Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

суббота, 30 июля 2011 < МУРМАНСКИЙ ВЕСТНИК • № 140 (5033) | 13 мурманское кино ) • ь s> 5 # "^, 'f ■' . ш s t Щ т я ? Зб. Фильмы XXI века: втельняшках и не только Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Ф ильмы о Военно-морском флоте, праздник которо­ го Россия отметит завтра, у нас снимали всегда. О тех, что создавали в советскую эпоху, я вам уже рассказывал. В новом тысячелетии таких фильмов в тельняшках тоже было немало, пожалуй, боль­ шинство из той массы картин, что снимается у нас в последние годы. Упомяну только о несколь­ ких. В 2004 году появился фильм «72 метра», снятый по мотивам произведений Александра Пок­ ровского - офицера-подводника, служившего на Северном флоте. - Я с детства мечтал снять фильм о моряках, - рассказывал режиссер картины Владимир Хо- тиненко. - Простую и масштаб­ ную историю с запахом моря и «железа», как шутливо называют моряки свои корабли. Для меня, тогда еще мальчишки, флот был олицетворением всего самого лучшего, что есть в человеке, в мужчине, - чести, достоинства, -мужества. Это не история «Кур- ;а». Более того, это не трагедия, связанная с аварией на атом­ ной подводной лодке. Хотя это нисколько не умаляет мужества моряков «Славянки». Трагедия этой подлодки никак не угрожа­ ет миру. Для нас важно было то, как чувствуют и как ведут себя люди, замурованные на глубине 72 метров. На тот момент лента стала самым амбициозным проектом российского кинематографа. В нем участвовали Первый канал, студия Никиты Михалкова «Три- тэ», а также известная прокат­ ная контора «Гемини-фильм». Музыку к «Метрам...» написал великий Энио Марриконе. Сни­ мали в Североморске, (аджиеве, Полярном и Севастополе. Сцену гибнущей субмариной делали павильоне «Мосфильма», где специально для этого построили декорацию настоящей подлодки - из металла, а не из пеноплас­ та - и затопили ее водой. Акте­ ры, пообщавшиеся с настоящими подводниками-североморцами, прониклись к ним искренним уважением. - Если б вы видели, какие они в кают-компании, просто на ужине, при параде. С иголочки... - восхи­ щался Сергей Маковецкий. - Это единственный род войск, где об­ ращаются друг к другу военные не по званию, а по имени-отчест­ ву... Там совсем другая земля, другие отношения. Несмотря на жуткие условия, в людях сохра­ нилось достоинство, на Большой земле его не так часто встре­ тишь... Об этом-то и картина, о том, что офицерская честь, слу­ жение Отечеству, воинский долг, присяга - для них не праздные слова. В отличие от своего соседа - города Полярного, гарнизон [аджиево редко становится съе­ мочной площадкой. Но для ки­ ногруппы из Санкт-Петербурга в 2009-2010 годах сделали исклю­ чение, и вновь ради фильма по прозе Александра Покровского. Действие восьмисерийного фильма «Робинзон» развора­ чивается в 80-90-х годах и в наши дни. Он о дружбе трех друзей, с юности мечтавших о море. Режиссер картины - Сер­ гей Бобров, снявший сериал «Улицы разбитых фонарей». А вот командир главной кинош­ ной подлодки «Верхотурье» - бывший «водитель для Веры» - Игорь Петренко. В массовке сни­ мались подводники-гаджиевцы. Еще один фильм о моряках- подводниках - «Первый после Бога». Утверждают, что он осно­ ван на фактах биографии леген­ дарного Александра Маринеско, ставшего прототипом главного героя ленты капитан-лейтенан- та Маринина. Правда, хотя Ма­ ринеско служил на Балтийском флоте, съемки проходили на Кольском полуострове. - На Балтике трудно найти от­ крытую воду, - пояснял режис­ сер Василий Чигинский. - Там нет таких военных баз, как здесь. А потом ваш край меня просто оча­ ровал. Не последнюю роль в том, что мы решили снимать здесь, сыграла красота этих мест. «Съемки... идут на террито­ рии базирующегося в Полярном соединения подводных кораб­ лей, - информировал читателей 13 сентября 2004 года журна­ лист «Мурманского вестника» Дмитрий Коржов. - Из современ­ ной субмарины «Вологда» здесь сделали подлодку класса «С» по чертежам, которые предоставил музей местного подплава. По мнению знатока истории нашего подводного флота, консультанта съемочной группы капитан-лей- тенанта Павла Стежко, макет «эски» выполнен очень качест­ венно, профессионально, близко к оригиналу. К слову, потребо­ валось для этого одиннадцать(І) тонн металла. Еще до начала съемок, прочитав сценарий, Стежко сразу сделал несколько замечаний. Касались они героя Виктора Сухорукова - акустика С-113. Тот по сценарию должен быть офицером, но офицеров- акустиков в войну не было, а по­ сему пришлось «понизить» пер­ сонаж в звании». Кстати, на разжалованного, с легкой руки консультанта, в матросы Сухорукова наш край тоже произвел неизгладимое впечатление. - Здесь, на Севере, необычай­ но красивая природа, - расска­ зывал он, - это место, которое по праву называют суровым и зага­ дочным. И хочется, чтобы в такой красоте жили красивые люди. Но не все получается, не все здесь радует... Много стоит домов с заколоченными глазницами... Жаль. Здесь должен жить чело­ век, иначе природа поглотит его. И этот человек должен быть де­ ятелен и обогрет. «Первый после Бога» появил­ ся на экранах в 2005 году. Поми­ мо звезд - Владимира (остюхина, Нины Руслановой и других - сыг­ рали в нем и артисты-мурман- чане. К примеру, одна из ролей досталась актрисе театра Север­ ного флота народной артистке России Маргарите Конториной. Никого уже не удивить ежегод­ ным появлением новых снятых на Кольском полуострове картин, проведением фестивалей, при­ ездом известных актеров. Все воспринимается как должное. А как, мол, иначе, ведь «киноге- ничность» - неотъемлемая черта нашего края. Что ж, по большому счету, это действительно так. Однако еще недавно подобное развитие событий показалось бы фантастикой. В 90-е годы минувшего века переживавше­ му после распада СССР кризис отечественному кино было не до Мурмана. Изредка наведывались в областной центр иностранцы, снимавшие фильмы о русской мафии. И - все. Кино вернулось в новом тыся­ челетии. Возвращение это стало триумфальным. Фильм Александ­ ра Рогожкина «Кукушка» собрал по всему миру множество призов. История финского снайпера Вей- ко и капитана Советской армии Ивана, которых пытается прими­ рить меж собой Анни - саами по национальности, тронула сердца зрителей. Безусловно, помогла в этом создателям ленты и приро­ да Кольского полуострова. - События, описываемые в этом фильме, происходят в Финлян­ дии. Но снимать там оказалось слишком дорого. У моих фильмов бюджет, как правило, невелик. Хотели работать в Мурманске, но и там возникли проблемы - опе­ рация по подъему «Курска», - так описывал ситуацию, связанную с выбором места для съемок, режиссер Александр Рогожкин. - Я как-то поначалу списывал Кандалакшу со счетов. Чисто из суеверия: там Алексей Балаба­ нов начинал снимать «Реку», на съемках погибла актриса, и вся эта трагическая история не рас­ полагала к нашей поездке туда. Но потом все же остановились на Кандалакше. Работа киногруппы в Заполя­ рье началась 20 августа 2001 года и закончилась спустя месяц с небольшим - 29 сентября. Сни­ мали на мысе Большой Питкуль между Кандалакшей и Лувень- гой, а также в Хибинах, в карьере Куэльпор, поблизости от места, где проходили когда-то ядерные испытания. Больше всего проблем возник­ ло с поиском подходящей кан­ дидатуры на главную женскую роль. И неудивительно, поскольку одним из важных условий было знание претенденткой саам­ ского языка. В числе пробовав­ шихся были и две жительницы Мурманской области, но выбор режиссера пал на финскую ак­ трису Анни-Кристину Юусо. Что касается мужских ролей, тут все было предопределено - сценарий писался под Виктора Бычкова и Вилле Хаапсапо. - Помню, как мы должны были снимать сцену, где Виктор Быч­ ков несет Вилле на руках, - вспо­ минал Рогожкин, - так Виктор накануне за ужином все прикри­ кивал на Вилле: «Ты слишком много ешь». Анни - очень мужест­ венная женщина. Нужно было снимать сцену в ледяной воде. Я говорю: «Анни, мы будем рабо­ тать с контровым светом. Приве­ зут плотные чулки, ты их надень - в кадре будет казаться, что ты босая». Она мне говорит: «Я ак­ триса и буду сниматься босой». Никак ее не переубедил. Старания создателей фильма окупились с лихвой. Пожалуй, по числу наград «Кукушка» - самый успешный рогожкинский фильм. Ну а пока последним фильмом, связанным с нашим краем, стала картина «Самка» - необычное кино, повествующее о встрече молоденькой журналистки со... снежным человеком. Премьера ленты состоялась в марте этого года. А работали над ней в мае 2010-го. - Мы ездили в город Канда­ лакшу, за полярный круг. И там было холодно, много снега, хотя уже наступил май. Работалось очень непросто, съемки были тя­ желыми, - это слова режиссера Григория Константинопольского. - С точки зрения колорита и сре­ ды своеобразная природа очень многое дала фильму. Местами снег уже начинал сходить, но в основном он был по пояс, и при этом рядом уже вовсю зеленела трава. И, например, сосны там совсем не такие, как в средней полосе: они карликовые, выгну­ тые. .. Все это дает ощущение не­ кой сказочности. В итоге фантас­ тические, невероятные события фильма происходят на фоне и в условиях этой необыкновенной природы. Главные роли в «Самке» испол­ нили Екатерина Вилкова и Алек­ сандр Стриженов. А во второ­ степенных задействовали в том числе и наших земляков. - Местные жители помогали нам с реквизитом и с удоволь­ ствием сами снимались вфильме, - сообщал Константинопольский в одном из интервью. - Чудес­ ная бабушка привела на съемки свою внучку. «Вы нам больше подходите», - говорю, и ради внучки старушка согласилась сыграть роль нянечки в мест­ ной больнице. Таковы лишь некоторые кино­ фильмы, снимавшиеся на Коль­ ском полуострове в новом веке, в новом тысячелетии. И не надо быть провидцем, чтобы предска­ зать уже в скором времени появ­ ление новых «мурманских» лент - ведь целый ряд картин, сделан­ ных в нашем крае, уже в работе. Зрителям нужно лишь немного подождать. (Продолжение. Начало в№ 146-150,237, 238,241, 245,247 за 2008 Г.;№49,52,54,58, 63,130,133,137 за 2009 г.; №90,95,104,139,142,147,151,156 за 2010 г.;№51,56,61, 71, 76,84,134 за 2011 г.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz