Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

УРМАНСКОЕ КИНО Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области 28. ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАЧАЛУ Для истории как нельзя более верно высказывание о том, что все новое - это хорошо забытое старое. Ну в самом деле, очень многое, действительно почти все, что удается «открыть» в минувшем, было раньше известно нашим предкам, но по­ том по тем или иным причинам затеря­ лось в веках. Потому и находки, которы­ ми время от времени сопровождаются поиски материалов по кинопрошлому Кольского Заполярья, конечно, весьма условны. Но от этого, на мой взгляд, не ЯНцменее интересны. Чтобы не быть голо- ровным, предлагаю вам мысленно пере­ нестись на 85 лег назад, в ту пору, когда художественный кинематограф на Мур- мане только начинался. В самой первой публикации цикла («МВ» за 5 августа 2008 года) я уже писал о фильме «Песнь тундры», с которого, собственно, и ведется отсчет лентам, снятым в нашем крае. Писал по­ неволе коротко, сообщая читателям, что речь в картине «шла, в духе той эпохи, о конфликте саамов-лопарей со скупщи­ ками пушнины, в котором на стороне уг­ нетенных туземцев принимает активное участие ссыльный революционер. Закан­ чивалось все, разумеется, оптимистичес­ ки: победой нового строя над отжившим свое, «проклятым» прошлым». Кроме нескольких строк, кратко определявших содержание, да еще выходных данных, не было известно практически ничего, поскольку сам фильм до наших дней не - ’^сохранился. И вот, перелистывая не так давно подшивки старой «Полярки», наткнул­ ся на то самое хорошо забытое старое. 12 сентября 1925 года в главной газете края появилась заметка об организован­ ной Госкино экспедиции на Кольский по­ луостров. Выяснилось, что «Песнь...» (в черновом варианте имевшая другое на­ звание) являлась весьма масштабным для тех лет кинопроектом. А заодно всплы­ ли и многие любопытные детали. Суди­ те сами. «Экспедиция в составе 13 чело­ век артистов, - сообщал корреспондент Б. Зайцев, - приехала в Мурманск для заснятия натурных кадров нового фильма «Борьба за Север». Сценарий этого фильма написан молодыми про­ летарскими писателями Белобородо­ вым и Костаревым, которые несколь­ ко месяцев тому назад специально приезжали сюда, чтобы на месте озна­ комиться как с историческими, так и с бытовыми особенностями Мурманска. (Продолжение. Начало в № 146 - 150, 237, 238,241,245,247 за 2008 г.,№49,52,54,58,63, 130,133,137 за 2009 г.и№ 90,95,104,139,142, 147,151 за 2010 г.) Фильм «Борьба за Север», имеющий 6 больших частей, носит эпически про­ изводственный с этнографическим уклоном характер. Так, финский эпос «Калевала» переплетается с картинами стройки Мурманской жел. дор. и бытом лопарей-оленеводов. Действие происхо­ дит и в доисторическую эпоху Мурман­ ского края, и в 1905 г., и в начале Ок­ тябрьской революции, и в дни оккупации Мурмана иностранцами, и в настоящее время, и даже заставляет зрителей обра­ тить свои взоры в будущее, которое ав­ торы сценария считают блистательным как в экономическом, так и в культур­ ном отношении». Тут же давалось и разъяснение идео­ логической сути ленты: «Таким образом, целый ряд лет борьбы за Север, за овла­ дение его неисчислимыми естественны­ ми богатствами приводит к весьма благо­ приятным результатам. Труды и жертвы не пропали даром и принесли богатые плоды, которые нам, современникам и зрителям фильма, удастся использовать только в будущем (правда, может быть, уже и не таком далеком)». Киногругіпа работала на Кольском по­ луострове больше месяца. Съемки шли в Мурманске и его окрестностях. Кроме того, за натурой ездили на Тулому. В чис­ ле прибывших в губернский центр артис­ тов были и в то время весьма известные: Павел Курзнер, Александр Шабельский, Николай Шарап, Виктор Плотников. В дальнейшем, после возвращения кино­ деятелей в Ленинград, фильм, по всей вероятности, претерпел существенные изменения. Об этом свидетельствует как смена названия, так и то, что сценарис­ том картины в итоговом варианте вместо Белобородова и Костарева значится Вла­ димир Шмидтгоф. 10 сентября 1926 года «Песнь тундры» вышла на экраны, была в целом неплохо принята зрителями и критикой и навсегда осталась в истории кино как первый игровой фильм в СССР, сделанный на северном материале. В озвращаясь к самому началу худо­ жественных киносъемок в Коль­ ском Заполярье, давайте вспомним еще одну не сохранившуюся, не дошедшую до нас ленту - «Ледяная судьба», имевшую и другое название - «В бухте золотых пес­ цов». В отличие от предыдущей, открыв­ шей северную тему для «важнейшего из искусств», она, по мнению киноведов, за­ вершила первичное освоение Севера мо­ лодым советским кинематографом. Картина рассказывала о коллективе метеорологической станции, находя­ щейся далеко за полярным кругом, в бухте Ледяная судьба. Волей случая на' станции оказывается Эльга - дочь капи­ тана потерпевшего крушение шведского корабля. Встретив людей из страны, где произошла революция, Эльга присмат­ ривается к своим спасителям, удивля­ ется, стремится понять их. Неожидан­ но выясняется, что среди зимующих на станции есть вредитель. Им в итоге ока­ зывается Игорь Далькрицкий - бывший вор и растратчик Попов. Финал и здесь оптимистичен: герои успешно преодо­ левают трудности нелегкой зимовки, а кроме того, с помощью жителей бли­ жайшего к метеостанции стойбища за­ держивают пытавшегося бежать разо­ блаченного врага. Режиссер Владимир Петров при ра­ боте над фильмом широко использо­ вал возможности, которые давала ему природа Кольского полуострова. Ленту, где были задействованы замечательные актеры Николай Прозоровский, Влади­ мир Викулин, Петр Кузнецов, Верони­ ка Бужинская, Олег Жаков, снимали не только в Мурманске, но и в Хибинах, в Александровске, на острове Кильдин. «Ледяная судьба», созданная в 1929 году, предвосхитила появление на экранах страны новых положительных персона­ жей - полярников, ставших уже в бли­ жайшем будущем героями целого ряда картин. С ледующий фильм раннего периода истории «мурманского кино», о ко­ тором следует упомянуть, трудно пока не только описать, но даже идентифициро­ вать. В статье ленинградского журналис­ та Бориса Бродянского «Кино и Север», опубликованной в «Полярке» 22 августа 1929 года, в числе прочего рассказыва­ ется о том, что ленинградская фабрика «Совкино» работает на Кольском полу­ острове над картиной «Поселок боль­ шого огня» на тему колонизации Каре­ ло-Мурманского края. Однако фильм с таким названием (из-за того ли, что оно в конечном счете было изменено, или по какой-либо другой причине) так никогда и не вышел в прокат. Наиболее похожа по названию и дру­ гим данным на него немая ленинградская лента «Огонь» 1931 года выпуска - одна из первых картин знаменитого впослед­ ствии Марка Донского. Хотя она и не вызвала сколько-нибудь широкого об­ щественного резонанса, но, по мнению киноведов, заявила о несомненной ода­ ренности молодого художника, давшей результаты уже в звуковом кино. Но по­ скольку и этот фильм до наших дней не дошел, утверждать что-либо определен­ ное по этому поводу сложно. Ну, и наконец еще одна не столь давняя находка, относящаяся к периоду, когда игровое кино делало в нашем крае са­ мые первые шаги. И снова обратимся к подшивкам «Полярной правды». 8 апре­ ля 1934 года газета напечатала заметку «Предки подождут». Киноэкспедиция в Мурманске». Процитирую: «В Мурманск из Каневского оленеводческого совхоза вернулась экспедиция Московского ки­ нокомбината. Руководит экспедицией ре­ жиссер Александр Литвинов. Операторы А. Солодков и С. Уралов. В совхозе экс­ педиция производила съемку ряда сцен для кинокартины «Предки подождут». Экспедиция пробыла в тундре 9 дней. Весь состав экспедиции жил в палатке. Метеорологические условия были чрез­ вычайно тяжелые. Несмотря на труд­ ности, план съемки удалось выполнить полностью. Основная часть кинокартины «Предки подождут» заснята на Чукотке, куда киноэкспедиция выехала еще в 1932 году и пробыла там полтора года. Районы работ киноэкспедиции на Чукотке были: Уэлен, бухта Лаврентия, мыс Чаплин, т. е. теперешний район сосредоточения экспедиций по спасению челюскинцев. В главной роли в картине снимается ки­ тайский артист Чжоу-Фун-Тун. Он сни­ мался в выпущенной той же экспедицией кинокартине из жизни береговых чукчей - «Джоу». Кинокартина «Предки подо­ ждут» будет готова к 1 мая». Тут же рядом была помещена и фотография кадра из будущего фильма, названная «Лечение оленей в корале». В от так выяснилось, что наш край в очередной раз выступил в роли Чукотского полуострова. Так оказалось, что Кольский полуостров связан с име­ нем одного из самых известных совет­ ских режиссеров восточной половины страны. И действительно, творческие пристрастия Александра Литвинова ле­ жали в основном на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Снимал он не только художественные, но и документальные и научно-популярные ленты. Позже рабо­ тал на киностудии «Сибтехфильм», был первым секретарем правления Сверд­ ловского отделения Союза кинематогра­ фистов. В 1956 году за создание 12 доку­ ментальных фильмов о Дальнем Востоке и за книгу «В Уссурийской тайге» полу­ чил престижную премию Ф. Ф. Буссе, присуждаемую исследователям, внес­ шим значительный вклад в изучение Приморья. Приезд киногруппы в тогдашний Мур­ манский округ Ленинградской области объяснялся просто: не хватило натуры. Несмотря на длительное пребывание на Чукотке, необходимо было отснять еще несколько северных, снежных сцен. Ехать ради этого на другой конец страны оказалось слишком накладно. Да и сроки поджимали - надо сдавать картину. А тут, почти под боком, настоящее Заполярье, до которого запросто можно добраться по железной дороге. И вся необходимая экзотика - тундра, олени и прочее, что называется, в двух шагах. Потому и от­ правились киношники на Кольский полу­ остров. Снятая Литвиновым картина при выхо­ де на экран поменяла название на «Хочу жить». В официальных справочниках сведения о ней скудны. Помимо имен режиссера, сценаристов Г Павлючен­ ко и Ю. Смирнитского и даты выпуска - 31 октября 1934 года - больше нет ника­ кой информации. Однако уже сейчас мы можем добавить к этим данным имена операторов и актера, сыгравшего в филь­ ме главную роль. Ну а со временем, кто знает, может быть, всплывут еще какие-то источники, обнаружатся находки, раскрывающие интересные подробности как этого, так и других эпизодов мурманской киноисто­ рии и по-своему подтверждающие мысль о том, что все новое - хорошо забытое старое...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz