Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
-ф- 22 IМУРМАНСКИЙ ВЕСТНИК • № 61 (4954) суббота, 9 апреля 2011 мурманское кино Б ез актеров невозможно художественное игровое кино. Каждый из них од новременно творец и материал, скульптор и глина, исполнитель и инструмент. У каждого - своя жизнь, своя судьба, лишь частью которой является профессия. В иных судьбах есть мурман ские страницы, мурманские вехи, подчас загадочные. К примеру, в 30 - 40-х годах минувшего века была такая актриса - Людмила Шабалина. Училась у Козинцева. Сыграла с десяток ролей, в том числе в таких, довольно извест ных картинах, как «Антоша Рыб кин» и «Нашествие». После 1948 года следы ее теряются. На сай те kino-teatr.ru указано, что она «оставила кино и уехала из Ле нинграда в Мурманск». Дальше - неизвестность, тайна. Может, кто-нибудь из читателей знает разгадку? А пока давайте вспом ним о других актерских судьбах, связанных с нашим краем. Мурманчанин поневоле Замечательного Вацлава Дворжецкого можно назвать мурманчанином поневоле. Око ло трех лет провел он, находясь в заключении, на строительстве Нижнетуломской ГЭС. Актер, сыгравший позже почти в ста фильмах, прибыл на Кольский полуостров в мае 1934-го из ла геря в Медвежьегорске с группой актеров для будущего Туломско- го театра. «Первое впечатление - много людей, - писал Вацлав Янович в книге «Пути больших этапов». - Очень много! Сотни тысяч. Строят бараки, живут в больших палатках, расставленных всюду. Солдатские походные кухни, ва гончики для прорабов, началь ников, только что выстроенный новый большой дом для началь ника лагеря. Все это на изрытой, вздыбленной почве из валунов и пней, в огромном ущелье среди скал и редких сосен, у холодной быстрой реки. Строится лагерь. Первое лето целиком прошло на строительстве жилья. Работали все. Но требовались выступле ния культбригады для «поднятия духа». Было кое-что из готового репертуара: чтение, баян, пение, гитара, а кое-что нужно было срочно готовить «на местном ма териале». Для подготовки дава ли сначала один день в неделю, потом - два дня. Писали и репе тировали в палатке... Выступали на открытом воздухе, на времен но построенной эстраде, если погода позволяла». Можно только поражаться тому, как полуголодные, мораль но и физически измотанные люди умудрялись раз в два меся ца выпускать новый спектакль. Но факт есть факт. «Дон Кихот», «Время вперед!», «Чужой ребе нок», «Чудесный сплав», «Афро дита», «Князь Мстислав Удалой», «Бравый солдат Швейк», «Пла тон Кречет», «Без вины винова тые» (вот уж воистину) и даже «Туломоармейцы» - таков далеко не полный репертуар театра Ту- ломского Строительства, как он официально назывался. Условия были ужасающими. «Зрители си дят в бушлатах, в шапках, топа ют ногами - греются, - описывал Дворжецкий работу артистов на Туломе зимой. - Пар от сотен 31 . Пуговкин агитировал, Куравлев собирал оружие Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области дыхании и дым от плохой печки поднимаются к потолку, туман в зрительном зале; слабые лам почки светят робко, как в бане. На сцене света никакого: горят какие-то лампы, но все равно ни чего не видно. Давали водевиль. Актриса в открытом платье от морозила соски (нарывы потом были). Температура на сцене до двадцати градусов мороза (на улице - 35 и вьюга). А завтра на работу, в котлован, скалу ковы рять, тачки возить». Артисты вместе с другими за ключенными бурили скалы, раз бивали кувалдой породу, возили в тачках грунт. Они, как и все ос тальные, были включены в сис тему соцсоревнования и удар ничества. Им порой выдавали премии - продуктами и одеждой, а также грамоты, книжки ударни ка, помещали портреты на Доске передовиков, в газете «Заполяр ная перековка». Особенности лагерной жизни накладывали отпечаток и на театр. «Грязная ругань была нормальным лагер ным языком, - повествует Двор жецкий. - Блатной жаргон, мане ры - страшная зараза для всех заключенных. Атмосфера лагеря «засасывала» всех! Трудно было сохранить себя. Повседневное длительное общение с уголовни ками, преступниками, отбросами общества непреодолимо откла дывало отпечаток и на людей хорошо воспитанных, образован ных, интеллигентных... В самой труппе театра только 15 акте ров и интеллигентных людей, остальные - тоже уголовники... Матросы в массовке «Разлома» яростно матерились! Было очень органично...» Из руководства Вацлав Яно вич выделял начальника строи тельства Владимира Сутырина, считал его «личностью исклю чительной. Партийный работник с дореволюционным стажем, в Гражданскую войну командовал дивизией, позже одно время воз главлял РАПП. Писатель, поэт, драматург, личный друг Киршона и Афиногенова, он был направ лен в органы НКВД, на стройки пятилетки... Он всегда присут ствовал на сдаче спектаклей... Всегда чувствовалась его под держка». Освободился Дворжец кий в печально памятном 1937-м, а много лет спустя его сын Ев гений женился на... внучке Сутырина. У нас он был Кошевым Имеется мурманский след и в судьбе популярнейшего Михаила Пуговкина. На Кольском полуост рове он появился, имея за пле чами работу на заводе и в Мос ковском драмтеатре, несколько ролей в кино, службу в полковой разведке, ранение с последу ющим комиссованием, учебу в школе-студии МХАТ. В 1947 году актер с первой женой - однокурс ницей Надеждой Надеждиной отправился в Мурманск, в театр Северного флота. А в 2006-м журналист Алексей Бакуменко попытался выяснить подробнос ти пребывания Михаила Ивано вича в Заполярье и позвонил ар тисту. Сам Пуговкин к телефону не подошел, разговор вела жена Ирина Константиновна. - Он Мурманск иногда вспоми нает, - сообщила она. - Правда, говорит, что больше ему запом нились шефские концерты в во инских частях. - Ты с кем разговариваешь? - послышался в трубке еще один голос, в котором угадывались знакомые по «Свадьбе в Мали новке» нотки. - Да про твою работу в Мур манске спрашивают. Ты помнишь его? - Я в городе Роста работал. Театр у нас на горке стоял. Про шторм им расскажи! - Может, сам, Минечка? - Не буду! - категорично отве тил Пуговкин. - Вот слышите, какой он! - рас смеялась Ирина Константинов на. - Болеет. Ему восемьдесят все-таки... А в шторм их группа попала, когда к морпехам езди ли. В театре работы ему мало было. В основном в массовке играл. - Не только! - опять послышал ся голос Пуговкина. - Одна глав ная роль была, Олега Кошевого в «Молодой гвардии». О том, что Пуговкин уже в то время выделялся из общего ряда, был заметен, можно су дить по отзывам во флотской газете «На страже Заполярья». Так, в рецензии А. Журавлева на постановку пьесы Симонова «Русский вопрос», опубликован ной 27 июня 1947 года, отмече но: «В роли издателя Макферсо на выступает артист Пуговкин. Он умело передает психологию старого политикана, который кажется вполне добродушным, пока его дела идут хорошо, но становится рычащим зверем, когда видит, что его приказы, хо зяина газеты, не выполняются». Что касается «Молодой гвар дии» - это был настоящий три умф, пусть и местного значения. Появившаяся в 1946-м первая редакция романа Александра Фадеева обсуждалась по всей стране и была оперативно пере несена на сцену. После премье ры спектакля под восторженный панегирик коллективу театра Северного флота отвели целую газетную полосу. «Артист Пу говкин сумел дать правдивый жизненный образ организатора и вожака краснодонской моло дежи, - пояснял 16 ноября 1947 года критик С. Самойлов в ста тье «Замечательный подарок зрителю». - Безупречно честный, полный горячего юношеского ро мантизма, глубоко уважающий своих товарищей, решительный в борьбе и зрелый в своих дейс твиях руководитель организации - таков образ Кошевого в испол нении Пуговкина. Нежность лю бящего сына и непримиримую беспощадность борца-револю- ционера видит в этом образе зритель». Пребывание актера в нашем крае получилось недолгим. В на чале 1948 года Михаил Иванович с женой перебрались в Вильнюс, а через год в Москву. - Ну негде Минечке было раз вернуться в Мурманске, - посето вала в разговоре с Алексеем Ба куменко Ирина Константиновна. - Но Север он не забыл. У него даже фотография хранится, как он в качестве агитатора перед выборами по Мурманску ездил... Детство в Зашейке Интересный, должно быть, снимок. Вот бы посмотреть. Если Вацлав Дворжецкий и Михаил Пуговкин формирова лись прежде всего в театре и только потом попадали на эк ран, то Леонид Куравлев ни разу не ступал на театральные под мостки. Окончив ВГИК, сразу же попал в труппу Московского театра-студии киноактера и в дальнейшем всю жизнь работал исключительно в кино. Леонид Вячеславович с полным правом может утверждать, что знаком с Кольским полуостровом с дет ских лет. - Мурманская область для меня не просто географическое пространство, - рассказывал он. - Много лет назад я жил вместе с мамой в маленьком заполяр ном поселке Зашейке. В то вре мя мама была осуждена по 58-й, «политической», статье и путем неимоверных усилий со стороны всех наших родственников ей удалось на год «вытребовать» меня, тогда тринадцатилетнего мальчишку, к себе. Трудно пере дать ту радость, с которой я ехал на встречу с мамой в 1948 году. Помню послевоенный разрушен ный Мурманск, где я вместе со взрослыми ждал оказии в Заше ек. Впечатления от моего пребы вания в Заполярье остались са мые светлые. Я приехал в разгар полярного лета. Играл вместе с новыми друзьями-мальчишками в футбол, ходил в тундру соби рать брошенное оружие. Зашейковские старожилы до сих пор вспоминают и мать К равлева Валентину ДмитриевнуТ работавшую в артели «Рассвет» в парикмахерской мастером 3-го разряда, и самого артиста. С кем-то он играл, с кем-то ходил на танцы, с кем-то просто общал ся. Учился Леонид Вячеславович в зашейковской школе, дружил с двумя мальчишками - Борисом Тимофеевым иАлександром Пан- техиным. Все трое хотели стать актерами и даже играли в лю бительских спектаклях в мест ном клубе. Но сбылась мечта только у одного. Я проследил мурманские стра ницы биографий лишь некоторых киноартистов. О других напишу в следующий раз. А сколько чуть менее известных судеб до сих пор остаются за кадром нашего интереса, нашей памяти! Таких, как судьба заслуженного артис та РСФСР Евгения Кузнецова (пана Юзефа из знаменитого «Кабачка «13 стульев», игравше го и в «Майоре Вихре», и в «Сем надцати мгновениях весны»), ра ботавшего когда-то в Мурманске. Или народного артиста Россий ской Федерации Іургена Тонунца (в творческом багаже которого осталось более 50 киноролей), учившегося в Мурманском мо реходном училище. Или Алексея Миронова (водителя Копытина из «Место встречи изменить нельзя», сыгравшего более чем в 60 фильмах, в том числе и глав ных героев), служившего в 50-е в Мурманском областном драм театре. Узнаем ли мы когда-ни будь подробности их пребывания в нашем крае? Хочется в это верить. (Продолжение. Начало в № 146 - 150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 Г., № 49, 52, 54. 58, 63, 130, 133, 137 за 2009 Г., № 90, 95, 104, 139,142,147, 151,156 за 2010 г. и №51, 56 за 2011 г.) --
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz