Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
УРМАНСКОЕ КИНО 4 Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области 27. НА ВОЕННУЮ ТЕМУ Если задуматься о том, на какую тему в Мурманской области снято больше всего художественных филь мов, ответ будет однозначным - ко нечно, на военную. Так уж сложилось, что счет созданных на Кольском по луострове картин о Великой Отечест венной, об армии и флоте идет на десятки. И многие из них до сих пор оставались за пределами нашего вни мания. Пришло время написать о них подробнее. П о заснеженному лесу шли люди, Лыжный батальон Ин тернациональной военной школы - 136 добровольцев. Командовал ими -летний коммунист финн Тойво нтикайнен. Мороз под 40 градусов. Сугробы по пояс. Крутые подъемы и спуски. Плохое скольжение лыж. Все снаряжение - на себе. В немыслимо сложных условиях бойцы преодоле ли 1100 километров и 20 января 1922 года захватили штаб противника в селении Кимасозеро. Попытка бе лофиннов отторгнуть от Советской России часть Карелии потерпела не удачу... 14 лет спустя режиссеры Рафаил и Юрий Музыканты начали работу над посвященной тем событиям лентой. Снимали ее в Хибинах. В один се зон не уложились, приехали еще и в следующем, 1937-м. «В десятых числах апреля, - сообщал тогда «Ки ровский рабочий», - в районе Дома туриста режиссеры бр. Р. и Ю. Музы канты начнут съемку картины «Па дение Кимас-озера»... В массовых сценах будет участвовать до 300 че ловек. Лыжники города должны по мочь коллективу актеров с успехом справиться со своей ответственной задачей. В роли начальника отряда красных лыжников - актер Олег Ж а ков, известный кировцам по картине «Семеро смелых», в которой он играл радиста. Курсанта Пату играет заслу женный артист республики Чувелев. В фильме участвуют также тт. Ки риллов, Алейников, Пирогов. Опера тор - тов. Величко». «Падение...», поставленное по од ноименной повести Геннадия Фиша, помимо всего прочего интересно для нас еще и тем, что стало дебютом в кино замечательного актера Сергея Филиппова. В одном из эпизодов он сыграл финна-шюцкоровца. Роль была без слов и поначалу казалась Филиппову легкой. В тот момент, ког да отряд Антикайнена рвался вперед, чтобы захватить селение, требова лось выскочить из засады, пробежать по бревну, переброшенному через незамерзающий поток между двумя озерами, и выстрелить в красноар мейца. Почувствовав, что у его ног разорвалась граната, шюцкоровец тут же падал в воду. На этом сцена за канчивалась. На него надели шюцкоровскую одежду, и даже без грима типаж ока зался на редкость подходящим. В пси- J ^логической разработке образ не уждался. Необходимы были только ловкость, сноровка и смелость. Ну а поскольку вода для актера была сре дой привычной - детство он провел на берегу Волги в Саратове, плавал и нырял как рыба, Филиппов надеялся без проблем справиться с поставлен ной задачей. Одного не учел молодой пловец - того, что съемки проходили на Кольском полуострове при мину совой температуре и падать приходи лось в ледяную воду. Постановщики картины жестоко обошлись с дебю тантом. Четыре раза он «нырял», четыре раза его извлекали из воды, переодевали и, совершенно закоче невшего, растирали спиртом. Филип пов выдержал, и после такого «ледя ного» дебюта его охотно приглашали сниматься разные режиссеры. Лента вышла на экраны тогда же, 37-м, под названием «За Советскую 'одину». По злой иронии судьбы сам Антикайнен в ту пору отбывал срок в финской тюрьме, а многие из его пре жних бойцов сидели, репрессирован ные, в лагерях СССР Что, впрочем, нисколько не мешало популярности фильма. Судьба следующей картины - «По литрук Колыванов» - сложилась не просто. Лента об армейских буднях, о взаимоотношениях комиссара и солдат-новобранцев, была запущена (Продолжение. Начало в № 146 - 150, 237 238, 241, 245, 247 за 2008 г., № 49, 52, 54,58,63,130,133,137 за 2009 г.и№ 90,95, 104,139,142, 147 за 2010 г.) в производство 12 марта 1940 года. В апреле кинематографисты при ехали в Мурманскую область. «Ком сомолец Заполярья» информировал читателей, что фильм «ставит ре жиссер Арманд, один из режиссеров кинокартины «Человек с ружьем». В главных ролях снимаются: заслужен ный артист республики орденоносец Борис Блинов, артисты Шебалина, Севастьянова, Сорокин и другие». Съемочная группа работала в Хиби нах полтора месяца. В массовых сце нах активно задействовали кировчан. Перед отъездом создатели ленты выступили на встрече со старшеклас сниками в местном Доме пионеров. А уже 28 мая худсовет «Ленфильма», просмотрев готовый материал, при нял решение о приостановке карти ны и переделке сценария. В июле, после внесения необходимых правок, работа возобновилась, но 21 августа «Политрук Колыванов» был окон чательно снят с производства. Как утверждалось в справке Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) «О состоянии художественной кине матографии», из-за некачественного сценария. Так это или нет, судить сей час трудно, но в любом случае фильм до экрана не дошел. Л етом 1979 года в Печенгском районе Мурманской области работала съемочная группа «Лен фильма». - Картина «Крик гагары», - расска зывал в интервью газете «Советская Печенга» режиссер фильма Сергей Линков, - о военных, о жизни танко вого полка, о трех характерах, о трех судьбах - командира полка, начальни ка штаба и замполита... Мы хотим сделать одновременно и картину о Севере. Но главное - это будет ки ноповествование о людях, размыш ления о жизни, о том (это и является темой сценария), что одно и то же дело люди делают по-разному: одни - легко,с шуткой,другие - мучительно, надрывно, с нажимом для себя и для других... Снимаем мы в Никеле, в З а полярном, в Печенге и других местах. - Роль очень нравится, - делилась впечатлениями актриса Ольга Пер- веева, сыгравшая в «Крике гагары» главную героиню. - Все знают, как трудна жизнь офицерской жены, которая приезжает из центра в не большой городок, где все не так, где трудно себя определить. Моя геро иня - это человек с высшим образо ванием, музыкант по профессии. Ей трудно найти себя, правильно постро ить взаимоотношения с людьми. Ее судьба сложна еще и тем, что будучи молодой, совершила непоправимую ошибку и теперь расплачивается за нее - у нее уже не будет детей. Так что моей героине во многом нелегко. - Героиня фильма, - пояснял смысл названия ленты оператор Владимир Васильев, - имеет очень обостренный слух, и почему-то на ее долю выпада ет... она, одна из всех, все время слы шит крик гагары... В одной из мас совых сцен показывается сложный психологический эпизод, в котором нашему герою, начальнику штаба, выпадает возможность, о которой он мечтал всю жизнь: стать командиром полка... И вот, чтобы использовать предоставляемый шанс, нужно по ступиться некоторыми моральными принципами. Герой наш решает быть верным принципам и отказывается от того, чтобы выиграть благополучие едва ли не по лотерейному билету. Автором сценария картины стал писатель Михаил Кураев, детство ко торого прошло в Кандалакше. Коман дира полка майора Брагина сыграл Алексей Жарков, начальника штаба подполковника Коренева - Анатолий Васильев, замполита - Павел Иванов. Один из женских образов - библиоте каря Веры воплотила на экране Елена Драпеко, отмечавшая впоследствии эту роль в числе немногих близких ей по характеру. «Крик гагары» появился в 1980 году, и в нем достаточно прав доподобно, без модного ныне надрыва и кича, были показаны будни армейс кой службы. Что само по себе, согла ситесь, уже немало. ^ о ч ь . Полярное небо об рушивает на участников съемок лавину снежных хлопьев. Объектив кинокамеры следит за строем моряков. Освещенные ярким светом прожекторов, они проходят сквозь метель и скрываются в тем ноте. Но команда режиссера воз вращает их обратно. Нелегок путь в искусство - надо все повторить снача ла. Дубль! Еще один дубль! И вдруг снегопад прекращается, а кинемато графистам по сценарию нужна ме тель. На помощь приходит техника. К съемочной площадке подъезжают снегоочистители. С помощью мотора Н С г они поднимают в воздух фонтан сне га. Есть метель! Съемки продолжа ются. Так в 1981 году создавался трехсе рийный телефильм «Третье измере ние» - возможно, первая картина о подводниках атомного флота. Одес ская киностудия ставила её по по вести Леонида Борича. в свое время плававшего врачом на дизельных и атомных подлодках Северного флота. Три месяца шли съемки в Северомор ске и других флотских базах. Разуме ется, активное участие в них наряду с артистами Анатолием Паррой, Гер маном Юшко, Валерием Носиком, Натальей Егоровой, Светланой Свет личной, Рубеном Симоновым при нимали настоящие военные моряки. Да и не только они. В конце третьей серии есть сцена, где вернувшиеся из похода подводники идут в детский сад забирать детей домой. Детишки игра ют на горке и, неожиданно увидев у ограды группу офицеров, с криками «папа!» бегут каждый к своему отцу. В эпизоде задействовали ребят из се вероморского детсада «Олененок». Каждый из них выбрал себе «родите ля» по вкусу и бежал именно к нему. Кульминационным событием лен ты стала учебная торпедная атака. Борич описывал ее так: «Это были минуты, ради которых годами учи лись. ради которых служили, наказы вали своих подчиненных и сами нака зывались, поощряли и поощрялись, дружили и ссорились, носили форму, уходили в море... Минуты.из-за кото рых нужно было месяцами скучать по своим детям, мечтать о собственной жене, тосковать по солнцу, голубо му небу или хотя бы по осенней сту же...» Пожалуй, в этих словах заклю чены суть и сюжетное наполнение не только повести, но и кинокартины. - Самое замечательное в героях на шего фильма. - утверждал его режис сер Виллен Новак, - то,что в услови ях нелегкой службы они сохраняют всю красоту человеческой личности, богатство чувств. Об этом и расска зывает создающийся фильм «Третье измерение». Это не только глубина, на которую погружается подводный корабль, но и глубина духовного мира героев, величина их человеческой ценности. В конце года трехсерийная цветная художественная кинолента была го това. Премьера ее состоялась в июне 1982-го в североморском Доме офи церов. В дальнейшем «Третье изме рение» пользовалось популярностью у моряков и курсантов подплава, но быстро сошло с экрана, так как было практически лишено требовавшихся в то время пафоса и героики. Е ще один флотский фильм, сня тый в начале восьмидесятых, - популярнейший когда-то «Случай в квадрате «36-80» (кадрами из него проиллюстрирован очерк). По сю жету ленты недалеко от района, где проводят учения советские корабли, терпит бедствие американская под водная лодка с вышедшим из строя атомным реактором. Патрульная служба ВМС США пытается сбить советский самолет-спасатель, а тем временем с неуправляемой лодки в сторону советских кораблей уже летят две крылатые ракеты. Совет ские моряки, уничтожив смертонос ное оружие, топят субмарину против ника - и ликвидируют возникновение глобального конфликта. В картине, вышедшей в 1982 году, использова лись корабли Северного флота. В ней были заняты известные актеры Борис Щербаков, Михай Волонтир, Ивар Калнынып, Анатолий Кузне цов. Не так давно в ходе состоявше гося в Мурманске международного кинофестиваля «Северное сияние» Анатолий Борисович вспомнил о проходившей в Североморске работе над «Случаем...»: - Это был прошлый век -1981 год. Я играл адмирала. Съемки длились две недели. Мне даже выделили на авиа несущем крейсере «Киев» отдельную каюту. На берегу я жил в гостинице, но города почти не видел из-за того, что моими соседями были очень бо евые офицеры, - при этом Кузнецов хлопнул себя по шее, дескать, без выпивки не обошлось. - Одного из них хорошо запомнил, Лисин его фа милия. Был он военным педагогом. Поэтому ему постоянно мамы несли подарки... Было очень весело. Конечно, с высоты сегодняшнего дня фильмы, о которых я написал, ка жутся немного наивными, слегка про стоватыми, порой несовершенными в техническом плане. Но они были. И каждый из них оставил в истории мурманского кино свой, более или менее глубокий, след. И уже потому заслуживает нашей памяти.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz