Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
УРМАНСКОЕ КИНО Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области 25. ЧАСТИЦА ГОЛЛИВУДА Мне всегда казалось удивительным, что, несмотря на обилие снятых в Мур манской области фильмов, несмотря на эпитеты наподобие «полярного Голли вуда», которыми центральная и местная пресса щедро одаривала наш край еще в довоенные времена, несмотря, нако нец, ііа разнообразие и потрясающую /'''Лногсничность заполярной природы, І^НЛіа Кольском полуострове так никог- и не была создана своя киностудия. Представьте себе на секунду, как здоро во смотрелись бы титры с каким-нибудь «Арктик-фильмом» или, допустим, «По- ларсгар синема продакшн». А в действи тельности, увы, не то что студии - самого завалящего филиала и то не существова ло. Даже слегка обидно! Так думал я, пока не выяснил, что попытки создать нечто похожее на киноцентр все-таки были в истории нашего края. О том, чтобы поставить советскую киноиндустрию на широкую ногу, руководство СССР думало еще в двад цатых. 30 июня 1923 года на страницах «Правды» было заявлено, что «кинопро мышленность являе тся крайне выгодным делом, дающим огромные барыши. При умелом, толковом и деловом подходе киномонополия может сыграть для оздо- ^ овления наших финансов роль, сходную в р ролью водочной монополии для цар- ^ к о й казны». Буквально двумя неделями позже эту мысль развил Лев Троцкий в статье «Вод ка, церковь и кинематограф». «Царское правительство, - писал «трибун револю ции», - создало в несколько лет разветв ленную сеть государственных кабаков. На этом деле оно получало до миллиарда золотых рублей дохода в год. Почему же рабочее государство не может создать сеть государственных кинематографов, все более и более внедряя этот аппарат развлечения и воспитания в народную жизнь, противопоставляя его алкоголю и превращая его в то же время в доходную статью?» Уже после изгнания Троцкого из стра ны, в 1930 году, на XVI съезде ВКП(б) сам Сталин поставил перед кинематографис тами благороднейшую и ответственную задачу - перекрыть поступления в казну от продажи алкогольного пойла при былями от продукции «важнейшего из искусств». В общем, планы были гранди озные, и перемены в отрасли намечались большие. Выполнять указания вождя досталось Борису Шумяцкому - старому большеви ку. п годы Гражданской войны организа тору боевых действий Красной армии в Сибири и на Дальнем Востоке, позднее советскому дипломату в Персии, а с того же 30-го руководителю советского кино. Побывав в США и ознакомившись с аме риканским опытом, Шумяцкий заговорил о генеральной реконструкции советского кинематографа. Предложенный им план строительства «советского Голливуда» должен был увенчаться сооружением в Крыму южной студийной базы произ водства фильмов, реализующей принци- (Продолжение. Начало в № 146 - 150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 г., № 49, 52, 54, 58, 63, 130, 133, 137 за 2009 г. и № 90, 95, 104, 139 за 2010 г.) иы технологии массового производства, и увеличением количества выпускаемых фильмов с 50 до 200. Впрочем, одним только Югом дело не ограничивалось. В Советском Союзе делалось множество «зимних» картин, заснеженную натуру которых невозможно было снимать на жарком Юге. А потому кинодеятели по рой заинтересованно поглядывали на Се вер. Весна 1937 года, когда Шумяцкий, ведо мый все той же «голливудской» мечтой, заканчивал в соавторстве с оператором Владимиром Нильсеном подготовку к пе чати книги «Американская кинематогра фия», ознаменовалась в Кировске насто ящим киношным бумом. В окрестностях города одновременно шла работа сразу над тремя художественными фильмами: «Волочаевские дни», «Комсомольск» и «За советскую Родину». Режиссеры пер вой из них, братья Васильевы, в один прекрасный день и предложили то, что, пожалуй, можно назвать переходом коли чественных изменений в качественные. 9 апреля вся третья страница «Поляр ной правды» была отдана материалам о хибинских съемках, объединенным об щей шапкой: «Создать в Кировске кино съемочную базу!». И менно эту тему развивали в статье «Город больших возможностей» Ге оргий и Сергей Васильевы. Начав с кон статации очевидного факта: «Кировск, сам того не замечая, стал... притягатель ным для большой группы людей, при ехавших на Север с разными задачами, но с единым стремлением - возможно пол нее использовать зимние условия, - они сделали вполне логичный вывод: - Нам кажется, что пора уже ставить вопрос о создании на Кольском полуострове, в час тности в Кировске, зимней кинобазы». Какой же виделась братьям, ставшим после выхода «Чапаева» не только орде ноносцами, но и прижизненными класси ками, заполярная база? Во-первых, нуж но, утверждали они, «построить новый или арендовать по договоренности с мест ными организациями, которые, кстати сказать, идут нам навстречу, имеющийся дом. Здесь киноработники будут жить во время своих приездов на Север. Во-вто рых, приобрести одну машину и 2-3 ло шади для обслуживания киноэкспедиций. В-третьих, наконец, содержать одного постоянного работника». Как видите, начать предполагалось с малого. Но и осуществление этого мало го означало бы по сути дела настоящую революцию в киноделе на Мурмане, «Рас ходы небольшие, - отмечалось в статье, - а эффект от этого мероприятия будет без условно значительный. Нам не придется «догонять» зиму на Севере в обстановке нервозности, спешки, неизвестности о по ложении вещей на месте. Мы будем знать, что в Кировске встретим спокойную рас полагающую к настоящей творческой работе обстановку». В общем, Васильевы считали, что «наличие... базы позволит нам, работникам советской кинемато графии, наиболее рационально, с на ибольшей творческой продуктивностью использовать время поездок на Север». Начинание маститого творческого тан дема вполне укладывалось в русло идеи расширения и переустройства отечест венного кино,создания «советского Гол ливуда». Составной частью, своего рода северным филиалом планировавшейся «фабрики грез», вероятно, и должна была стать кировская кинобаза. С легкой руки знаменитых режиссеров заговорили о ней и в киношных верхах. Предложение о строительстве базы под держала главная отраслевая газета - «Кино». «Каждый год, - сообщалось в за метке от 22 мая 1937 года, - чуть только сильнее начинает пригревать солнце, на Крайний Север в поисках снега и зимней натуры направляются съемочные группы киностудий и бригады «Союзкинохрони- ки». Группы едут в Мурманск, Кировск и даже дальше, на побережье Баренце ва моря. Обычно несколько работников группы выезжают заранее, затрачивают долгое время на подготовку к съемкам, на хозяйственные и организационные дела. Группы в ожидании простаивают, теряют много драгоценных дней. Режиссеры бр. Васильевы в газете «Полярная правда» правильно ставят вопрос о создании в Ки ровске съемочной базы. Здесь много сне га - хорошего, крупнозернистого, чрезвы чайно подходящего для съемок. Много яркого, ослепительного солнца, подолгу не покидающего небосклон. Взяться за создание такой базы должна в первую очередь студия «Ленфильм», так как ле нинградские киноработники чаще всего выезжают на Север, в портфеле студии есть много сценариев, связанных с боль шими и серьезными зимними съемками». В полне вероятно, задумку авторов «Чапаева» удалось бы претво рить в жизнь, но... Но только во второй половине 37-го ветер больших кинопе ремен вдруг задул в обратную сторону. Обнаружилось, что проект «советского Голливуда» разваливается и трещит по всем швам вследствие ограниченности ресурсов страны. А вскоре он и вовсе был окончательно похоронен. Причем вместе со своим создателем и неистовым ревни телем. Бориса Шумяцкого арестовали 18 января 1938 года, 28 июля приговорили к расстрелу и не замедлили привести при говор в исполнение. С его арестом пре кратилось и активное обсуждение вопро са о кировской кинобазе. Хотя отдельные робкие попытки поднять эту тему были и позже. К примеру, 10 марта 1939 года «Комсомолец Заполярья» всего одной фразой напомнил читателям, что «работ ники кино ставят вопрос о строительстве в Кировске постоянной кинобазы». Но, по большому счету, времени на реализацию идеи уже не оставалось, даже если бы на шлись желающие ее осуществить. 1 сен тября началась Вторая мировая война, в конце ноября загремели первые выстре лы Советско-финляндской, и, как потом выяснилось, до начала Великой Отечест венной тоже было рукой подать... Слабым эхом истории с кинобазой можно считать высказанное в 60-е годы минувшего века предложение замеча тельного режиссера-сказочника Алек сандра Роу открыть на Кольском по луострове филиал киностудии имени Горького, Впрочем, ему тоже не довелось осуществиться. Однако если мысль о строительстве кинобазы существовала, если к ней спустя десятилетия возвраща лись известные в мире кино люди, может, все-таки есть в этой идее свое рациональ ное зерно? И может быть, сейчас, на но вом витке развития Отечественного кине матографа, есть смысл к ней вернуться? А почему бы и не т? Своим фестивалем - я имею в виду нашумевшее «Северное сия ние» - Мурманск уже обзавелся. Так что - как знать... (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz