Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

мурманское кино 35.Искромсанный цензурой Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Кадр из фильма «Сельская учительница». С начала была пословица - парафраз классическо­ го «работа не волк...». Не помню, при каких обстоятель­ ствах я ее услышал, помню толь­ ко, что очень давно. Звучала она так: работа не Алитет, в горы не уйдет. Тогда и задумался впервые - что это за человек такой, Али­ тет, чье имя стало нарицатель­ ным, вошло в фольклор? Спустя какое-то время узнал, что была про него книга. Потом обнаружил, что и кинокартина такая есть. Оказалось, зимнюю натуру для этого фильма снимали на Коль­ ском полуострове. Картина появилась в 1949 году, называлась «Алитет уходит в горы» и стала знаковой и для ее режиссера, и для главного опе­ ратора. Правда, для каждого по- своему. Режиссер - Марк Донской, оператор - Сергей Урусевский, оба признанные мастера, лауреа­ ты Сталинских премий. Их твор­ ческий дуэт сложился нескольки­ ми годами раньше - в работе над знаменитым в ту пору фильмом «Сельская учительница». Участие в новой картине ло­ гически вытекало для обоих из предшествовавшего творческого опыта. Урусевский продолжал начатые ранее эксперименты со светом и тенью, с созданием в кадре особого образного мира. Донской подтверждал репута­ цию специалиста по экраниза­ ции жизни национальных окраин, приобретенную благодаря лентам «Песня о счастье» и «Романти­ ки». Соавтором сценария вышед­ ших в 1941-м «Романтиков» стал писатель Тихон Сёмушкин, про­ изведение которого и на сей раз легло в основу фильма. Роман Сёмушкина «Алитет уходит в горы» прогремел тогда по всей стране. Обсуждался он и в Мурманской области. «Это - правдивая и проникновенная книга, - сообщала 23 мая 1948 года газета «Полярная правда». - Читается она с неослабевающим интересом от начала до конца. С первых страниц повествова­ ния автор знакомит читателя с борьбой чукчей за свое суще­ ствование. Борьба с суровой се­ верной природой усугублялась зависимостью чукчей от при­ шлых купцов, создавших как на побережье, так и в глубине мате­ рика свои пушные фактории; от шаманов, державших суеверный народ в подчинении; от своих соб­ ственных кулаков - посредников между владельцами факторий и охотниками». - События, на которых стро­ ится сюжет, - рассказывал Марк Донской корреспонденту «Поляр- ки» уже не о книге, а о фильме, - происходили в 1923-1924 годах, в первые дни становления совет­ ской власти на Крайнем Севере нашей страны. На Чукотке орудо­ вал прожженный американский делец мистер Томсон. Чукчи, ко­ торых он эксплуатировал, прино­ сили ему шкурки песцов и лисиц, моржовые клыки в обмен на пат­ роны, спички, залежалый плиточ­ ный табак. При помощи местного богача Алитета мистер Томсон делал «бизнес», обирая чукчей. Но вот пришел конец наживе экс­ плуататора Томсона. Советское правительство послало на Чукот­ ку своих представителей. Мистер Томсон понял, какая угроза на­ висла над ним. Он вместе со сво­ им сыном Фрэнком, разведчиком и платным агентом американско­ го империализма, старался раз­ жечь среди чукчей ненависть к русским, пытаясь отвести удар от себя. С первых дней своего при­ езда уполномоченный Камчат­ ского губревкома по Чукотскому уезду бывший партизан Никита Лось и его помощник комсомо­ лец Андрей Жуков располагают к себе чукчей... Рушатся захватни­ ческие планы Фрэнка. Побежда­ ет мудрая ленинско-сталинская национальная политика. Такая вот, в духе времени, сю­ жетная канва. Соответствовали эпохе и некоторые иные обстоя­ тельства. В частности, участие в ленте Георгия Жженова. Он вспо­ минал, что картину начинали сни­ мать на Свердловской киносту­ дии. Сам актер незадолго до того освободился из лагерей и жил в Свердловске, где, по его словам, «получил временную прописку и начал съемки в фильме «Али­ тет уходит в горы». Но тут, как на грех, киностудию закрыли, про­ изводство «Алитета» передали в Москву, где мне жить с моим пас­ портом запрещалось». Для Жже­ нова эти мытарства закончились новым арестом. Однако эпизод с его участием в картине остался. Девиз Донского и Урусевского - «Подлинность во всем!», поэтому над «Алитетом» сперва работа­ ли на Чукотке. У чукчей не было своих актеров, поэтому их играли казахи, киргизы, буряты, якуты. В главных же ролях задействовали известных артистов. Уполномо­ ченного губревкома Лося сыграл Андрей Абрикосов, мистером Томсоном стал на экране Борис Тенин, а в Алитета перевоплотил­ ся Лев Свердлин. Но экспедиция проходила в очень трудных усло­ виях, и отснять удалось далеко не все, что требовалось. К тому же кое-что из снятого не удовлет­ ворило требовательных создате­ лей ленты. Тогда-то и обратили кинематографисты внимание на Мурманскую область. 16 апреля 1949 года «Полярка» повествова­ ла о том, что «в гористых окрест­ ностях Кировска, там, где таянье снега начнется лишь в мае, идут натурные съемки нового художе­ ственного фильма «Мистер Том­ сон бежит в Америку». Стоит ли пояснять, что это и был «Алитет». - Окрестности Кировска, - де­ лился впечатлениями Марк Донской, - напоминают собой ландшафты далекой Чукотки. Здешний климат вполне благо­ приятствует работе съемочного коллектива. Все кадры, за ис­ ключением тех, что будут сни­ маться в студии, решено снять на Кольском полуострове. Работа над картиной шла на берегу озера Вудъявр и в районе ущелья Рамзая. Там построили чу­ котское стойбище Лорен и факто­ рию мистера Томсона. В качестве «живого» реквизита использова­ ли ненецких и камчатских ездо­ вых собак, доставленных с Даль­ него Востока на самолетах. В том же 1949-м «Алитет» был закончен. Премьера состоялась 10 апреля 1950 года. Оценивая ленту, киновед Юрий Ханютин писал, что «инсценировка рома­ на была сделана механически, диалоги весьма невыразительны. И фильм, поставленный по сце­ нарию буквально, мог оказаться добротным, но скучным произ­ ведением. Но весь секрет в том, что за одним фильмом, предус­ мотренным сценарием, на экране шел другой, не запечатленный в сценарных диалогах и ситуаци­ ях фильм, сделанный Донским и Урусевским. И именно этот фильм представляет собой глав­ ную ценность и главное достиже­ ние талантливых художников». Для той, «другой» картины, для надсюжетного, образного кино и пригодилась натура, сня­ тая в нашем крае. Судите сами. «Алитет» открывался кадрами, которые, в соответствии с назва­ нием одного из рассказов Джека Лондона, можно охарактеризо­ вать как «белое безмолвие». На­ громождение ледяных торосов, бескрайние белые поля, замерз­ ший корабль, двое людей едут на нартах. Затем тундра, перечерк­ нутая дымами, бесконечные сне­ га, солнце, наполовину затянутое морозным туманом, - огромное, низкое, беспощадное. В этой ин­ терлюдии, как и во многих других эпизодах ленты, сыграли свою, только им свойственную «роль» съемки, сделанные на Кольском полуострове. А теперь о том, как повлиял «Алитет» на судьбу своих созда­ телей. Для Сергея Урусевского фильм открыл новые творческие горизонты, новые возможности. Экзотический край, неведомый народ, колоритные костюмы, раз­ нообразие фактур - все это по­ могло ему сделать очередной шаг вперед в постижении художест­ венных высот. Творческой верши­ ной Урусевского стали снятые в 1957-м «Летят журавли», каждый кадр этого фильма Пабло Пикассо считал произведением искусства. Что касается Марка Донского, после выхода «Алитета» он, счи­ тавшийся до того едва ли не са­ мым идеологически правильным художником, впал в немилость. Появилось множество публика­ ций, несомненно, заказных, в которых режиссера обвиняли в аполитичности, в идейной бли­ зорукости. По легенде, это про­ изошло от того, что Сталину не понравилась сцена, где шаман камлает перед портретом Лени­ на, обращаясь к нему как к не­ кому божеству. Берия вроде бы сказал тогда Донскому, что на небе не может быть два солнца. А на следующую ночь кинематогра­ фиста якобы вызвали на Лубянку. Следователь положил перед ним две бумаги и предложил подпи­ сать на выбор любую. Первая начиналась словами: «Я, Дон­ ской Марк Семенович, сознаюсь в том, что с 1925 года работаю по заданию английской разведки, с 1929-го - германской, с 1934 года - японской...» Вторая - со слов: «Я, Донской Марк Семенович, признаюсь в том, что веду раз­ вратный образ жизни: сожитель­ ствую с актрисой К., а также...» Донской, справедливо решив,что шпионаж обойдется ему дороже, подписал вторую бумагу и тем спас свою жизнь. Это, повторю, легенда. А вот фрагмент из воспоминаний сына Донского: «Лаврентию Берии не понравилось, что в картине о становлении жизни чукчей со­ вершенно не отражена роль Луч­ шего Друга кинематографистов и малых народов Севера. Санк­ ции, которые последовали, по обычаям советской эпохи конца 40-х годов можно было еще счи­ тать милостью. Іотовилось, но не вышло специальное поста­ новление, и дело ограничилось изгнанием Донского со студии «Союздетфильм» и отсылкой его в Киев. Там ему несколько лет не давали работу... Что до самой ленты, то сверху поступил при­ каз смыть сотни метров негати­ ва. «Для меня картина погибла навсегда», - вспоминал отец... Тот «Алитет», который показывают сейчас и который все же вышел на экраны в те годы, - жалкое по­ добие замысла». Впрочем, даже искромсанный цензурой, фильм остался в исто­ рии советского кино и в памяти зрителей. Войти в пословицу ведь тоже надо заслужить. И еще. В финале картины Томсон и Фрэнк удирают с Чукотки обратно в Шта­ ты. За ними бежит Алитет и кри­ чит: «Алитет хочет Мерика». Но его не берут. Именно тогда в злоб­ ном отчаянии он и уходит в горы. Сейчас, после развала СССР и последовавшего следом «разгу­ ла» демократии, это смотрится как метафора к постперестроеч- ной истории страны. Вот только авторы ленты, весной 1949-го работавшие над ней на Кольском полуострове, вряд ли догадыва­ лись, какой скрытый, символи­ ческий смысл обретет в будущем эта сцена. Что ж, таков всегдаш­ ний удел подлинного искусства. Нам не дано предугадать... (Продолжение. Начало в № 146-150, 237, 238,241,245,247 за 2008 г.; №49, 52, 54, 58, 63, 130, 133, 137 за 2009 т.;№90,95, 104, 139, 142, 147, 151,156 за 2010 г.;№51, 56, 61, 71, 76,84 за 2011 Г.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz