Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
22 IМУРМАНСКИЙ ВЕСТНИК • № 76 (4969) • суббота, 30 апреля 2011 !мурманское кино зз. Первый Петя Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области И нформация о том, что под Кандалакшей скоро нач нутся съемки художествен ного фильма «Петя по дороге в I Царствие Небесное» появилась в мурманской прессе... в конце 1991 года. Предвижу недоумение _ дотошных читателей - автор, мол, I сам не знает, что пишет. Ну отку- а да взялся 1991-й год, когда всем известно, что съемки проходили ~ в 2008-м, а сама картина вышла в 2009-м? Да и вообще, об этом I «Пете» столько всего уже было. I К чему лишний раз воду в ступе I толочь? А может, он его с другой I лентой перепутал? Не спешите I с упреками. Все тут верно - и на звание, и дата. Вот только мало кто сейчас помнит, что «Петь» на самом деле было два. И один имел все шансы попасть на экра ны на 17 лет раньше другого. Но не попал. Не будем, однако, забе гать вперед. Все началось с того, что сце нарист «Ленфильма» Михаил Ку раев стал известным писателем. Его первая повесть «Капитан Дикштейн» долгое время лежала в столе, затем последовательно ■ была отвергнута «Невой» и «Зна- I менем». А потом попала к акаде- I мику Дмитрию Сергеевичу Лиха- II чеву и очень ему понравилась. С подачи Лихачева ее опубликовал «Новый мир». - Сергей Павлович Залы гин, главный редактор «Нового мира», прочитав «Дикштейна», сказал: «Это печатаем. Давайте еще...», - вспоминал позже Кура ев. - Предполагалось, что у меня в столе куча рукописей. Исписан ной бумаги было немало, но ни чего законченного, отделанного не было. Все радости и печали коллективного творчества были мной сполна испытаны, и я пре дался удовольствию от начала до конца делать вещь, что называ ется, своими руками, без оглядки на режиссеров, актеров, смету, погоду и черта в ступе, сопровож дающих кинопроцесс. Ушел со студии и занялся исключительно сочинительством. Я до сих пор не могу понять, как я написал повесть о Пете. Это какая-то загадка. Обычно пишу медленно, а здесь все случилось за какие-то два-три месяца. В марте я ездил в Америку в университет, в июле принял участие в конференции в Сан-Франциско. Между этими по ездками как-то сама собой поя вилась эта повесть. Писалась она легко, потому что мне не нужно было ничего сочинять: ведь ис тория Пети произошла на моих глазах в начале 50-х под Канда лакшей, где мой отец был началь ником строительства первой в мире подземной электростанции. Действительно, произведение во многом списано с натуры, с событий, памятных автору по его , кандапакшскому детству. Іород- ^ ской дурачок Петя вообразил, а что он милиционер, поборник I справедливости и порядка,более I того, инспектор ГАИ. У него есть казенная портупея и милицей ская фуражка, а в настоящей ко буре пусть и деревянный, но все- _ таки пистолет. Никто не пытается 1 разубедить его в таком безобид- 1 ном посягательстве на власть. I Даже машины начальника стро ительства и главного инженера останавливаются по его требова нию и деликатно «инспектируют ся» Петей. Его удостаивает благорасполо жением первая местная красави ца, жена полковника госбезопас ности Богуславского, начальника нескольких исправительно-тру довых лагерей. Даже заехавший на несколько часов в поселок кандидат в депутаты Верховного Совета СССР, народный артист Николай Черкасов дарит свой привет и улыбку Пете лично. А затем наступает роковой март 1953-го, умирает Сталин. Из ла геря убегает зек. Петя пускается в погоню за беглецом по снегу, в сопки вместе с поднятыми по тревоге солдатами и охраной. И - погибает. По словам Кураева, «это история о траги ческом самоубийстве любой власти, которая не осознает себя». «Петю» опубликова ло «Знамя» во втором номере за 1991 год. По весть заслужила добро желательные отзывы критиков. Комментировали ее и в нашем крае, а один из самых из вестных мурманских краеведов, профессор Алексей Алексеевич Киселев, даже указал на неко торые исторические неточности произведения. Тогда же новой кураевской вещью заинтересо вался режиссер «Ленфильма» Искандер Хамраев. И, не медля, предложил автору сделать по ней сценарий. Последнему опы та подобного рода работы было не занимать, и спустя несколь ко месяцев сценарий был готов. Поначалу снимать хотели под Санкт-Петербургом. Но Кураев настаивал на Кандалакше - для большей достоверности. И угово рил кинематографистов посетить Кольский полуостров. - Группа киностудии «Лен- фильм» приехала со мной по смотреть, каково в Кандалакше теперь, можно ли восстановить обстановку 1953 года, - пояснял писатель в октябре 1991-го. - И вот здесь огорчения и радости пе реплетаются. Что огорчительно? Мы не увидели на Ниве-3 того, что искали. Но это огорчило про фессионально, а по-человечески я радовался, что не осталось ба раков, что поселок преобразился. Однако снимать здесь пятьдесят третий год нельзя... Мы поехали искать места возможных съемок. И тут-то профессиональное удов летворение переплелось с чело веческим огорчением: поселок Зеленоборский такой, каким он был в пятидесятые годы. Кроме некоторых вкраплений, рисунок поселка остался старым. Киногруппа уделила немало времени общению с кандалакша- нами. Причем не только в поис ках натуры для съемок, но и, так сказать, в официальном порядке. Встреча со зрителями в клубе на улице Советской закончилась по казом ленты «Строгая мужская жизнь», поставленной по сцена рию Кураева. Творческие вече ра прошли также в центральной городской библиотеке и в при городном совхозе «Кандалакш ский», расположенном в деревне Лувеньге. Для организации съемок непос редственно на месте событий, происходящих в повести, нужны были дополнительные средства. Финансовый вопрос решался непросто, и, прорабатывая его, директор картины Татьяна На умова приглашала предприятия и бизнесменов Мурманской облас ти войти в пай с существовавшим тогда на «Ленфильме» объеди нением «Диапазон» - на акцио нерных началах. Увы, никто не откликнулся. Но дело потихоньку шло вперед, будущий «Петя» пос тепенно обретал все более конк ретные очертания. - Очень просто делать истори ческую картину, - рассказывал художник будущей ленты Исаак Каплан. - Работая, скажем, над «Дамой с собачкой», мы поехали в Ялту, в музей Чехова. Есть та кой музей и в Москве. Обложи лись литературой. У меня было такое впечатление, все знаю про Чехова, все знаю про даму, собачку. Еще проще с Шерлоком Холмсом: сами понимаете, в Лон дон мы не ездили - сни мали не дальше Риги и Ленинграда. Были даже книги, где описывалось, в какой стране, как и какой рассказ о Холмсе снимался. Иное дело с «Петей»: знал только то, что прочитал в по вести. Поэтому было очень ин тересно поехать в Кандалакшу и увидеть всю эту атмосферу... Дело в том, что Россия-матушка в этом отношении удивительная страна. Так бережно все сохраня ется... Мы нашли столько кусков, где можно спокойно снимать 40-е, 50-е, год смерти Сталина. Но это не только у вас - по всей стране. Абсолютно. - Поездили и начали ощущать всю ту атмосферу, в которую должны погрузить и события, и наших героев, - делился впе чатлениями на страницах газе ты «Нива» оператор Владимир Бурыкин. - Сами люди, их лица, повадки, пейзаж, постройки - структура жизни да еще обще ние с автором - все чрезвычайно важно. Постепенно начинает вы страиваться как бы пластичес кая ткань фильма. Пребывание ленфильмовцев в нашем крае было недолгим. Они уехали, чтобы вернуться в феврале следующего, 1992 года вместе с режиссером Исканде ром Хамраевым для решения очередных организационных воп росов. В тот приезд были опреде лены конкретные точки съемок, подобран и одобрен интерьер. Причем кое-где ничего не при шлось менять - все оставили как есть, поскольку фактура полно стью соответствовала сценарию. Удалось наладить самые дружес кие отношения с администрацией Зеленоборского, которая обеща ла оказать мастерам экрана всю возможную помощь. Дорожные эпизоды и финальные сцены ре шили снимать в районе перевала по дороге на Умбу. Для участия в картине пригласили кандалак- шанина Виктора Кобиняка, ут вердив его вторым режиссером. Он в срочном порядке заняла подбором типажей для массов1. _ Строительство декораций реши- « ли начать в первых числах марта, й Съемки планировались на март- § апрель. Казалось, процесс рабо- е ты над лентой уже набрал ход и jj остановить его невозможно. Но I вдруг фильм застопорился. И ви- ѳ ной тому был актерский вопрос. - Тут у нас две актерские ло вушки, - сообщал Кураев кор респонденту «Нивы». - Помимо главного героя, Пети, вторая роль - хотя и занимает значительно меньше места - по трудности по иска исполнителя еще сложнее. Нужен... Черкасов! Однако первоочередной про блемой стал все же подбор ис полнителя на главную роль. - Вся сложность постановки данной картины в том, - объяснял Владимир Бурыкин, - чтобы Пет не вызывал ощущения больног^. нездорового человека. Скорее, должна быть обратная реакция: окружение - больное. Актеры для второстепенных персонажей уже были найдены и, по словам Кураева, совпадали с его «представлением о прототи пах». Но человека, сумевшего бы перевоплотиться на экране в ду рачка Петю, который, по повести, «не знап, что он глуп, и потому не старался быть умным», режиссер в итоге так и не отыскал. Это послужило толчком к развалу всего проекта. Ну в са мом деле, как снимать, если нет главного героя? Какой фильм без центрального персонажа? Правильно, никакого. И вскоре, по взаимному согласию всех за интересованных сторон, картину закрыли. А сценарий пришлось отложить до лучших времен. Как выяснилось впоследствии, они наступили уже в следующем веке. Точнее, в 2007-м, когда сде ланная на нашем северном мате риале кураевская вещь, нисколь ко не устаревшая за прошедшие полтора десятка лет, заинтересо вала режиссера Николая Доста- ля и стапа-таки фильмом «Петя по дороге в Царствие Небесное», получившим в 2009 году главный приз Московского кинофестива ля. «Петей» номер два. То, как его снимали, вы видите на сним ке, а первому «Пете» стать вот такой живой реальностью не до велось - он так и остался лишь в замыслах и планах... (Продолжение. Начало в № 146 - 150, 237,238, 241,245, 247 за 2008 г.; №49, 52, 54, 58, 63, 130, 133, 137 за 2009 г.; №90, 95,104, 139, 142,147,151,156 за 2010 г.; №51,56,61,71 за 2011 г.). Как снимать, если нет главного героя? Какой фильм без центрального персонажа? Правильно, никакого. И вскоре, по взаимному согласию всех заинтересованных сторон, картину закрыли.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz