Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
УРМАНСКОЕ КИНО Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области 26. ГОСТИ ИЗ БРАТСКИХ РЕСПУБЛИК «Союз нерушимый республик свободных» - так начинался когда- то гимн СССР. К несчастью, неру шимость державы оказалась силь но преувеличенной, в чем многим из нас, пережившим ее распад, до велось убедиться на собственном горьком опыте. Но было время, когда эти слова воспринимались как нечто само собой разумеюще еся, считались аксиомой, не требу ющей доказательств. Государство функционировало как единый политический, экономический и культурный организм. Взаимосвя зи между союзными республиками развивались в самых разных сфе рах, в том числе и в кино. Касались они иМурманска - неофициальной столицы советской Арктики, куда приезжали работать кинематогра фисты из разных концов страны. П о бескрайнему снежному полю идут двое. Впереди - высокого роста мужчина. Кто вто рой - разобрать трудно. Первый идет ровно, второй то наклоняется поправить крепления лыж, то па дает. Вот наст обламывается под тяжестью упавшего тела, и кажет ся, что человек тонет. Мелькнули большие рукавицы и шапка. Лыжи мешают подняться. Тогда лыжник догадывается избавиться от вале нок. Из-под шубы показываются ноги... в капроновых чулках. Так начинается фильм, который поздней осенью 1967 года снимала в пригородной зоне Кандалакши Одесская киностудия. Согласно сюжетной канве после окончания техникума главная героиня - во семнадцатилетняя Анна приезжа ет на далекую северную метео станцию, где знакомится со своей напарницей и местным лесорубом Тюриным, которые любят друг друга. Однажды утром девушка просыпается и понимает, что ее друзья уехали, оставив ее зимовать в одиночестве. Анна не теряет му жества, хотя порой и находится на грани отчаяния. Выдержать испы тания помогает работа, отнимаю щая все время, все силы, но столь важная для летчиков и полярни ков. Для нас, мурманчан, эта картина помимо всего прочего интересна еще и тем. что одну из ведущих ро лей - того самого лесоруба - сыг рал наш земляк. Режиссер ленты Юрий Петров привлекал к пробам многих артистов ведущих театров страны, но их кандидатуры по раз ным причинам не подошли. При шлось начинать съемки без лесо руба, а ведь место в сценарии ему отведено значительное. И только обнаружив своего героя уже в Кандалакше, украинские киноде ятели смогли вздохнуть с облегче нием. В итоге на роль утвердили шлифовщика Кандалакшского механического завода, студента пятого курса вечернего отделения Мурманского мореходного учили ща Владимира Русанова. - На пробу Володя пришел с эта кой богатой, можно сказать, экзо тической шевелюрой, - вспоминал Петров. - Таким я и представлял лесоруба Тюрина. Но на съемку явился подстриженным по пос ледней моде. Уловив недоуменный взгляд оператора. Русанов просто сказал: «Вот так и выглядят наши современные лесорубы. Я же ма лость подзарос из-за занятости: работа, учеба, спорт...» Как сообщала тогда мурманская пресса, Русанов оказался способ ным актером, хорошо понимал ха рактер своего героя, его решения и поступки, свободно держался в кадре, играл правдиво и убедитель но. Кроме него в заключительном эпизоде картины задействовали еще и ученицу 9-го класса Канда лакшской школы № 92 Нину Кон дакову. Из звезд первой величины в фильме «засветился» Александр Збруев, сыгравший геолога Игоря. Лента «От снега до снега» появи лась на экранах СССР в 1968 году. Она не оставила особого следа в советском кинематографе, но жи телям Кольского полуострова по вполне понятным причинам за помнилась. Н есколько лет спустя, на гра ни весны и лета 1972 года, в Мурманск приехала съемочная группа «Беларусьфильма», воз главляемая режиссером Никола ем Калининым. Шла работа над экранизацией романа Олега Кува- ева «Тройной полярный сюжет», большая часть которого первона чально была издана под названи ем «Птица капитана Росса». Со бытия двухсерийного телефильма «Идущие за горизонт» в основном происходят на Крайнем Севере. Именно сюда направляется Саша Ивакин - молодой человек нача ла семидесятых. Он мечтает стать путеше-ственником и пройти по нехоженым тропам между Инди гиркой и Колымой, где в XIX веке при неизвестных обстоятельствах погиб исследователь Николай Шаваносов. мечтавший увидеть редчайшую на земле розовую чайку. Саша гоже хочет найти эту птицу. После тяжелой травмы, по лученной на горнолыжной трассе, он частично теряет зрение. И - спе шит, торопится на Север, гуда, где еще есть белые пятна, туда, где живет его розовая чайка - мечта. Правда, драматическое напря жение ленты во многом снижает ся вследствие того, что зрители за ранее со слов врача знают: зрение восстановится, герой выздоровеет. Да и финал картины напоминает «хэппи энд»: Ивакин видит розо вую чайку, летящую над его голо вой. в то время как по сценарию он не увидел ее, потому что ослеп. Но зато - прозрел душой, от которой протянулись незримые нити к ду шам других людей. И все же в этом фильме сошлось многое: произведение талантливо го писателя перенес на голубой экран талантливый режиссер, на иболее известный как автор трех серийных «Кортика» и «Бронзо вой птицы», в картине снимались замечательные артисты, среди которых Валентин Никулин и Эммануил Виторган, и, наконец, там действительно был Север - от Чукотки до Мурманска. Образ не яркой, скромной, но прекрасной северной природы соотносится с душевным настроением героя, ищущего новый смысл жизни. Оператор Дмитрий Зайцев умело подобрал и ввел в картину цвето вую гамму тундры - желтоватые мхи, изломанные сучья карлико вых деревьев, сугробы снега, игру света и теней на бескрайних запо лярных просторах... С вою лепту в эту экранную гармонию внес и наш край. Целый ряд тундровых сцен был отснят в Ловозере. Жители села помогли киногруппе и реквизи том: меховой одеждой, обувью, другими предметами обихода. Старинную посуду, лыжи, монеты царских времен предоставил бело русским друзьям областной крае ведческий музей. И конечно же, в кадре оказался мурманский порт. Правда, отдельные снятые там эпизоды вызвали позже нарека ния жителей областного центра. После премьерного телепоказа «Идущих...» в «Полярной правде» появилась заметка М. Светловой, где утверждалось, что мурманские сцены «несколько схематичны и, если не покажется резким, не всег да правдоподобны. Неприятный осадок оставляют встречи Иваки- на с двумя так называемыми бича ми - правда, один из них - плохой, а другой - хороший, мечтающий об Антарктиде и пингвинах. В филь ме показан сегодняшний порт... И почему такой акцент сделан на «бичей», не понятно». Картина была готова в конце того же 72-го. Калинин говорил, что хотел сделать ее как сказку, притчу о человеческом мужест ве, романтической мечте и тяге к освоению новых пространств. Лучшие кадры «Идущих...» - это действительно настоящий гимн романтике. Неудивительно поэ тому, что сыгравший Сашу Ива- кина Иван Гаврилюк получил в 1973 году приз Международного кинофестиваля телефильмов в Париже «За лучшее воплощение образа романтического героя». Но все-таки главной наградой режис серу, актерам и всем, кто работал над картиной, стала любовь зрите лей. После премьеры киностудию буквально завалили письмами. Люди писали, что «Идущие...» по могли им найти себя, удержаться от самоубийства, перенести опе рацию - и так далее. А потом при шло время, когда романтика стала не нужна. И наступило забвение. Последний раз в СССР картину показали в сентябре предпере- строечного 84-го, телезрители послесоветской России впервые увидели ее по кабельному каналу «Дом кино» в мае 2008 года. Не стану писать здесь обо всех фильмах, сделанных кинемато графистами союзных республик на мурманском материале - их до статочно много. Вспомню лишь некоторые. В марте 1974 года на Кольский полуостров пожаловали гос ти из Прибалтики. Группа Литов ской киностудии снимала север ную натуру для фильма «Раско лотое небо», поставленного по од ному из произведений Витаутаса Бубниса. - В романе литовского писате ля Бубниса «Три дня в августе», по которому создан сценарий, - пояснял читателям «Кировского рабочего» режиссер картины Ма- рионос Іедрис, - о Севере сказано как будто совсем мало. Литовец, который прожил здесь несколько лет, возвращается в родные края вместе с семьей... Да еще наш герой вспоминает одну неожидан ную встречу под северным небом - со своим братом, еще раньше уе хавшим из дома и не подающим о себе вестей. Но если в книге это можно выразительно описать не сколькими фразами, то на экране нужно показывать. Работа над лентой шла в аэро порту Кировска, откуда главный герой в исполнении Антаноса Шурны и его семья по ходу дей ствия улетали на вертолете. Рядом с ними стоял провожающий, сыг ранный артистом народного те атра Дворца культуры комбината «Апатит» Львом Маршалкиным. Кроме того, снимали на заоблач ном плато Расвумчорр и на ноч ных улицах Апатитов. А встреча двух братьев происходила во вре мя гонок оленьих упряжек на тре тьем районном Празднике Севера в Ловозере. В центре картины - драма ли товской семьи Крейвенасов. Ис следованию конфликта отцов и детей, города и деревни, старого и нового помогают в том числе и мурманские кадры «Расколотого неба». Тогда, в 74-м, побывала в на шем крае замечательная актриса Любовь Виролайнен, перевопло тившаяся на время съемок в жену главного героя - украинку Полину. Кстати, эта ее работа в 1975 году на VIII Всесоюзном кинофести вале в Кишиневе была отмечена вторым призом за женскую роль. Да и в целом критики и зрители приняли «Расколотое небо» не только как удачную и поучитель ную транскрипцию эпического произведения на экране, не только как зрелую, богатую находками режиссерскую работу Іедриса, но и как одну из наиболее глубоких проблемных картин литовского кино. Отчасти успеху фильма спо собствовали и северяне, помогав шие киногруппе чем могли. - Кировск очень гостеприи мен, - отметил перед отъездом из Мурманской области Марионос Іедрис. - На комбинате «Апатит», в аэропорту и всех других орга низациях нам неизменно оказы вали всевозможное содействие, выполняли все просьбы. Нам были предоставлены для съемок вертолет, вездеходы, автомаши ны, снегоуборочная техника, и все - от директора комбината Георгия Александровича Голованова до ра бочих, обслуживающих машины, делали для нас все, что могли. Мы очень благодарны за это. С ледующая лента, на кото рую мне хочется обратить ваше внимание, - тоже родом из Прибалтики. В мае 1987 года Тал линская киностудия работала в окрестностях Кандалакши над фильмом «Наблюдатель». Глав ная героиня, Александра, работает егерем в заказнике и одновремен но использует его как свою вот чину: ловит рыбу сетями, ставит стреляющие капканы на лосей, потом торгует своей добычей. В общем, закон всегда можно обой ти, если нет закона в душе. Молодой ученый Пээтер, при ехавший наблюдать птиц, быстро обнаруживает «маленькие хитрос ти» лесничихи и реагирует очень резко: мол, составлю протокол и т. п. Сквозь ее ответную грубость, даже агрессивность, слышны боль, усталость, надрыв. У нее боль шая семья в городе, старший сын служит в Афганистане... Посте пенно ученый начинает жалеть Александру. Потом их отношения перерастают в роман. Из сущест ва без возраста и пола лесничиха превращается в красавицу. Но од нажды - прозрачным ранним ут ром. когда Пээтер отправился на блюдать птиц, не замеченный им в густой листве самострел убивает его наповал. В результате получа ется своего рода притча, подтекст которой ясен: оружие, направлен ное против беззащитной природы, всегда поражает человека. Заповедные места под Канда лакшей, снятые оператором Тать- яной Логиновой, в «Наблюдателе» не фон, а полноправный персонаж. Для эстонского режиссера Арво Ихо очень важно было найти под ходящие пейзажи, которые, с од ной стороны, играли бы в кадре сами по себе, с другой - помогали бы передавать тончайшие оттенки настроения героев. Такая натура в конечном счете и легла на пленку в Мурманской области. - Художественный постанов щик, режиссер-оператор и другие участники съемочной группы. - со общал 9 июня 1987 года читателям «Полярки» заместитель директо ра картины С. М. Левин, - уже ра нее были в Кандалакше, знакоми лись с обстановкой. И вот настало время перехода с весны на лето, а именно с этого периода и начина ется фильм. Интенсивный период съемки продлится до начала ав густа. Нам приятно радушие кан- далакшцев, проявляющих интерес к работе студии и оказывающих помощь. Лента, появившаяся в том же 87-м, собрала внушительный уро жай призов. Перечислю: приз Международной федерации кино прессы, приз «Дон Кихот», приз за лучший дебют на фестивале в Карловых Варах-88, спепприз жюри фестиваля вТурине-88, гран- при фестиваля Северных стран в Руане-90 и, наконец, приз фес тиваля «Созвездие-89» «Золотой кинос» за выдающийся вклад в профессию актрисе Светлане Тор- маховой, сыгравшей Александру; Сейчас эту «кандалакшскую» кинокартину, увы. мало кто пом нит. Хотя и сегодня в Интернете встречаются реплики, подобные следующим: «Несправедливо за бытый фильм «Наблюдатель»... Такие нюансы... Такая боль-лю- бовь-ненависть...» «Фильм -На блюдатель» просто чудо русского кинематографа - о русской душе, необычной русской судьбе». В последние перед распадом СССР годы в Мурманск еще дважды приезжали одес ские кинематографисты. В 1988 году режиссер Наталья Збандут работала здесь над лептой Эю было прошлым летом» с участи ем Аристарха Ливанова. Михаила Глузского, Екатерины Васильевой. А в трагическом 91-м. накану не событий, по живому разрезавших огромную страну и так или иначе отразившихся на судьбах милли онов наших соотечественников, в Мурманске снимали... комедию с черновым названием «Чемодан и кое-кто еще». Согласно сцена рию Гия, скромный преподаватель музыкальной школы, получает в наследство чемодан и дом на Ла зурном берегу. Чемодан оказы вается пустым, а Лазурный берег - безлюдным местом на Крайнем Севере. Познакомившись с расто ропной девушкой Машей. Гия уз нает от нее, как за время перелета с Севера сделать пустой чемодан полным. - Они начинают ездить по гос тиницам, камерам хранения. - делился с мурманчанаші твор ческими замыслами режиссер кар тины Георгий Кеворков. - и грабить нечестных людей. Но с благой це лью - собрать деньпі на восстанов ление музшколы. Главных героев сыграли опыт ный актер Рамаз Иоселиани и дебютантка Наталья Воробьева. Одну из ролей второго плана ис полнила Наталья Крачковская. На Кольском полуострове одесситы оказались более или менее слу чайно: - Мы сначала хотели ехать на Дальний Восток, - объяснял Кевор ков, - но узнали, что от Владивосто ка до сопок километров четыреста. У вас более удобно: снимали в Мѵр- машах, Белокаменке. Съемки прошли весной, а в кон це года фильм был готов. В окон чательном варианте его озагла вили «По ком тюрьма плачет...». Едва успев выйти, лента эта. как и многие другие картины тех лет. канула в безвестность. Что и по нятно - распад страны привел к развалу во многих сферах жизни, включая культуру. Да и на фоне масштабных политических катак лизмов людям было не до кино.., Прошло время. Поменялась эпоха. Накануне нового 2010 года в Мурманск для подготовки цик ла передач приехала большая съемочная группа Тостелерадио Азербайджана. Неудивительно, поскольку азербайджанцы ныне, после русских, украинцев и бе лорусов. самая многочисленная этническая группа нашего края. Но симптоматично - глядишь, за телевизионщиками и кинемато графисты потянутся. И из других бывших союзных республик тоже. История, как известно, развивает ся по спирали. (Продолжение. Начало в № 146 - 150,237,238,241,245, 247 за 2008 г.,№49, 52, 54, 58, 63, 130,133, 137 за 2009 г.и№ 90, 95, 104, 139, 142 за 2010 г.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz