Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

УРМАНСКОЕ КИНО Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области 26. ГОСТИ ИЗ БРАТСКИХ РЕСПУБЛИК «Союз нерушимый республик свободных» - так начинался когда- то гимн СССР. К несчастью, неру­ шимость державы оказалась силь­ но преувеличенной, в чем многим из нас, пережившим ее распад, до­ велось убедиться на собственном горьком опыте. Но было время, когда эти слова воспринимались как нечто само собой разумеюще­ еся, считались аксиомой, не требу­ ющей доказательств. Государство функционировало как единый политический, экономический и культурный организм. Взаимосвя­ зи между союзными республиками развивались в самых разных сфе­ рах, в том числе и в кино. Касались они иМурманска - неофициальной столицы советской Арктики, куда приезжали работать кинематогра­ фисты из разных концов страны. П о бескрайнему снежному полю идут двое. Впереди - высокого роста мужчина. Кто вто­ рой - разобрать трудно. Первый идет ровно, второй то наклоняется поправить крепления лыж, то па­ дает. Вот наст обламывается под тяжестью упавшего тела, и кажет­ ся, что человек тонет. Мелькнули большие рукавицы и шапка. Лыжи мешают подняться. Тогда лыжник догадывается избавиться от вале­ нок. Из-под шубы показываются ноги... в капроновых чулках. Так начинается фильм, который поздней осенью 1967 года снимала в пригородной зоне Кандалакши Одесская киностудия. Согласно сюжетной канве после окончания техникума главная героиня - во­ семнадцатилетняя Анна приезжа­ ет на далекую северную метео­ станцию, где знакомится со своей напарницей и местным лесорубом Тюриным, которые любят друг друга. Однажды утром девушка просыпается и понимает, что ее друзья уехали, оставив ее зимовать в одиночестве. Анна не теряет му­ жества, хотя порой и находится на грани отчаяния. Выдержать испы­ тания помогает работа, отнимаю­ щая все время, все силы, но столь важная для летчиков и полярни­ ков. Для нас, мурманчан, эта картина помимо всего прочего интересна еще и тем. что одну из ведущих ро­ лей - того самого лесоруба - сыг­ рал наш земляк. Режиссер ленты Юрий Петров привлекал к пробам многих артистов ведущих театров страны, но их кандидатуры по раз­ ным причинам не подошли. При­ шлось начинать съемки без лесо­ руба, а ведь место в сценарии ему отведено значительное. И только обнаружив своего героя уже в Кандалакше, украинские киноде­ ятели смогли вздохнуть с облегче­ нием. В итоге на роль утвердили шлифовщика Кандалакшского механического завода, студента пятого курса вечернего отделения Мурманского мореходного учили­ ща Владимира Русанова. - На пробу Володя пришел с эта­ кой богатой, можно сказать, экзо­ тической шевелюрой, - вспоминал Петров. - Таким я и представлял лесоруба Тюрина. Но на съемку явился подстриженным по пос­ ледней моде. Уловив недоуменный взгляд оператора. Русанов просто сказал: «Вот так и выглядят наши современные лесорубы. Я же ма­ лость подзарос из-за занятости: работа, учеба, спорт...» Как сообщала тогда мурманская пресса, Русанов оказался способ­ ным актером, хорошо понимал ха­ рактер своего героя, его решения и поступки, свободно держался в кадре, играл правдиво и убедитель­ но. Кроме него в заключительном эпизоде картины задействовали еще и ученицу 9-го класса Канда­ лакшской школы № 92 Нину Кон­ дакову. Из звезд первой величины в фильме «засветился» Александр Збруев, сыгравший геолога Игоря. Лента «От снега до снега» появи­ лась на экранах СССР в 1968 году. Она не оставила особого следа в советском кинематографе, но жи­ телям Кольского полуострова по вполне понятным причинам за­ помнилась. Н есколько лет спустя, на гра­ ни весны и лета 1972 года, в Мурманск приехала съемочная группа «Беларусьфильма», воз­ главляемая режиссером Никола­ ем Калининым. Шла работа над экранизацией романа Олега Кува- ева «Тройной полярный сюжет», большая часть которого первона­ чально была издана под названи­ ем «Птица капитана Росса». Со­ бытия двухсерийного телефильма «Идущие за горизонт» в основном происходят на Крайнем Севере. Именно сюда направляется Саша Ивакин - молодой человек нача­ ла семидесятых. Он мечтает стать путеше-ственником и пройти по нехоженым тропам между Инди­ гиркой и Колымой, где в XIX веке при неизвестных обстоятельствах погиб исследователь Николай Шаваносов. мечтавший увидеть редчайшую на земле розовую чайку. Саша гоже хочет найти эту птицу. После тяжелой травмы, по­ лученной на горнолыжной трассе, он частично теряет зрение. И - спе­ шит, торопится на Север, гуда, где еще есть белые пятна, туда, где живет его розовая чайка - мечта. Правда, драматическое напря­ жение ленты во многом снижает­ ся вследствие того, что зрители за­ ранее со слов врача знают: зрение восстановится, герой выздоровеет. Да и финал картины напоминает «хэппи энд»: Ивакин видит розо­ вую чайку, летящую над его голо­ вой. в то время как по сценарию он не увидел ее, потому что ослеп. Но зато - прозрел душой, от которой протянулись незримые нити к ду­ шам других людей. И все же в этом фильме сошлось многое: произведение талантливо­ го писателя перенес на голубой экран талантливый режиссер, на­ иболее известный как автор трех­ серийных «Кортика» и «Бронзо­ вой птицы», в картине снимались замечательные артисты, среди которых Валентин Никулин и Эммануил Виторган, и, наконец, там действительно был Север - от Чукотки до Мурманска. Образ не­ яркой, скромной, но прекрасной северной природы соотносится с душевным настроением героя, ищущего новый смысл жизни. Оператор Дмитрий Зайцев умело подобрал и ввел в картину цвето­ вую гамму тундры - желтоватые мхи, изломанные сучья карлико­ вых деревьев, сугробы снега, игру света и теней на бескрайних запо­ лярных просторах... С вою лепту в эту экранную гармонию внес и наш край. Целый ряд тундровых сцен был отснят в Ловозере. Жители села помогли киногруппе и реквизи­ том: меховой одеждой, обувью, другими предметами обихода. Старинную посуду, лыжи, монеты царских времен предоставил бело­ русским друзьям областной крае­ ведческий музей. И конечно же, в кадре оказался мурманский порт. Правда, отдельные снятые там эпизоды вызвали позже нарека­ ния жителей областного центра. После премьерного телепоказа «Идущих...» в «Полярной правде» появилась заметка М. Светловой, где утверждалось, что мурманские сцены «несколько схематичны и, если не покажется резким, не всег­ да правдоподобны. Неприятный осадок оставляют встречи Иваки- на с двумя так называемыми бича­ ми - правда, один из них - плохой, а другой - хороший, мечтающий об Антарктиде и пингвинах. В филь­ ме показан сегодняшний порт... И почему такой акцент сделан на «бичей», не понятно». Картина была готова в конце того же 72-го. Калинин говорил, что хотел сделать ее как сказку, притчу о человеческом мужест­ ве, романтической мечте и тяге к освоению новых пространств. Лучшие кадры «Идущих...» - это действительно настоящий гимн романтике. Неудивительно поэ­ тому, что сыгравший Сашу Ива- кина Иван Гаврилюк получил в 1973 году приз Международного кинофестиваля телефильмов в Париже «За лучшее воплощение образа романтического героя». Но все-таки главной наградой режис­ серу, актерам и всем, кто работал над картиной, стала любовь зрите­ лей. После премьеры киностудию буквально завалили письмами. Люди писали, что «Идущие...» по­ могли им найти себя, удержаться от самоубийства, перенести опе­ рацию - и так далее. А потом при­ шло время, когда романтика стала не нужна. И наступило забвение. Последний раз в СССР картину показали в сентябре предпере- строечного 84-го, телезрители послесоветской России впервые увидели ее по кабельному каналу «Дом кино» в мае 2008 года. Не стану писать здесь обо всех фильмах, сделанных кинемато­ графистами союзных республик на мурманском материале - их до­ статочно много. Вспомню лишь некоторые. В марте 1974 года на Кольский полуостров пожаловали гос­ ти из Прибалтики. Группа Литов­ ской киностудии снимала север­ ную натуру для фильма «Раско­ лотое небо», поставленного по од­ ному из произведений Витаутаса Бубниса. - В романе литовского писате­ ля Бубниса «Три дня в августе», по которому создан сценарий, - пояснял читателям «Кировского рабочего» режиссер картины Ма- рионос Іедрис, - о Севере сказано как будто совсем мало. Литовец, который прожил здесь несколько лет, возвращается в родные края вместе с семьей... Да еще наш герой вспоминает одну неожидан­ ную встречу под северным небом - со своим братом, еще раньше уе­ хавшим из дома и не подающим о себе вестей. Но если в книге это можно выразительно описать не­ сколькими фразами, то на экране нужно показывать. Работа над лентой шла в аэро­ порту Кировска, откуда главный герой в исполнении Антаноса Шурны и его семья по ходу дей­ ствия улетали на вертолете. Рядом с ними стоял провожающий, сыг­ ранный артистом народного те­ атра Дворца культуры комбината «Апатит» Львом Маршалкиным. Кроме того, снимали на заоблач­ ном плато Расвумчорр и на ноч­ ных улицах Апатитов. А встреча двух братьев происходила во вре­ мя гонок оленьих упряжек на тре­ тьем районном Празднике Севера в Ловозере. В центре картины - драма ли­ товской семьи Крейвенасов. Ис­ следованию конфликта отцов и детей, города и деревни, старого и нового помогают в том числе и мурманские кадры «Расколотого неба». Тогда, в 74-м, побывала в на­ шем крае замечательная актриса Любовь Виролайнен, перевопло­ тившаяся на время съемок в жену главного героя - украинку Полину. Кстати, эта ее работа в 1975 году на VIII Всесоюзном кинофести­ вале в Кишиневе была отмечена вторым призом за женскую роль. Да и в целом критики и зрители приняли «Расколотое небо» не только как удачную и поучитель­ ную транскрипцию эпического произведения на экране, не только как зрелую, богатую находками режиссерскую работу Іедриса, но и как одну из наиболее глубоких проблемных картин литовского кино. Отчасти успеху фильма спо­ собствовали и северяне, помогав­ шие киногруппе чем могли. - Кировск очень гостеприи­ мен, - отметил перед отъездом из Мурманской области Марионос Іедрис. - На комбинате «Апатит», в аэропорту и всех других орга­ низациях нам неизменно оказы­ вали всевозможное содействие, выполняли все просьбы. Нам были предоставлены для съемок вертолет, вездеходы, автомаши­ ны, снегоуборочная техника, и все - от директора комбината Георгия Александровича Голованова до ра­ бочих, обслуживающих машины, делали для нас все, что могли. Мы очень благодарны за это. С ледующая лента, на кото­ рую мне хочется обратить ваше внимание, - тоже родом из Прибалтики. В мае 1987 года Тал­ линская киностудия работала в окрестностях Кандалакши над фильмом «Наблюдатель». Глав­ ная героиня, Александра, работает егерем в заказнике и одновремен­ но использует его как свою вот­ чину: ловит рыбу сетями, ставит стреляющие капканы на лосей, потом торгует своей добычей. В общем, закон всегда можно обой­ ти, если нет закона в душе. Молодой ученый Пээтер, при­ ехавший наблюдать птиц, быстро обнаруживает «маленькие хитрос­ ти» лесничихи и реагирует очень резко: мол, составлю протокол и т. п. Сквозь ее ответную грубость, даже агрессивность, слышны боль, усталость, надрыв. У нее боль­ шая семья в городе, старший сын служит в Афганистане... Посте­ пенно ученый начинает жалеть Александру. Потом их отношения перерастают в роман. Из сущест­ ва без возраста и пола лесничиха превращается в красавицу. Но од­ нажды - прозрачным ранним ут­ ром. когда Пээтер отправился на­ блюдать птиц, не замеченный им в густой листве самострел убивает его наповал. В результате получа­ ется своего рода притча, подтекст которой ясен: оружие, направлен­ ное против беззащитной природы, всегда поражает человека. Заповедные места под Канда­ лакшей, снятые оператором Тать- яной Логиновой, в «Наблюдателе» не фон, а полноправный персонаж. Для эстонского режиссера Арво Ихо очень важно было найти под­ ходящие пейзажи, которые, с од­ ной стороны, играли бы в кадре сами по себе, с другой - помогали бы передавать тончайшие оттенки настроения героев. Такая натура в конечном счете и легла на пленку в Мурманской области. - Художественный постанов­ щик, режиссер-оператор и другие участники съемочной группы. - со­ общал 9 июня 1987 года читателям «Полярки» заместитель директо­ ра картины С. М. Левин, - уже ра­ нее были в Кандалакше, знакоми­ лись с обстановкой. И вот настало время перехода с весны на лето, а именно с этого периода и начина­ ется фильм. Интенсивный период съемки продлится до начала ав­ густа. Нам приятно радушие кан- далакшцев, проявляющих интерес к работе студии и оказывающих помощь. Лента, появившаяся в том же 87-м, собрала внушительный уро­ жай призов. Перечислю: приз Международной федерации кино­ прессы, приз «Дон Кихот», приз за лучший дебют на фестивале в Карловых Варах-88, спепприз жюри фестиваля вТурине-88, гран- при фестиваля Северных стран в Руане-90 и, наконец, приз фес­ тиваля «Созвездие-89» «Золотой кинос» за выдающийся вклад в профессию актрисе Светлане Тор- маховой, сыгравшей Александру; Сейчас эту «кандалакшскую» кинокартину, увы. мало кто пом­ нит. Хотя и сегодня в Интернете встречаются реплики, подобные следующим: «Несправедливо за­ бытый фильм «Наблюдатель»... Такие нюансы... Такая боль-лю- бовь-ненависть...» «Фильм -На­ блюдатель» просто чудо русского кинематографа - о русской душе, необычной русской судьбе». В последние перед распадом СССР годы в Мурманск еще дважды приезжали одес­ ские кинематографисты. В 1988 году режиссер Наталья Збандут работала здесь над лептой Эю было прошлым летом» с участи­ ем Аристарха Ливанова. Михаила Глузского, Екатерины Васильевой. А в трагическом 91-м. накану не событий, по живому разрезавших огромную страну и так или иначе отразившихся на судьбах милли­ онов наших соотечественников, в Мурманске снимали... комедию с черновым названием «Чемодан и кое-кто еще». Согласно сцена­ рию Гия, скромный преподаватель музыкальной школы, получает в наследство чемодан и дом на Ла­ зурном берегу. Чемодан оказы­ вается пустым, а Лазурный берег - безлюдным местом на Крайнем Севере. Познакомившись с расто­ ропной девушкой Машей. Гия уз­ нает от нее, как за время перелета с Севера сделать пустой чемодан полным. - Они начинают ездить по гос­ тиницам, камерам хранения. - делился с мурманчанаші твор­ ческими замыслами режиссер кар­ тины Георгий Кеворков. - и грабить нечестных людей. Но с благой це­ лью - собрать деньпі на восстанов­ ление музшколы. Главных героев сыграли опыт­ ный актер Рамаз Иоселиани и дебютантка Наталья Воробьева. Одну из ролей второго плана ис­ полнила Наталья Крачковская. На Кольском полуострове одесситы оказались более или менее слу­ чайно: - Мы сначала хотели ехать на Дальний Восток, - объяснял Кевор­ ков, - но узнали, что от Владивосто­ ка до сопок километров четыреста. У вас более удобно: снимали в Мѵр- машах, Белокаменке. Съемки прошли весной, а в кон­ це года фильм был готов. В окон­ чательном варианте его озагла­ вили «По ком тюрьма плачет...». Едва успев выйти, лента эта. как и многие другие картины тех лет. канула в безвестность. Что и по­ нятно - распад страны привел к развалу во многих сферах жизни, включая культуру. Да и на фоне масштабных политических катак­ лизмов людям было не до кино.., Прошло время. Поменялась эпоха. Накануне нового 2010 года в Мурманск для подготовки цик­ ла передач приехала большая съемочная группа Тостелерадио Азербайджана. Неудивительно, поскольку азербайджанцы ныне, после русских, украинцев и бе­ лорусов. самая многочисленная этническая группа нашего края. Но симптоматично - глядишь, за телевизионщиками и кинемато­ графисты потянутся. И из других бывших союзных республик тоже. История, как известно, развивает­ ся по спирали. (Продолжение. Начало в № 146 - 150,237,238,241,245, 247 за 2008 г.,№49, 52, 54, 58, 63, 130,133, 137 за 2009 г.и№ 90, 95, 104, 139, 142 за 2010 г.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz