Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
УРМАНСКОЕ КИНО Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области 28. ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАЧАЛУ Для истории как нельзя более верно высказывание о том, что все новое - это хорошо забытое старое. Ну в самом деле, очень многое, действительно почти все, что удается «открыть» в минувшем, было раньше известно нашим предкам, но по том по тем или иным причинам затеря лось в веках. Потому и находки, которы ми время от времени сопровождаются поиски материалов по кинопрошлому Кольского Заполярья, конечно, весьма условны. Но от этого, на мой взгляд, не ЯНцменее интересны. Чтобы не быть голо- ровным, предлагаю вам мысленно пере нестись на 85 лег назад, в ту пору, когда художественный кинематограф на Мур- мане только начинался. В самой первой публикации цикла («МВ» за 5 августа 2008 года) я уже писал о фильме «Песнь тундры», с которого, собственно, и ведется отсчет лентам, снятым в нашем крае. Писал по неволе коротко, сообщая читателям, что речь в картине «шла, в духе той эпохи, о конфликте саамов-лопарей со скупщи ками пушнины, в котором на стороне уг нетенных туземцев принимает активное участие ссыльный революционер. Закан чивалось все, разумеется, оптимистичес ки: победой нового строя над отжившим свое, «проклятым» прошлым». Кроме нескольких строк, кратко определявших содержание, да еще выходных данных, не было известно практически ничего, поскольку сам фильм до наших дней не - ’^сохранился. И вот, перелистывая не так давно подшивки старой «Полярки», наткнул ся на то самое хорошо забытое старое. 12 сентября 1925 года в главной газете края появилась заметка об организован ной Госкино экспедиции на Кольский по луостров. Выяснилось, что «Песнь...» (в черновом варианте имевшая другое на звание) являлась весьма масштабным для тех лет кинопроектом. А заодно всплы ли и многие любопытные детали. Суди те сами. «Экспедиция в составе 13 чело век артистов, - сообщал корреспондент Б. Зайцев, - приехала в Мурманск для заснятия натурных кадров нового фильма «Борьба за Север». Сценарий этого фильма написан молодыми про летарскими писателями Белобородо вым и Костаревым, которые несколь ко месяцев тому назад специально приезжали сюда, чтобы на месте озна комиться как с историческими, так и с бытовыми особенностями Мурманска. (Продолжение. Начало в № 146 - 150, 237, 238,241,245,247 за 2008 г.,№49,52,54,58,63, 130,133,137 за 2009 г.и№ 90,95,104,139,142, 147,151 за 2010 г.) Фильм «Борьба за Север», имеющий 6 больших частей, носит эпически про изводственный с этнографическим уклоном характер. Так, финский эпос «Калевала» переплетается с картинами стройки Мурманской жел. дор. и бытом лопарей-оленеводов. Действие происхо дит и в доисторическую эпоху Мурман ского края, и в 1905 г., и в начале Ок тябрьской революции, и в дни оккупации Мурмана иностранцами, и в настоящее время, и даже заставляет зрителей обра тить свои взоры в будущее, которое ав торы сценария считают блистательным как в экономическом, так и в культур ном отношении». Тут же давалось и разъяснение идео логической сути ленты: «Таким образом, целый ряд лет борьбы за Север, за овла дение его неисчислимыми естественны ми богатствами приводит к весьма благо приятным результатам. Труды и жертвы не пропали даром и принесли богатые плоды, которые нам, современникам и зрителям фильма, удастся использовать только в будущем (правда, может быть, уже и не таком далеком)». Киногругіпа работала на Кольском по луострове больше месяца. Съемки шли в Мурманске и его окрестностях. Кроме того, за натурой ездили на Тулому. В чис ле прибывших в губернский центр артис тов были и в то время весьма известные: Павел Курзнер, Александр Шабельский, Николай Шарап, Виктор Плотников. В дальнейшем, после возвращения кино деятелей в Ленинград, фильм, по всей вероятности, претерпел существенные изменения. Об этом свидетельствует как смена названия, так и то, что сценарис том картины в итоговом варианте вместо Белобородова и Костарева значится Вла димир Шмидтгоф. 10 сентября 1926 года «Песнь тундры» вышла на экраны, была в целом неплохо принята зрителями и критикой и навсегда осталась в истории кино как первый игровой фильм в СССР, сделанный на северном материале. В озвращаясь к самому началу худо жественных киносъемок в Коль ском Заполярье, давайте вспомним еще одну не сохранившуюся, не дошедшую до нас ленту - «Ледяная судьба», имевшую и другое название - «В бухте золотых пес цов». В отличие от предыдущей, открыв шей северную тему для «важнейшего из искусств», она, по мнению киноведов, за вершила первичное освоение Севера мо лодым советским кинематографом. Картина рассказывала о коллективе метеорологической станции, находя щейся далеко за полярным кругом, в бухте Ледяная судьба. Волей случая на' станции оказывается Эльга - дочь капи тана потерпевшего крушение шведского корабля. Встретив людей из страны, где произошла революция, Эльга присмат ривается к своим спасителям, удивля ется, стремится понять их. Неожидан но выясняется, что среди зимующих на станции есть вредитель. Им в итоге ока зывается Игорь Далькрицкий - бывший вор и растратчик Попов. Финал и здесь оптимистичен: герои успешно преодо левают трудности нелегкой зимовки, а кроме того, с помощью жителей бли жайшего к метеостанции стойбища за держивают пытавшегося бежать разо блаченного врага. Режиссер Владимир Петров при ра боте над фильмом широко использо вал возможности, которые давала ему природа Кольского полуострова. Ленту, где были задействованы замечательные актеры Николай Прозоровский, Влади мир Викулин, Петр Кузнецов, Верони ка Бужинская, Олег Жаков, снимали не только в Мурманске, но и в Хибинах, в Александровске, на острове Кильдин. «Ледяная судьба», созданная в 1929 году, предвосхитила появление на экранах страны новых положительных персона жей - полярников, ставших уже в бли жайшем будущем героями целого ряда картин. С ледующий фильм раннего периода истории «мурманского кино», о ко тором следует упомянуть, трудно пока не только описать, но даже идентифициро вать. В статье ленинградского журналис та Бориса Бродянского «Кино и Север», опубликованной в «Полярке» 22 августа 1929 года, в числе прочего рассказыва ется о том, что ленинградская фабрика «Совкино» работает на Кольском полу острове над картиной «Поселок боль шого огня» на тему колонизации Каре ло-Мурманского края. Однако фильм с таким названием (из-за того ли, что оно в конечном счете было изменено, или по какой-либо другой причине) так никогда и не вышел в прокат. Наиболее похожа по названию и дру гим данным на него немая ленинградская лента «Огонь» 1931 года выпуска - одна из первых картин знаменитого впослед ствии Марка Донского. Хотя она и не вызвала сколько-нибудь широкого об щественного резонанса, но, по мнению киноведов, заявила о несомненной ода ренности молодого художника, давшей результаты уже в звуковом кино. Но по скольку и этот фильм до наших дней не дошел, утверждать что-либо определен ное по этому поводу сложно. Ну, и наконец еще одна не столь давняя находка, относящаяся к периоду, когда игровое кино делало в нашем крае са мые первые шаги. И снова обратимся к подшивкам «Полярной правды». 8 апре ля 1934 года газета напечатала заметку «Предки подождут». Киноэкспедиция в Мурманске». Процитирую: «В Мурманск из Каневского оленеводческого совхоза вернулась экспедиция Московского ки нокомбината. Руководит экспедицией ре жиссер Александр Литвинов. Операторы А. Солодков и С. Уралов. В совхозе экс педиция производила съемку ряда сцен для кинокартины «Предки подождут». Экспедиция пробыла в тундре 9 дней. Весь состав экспедиции жил в палатке. Метеорологические условия были чрез вычайно тяжелые. Несмотря на труд ности, план съемки удалось выполнить полностью. Основная часть кинокартины «Предки подождут» заснята на Чукотке, куда киноэкспедиция выехала еще в 1932 году и пробыла там полтора года. Районы работ киноэкспедиции на Чукотке были: Уэлен, бухта Лаврентия, мыс Чаплин, т. е. теперешний район сосредоточения экспедиций по спасению челюскинцев. В главной роли в картине снимается ки тайский артист Чжоу-Фун-Тун. Он сни мался в выпущенной той же экспедицией кинокартине из жизни береговых чукчей - «Джоу». Кинокартина «Предки подо ждут» будет готова к 1 мая». Тут же рядом была помещена и фотография кадра из будущего фильма, названная «Лечение оленей в корале». В от так выяснилось, что наш край в очередной раз выступил в роли Чукотского полуострова. Так оказалось, что Кольский полуостров связан с име нем одного из самых известных совет ских режиссеров восточной половины страны. И действительно, творческие пристрастия Александра Литвинова ле жали в основном на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Снимал он не только художественные, но и документальные и научно-популярные ленты. Позже рабо тал на киностудии «Сибтехфильм», был первым секретарем правления Сверд ловского отделения Союза кинематогра фистов. В 1956 году за создание 12 доку ментальных фильмов о Дальнем Востоке и за книгу «В Уссурийской тайге» полу чил престижную премию Ф. Ф. Буссе, присуждаемую исследователям, внес шим значительный вклад в изучение Приморья. Приезд киногруппы в тогдашний Мур манский округ Ленинградской области объяснялся просто: не хватило натуры. Несмотря на длительное пребывание на Чукотке, необходимо было отснять еще несколько северных, снежных сцен. Ехать ради этого на другой конец страны оказалось слишком накладно. Да и сроки поджимали - надо сдавать картину. А тут, почти под боком, настоящее Заполярье, до которого запросто можно добраться по железной дороге. И вся необходимая экзотика - тундра, олени и прочее, что называется, в двух шагах. Потому и от правились киношники на Кольский полу остров. Снятая Литвиновым картина при выхо де на экран поменяла название на «Хочу жить». В официальных справочниках сведения о ней скудны. Помимо имен режиссера, сценаристов Г Павлючен ко и Ю. Смирнитского и даты выпуска - 31 октября 1934 года - больше нет ника кой информации. Однако уже сейчас мы можем добавить к этим данным имена операторов и актера, сыгравшего в филь ме главную роль. Ну а со временем, кто знает, может быть, всплывут еще какие-то источники, обнаружатся находки, раскрывающие интересные подробности как этого, так и других эпизодов мурманской киноисто рии и по-своему подтверждающие мысль о том, что все новое - хорошо забытое старое...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz