Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

Внимание, мотор! Мурманское кино (Продолжение. Начало в номере № 146 от 5 августа.) 2 . ПУТЬ К ПРИЧАЛУ В начале сентября 1961 года на улицах областного центра появил­ ся автобус с надписью «Студия «Мосфильм» и табличкой на лобо­ вом стекле «Путь*к причалу». - В Мурманске я побывал еще в прошлом году вместе с автором сценария, - рассказывал мурман­ ским журналистам режиссер-по- становщик картины Георгий Дане- лия. - Мы знакомились с местами, где должны были вести съемки, на два месяца выходили в море на пароходе «Леваневский», были на полярных станциях. Все это при­ годилось при теперешних съемках нового фильма, которые мы вы­ полняем с большой душой и жела­ нием. Мы обязательно привезем для премьеры новую кинокарти­ ну в Мурманск, где нас так тепло встречают и оказывают большую помощь в нашей работе. Мнение мурманчан о нашем новом кино­ фильме будет для нас самым инте­ ресным и самым важным. Сценарий написал молодой, но уже известный литератор Вик­ тор Конецкий, служивший в свое время на Северном флоте и пре­ красно знавший реалии северной морской жизни. Главный герой фильма - старый одинокий боцман Росомаха. Спасательный буксир тащит отслуживший свое корабль «Полоцк» в Мурманск на слом. Шторм. Спасатель получает сиг­ нал бедствия - тонет лесовоз. Для того чтобы успеть оказать помощь, нужно освободиться от «Полоцка». На «Полоцке» четыре человека: Росомаха и три матроса, они сами должны принять решение. Если обрубят трос - могут погибнуть. Решают - рубить. «Полоцк» на­ летает на скалы. Спасаются все, кроме боцмана. В картине при­ сутствовало не только море, но и берег, порт. Съемки продолжались в течение двух лет. Некоторые из происходивших в процессе рабо­ ты над фильмом историй Дане- лия припомнил в опубликованной в 2003 году книге «Безбилетный пассажир». «Все партбилеты на стоп положите!» «В Мурманске по плану было намечено первой снимать сцену на набережной. Выбрали точку. Красиво, вид на порт, на Коль ­ с кий залив. Только в кадр по ­ падал грязный покосившийся забор. И я попросил админист­ ратора Федорца, чтобы завтра на съем ку пригнали автобус - за­ кры ть забор от камеры ... Утром на следующий день приехали на съем ку - автобуса нет. - Не дали, - объяснил Федо- рец... Я попросил... позвонить Залб- штейну. Директором фильма «Путь к причалу» был Дмитрий Иосифович Залбштейн, осанис­ тый пятидесятилетний мужчина с начальственным басом... - Не снимайте! - завопил Залб­ штейн. - Будет автобус. Минут через с о ро к приехала милиция, а за ней начали подъ ­ езжать автобусы, один за др у ­ гим. Все прибывают и прибыва ­ ют. Милиционеры спрашивают, где автобусы расставлять... а потом приехали два БТРа. Из башни одного торчала голова Залбштейна. После звонка ... Залбштейн помчался в обком партии к пер­ вому секретарю . Секретарша пыталась остановить его, но Залбштейн отодвинул ее и вор ­ вался в кабинет. Там за д л и н ­ ным столом сидело человек двенадцать - шло заседание бюро обкома... - Сидите? Не чешетесь? - за­ орал Залбштейн. - Хотите, чтобы мы очерняли советскую дейст­ вительность? Не выйдет! Все партбилеты на стол положите!.. Пауза. - В чем дело? - спросил пер­ вый секретарь. - Выражайтесь конкретнее. Залбштейн выразился к о н к ­ ретно: автобус не дали. Все облегченно вздохнули и заулыбались. И тогда к нам отправили ав­ тобусы с городских маршрутов. А член бюро обкома ком андую ­ щий военным о кругом на всякий случай прислал два бронетранс­ портера, на одном из которы х и приехал на съемочную площад­ к у Дмитрий Иосифович Залб­ штейн». Снимали и на улицах Мурманска, и в рыбном порту. Но больше всего - в торговом. Там работали над сце­ нами проводов в море спасатель­ ного судна «Кола» и возвращения его из рейса. Там же запечатлели встречу с матерью одного из геро­ ев картины - юнги Васьки. Попали в кадр и мурманчане - грузчики и ме­ ханизаторы торгового порта, участ­ вовавшие в некоторых эпизодах. Съемки продолжились в Баренце­ вом море - на судне аварийно-спа­ сательной службы, на буксирных судах транспортно-буксирного флота Мурманского рыбного пор­ та «Стерегущий» и «Смелый». И вновь вместе с профессиональны­ ми актерами играли мурманские моряки - члены экипажа «Смело­ го»: боцман Анатолий Арсентьевич Плюснин, кок Василий Дмитрие­ вич Захарчук, матросы Александр Чужмаров, Владимир Ковтун и Ва­ силий Липатов. Судя по тому, что вспоминает Данелия, сниматься в кино мурманчанам понравилось. «Раньше - не мог, на Кубу ракеты возили...» «Между прочим. Как мы ни старались держаться подальше от государственных секретов, все равно никак не могли их из­ бежать. В тот день, когда Никита Сер­ геевич выступил с официаль­ ным заявлением, что на Кубе со­ ветских ракет нет, пошли мы в ресторан. Только сели, в другом конце зала поднялся человек и крикнул: - Режиссер! Я вернулся, когда сниматься будем? Я узнал его: этот моряк был у нас в массовке в очереди у пив­ ного ларька. - Опоздал, отсняли уже все сцены с массовкой, - крикнул я. - Надо было раньше приходить! - Раньше не мог. Мы на Кубу ракеты возили! А строжайшую государствен­ ную тайну - об испытании на острове Новая Земля атомной бомбы - мы узнали за две неде­ ли до взрыва... Когда в центральных газе­ тах появились опровержения слухов о новых испытаниях атомного оружия, на главной площади Мурманска на доске объявлений среди прочих был прикноплен и такой листок: «Граждане туристы, в связи с непредвиденными обстоятель­ ствами турплавания на Новую Землю переносятся на весну бу­ дущего года». Главную роль, боцмана Зосиму Семеновича Росомаху, играл один из самых популярных в ту пору актеров - Борис Андреев. Извест­ ность его была настолько велика, что командующий Северным фло­ том выделил лично для Бориса Федоровича свой адмиральский катер. В фильме есть сцена - боц­ ман, у которого вся жизнь прошла на кораблях, а на берегу ни кола ни двора, выпил с приятелем, вышел на берег и стал ногами бить волны. В Баренцевом море вода очень хо­ лодная, поэтому хотели снимать дублера. Андреев запротестовал: «Никаких дублеров, Росомаху иг­ раю я». Эту сцену снимали на ос­ трове Кильдин, и актер, пожилой уже человек, на пронизывающем ветру, в мокрой одежде и без пе­ реодеваний два часа самоотвер­ женно искал варианты. Сняли четырнадцать дублей. В картине были задействованы и другие за­ мечательные мастера экрана - Ге­ оргий Вицин, Любовь Соколова. Юнгу Ваську играл московский школьник Саша Метелкин, уже имевший, несмотря на молодость, солидный актерский стаж - участ­ вовал в фильмах «Анна на шее» и «Военная тайна». Роль матроса Чапина досталась Валентину Ни­ кулину. Он же исполнил и звучав­ шую в картине песню, о которой у Данелия - рассказ особый. Пьяные запели! «На фильм «Путь к причалу» музыкальный редактор Раиса Александровна Лукина ... поре­ комендовала пригласить моло­ дого ленинградского компози­ тора Андрея Петрова. Он приехал - молодой, застен­ чивый. Я сказал ему, что срочно нужна мелодия песни... Музыка была утверждена. Написать слова я попросил поэта Григория Поженяна. Он написал: «Если радость на всех одна, на всех и беда одна...» И т. д. В слове если две ноты, а в мелодии три. Поженян потре­ бовал, чтобы Петров выкинул ненужную ноту. Я сообщил об этом Петрову... Телеграмма: «Москва. «Мос­ фильм». Данелия. Я написал тринадцать вариантов мелодии, пусть этот Жеженян заменит одно слово!» Поженян - задира, боксер, бывший десантник, узнав, что его назвали Жеженяном , при­ шел в ярость и рвался в Ленин­ град, чтобы набить Петрову морду. Конфликт уладили так: с ка ­ зали Поженяну, что фамилию перепутало телеграфное агент­ ство, а переделывать ничего не надо - ни слова, ни музыку. Спо­ ем безграмотно: «е-е-сли» - тре­ мя нотами. Так и поет ее в филь­ ме актер Валентин Никулин. Песню записали, она нам нра­ вилась, но мелодию никто не мог запомнить - ни члены съе­ мочной группы, ни я сам. «Не будут петь, - понял я. - Ну и не надо. Главное - есть настрое­ ние». Когда фильм был готов, мы повезли его в Мурманск и пока­ зали морякам. Ночью меня раз­ будило пение. За окном пьяные голоса нестройно выводили нашу песню: «Е-е-сли радость на всех одна, на всех и беда одна...» Ну, если пьяные запели, то это будет шлягер. Так оно и было». Фильм вышел на экраны в конце 1962 года, а накануне официаль­ ной премьеры, согласно традиции тех лет, картину привезли в Мур­ манск. Так что жители областного центра стали первыми ее зрителя­ ми. «Путь к причалу» понравился им сразу. Это была буквально лю­ бовь с первого взгляда. Впрочем, оценили его по достоинству не только жители областного центра. Маститый кинокритик Ростислав Юренев писал в журнале «Искус­ ство кино»: «Молодые и одарен­ ные люди делали фильм... В филь­ ме есть неровности, упущения, но не о них хочется думать, их можно не замечать, потому что в фильме так много подлинно тонкого, доб­ рого, человеческого. Фильм будо­ ражит воспоминания, манит к но­ вому, незнакомому. Он романтичен и современен». Пожалуй, эпилогом к этой кар­ тине может послужить еще один фрагмент из воспоминаний Дане­ лия. Чужие деньги «Когда фильм «Путь к прича­ лу» вышел на экраны, Конец­ кий позвонил и попросил меня срочно приехать в Ленинград. - Зачем? - Приедешь - узнаешь. Он встретил меня и прямо с вокзала повез в сберкассу. Снял с книж ки деньги и протянул мне толстую пачку. - Потиражные за сценарий. Здесь твоя доля - две тысячи триста сорок. Пятьдесят про­ центов. Я в той или иной степени ра­ ботал над всеми сценариями к моим фильмам. Но меньше все­ го - над этим. - Я сценарий не писал и денег не возьму, - сказал я и вышел из сберкассы. Конецкий - за мной: - Но ты много придумал. - Это неважно. Я не написал ни строчки. Тогда он положил деньги на перила мостика (мы шли по мос­ тику через Мойку), сказал: - Мне чужие деньги не нужны, - и пошел. И я сказал: - И мне не нужны. И тоже пошел. А деньги леж а ­ ли на перилах. Две тысячи трис­ та пятьдесят. Машину можно к у ­ пить, «Победу». Фанаберии у нас хватило ша­ гов на семь. Подул ветерок, мы развернулись и, к а к по команде, рванули назад. Деньги эти мне очень приго­ дились, потому что следующий фильм я начал снимать только через год, а между фильмами режиссерам зарплату не пла­ тят». «Путь к причалу» - один из самых «мурманских» фильмов отечест­ венного кинематографа. И один из самых любимых. Таким, надеюсь, останется он для наших детей и внуков. Недавно его снова пока­ зывали. И глядя на телеэкран, я поймал себя на том, что берет за сердце, трогает душу не только великолепная игра актеров, но и сам показанный в фильме Мур­ манск прошлого. Город, ставший самостоятельным и полноправным персонажем этой замечательной ленты. (Продолжение следует.) Дмитрий ЕРМОЛАЕВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz