Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

Внимание, мотор! Мурманское кино (Продолжение. Начало в номерах № 146, № 147.) 3. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ Развалины разрушенного бом­ бежкой дома - обугленные брев­ на, чуть припорошенные снегом. А рядом многоэтажные «высотки». Остов врезавшегося в землю и будто еще дымящегося немецкого самолета. А поодаль - знаменитая лестница от музучилища к первой школе. Люди во фронтовых шине­ лях и гимнастерках. А в стороне - вполне «мирные», одетые по моде, далекой от того грозного времени, спешащие по своим делам мурман­ чане. На дорогу выходит колонна солдат, впереди нее движутся две машины с пушками на прицепе... Операторы снимают с несколь­ ких точек. Им приходится трудно. С одной стороны, колесо обозре­ ния, которое ни в коем случае не должно попасть в кадр, с другой - недавно построенная девятиэтаж­ ка - ей тоже не место на пленке. В обгоревших развалинах что-то ищут женщина и ребенок - соби­ рают остатки своих и без того не­ богатых пожитков. У деревянного дома напротив стоит на костылях инвалид, еще совсем молодой па­ рень. Ему больно смотреть на про­ ходящих мимо солдат. Война оста­ вила его без ноги. Война, война... Это было в октябре 1970 года. В Мурманске снимали эпизоды фильма «Случай с Полыниным» по одноименной повести Констан™- на Симонова. Повести, сюжет ко ­ торой можно описать всего двумя словами - история любви. Любви странной и неожиданной, но чис­ той и глубокой. Полковник авиации Николай По- лынин - один из тех, кто защищает небо Заполярья. Боевые вылеты чередуются с короткими часами отдыха. Однажды на банкете в честь прибывших в полк английских летчиков он знакомится с Галиной Петровной - актрисой. До этого По- лынин, не успевший прежде обза­ вестись семьей, слы.п убежденным холостяком. Галя, хотя и была не раз замужем, в личной жизни встре­ чалась лишь с неудачами. Редко приходится им видеть друг друга. Но когда это случается - неловким и неуклюжим от счастья становится полковник, светом радости загора­ ются глаза актрисы. Впрочем, в фильме многое не так, как в книге. По повести глав­ ные герои - ровесники. В картине же Галя, которую сыграла Анаста­ сия Вертинская, намного моложе Полынина. И по характеру - чище и лучше, чем описано у Симонова. Сам полковник внутренне тот же, а вот внешне - другой. В повести он красивый, бравый летчик, но в фильме исполнивший эту роль Олег Ефремов - в ту пору главный режиссер МХАТа имени Горького - гораздо старше литературного персонажа и, если говорить откро­ венно, вовсе не красавец. Хотя это по большому счету детали, и на главное они не повлияли. Суть же своей работы режиссер «Случая с Полыниным» Алексей Сахаров, за плечами которого к тому моменту были фильмы «Коллеги», «Снеж­ ная сказка», «Чистые пруды», «Мор­ ские рассказы», определил на стра­ ницах «Полярной правды» так: - Это тот случай в режиссер­ ской практике, когда мысли ав­ тора и мои, то главное, о чем го­ ворит повесть, совпали. Фильм рассказывает о любви, которая нам кажется не только радос­ тью, но и величайшим испыта­ нием человеческого характера. И Симонов, и я одинаково смот­ рим на любовь. Поэтому меня и заинтересовала повесть... Мы на­ стаиваем на вечном, высоком зна­ чении любви. Действие картины происходит на Кольском полуострове. Однако значительную ее часть отсняли в Подмосковье и в павильонах сту­ дии «Мосфильм». В общем, когда кинематографисты ехали в Мур­ манск, им оставалось уже не так много работы, но именно она долж­ на была стать определяющей, со­ здать фильму настроение, доба­ вить достоверности, точности. По утверждению членов съемочной группы, Мурман невозможно сни­ мать где-то в другом месте. Его природа настолько своеобразна, настолько неповторима, что дуб­ ляжа быть не может. «Мосфиль- мовцы» приехали не с пустыми руками - привезли с собой десять вагонов и платформ с оборудова­ нием и снаряжением. И вот уже съемки идут на кораблях Север­ ного флота, а на улицах Мурманс­ ка можно увидеть пушки и зенитки военных лет. А еще в центре горо­ да наскоро оборудовали прифрон­ товой госпиталь. О нем, пожалуй, стоит рассказать отдельно. По сюжету, в одном из боев Полынин, израсходовав весь боезапас, таранит вражеский «мессершмит». Потом прыгает из самолета с парашютом, повреж­ дает ногу и попадает в госпиталь. Там узнает, что ему присвоено звание Героя Советского Союза. Вот этот-то госпиталь и решили воссоздать в областном центре. Роль его «сыграл» старый, еще довоенный дом, находившийся на подъеме к Семеновскому озеру, чуть ниже современного маяка- мемориала, рядом со старой бу­ лыжной дорогой - «восьмеркой». На месте этого здания, точнее на его фундаменте, располагается ныне площадка, покрытая пли­ точным камнем. А тогда, в октяб­ ре 1970 года, здесь хозяйничали «киношники». Готовились к работе операторы. Ефремову и Георгию Буркову, по фильму сослуживцу Полынина Грицко, накладывали грим - первому рисовали шрам на лице, второму приклеивали усы. Актрисе Нине Спиглазовой, иг­ равшей безнадежно влюбленную в полковника медсестру, подби­ рали одежду. Овчинный тулупчик ей подошел, а вот меховую шапку пришлось в итоге сменить на ко­ сынку. Наконец режиссер взял в руки мегафон: - Внимание. Приготовиться! Зажужжала кинокамера. Вот как описывала дальнейшее в «По- лярке» журналистка С. Баранова: «Открывается дверь, и на крыль­ цо выходит прихрамывающий По­ лынин в сопровождении медсест­ ры. Он с удовольствием вдыхает свежий воздух, «принюхиваясь к погоде», между прочим, отка­ зывается от помощи медсестры и довольно улыбается, завидев Грицко, который уже спешит ему навстречу. По-дружески поздоро­ вались и спускаются вместе вниз по лестнице... Вот и весь эпизод. На экране он промелькнет за се­ кунды, но чтобы запечатлеть его на пленку, потребовались долгие часы репетиций, подготовки, съе­ мок». К участию в массовке режиссер за небольшую плату активно при­ влекал мурманчан. Подходящие типажи искали по всему городу. Агафью Семеновну Башлыкову, которая всю войну трудилась на животноводческой ферме в сов­ хозе «Арктика», нашли в ее соб­ ственной квартире, пенсионера Дмитрия Емельяновича Евсеева, бывшего строителя, встретили в гастрономе, а к пенсионерке Ефросинье Васильевне Усачен- ко подошли на остановке у кафе «Юность». Для Сахарова это были не статисты, но люди, пережив­ шие военное лихолетье и, следо­ вательно, незаменимые помощни­ ки в работе. Тем более что жители областного центра добровольно консультировали киногруппу на предмет исторической достовер­ ности того, что снималось. К при­ меру, один из таких консультантов подсказал, что в окнах домов, по­ падавших в кадр, не должно быть стекол - при бомбежках все повы- шибало. В общем, пожилые мурманчане относились к делу ответственно, серьезно. - Не за трояк пришла сюда сни­ маться, - говорила Ефросинья Уса- ченко, - а в память о том тяжком времени. А самым привередливым артис­ том оказался... снег. Для съемок он был необходим, но в ту осень, как нарочно, не спешил выпадать. Даже у нас, за Полярным кругом. Его ждали, звали, ругали, умоля­ ли, словно капризную кинозвезду. Но все равно на сцену с госпита­ лем пришлось срочно искать сне- гозаменители. В итоге для вос­ произведения в кадре зимнего покрова использовали длинное белое полотно, мел и даже нафта­ лин. Но лучше всего подошла пена из пожарного шланга. Когда ее в качестве эксперимента пустили в дело, она сразу же заволокла все вокруг, расплылась белой пышной массой. Так что снег на экране по­ лучился даже лучше природного, который и впрямь, как настоящая «звезда», не замедлил пойти, едва только убедился, что на съемоч­ ной площадке вполне могут обой­ тись без него. Другие артисты были не столь привередливыми, но не менее «звездными». Сахарову удалось собрать под одной «кинокрышей» мастеров экстра-класса. Судите сами: Нонна Мордюкова, Олег Та­ баков, Георгий Бурков, Анастасия Вертинская, Олег Ефремов - ак­ теры недюжинного таланта, неве­ роятного обаяния - что ни имя, то отдельная глава в истории отечест­ венного кинематографа. Кстати, Ефремов, находившийся тогда на пике популярности, в перерывах между съемками успел поделить­ ся с мурманскими журналистами своим пониманием характера По­ лынина. На вопрос, что в его герое самое важное, он ответил так: - Чистота. К сожалению, я в дей­ ствительности старше Полынина. Все эти мысли и желания приходят с возрастом. Я вот только сейчас убеждаюсь, что чистота человека - свидетельство его силы и какой- то нерастраченности. И вижу в этом большой смысл. Фильм «Случай с Полыниным» вышел на экраны страны в нача­ ле 1971 года и занял свое особое, неповторимое место в истории «важнейшего из искусств». Его до сих пор иногда показывают по центральным телеканалам. И, вглядываясь в усталое и доброе лицо Ефремова, в мечтательную, поэтичную Вертинскую, невольно веришь, что все, о чем повествует­ ся в картине, произошло на самом деле. Что в годы Великой Отече­ ственной действительно служил на нашей Кольской земле такой летчик, у которого все именно так и было. И сопереживаешь ге­ роям. И поскольку финал у ленты открытый, надеешься, что Галина с Полыниным обязательно встре­ тятся - уже в другой, мирной жиз­ ни. И будут вспоминать наш край - обожженный войной, суровый и прекрасный. Край, где свела их судьба - сначала в книге, потом на экране. (Продолжение следует.) Эпизоды фильма «Случай с Полыниным Дмитрий ЕРМОЛАЕВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz