Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
мурманское кино 35.Искромсанный цензурой Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Кадр из фильма «Сельская учительница». С начала была пословица - парафраз классическо го «работа не волк...». Не помню, при каких обстоятель ствах я ее услышал, помню толь ко, что очень давно. Звучала она так: работа не Алитет, в горы не уйдет. Тогда и задумался впервые - что это за человек такой, Али тет, чье имя стало нарицатель ным, вошло в фольклор? Спустя какое-то время узнал, что была про него книга. Потом обнаружил, что и кинокартина такая есть. Оказалось, зимнюю натуру для этого фильма снимали на Коль ском полуострове. Картина появилась в 1949 году, называлась «Алитет уходит в горы» и стала знаковой и для ее режиссера, и для главного опе ратора. Правда, для каждого по- своему. Режиссер - Марк Донской, оператор - Сергей Урусевский, оба признанные мастера, лауреа ты Сталинских премий. Их твор ческий дуэт сложился нескольки ми годами раньше - в работе над знаменитым в ту пору фильмом «Сельская учительница». Участие в новой картине ло гически вытекало для обоих из предшествовавшего творческого опыта. Урусевский продолжал начатые ранее эксперименты со светом и тенью, с созданием в кадре особого образного мира. Донской подтверждал репута цию специалиста по экраниза ции жизни национальных окраин, приобретенную благодаря лентам «Песня о счастье» и «Романти ки». Соавтором сценария вышед ших в 1941-м «Романтиков» стал писатель Тихон Сёмушкин, про изведение которого и на сей раз легло в основу фильма. Роман Сёмушкина «Алитет уходит в горы» прогремел тогда по всей стране. Обсуждался он и в Мурманской области. «Это - правдивая и проникновенная книга, - сообщала 23 мая 1948 года газета «Полярная правда». - Читается она с неослабевающим интересом от начала до конца. С первых страниц повествова ния автор знакомит читателя с борьбой чукчей за свое суще ствование. Борьба с суровой се верной природой усугублялась зависимостью чукчей от при шлых купцов, создавших как на побережье, так и в глубине мате рика свои пушные фактории; от шаманов, державших суеверный народ в подчинении; от своих соб ственных кулаков - посредников между владельцами факторий и охотниками». - События, на которых стро ится сюжет, - рассказывал Марк Донской корреспонденту «Поляр- ки» уже не о книге, а о фильме, - происходили в 1923-1924 годах, в первые дни становления совет ской власти на Крайнем Севере нашей страны. На Чукотке орудо вал прожженный американский делец мистер Томсон. Чукчи, ко торых он эксплуатировал, прино сили ему шкурки песцов и лисиц, моржовые клыки в обмен на пат роны, спички, залежалый плиточ ный табак. При помощи местного богача Алитета мистер Томсон делал «бизнес», обирая чукчей. Но вот пришел конец наживе экс плуататора Томсона. Советское правительство послало на Чукот ку своих представителей. Мистер Томсон понял, какая угроза на висла над ним. Он вместе со сво им сыном Фрэнком, разведчиком и платным агентом американско го империализма, старался раз жечь среди чукчей ненависть к русским, пытаясь отвести удар от себя. С первых дней своего при езда уполномоченный Камчат ского губревкома по Чукотскому уезду бывший партизан Никита Лось и его помощник комсомо лец Андрей Жуков располагают к себе чукчей... Рушатся захватни ческие планы Фрэнка. Побежда ет мудрая ленинско-сталинская национальная политика. Такая вот, в духе времени, сю жетная канва. Соответствовали эпохе и некоторые иные обстоя тельства. В частности, участие в ленте Георгия Жженова. Он вспо минал, что картину начинали сни мать на Свердловской киносту дии. Сам актер незадолго до того освободился из лагерей и жил в Свердловске, где, по его словам, «получил временную прописку и начал съемки в фильме «Али тет уходит в горы». Но тут, как на грех, киностудию закрыли, про изводство «Алитета» передали в Москву, где мне жить с моим пас портом запрещалось». Для Жже нова эти мытарства закончились новым арестом. Однако эпизод с его участием в картине остался. Девиз Донского и Урусевского - «Подлинность во всем!», поэтому над «Алитетом» сперва работа ли на Чукотке. У чукчей не было своих актеров, поэтому их играли казахи, киргизы, буряты, якуты. В главных же ролях задействовали известных артистов. Уполномо ченного губревкома Лося сыграл Андрей Абрикосов, мистером Томсоном стал на экране Борис Тенин, а в Алитета перевоплотил ся Лев Свердлин. Но экспедиция проходила в очень трудных усло виях, и отснять удалось далеко не все, что требовалось. К тому же кое-что из снятого не удовлет ворило требовательных создате лей ленты. Тогда-то и обратили кинематографисты внимание на Мурманскую область. 16 апреля 1949 года «Полярка» повествова ла о том, что «в гористых окрест ностях Кировска, там, где таянье снега начнется лишь в мае, идут натурные съемки нового художе ственного фильма «Мистер Том сон бежит в Америку». Стоит ли пояснять, что это и был «Алитет». - Окрестности Кировска, - де лился впечатлениями Марк Донской, - напоминают собой ландшафты далекой Чукотки. Здешний климат вполне благо приятствует работе съемочного коллектива. Все кадры, за ис ключением тех, что будут сни маться в студии, решено снять на Кольском полуострове. Работа над картиной шла на берегу озера Вудъявр и в районе ущелья Рамзая. Там построили чу котское стойбище Лорен и факто рию мистера Томсона. В качестве «живого» реквизита использова ли ненецких и камчатских ездо вых собак, доставленных с Даль него Востока на самолетах. В том же 1949-м «Алитет» был закончен. Премьера состоялась 10 апреля 1950 года. Оценивая ленту, киновед Юрий Ханютин писал, что «инсценировка рома на была сделана механически, диалоги весьма невыразительны. И фильм, поставленный по сце нарию буквально, мог оказаться добротным, но скучным произ ведением. Но весь секрет в том, что за одним фильмом, предус мотренным сценарием, на экране шел другой, не запечатленный в сценарных диалогах и ситуаци ях фильм, сделанный Донским и Урусевским. И именно этот фильм представляет собой глав ную ценность и главное достиже ние талантливых художников». Для той, «другой» картины, для надсюжетного, образного кино и пригодилась натура, сня тая в нашем крае. Судите сами. «Алитет» открывался кадрами, которые, в соответствии с назва нием одного из рассказов Джека Лондона, можно охарактеризо вать как «белое безмолвие». На громождение ледяных торосов, бескрайние белые поля, замерз ший корабль, двое людей едут на нартах. Затем тундра, перечерк нутая дымами, бесконечные сне га, солнце, наполовину затянутое морозным туманом, - огромное, низкое, беспощадное. В этой ин терлюдии, как и во многих других эпизодах ленты, сыграли свою, только им свойственную «роль» съемки, сделанные на Кольском полуострове. А теперь о том, как повлиял «Алитет» на судьбу своих созда телей. Для Сергея Урусевского фильм открыл новые творческие горизонты, новые возможности. Экзотический край, неведомый народ, колоритные костюмы, раз нообразие фактур - все это по могло ему сделать очередной шаг вперед в постижении художест венных высот. Творческой верши ной Урусевского стали снятые в 1957-м «Летят журавли», каждый кадр этого фильма Пабло Пикассо считал произведением искусства. Что касается Марка Донского, после выхода «Алитета» он, счи тавшийся до того едва ли не са мым идеологически правильным художником, впал в немилость. Появилось множество публика ций, несомненно, заказных, в которых режиссера обвиняли в аполитичности, в идейной бли зорукости. По легенде, это про изошло от того, что Сталину не понравилась сцена, где шаман камлает перед портретом Лени на, обращаясь к нему как к не кому божеству. Берия вроде бы сказал тогда Донскому, что на небе не может быть два солнца. А на следующую ночь кинематогра фиста якобы вызвали на Лубянку. Следователь положил перед ним две бумаги и предложил подпи сать на выбор любую. Первая начиналась словами: «Я, Дон ской Марк Семенович, сознаюсь в том, что с 1925 года работаю по заданию английской разведки, с 1929-го - германской, с 1934 года - японской...» Вторая - со слов: «Я, Донской Марк Семенович, признаюсь в том, что веду раз вратный образ жизни: сожитель ствую с актрисой К., а также...» Донской, справедливо решив,что шпионаж обойдется ему дороже, подписал вторую бумагу и тем спас свою жизнь. Это, повторю, легенда. А вот фрагмент из воспоминаний сына Донского: «Лаврентию Берии не понравилось, что в картине о становлении жизни чукчей со вершенно не отражена роль Луч шего Друга кинематографистов и малых народов Севера. Санк ции, которые последовали, по обычаям советской эпохи конца 40-х годов можно было еще счи тать милостью. Іотовилось, но не вышло специальное поста новление, и дело ограничилось изгнанием Донского со студии «Союздетфильм» и отсылкой его в Киев. Там ему несколько лет не давали работу... Что до самой ленты, то сверху поступил при каз смыть сотни метров негати ва. «Для меня картина погибла навсегда», - вспоминал отец... Тот «Алитет», который показывают сейчас и который все же вышел на экраны в те годы, - жалкое по добие замысла». Впрочем, даже искромсанный цензурой, фильм остался в исто рии советского кино и в памяти зрителей. Войти в пословицу ведь тоже надо заслужить. И еще. В финале картины Томсон и Фрэнк удирают с Чукотки обратно в Шта ты. За ними бежит Алитет и кри чит: «Алитет хочет Мерика». Но его не берут. Именно тогда в злоб ном отчаянии он и уходит в горы. Сейчас, после развала СССР и последовавшего следом «разгу ла» демократии, это смотрится как метафора к постперестроеч- ной истории страны. Вот только авторы ленты, весной 1949-го работавшие над ней на Кольском полуострове, вряд ли догадыва лись, какой скрытый, символи ческий смысл обретет в будущем эта сцена. Что ж, таков всегдаш ний удел подлинного искусства. Нам не дано предугадать... (Продолжение. Начало в № 146-150, 237, 238,241,245,247 за 2008 г.; №49, 52, 54, 58, 63, 130, 133, 137 за 2009 т.;№90,95, 104, 139, 142, 147, 151,156 за 2010 г.;№51, 56, 61, 71, 76,84 за 2011 Г.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz