Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

УРМАНСКОЕ КИНО 4 Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области 27. НА ВОЕННУЮ ТЕМУ Если задуматься о том, на какую тему в Мурманской области снято больше всего художественных филь­ мов, ответ будет однозначным - ко­ нечно, на военную. Так уж сложилось, что счет созданных на Кольском по­ луострове картин о Великой Отечест­ венной, об армии и флоте идет на десятки. И многие из них до сих пор оставались за пределами нашего вни­ мания. Пришло время написать о них подробнее. П о заснеженному лесу шли люди, Лыжный батальон Ин­ тернациональной военной школы - 136 добровольцев. Командовал ими -летний коммунист финн Тойво нтикайнен. Мороз под 40 градусов. Сугробы по пояс. Крутые подъемы и спуски. Плохое скольжение лыж. Все снаряжение - на себе. В немыслимо сложных условиях бойцы преодоле­ ли 1100 километров и 20 января 1922 года захватили штаб противника в селении Кимасозеро. Попытка бе­ лофиннов отторгнуть от Советской России часть Карелии потерпела не­ удачу... 14 лет спустя режиссеры Рафаил и Юрий Музыканты начали работу над посвященной тем событиям лентой. Снимали ее в Хибинах. В один се­ зон не уложились, приехали еще и в следующем, 1937-м. «В десятых числах апреля, - сообщал тогда «Ки­ ровский рабочий», - в районе Дома туриста режиссеры бр. Р. и Ю. Музы­ канты начнут съемку картины «Па­ дение Кимас-озера»... В массовых сценах будет участвовать до 300 че­ ловек. Лыжники города должны по­ мочь коллективу актеров с успехом справиться со своей ответственной задачей. В роли начальника отряда красных лыжников - актер Олег Ж а­ ков, известный кировцам по картине «Семеро смелых», в которой он играл радиста. Курсанта Пату играет заслу­ женный артист республики Чувелев. В фильме участвуют также тт. Ки­ риллов, Алейников, Пирогов. Опера­ тор - тов. Величко». «Падение...», поставленное по од­ ноименной повести Геннадия Фиша, помимо всего прочего интересно для нас еще и тем, что стало дебютом в кино замечательного актера Сергея Филиппова. В одном из эпизодов он сыграл финна-шюцкоровца. Роль была без слов и поначалу казалась Филиппову легкой. В тот момент, ког­ да отряд Антикайнена рвался вперед, чтобы захватить селение, требова­ лось выскочить из засады, пробежать по бревну, переброшенному через незамерзающий поток между двумя озерами, и выстрелить в красноар­ мейца. Почувствовав, что у его ног разорвалась граната, шюцкоровец тут же падал в воду. На этом сцена за­ канчивалась. На него надели шюцкоровскую одежду, и даже без грима типаж ока­ зался на редкость подходящим. В пси- J ^логической разработке образ не уждался. Необходимы были только ловкость, сноровка и смелость. Ну а поскольку вода для актера была сре­ дой привычной - детство он провел на берегу Волги в Саратове, плавал и нырял как рыба, Филиппов надеялся без проблем справиться с поставлен­ ной задачей. Одного не учел молодой пловец - того, что съемки проходили на Кольском полуострове при мину­ совой температуре и падать приходи­ лось в ледяную воду. Постановщики картины жестоко обошлись с дебю­ тантом. Четыре раза он «нырял», четыре раза его извлекали из воды, переодевали и, совершенно закоче­ невшего, растирали спиртом. Филип­ пов выдержал, и после такого «ледя­ ного» дебюта его охотно приглашали сниматься разные режиссеры. Лента вышла на экраны тогда же, 37-м, под названием «За Советскую 'одину». По злой иронии судьбы сам Антикайнен в ту пору отбывал срок в финской тюрьме, а многие из его пре­ жних бойцов сидели, репрессирован­ ные, в лагерях СССР Что, впрочем, нисколько не мешало популярности фильма. Судьба следующей картины - «По­ литрук Колыванов» - сложилась не­ просто. Лента об армейских буднях, о взаимоотношениях комиссара и солдат-новобранцев, была запущена (Продолжение. Начало в № 146 - 150, 237 238, 241, 245, 247 за 2008 г., № 49, 52, 54,58,63,130,133,137 за 2009 г.и№ 90,95, 104,139,142, 147 за 2010 г.) в производство 12 марта 1940 года. В апреле кинематографисты при­ ехали в Мурманскую область. «Ком­ сомолец Заполярья» информировал читателей, что фильм «ставит ре­ жиссер Арманд, один из режиссеров кинокартины «Человек с ружьем». В главных ролях снимаются: заслужен­ ный артист республики орденоносец Борис Блинов, артисты Шебалина, Севастьянова, Сорокин и другие». Съемочная группа работала в Хиби­ нах полтора месяца. В массовых сце­ нах активно задействовали кировчан. Перед отъездом создатели ленты выступили на встрече со старшеклас­ сниками в местном Доме пионеров. А уже 28 мая худсовет «Ленфильма», просмотрев готовый материал, при­ нял решение о приостановке карти­ ны и переделке сценария. В июле, после внесения необходимых правок, работа возобновилась, но 21 августа «Политрук Колыванов» был окон­ чательно снят с производства. Как утверждалось в справке Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) «О состоянии художественной кине­ матографии», из-за некачественного сценария. Так это или нет, судить сей­ час трудно, но в любом случае фильм до экрана не дошел. Л етом 1979 года в Печенгском районе Мурманской области работала съемочная группа «Лен­ фильма». - Картина «Крик гагары», - расска­ зывал в интервью газете «Советская Печенга» режиссер фильма Сергей Линков, - о военных, о жизни танко­ вого полка, о трех характерах, о трех судьбах - командира полка, начальни­ ка штаба и замполита... Мы хотим сделать одновременно и картину о Севере. Но главное - это будет ки­ ноповествование о людях, размыш­ ления о жизни, о том (это и является темой сценария), что одно и то же дело люди делают по-разному: одни - легко,с шуткой,другие - мучительно, надрывно, с нажимом для себя и для других... Снимаем мы в Никеле, в З а ­ полярном, в Печенге и других местах. - Роль очень нравится, - делилась впечатлениями актриса Ольга Пер- веева, сыгравшая в «Крике гагары» главную героиню. - Все знают, как трудна жизнь офицерской жены, которая приезжает из центра в не­ большой городок, где все не так, где трудно себя определить. Моя геро­ иня - это человек с высшим образо­ ванием, музыкант по профессии. Ей трудно найти себя, правильно постро­ ить взаимоотношения с людьми. Ее судьба сложна еще и тем, что будучи молодой, совершила непоправимую ошибку и теперь расплачивается за нее - у нее уже не будет детей. Так что моей героине во многом нелегко. - Героиня фильма, - пояснял смысл названия ленты оператор Владимир Васильев, - имеет очень обостренный слух, и почему-то на ее долю выпада­ ет... она, одна из всех, все время слы­ шит крик гагары... В одной из мас­ совых сцен показывается сложный психологический эпизод, в котором нашему герою, начальнику штаба, выпадает возможность, о которой он мечтал всю жизнь: стать командиром полка... И вот, чтобы использовать предоставляемый шанс, нужно по­ ступиться некоторыми моральными принципами. Герой наш решает быть верным принципам и отказывается от того, чтобы выиграть благополучие едва ли не по лотерейному билету. Автором сценария картины стал писатель Михаил Кураев, детство ко­ торого прошло в Кандалакше. Коман­ дира полка майора Брагина сыграл Алексей Жарков, начальника штаба подполковника Коренева - Анатолий Васильев, замполита - Павел Иванов. Один из женских образов - библиоте­ каря Веры воплотила на экране Елена Драпеко, отмечавшая впоследствии эту роль в числе немногих близких ей по характеру. «Крик гагары» появился в 1980 году, и в нем достаточно прав­ доподобно, без модного ныне надрыва и кича, были показаны будни армейс­ кой службы. Что само по себе, согла­ ситесь, уже немало. ^ о ч ь . Полярное небо об­ рушивает на участников съемок лавину снежных хлопьев. Объектив кинокамеры следит за строем моряков. Освещенные ярким светом прожекторов, они проходят сквозь метель и скрываются в тем­ ноте. Но команда режиссера воз­ вращает их обратно. Нелегок путь в искусство - надо все повторить снача­ ла. Дубль! Еще один дубль! И вдруг снегопад прекращается, а кинемато­ графистам по сценарию нужна ме­ тель. На помощь приходит техника. К съемочной площадке подъезжают снегоочистители. С помощью мотора Н С г они поднимают в воздух фонтан сне­ га. Есть метель! Съемки продолжа­ ются. Так в 1981 году создавался трехсе­ рийный телефильм «Третье измере­ ние» - возможно, первая картина о подводниках атомного флота. Одес­ ская киностудия ставила её по по­ вести Леонида Борича. в свое время плававшего врачом на дизельных и атомных подлодках Северного флота. Три месяца шли съемки в Северомор­ ске и других флотских базах. Разуме­ ется, активное участие в них наряду с артистами Анатолием Паррой, Гер­ маном Юшко, Валерием Носиком, Натальей Егоровой, Светланой Свет­ личной, Рубеном Симоновым при­ нимали настоящие военные моряки. Да и не только они. В конце третьей серии есть сцена, где вернувшиеся из похода подводники идут в детский сад забирать детей домой. Детишки игра­ ют на горке и, неожиданно увидев у ограды группу офицеров, с криками «папа!» бегут каждый к своему отцу. В эпизоде задействовали ребят из се­ вероморского детсада «Олененок». Каждый из них выбрал себе «родите­ ля» по вкусу и бежал именно к нему. Кульминационным событием лен­ ты стала учебная торпедная атака. Борич описывал ее так: «Это были минуты, ради которых годами учи­ лись. ради которых служили, наказы­ вали своих подчиненных и сами нака­ зывались, поощряли и поощрялись, дружили и ссорились, носили форму, уходили в море... Минуты.из-за кото­ рых нужно было месяцами скучать по своим детям, мечтать о собственной жене, тосковать по солнцу, голубо­ му небу или хотя бы по осенней сту­ же...» Пожалуй, в этих словах заклю­ чены суть и сюжетное наполнение не только повести, но и кинокартины. - Самое замечательное в героях на­ шего фильма. - утверждал его режис­ сер Виллен Новак, - то,что в услови­ ях нелегкой службы они сохраняют всю красоту человеческой личности, богатство чувств. Об этом и расска­ зывает создающийся фильм «Третье измерение». Это не только глубина, на которую погружается подводный корабль, но и глубина духовного мира героев, величина их человеческой ценности. В конце года трехсерийная цветная художественная кинолента была го­ това. Премьера ее состоялась в июне 1982-го в североморском Доме офи­ церов. В дальнейшем «Третье изме­ рение» пользовалось популярностью у моряков и курсантов подплава, но быстро сошло с экрана, так как было практически лишено требовавшихся в то время пафоса и героики. Е ще один флотский фильм, сня­ тый в начале восьмидесятых, - популярнейший когда-то «Случай в квадрате «36-80» (кадрами из него проиллюстрирован очерк). По сю­ жету ленты недалеко от района, где проводят учения советские корабли, терпит бедствие американская под­ водная лодка с вышедшим из строя атомным реактором. Патрульная служба ВМС США пытается сбить советский самолет-спасатель, а тем временем с неуправляемой лодки в сторону советских кораблей уже летят две крылатые ракеты. Совет­ ские моряки, уничтожив смертонос­ ное оружие, топят субмарину против­ ника - и ликвидируют возникновение глобального конфликта. В картине, вышедшей в 1982 году, использова­ лись корабли Северного флота. В ней были заняты известные актеры Борис Щербаков, Михай Волонтир, Ивар Калнынып, Анатолий Кузне­ цов. Не так давно в ходе состоявше­ гося в Мурманске международного кинофестиваля «Северное сияние» Анатолий Борисович вспомнил о проходившей в Североморске работе над «Случаем...»: - Это был прошлый век -1981 год. Я играл адмирала. Съемки длились две недели. Мне даже выделили на авиа­ несущем крейсере «Киев» отдельную каюту. На берегу я жил в гостинице, но города почти не видел из-за того, что моими соседями были очень бо­ евые офицеры, - при этом Кузнецов хлопнул себя по шее, дескать, без выпивки не обошлось. - Одного из них хорошо запомнил, Лисин его фа­ милия. Был он военным педагогом. Поэтому ему постоянно мамы несли подарки... Было очень весело. Конечно, с высоты сегодняшнего дня фильмы, о которых я написал, ка­ жутся немного наивными, слегка про­ стоватыми, порой несовершенными в техническом плане. Но они были. И каждый из них оставил в истории мурманского кино свой, более или менее глубокий, след. И уже потому заслуживает нашей памяти.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz