Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
суббота, 30 июля 2011 < МУРМАНСКИЙ ВЕСТНИК • № 140 (5033) | 13 мурманское кино ) • ь s> 5 # "^, 'f ■' . ш s t Щ т я ? Зб. Фильмы XXI века: втельняшках и не только Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Ф ильмы о Военно-морском флоте, праздник которо го Россия отметит завтра, у нас снимали всегда. О тех, что создавали в советскую эпоху, я вам уже рассказывал. В новом тысячелетии таких фильмов в тельняшках тоже было немало, пожалуй, боль шинство из той массы картин, что снимается у нас в последние годы. Упомяну только о несколь ких. В 2004 году появился фильм «72 метра», снятый по мотивам произведений Александра Пок ровского - офицера-подводника, служившего на Северном флоте. - Я с детства мечтал снять фильм о моряках, - рассказывал режиссер картины Владимир Хо- тиненко. - Простую и масштаб ную историю с запахом моря и «железа», как шутливо называют моряки свои корабли. Для меня, тогда еще мальчишки, флот был олицетворением всего самого лучшего, что есть в человеке, в мужчине, - чести, достоинства, -мужества. Это не история «Кур- ;а». Более того, это не трагедия, связанная с аварией на атом ной подводной лодке. Хотя это нисколько не умаляет мужества моряков «Славянки». Трагедия этой подлодки никак не угрожа ет миру. Для нас важно было то, как чувствуют и как ведут себя люди, замурованные на глубине 72 метров. На тот момент лента стала самым амбициозным проектом российского кинематографа. В нем участвовали Первый канал, студия Никиты Михалкова «Три- тэ», а также известная прокат ная контора «Гемини-фильм». Музыку к «Метрам...» написал великий Энио Марриконе. Сни мали в Североморске, (аджиеве, Полярном и Севастополе. Сцену гибнущей субмариной делали павильоне «Мосфильма», где специально для этого построили декорацию настоящей подлодки - из металла, а не из пеноплас та - и затопили ее водой. Акте ры, пообщавшиеся с настоящими подводниками-североморцами, прониклись к ним искренним уважением. - Если б вы видели, какие они в кают-компании, просто на ужине, при параде. С иголочки... - восхи щался Сергей Маковецкий. - Это единственный род войск, где об ращаются друг к другу военные не по званию, а по имени-отчест ву... Там совсем другая земля, другие отношения. Несмотря на жуткие условия, в людях сохра нилось достоинство, на Большой земле его не так часто встре тишь... Об этом-то и картина, о том, что офицерская честь, слу жение Отечеству, воинский долг, присяга - для них не праздные слова. В отличие от своего соседа - города Полярного, гарнизон [аджиево редко становится съе мочной площадкой. Но для ки ногруппы из Санкт-Петербурга в 2009-2010 годах сделали исклю чение, и вновь ради фильма по прозе Александра Покровского. Действие восьмисерийного фильма «Робинзон» развора чивается в 80-90-х годах и в наши дни. Он о дружбе трех друзей, с юности мечтавших о море. Режиссер картины - Сер гей Бобров, снявший сериал «Улицы разбитых фонарей». А вот командир главной кинош ной подлодки «Верхотурье» - бывший «водитель для Веры» - Игорь Петренко. В массовке сни мались подводники-гаджиевцы. Еще один фильм о моряках- подводниках - «Первый после Бога». Утверждают, что он осно ван на фактах биографии леген дарного Александра Маринеско, ставшего прототипом главного героя ленты капитан-лейтенан- та Маринина. Правда, хотя Ма ринеско служил на Балтийском флоте, съемки проходили на Кольском полуострове. - На Балтике трудно найти от крытую воду, - пояснял режис сер Василий Чигинский. - Там нет таких военных баз, как здесь. А потом ваш край меня просто оча ровал. Не последнюю роль в том, что мы решили снимать здесь, сыграла красота этих мест. «Съемки... идут на террито рии базирующегося в Полярном соединения подводных кораб лей, - информировал читателей 13 сентября 2004 года журна лист «Мурманского вестника» Дмитрий Коржов. - Из современ ной субмарины «Вологда» здесь сделали подлодку класса «С» по чертежам, которые предоставил музей местного подплава. По мнению знатока истории нашего подводного флота, консультанта съемочной группы капитан-лей- тенанта Павла Стежко, макет «эски» выполнен очень качест венно, профессионально, близко к оригиналу. К слову, потребо валось для этого одиннадцать(І) тонн металла. Еще до начала съемок, прочитав сценарий, Стежко сразу сделал несколько замечаний. Касались они героя Виктора Сухорукова - акустика С-113. Тот по сценарию должен быть офицером, но офицеров- акустиков в войну не было, а по сему пришлось «понизить» пер сонаж в звании». Кстати, на разжалованного, с легкой руки консультанта, в матросы Сухорукова наш край тоже произвел неизгладимое впечатление. - Здесь, на Севере, необычай но красивая природа, - расска зывал он, - это место, которое по праву называют суровым и зага дочным. И хочется, чтобы в такой красоте жили красивые люди. Но не все получается, не все здесь радует... Много стоит домов с заколоченными глазницами... Жаль. Здесь должен жить чело век, иначе природа поглотит его. И этот человек должен быть де ятелен и обогрет. «Первый после Бога» появил ся на экранах в 2005 году. Поми мо звезд - Владимира (остюхина, Нины Руслановой и других - сыг рали в нем и артисты-мурман- чане. К примеру, одна из ролей досталась актрисе театра Север ного флота народной артистке России Маргарите Конториной. Никого уже не удивить ежегод ным появлением новых снятых на Кольском полуострове картин, проведением фестивалей, при ездом известных актеров. Все воспринимается как должное. А как, мол, иначе, ведь «киноге- ничность» - неотъемлемая черта нашего края. Что ж, по большому счету, это действительно так. Однако еще недавно подобное развитие событий показалось бы фантастикой. В 90-е годы минувшего века переживавше му после распада СССР кризис отечественному кино было не до Мурмана. Изредка наведывались в областной центр иностранцы, снимавшие фильмы о русской мафии. И - все. Кино вернулось в новом тыся челетии. Возвращение это стало триумфальным. Фильм Александ ра Рогожкина «Кукушка» собрал по всему миру множество призов. История финского снайпера Вей- ко и капитана Советской армии Ивана, которых пытается прими рить меж собой Анни - саами по национальности, тронула сердца зрителей. Безусловно, помогла в этом создателям ленты и приро да Кольского полуострова. - События, описываемые в этом фильме, происходят в Финлян дии. Но снимать там оказалось слишком дорого. У моих фильмов бюджет, как правило, невелик. Хотели работать в Мурманске, но и там возникли проблемы - опе рация по подъему «Курска», - так описывал ситуацию, связанную с выбором места для съемок, режиссер Александр Рогожкин. - Я как-то поначалу списывал Кандалакшу со счетов. Чисто из суеверия: там Алексей Балаба нов начинал снимать «Реку», на съемках погибла актриса, и вся эта трагическая история не рас полагала к нашей поездке туда. Но потом все же остановились на Кандалакше. Работа киногруппы в Заполя рье началась 20 августа 2001 года и закончилась спустя месяц с небольшим - 29 сентября. Сни мали на мысе Большой Питкуль между Кандалакшей и Лувень- гой, а также в Хибинах, в карьере Куэльпор, поблизости от места, где проходили когда-то ядерные испытания. Больше всего проблем возник ло с поиском подходящей кан дидатуры на главную женскую роль. И неудивительно, поскольку одним из важных условий было знание претенденткой саам ского языка. В числе пробовав шихся были и две жительницы Мурманской области, но выбор режиссера пал на финскую ак трису Анни-Кристину Юусо. Что касается мужских ролей, тут все было предопределено - сценарий писался под Виктора Бычкова и Вилле Хаапсапо. - Помню, как мы должны были снимать сцену, где Виктор Быч ков несет Вилле на руках, - вспо минал Рогожкин, - так Виктор накануне за ужином все прикри кивал на Вилле: «Ты слишком много ешь». Анни - очень мужест венная женщина. Нужно было снимать сцену в ледяной воде. Я говорю: «Анни, мы будем рабо тать с контровым светом. Приве зут плотные чулки, ты их надень - в кадре будет казаться, что ты босая». Она мне говорит: «Я ак триса и буду сниматься босой». Никак ее не переубедил. Старания создателей фильма окупились с лихвой. Пожалуй, по числу наград «Кукушка» - самый успешный рогожкинский фильм. Ну а пока последним фильмом, связанным с нашим краем, стала картина «Самка» - необычное кино, повествующее о встрече молоденькой журналистки со... снежным человеком. Премьера ленты состоялась в марте этого года. А работали над ней в мае 2010-го. - Мы ездили в город Канда лакшу, за полярный круг. И там было холодно, много снега, хотя уже наступил май. Работалось очень непросто, съемки были тя желыми, - это слова режиссера Григория Константинопольского. - С точки зрения колорита и сре ды своеобразная природа очень многое дала фильму. Местами снег уже начинал сходить, но в основном он был по пояс, и при этом рядом уже вовсю зеленела трава. И, например, сосны там совсем не такие, как в средней полосе: они карликовые, выгну тые. .. Все это дает ощущение не кой сказочности. В итоге фантас тические, невероятные события фильма происходят на фоне и в условиях этой необыкновенной природы. Главные роли в «Самке» испол нили Екатерина Вилкова и Алек сандр Стриженов. А во второ степенных задействовали в том числе и наших земляков. - Местные жители помогали нам с реквизитом и с удоволь ствием сами снимались вфильме, - сообщал Константинопольский в одном из интервью. - Чудес ная бабушка привела на съемки свою внучку. «Вы нам больше подходите», - говорю, и ради внучки старушка согласилась сыграть роль нянечки в мест ной больнице. Таковы лишь некоторые кино фильмы, снимавшиеся на Коль ском полуострове в новом веке, в новом тысячелетии. И не надо быть провидцем, чтобы предска зать уже в скором времени появ ление новых «мурманских» лент - ведь целый ряд картин, сделан ных в нашем крае, уже в работе. Зрителям нужно лишь немного подождать. (Продолжение. Начало в№ 146-150,237, 238,241, 245,247 за 2008 Г.;№49,52,54,58, 63,130,133,137 за 2009 г.; №90,95,104,139,142,147,151,156 за 2010 г.;№51,56,61, 71, 76,84,134 за 2011 г.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz