Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
4 - -ф- 22 IМУРМАНСКИЙ ВЕСТНИК • № 51 (4944) мурманское кино К самолету бежит человек. Движения быстры, лицо напряжено. Он взволно ван, спешит, боится опоздать. Чуть поодаль стоят провожаю щие его люди. Человек на ходу оборачивается и машет им ру кой. Это летчик, который дол жен спасти моряков, погибаю щих в ледяной воде студеного океана. Еще немного и будет поздно. Вот пилот в самолете. Минута на подготовку. Он бе рется за штурвал, внимательно вглядывается вперед и... зву чит команда: «Стоп». Народный артист РСФСР, дважды, на тот момент, лауреат Сталинской премии Николай Симонов вы лезает из крылатой машины и прохаживается по взлетной полосе одного из аэродромов Северного флота. Идет работа над фильмом «Остров Безы мянный» - первой послевоенной ленты, снимавшейся в нашем крае в такие же, как сейчас, ве сенние дни 65 лет назад. Художественное кино - примета мирной жизни. В довоенные годы на мурманской «натуре» были сделаны десятки игровых кар тин. С началом боевых действий на Кольский полуостров, оказав шийся в прифронтовой зоне, при езжали только документалисты - летописцы подвигов и трагедий сурового и скорбного времени. Но прошел всего год после Побе ды, и кино вернулось. Как символ окончательного восстановления нормального порядка вещей. Как знак того, что все самое тяжелое и страшное уже позади, а война - только на экране. 12 января 1946 года «Полярная правда» сообщила, что киносту дия «Ленфильм» вот-вот начнет в Мурманске и Полярном съемки нового художественного фильма «Ледовитый океан». - Это будет киноповествование о людях, работающих в суровых условиях Заполярья, в Арктике, о военных и торговых моряках, северных летчиках, зимовщиках- полярниках, о людях, чей само отверженный труд обеспечивал в дни Великой Отечественной войны проводку караванов в Со ветский Союз, - делился с газетой планами директор картины Г Де нисон. - Большая часть картины будет сниматься на Севере. Около 800 метров натуры предстоит от снять постановочному коллективу на море, в воздухе, с самолетов и кораблей. Само собой разуме ется, что эта большая и сложная задача не сможет быть решена без помощи и консультаций орга низаций Мурманска и Северного флота. В титрах ленты в качестве сце нариста указан Борис Бродский. На самом деле ему помогал и, можно сказать, курировал Юрий Герман. Известный писатель, про ведший всю войну у нас на Севе ре, был не понаслышке знаком со службой военных моряков и военных летчиков - героев кар тины. По сценарию на располо женный где-то в Арктике остров Безымянный - это название в ито ге закрепилось за всем фильмом - приезжает молодой метеоролог Ася Москалева. К месту зимовки ее доставляет на самолете лет чик полярной авиации майор Пла тон Малеев. Новую сотрудницу рацию и радирует Малееву, куда лететь. Майор благополучно садится на льдину и спасает моряков. Фильм кончается приездом на остров, уже после войны, новых зимов щиков. В финале Ткаченко сми ряется с любовью Аси и Мапеева, а летчик и девушка расстаются с надеждой на новую встречу. Лента основана на реальных событиях. И правда была страш нее киновымысла. 12 августа 1944 года немецкая подлодка U-365 в 60 милях от острова Белый в Карском море атаковала конвой БД-5. Погибло шедшее из Севе родвинска в Диксон транспортное судно «Марина Раскова», а затем и сопровождавший его тральщик Т118. Уцелевшие люди, более 200 человек, в том числе женщины и лил на своем гидросамолете 60 миль по воде до самого острова Белый. Это была война! Это была Арктика! Участвовали в картине и наши земляки. Некоторые эпизоды от сняли в мурманском порту, руко водство которого оказало масте рам экрана всемерную поддержку. 29 . Когда правда страшнее вымысла Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области встречают полярники, военные моряки. Остров находится на пути проводки караванов союзников в Мурманск. Ася встречается здесь со своим другом, командиром боевого корабля Алексеем Тка ченко, однако неожиданно увле кается немолодым, но волевым и статным, с романтической душой майором Малеевым. Между тем рядом с Безымян ным разворачиваются боевые действия. Навстречу большому каравану союзников немцы высы лают подводные лодки и авиацию. Они бомбят остров и высаживают на него десант. Кроме того, врагу удается повредить один из союз ных транспортов. Для его охраны из советского эскорта выделяет ся корабль под командованием капитан-лейтенанта Ткаченко. Когда противник пытается торпе дировать отставшее судно, наш корабль закрывает его собой. Со ветские моряки тонут в ледяном море. Спасти их пытается майор Малеев, переживающий одновре менно и за судьбу Аси. Тем вре менем девушка, получившая на острове дополнительную специ альность радиста, устанавливает на заброшенной шхуне запасную дети, перешли на другой траль щик -Т114, но после полуночи вра жеская субмарина торпедировала и его. Корабль затонул практичес ки мгновенно - за четыре мину ты. Спасли не всех. Уничтожение конвоя БД-5 стало самой крупной победой немецких подводников на Северном морском пути за всю войну. Беспрецедентные по масштабам и длительности поис ки позволили сохранить 73 чело веческие жизни помимо тех 180, которых удалось спасти сразу, на месте гибели тральщика. Но все равно погибших было много. Пос леднюю группу спасшихся обнару жил 23 августа, спустя почти две недели после трагедии, летчик полярной авиации Матвей Ильич Козлов. Он нашел кунгас, в кото ром находились 25 мертвых и 14 живых, но обессиленных людей. «Трупы лежали в два ряда на дне кунгаса, наполненного по ко лено водой, - писал Козлов в от чете. - На трупах лежали и сидели оставшиеся в живых, из которых примерно 6 человек были способ ны с трудом передвигаться само стоятельно». Взлететь, имея до полнительно 14 человек на борту, - невозможно. Матвей Ильич ру- Дублером главного героя - майора Малеева стал летчик-северомо- рец подполковник Навальный, выполнявший в кадре привычную для себя авиационную работу. А воздушные разведчики вверенно го ему подразделения совершили по просьбе киногруппы необходи мое для съемок количество выле тов. В общем, корреспондент «По- лярки» К. Зародов был абсолютно прав, когда в материале от 24 мая 1946 года утверждал, что «боль шую помощь в работе над кино картиной оказывают... моряки и летчики Северного флота». Тепло отзывался о северянах и Николай Симонов - актер все союзной известности, ставший сверхпопулярным после роли Петра Первого в одноименной ленте. В первой послевоенной «мурманской» кинокартине он сыграл Платона Малеева. - В кинофильме «Возвраще ние» я уже играл роль полярни ка, - пояснял он. - Но тогда мне не удалось побывать в Заполярье, и образ полярника я создавал по рассказам, по наблюдениям, ин туитивным чувствам сердца, пре клоняющегося перед мужеством Ж ш ,1 Платон Малеев (Николай Симонов) и Ася Москалева (Нина Мазаева). полярников. Сейчас, снимаясь в новом кинофильме «Остров Бе зымянный» в роли военного по лярного летчика майора Малеева, я имел счастье непосредственно общаться с теми людьми, о кото рых народ наш не может думать без теплоты: я видел славных за щитников Советского Заполярья и разговаривал с ними. Хороши боевые люди живут и трудятся о- Заполярье... Помимо Симонова в карти не были заняты Юрий Толубеев, сыгравший начальника зимов ки, Нина Мазаева, ставшая Асей Москалевой, Владимир Волчик, исполнивший роль Алексея Тка ченко, Олег Жаков, которому до сталась непростая в то время и в тех условиях миссия - стать, пусть только в фильме, одним из врагов - немцев. Интересный персонаж довелось воплотить на экране Сергею Филиппову - повара Ти- мохина, главное увлечение кото рого - живопись. Руководили съе мочным процессом режиссеры Адольф Бергункер и Михаил Его ров. Музыку написал Венедикт Пушков, известный по работе в картине «Семеро смелых». Киногруппа покинула Кольский полуостров 5 июня 1946 года. Дальше, как водится, - павильон, монтаж, озвучивание. К 15 авгус та - плановому сроку - картина была готова. Первый ее показ состоялся на Северном флоте - там, где шли съемки. На экраны страны «Остров Безымянный» вышел 22 декабря 1946 года и... попал под огонь критики. Его со здателей обвинили в штампах, уп рощенчестве, неглубоком проник новении в образы героев. Дошло до того, что, рецензируя одну из новых лент, «Полярная правда» информировала читателей, что «новое произведение киностудии «Ленфильм»... выгодно отличает ся» от «Острова Безымянный». Возможно, дело тут не столько в реальных достоинствах и недо статках картины, сколько в изме нившейся за время работы над ней международной ситуации. По лярники на Безымянном работали для проводки союзных конвоев. 5 марта 1946 года, в разгар съе мок, Уинстон Черчилль произнес ставшую знаменитой Фултонскую речь, которую принято считать точкой отсчета холодной войны. Так что произведения искусства, касающиеся «союзной» темы, оказались не ко двору. Как бы то ни было, в 1946 году в СССР вы пустили 20 художественных филь мов. Семь из них в той или иной степени касались только что ми нувшей войны. Втом числе и «Ост ров Безымянный». Наш, мурманс кий... Первый послевоенный. (Продолжение. Начало в № 146 - 150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 г., № 49, 52, 54, 58, 63, 130, 133, 137 за 2009 г. и № 90, 95, 104, 139, 142, 147, 151,156 за 2010 г.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz