Симонов, и я одинаково смот рим на любовь. Поэтому меня и заинтересовала повесть... Мы на стаиваем на вечном, высоком зна чении любви. Действие картины происходит на Кольском полуострове. Однако значительную ее часть отсняли в Подмосковье и в павильонах сту дии «Мосфильм». В общем, когда кинематографисты ехали в Мур манск, им оставалось уже не так много работы, но именно она долж на была стать определяющей, со здать фильму настроение, доба вить достоверности, точности. По утверждению членов съемочной группы, Мурман невозможно сни мать где-то в другом месте. Его природа настолько своеобразна, настолько неповторима, что дуб ляжа быть не может. «Мосфиль- мовцы» приехали не с пустыми руками - привезли с собой десять вагонов и платформ с оборудова нием и снаряжением. И вот уже съемки идут на кораблях Север ного флота, а на улицах Мурманс ка можно увидеть пушки и зенитки военных лет. А еще в центре горо да наскоро оборудовали прифрон товой госпиталь. О нем, пожалуй, стоит рассказать отдельно. По сюжету, в одном из боев Полынин, израсходовав весь боезапас, таранит вражеский «мессершмит». Потом прыгает из самолета с парашютом, повреж дает ногу и попадает в госпиталь. Там узнает, что ему присвоено звание Героя Советского Союза. Вот этот-то госпиталь и решили воссоздать в областном центре. Роль его «сыграл» старый, еще довоенный дом, находившийся на подъеме к Семеновскому озеру, чуть ниже современного маяка- мемориала, рядом со старой бу лыжной дорогой - «восьмеркой». На месте этого здания, точнее на его фундаменте, располагается ныне площадка, покрытая пли точным камнем. А тогда, в октяб ре 1970 года, здесь хозяйничали «киношники». Готовились к работе операторы. Ефремову и Георгию Буркову, по фильму сослуживцу Полынина Грицко, накладывали грим - первому рисовали шрам на лице, второму приклеивали усы. Актрисе Нине Спиглазовой, иг равшей безнадежно влюбленную в полковника медсестру, подби рали одежду. Овчинный тулупчик ей подошел, а вот меховую шапку пришлось в итоге сменить на ко сынку. Наконец режиссер взял в руки мегафон: - Внимание. Приготовиться! Зажужжала кинокамера. Вот как описывала дальнейшее в «По- лярке» журналистка С. Баранова: «Открывается дверь, и на крыль цо выходит прихрамывающий По лынин в сопровождении медсест ры. Он с удовольствием вдыхает свежий воздух, «принюхиваясь к погоде», между прочим, отка зывается от помощи медсестры и довольно улыбается, завидев Грицко, который уже спешит ему навстречу. По-дружески поздоро вались и спускаются вместе вниз по лестнице... Вот и весь эпизод. На экране он промелькнет за се кунды, но чтобы запечатлеть его на пленку, потребовались долгие часы репетиций, подготовки, съе мок». К участию в массовке режиссер за небольшую плату активно при влекал мурманчан. Подходящие типажи искали по всему городу. Агафью Семеновну Башлыкову, которая всю войну трудилась на животноводческой ферме в сов хозе «Арктика», нашли в ее соб ственной квартире, пенсионера Дмитрия Емельяновича Евсеева, бывшего строителя, встретили в гастрономе, а к пенсионерке Ефросинье Васильевне Усачен- ко подошли на остановке у кафе «Юность». Для Сахарова это были не статисты, но люди, пережив шие военное лихолетье и, следо вательно, незаменимые помощни ки в работе. Тем более что жители областного центра добровольно консультировали киногруппу на предмет исторической достовер ности того, что снималось. К при меру, один из таких консультантов подсказал, что в окнах домов, по падавших в кадр, не должно быть стекол - при бомбежках все повы- шибало. В общем, пожилые мурманчане относились к делу ответственно, серьезно. - Не за трояк пришла сюда сни маться, - говорила Ефросинья Уса- ченко, - а в память о том тяжком времени. А самым привередливым артис том оказался... снег. Для съемок он был необходим, но в ту осень, как нарочно, не спешил выпадать. Даже у нас, за Полярным кругом. Его ждали, звали, ругали, умоля ли, словно капризную кинозвезду. Но все равно на сцену с госпита лем пришлось срочно искать сне- гозаменители. В итоге для вос произведения в кадре зимнего покрова использовали длинное белое полотно, мел и даже нафта лин. Но лучше всего подошла пена из пожарного шланга. Когда ее в качестве эксперимента пустили в дело, она сразу же заволокла все вокруг, расплылась белой пышной массой. Так что снег на экране по лучился даже лучше природного, который и впрямь, как настоящая «звезда», не замедлил пойти, едва только убедился, что на съемоч ной площадке вполне могут обой тись без него. Другие артисты были не столь привередливыми, но не менее «звездными». Сахарову удалось собрать под одной «кинокрышей» мастеров экстра-класса. Судите сами: Нонна Мордюкова, Олег Та баков, Георгий Бурков, Анастасия Вертинская, Олег Ефремов - ак теры недюжинного таланта, неве роятного обаяния - что ни имя, то отдельная глава в истории отечест венного кинематографа. Кстати, Ефремов, находившийся тогда на пике популярности, в перерывах между съемками успел поделить ся с мурманскими журналистами своим пониманием характера По лынина. На вопрос, что в его герое самое важное, он ответил так: - Чистота. К сожалению, я в дей ствительности старше Полынина. Все эти мысли и желания приходят с возрастом. Я вот только сейчас убеждаюсь, что чистота человека - свидетельство его силы и какой- то нерастраченности. И вижу в этом большой смысл. Фильм «Случай с Полыниным» вышел на экраны страны в нача ле 1971 года и занял свое особое, неповторимое место в истории «важнейшего из искусств». Его до сих пор иногда показывают по центральным телеканалам. И, вглядываясь в усталое и доброе лицо Ефремова, в мечтательную, поэтичную Вертинскую, невольно веришь, что все, о чем повествует ся в картине, произошло на самом деле. Что в годы Великой Отече ственной действительно служил на нашей Кольской земле такой летчик, у которого все именно так и было. И сопереживаешь ге роям. И поскольку финал у ленты открытый, надеешься, что Галина с Полыниным обязательно встре тятся - уже в другой, мирной жиз ни. И будут вспоминать наш край - обожженный войной, суровый и прекрасный. Край, где свела их судьба - сначала в книге, потом на экране. (Продолжение следует.) Эпизоды фильма «Случай с Полыниным Дмитрий ЕРМОЛАЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz