Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

УРМАНСКОЕ КИНО Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области 24. НЕСБЫВШЕЕСЯ Не все в жизни получается так, как нам того хотелось бы. Громадье планов сплошь и рядом оборачивается пшиком, а случайные, абсолютно спонтанные вещи удаются, будто задумывались дав­ но и всерьез. В истории мурманского І кино тоже были проекты, которые по Іем или иным причинам не осуществи­ с ь , фильмы, которые так и не удалось снять. И они тоже заслуживают отде­ льного повествования. Александр Грин в «Бегущей по вол­ нам» заметил: «Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывше- еся зовет нас, и мы оглядываемся, ста­ раясь понять, откуда прилетел зов». Вот и давайте оглянемся на богатое кино­ прошлое нашего края, попытаемся уло­ вить зов несбывшегося, вспомним о том, что не сложилось, по неблагоприятному стечению обстоятельств не попало в кадр, не вышло на экран. В апреле 1936 года в Кировск при­ ехал выдающийся художник кино Евгений Еней. Вместе с начальником съемочной бригады Гримбаумом он должен был подготовить все необходи­ мое для работы над одной из сцен кар­ тины «Возвращение Максима», которую в конце того же месяца официально за­ густили в производство. Вторая часть знаменитой трилогии Григория Козинцева и Леонида Трау­ берга с неподражаемым Борисом Чир­ ковым в главной роли должна была на­ чинаться со сцены в ссылке. Натуру для нее подобрали в районе поселка Белый - будущих Апатитов. Действие ленты происходило в 1914 году и режиссеры, давая широкую панораму того времени, стремились создать у зрителей впечат­ ление «снежного кома» - события сме­ няют друг друга с калейдоскопической быстротой. Однако по чисто организационным причинам первая «снежинка» из кома выпала - съемки сорвались. «Нам очень жалко, что не удалось сделать эпизод ссылки, - писал позже Козинцев. - пото­ му что образ снежного кома с эпизодом ссылки получился бы лучше. Картина в сценарии начиналась с того, что показы­ валась Сибирь, огромный снежный про­ стор, и по занесенной снегом деревушке шли семь человек во главе с Максимом, которые пели «Марсельезу»... 15 марта 1938 года на страницах «Ки­ ровского рабочего» были помещены от­ зывы северян о новом фильме Фридриха Эрмлера «Великий гражданин». Легко узнаваемым прототипом главного героя ленты - пламенного большевика Ша­ хова стал Киров. Весьма характерна, к примеру, реплика секретаря парткома обогатительной фабрики Б. Модлина. «Картина «Великий гражданин» произ­ вела на меня очень сильное впечатле­ ние. - утверждал Модлин. - Она показы­ вает, как партия большевиков боролась с зиновьевской оппозицией в 1925-1927 годах. Для меня, молодого партийного работника и молодого члена партии, пе­ риод борьбы партии с зиновьевской оп­ позицией известен только по учебникам и материалам истории ВКП(б). которые я изучал и изучаю. Поэтому картина «Великий гражданин» помогает нам еще лучше, глубже прочувствовать всю омерзительность троцкистско-зиновь- евской банды, которая делала жалкие попытки приостановить победоносное шествие нашей родины... Бдительность и еще раз бдительность! Вот чему нас учит фильм «Великий гражданин». Сам Сталин подверг лентѵ детальному разбору еще на уровне сценария: «Дело надо поставить так, чтобы борьба меж­ ду троцкистами и Советским правитель­ ством выглядела не как борьба двух ко- терий (котерия - с французского кружок. ооруженная группа;впрочем, в Средние Щ ека так называли вооруженные отряды наемников. - Д. Е.) за власть, из которых одной «повезло», а другой «не повезло», а как борьба двух программ». Режиссер добросовестно выполнил указания вож­ дя. Хотя все зависит от угла зрения, под которым фильм смотреть. Благодаря гениальной добросовестности Эрмле­ ра мы теперь можем увидеть на экране зарождение власти тирана и постичь ее истинную природу. Впрочем, я отвлекся. Іод спустя, в мар­ те 39-го, когда шла работа над второй серией картины, «Комсомолец Заполя­ рья» сообщил о намерениях съемочной группы «Великого гражданина» побы­ вать в Хибинах. Но вскоре выяснилось, что натурные кадры будут снимать в Харькове и под Ленинградом. Визит на Кольский полуостров не состоялся. И, положа руку на сердце, не знаешь огор­ чаться этому или радоваться. Судите ",ами. Есть в фильме сцена совещания Г ударников, на котором Киров-Шахов произносит речь. В ней среди прочего есть такие слова: «Эх, лет через двад­ цать. после хорошей войны, выйти да взглянуть на Советский Союз - респуб­ лик этак из тридцати-сорока. Черт его знает, как хорошо!» В июне 1941 года в Мурманске шла работа над лентой «Дальнее пла­ вание» по роману ленинградских писа­ телей Рысса и Воеводина. Картина была посвящена становлению молодого че­ ловека, ее действие разворачивалось в тралфлоте. Когда началась война, съемки были в разгаре. Планировались выходы в море. На первых порах казалось - все обой­ дется, «Плавание» удастся завершить в намеченный срок. Кинозвезда того вре- (Продолжение. Начало в № 146 - 150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 г., № 49, 52, 54, 58, 63, 130, 133, 137 за 2009 г. и № 90, 95, 104 за 2010 г.) мени - актер-ордсноносец Олег Жаков, игравший капитана рыболовного трау­ лера. отмечал, что никто тогда еще не понимал, какой кровавой и страшной будет эта война, сколь тяжкой ценой достанется победа: «Война застала меня в Мурманске, на съемках. На третий день я увидел первого пленного немца - сбитого летчика. Долговязый парень, он шел под конвоем двух морячков, невольно приноравливаясь к их вал­ кой походочке. Над ним посмеивались, предлагали закурить. Удивительна была эта незлобивость наших людей, еще не ожесточенных войной. (Мурманск еще ни разу не бомбили)... Они верили в то. что современный человек не может быть средневековым извергом». Но уже вскоре жизнь перешла на во­ енные рельсы. В том числе и в кино. Из плана производства художественных и документальных фильмов изъяли лен­ ты, не имевшие прямого отношения к теме защиты Родины. «Дальнее плава­ ние» так никогда и не вышло на экран. И з грозной военной эпохи пере­ несемся мысленно на несколько десятилетий вперед. 1985 год. Сценарист Юрий Клепиков и режиссер Динара Аса- нова задумали создать на «Ленфильме» пронзительную любовную драму о под­ ростках под названием «Незнакомка». Она должна была стать их третьей сов­ местной картиной. Часть фильма плани­ ровали сделать на мурманском матери­ але. О работе Асановой на Кольском по­ луострове сейчас почти ничего не из­ вестно: не сохранилось ни одного упо­ минания в прессе, не осталось следов в документах. Мне удалось разыскать очевидца и участника съемок, в ту пору шофера такси Сергея Володько: ' - Киногруппа облюбовала местечко недалеко от «ленинградки», на лыжной трассе. - рассказал он. - По сюжету лен­ ты главная героиня со своим парнем катались, а другие дети - отрицатель­ ные. я так понимаю, персонажи, за ними следили. Они ненавидели ту девчонку и хотели отбить ее кавалера. Участвовала в эпизоде и собака колли. Сделали два дубля. Вторую сцену снимали в гаражах на Морской, чуть ниже нынешнего тор­ гового дома «Рекома». Подзабыл уже, в чем там было дело, но помню, в числе других артистов играла актриса из мур­ манского драмтеатра, одетая в фуфайку. Сыграл и я - самого себя, шофера. На мою «Волгу» повесили ленинградские номера. Оператор сидел рядом со мной и снимал прямо из машины. Происходило это в конце марта. А потом случилась трагедия. 3 апреля Динара Кулдашевна была на творческой встрече с мурманчанами. Когда верну­ лась в гостиницу, прилегла на кровать. А в ночь на четвертое у нее остановилось сердце... Ее смерть в 42 года сравнивали с ранним уходом Шпаликова. Даля. Вы­ соцкого. Шукшина. Картину закрыли. Три года спустя, уже в новых обще­ ственных условиях, ленту по тому же сценарию, но только под названием «Соблазн», поставил другой ленфиль- мовец - Вячеслав Сорокин. «Соблазн» был посвящен памяти безвременно ушедшего режиссера. Более того, авто­ ры открыто пошли на сопоставления, которые могли возникнуть у зрителей, помнивших такие ленты Асановой, как «Никудышная» и «Пацаны». Однако сравнение двух картин - несбывшейся и состоявшейся - было все-таки не в поль­ зу последней. Кинокритик Александр Федоров писал тогда, что «уровень луч­ ших фильмов Динары Асановой высок, и... «Соблазн»... его не достигает, гре­ ша порой излишней прямолинейностью характеров, отсутствием асановской атмосферы импровизации». И еще: не­ которые специалисты считают, что каж­ дый следующий фильм Асановой был лучше предыдущего, и, возможно. «Не­ знакомка» с мурманскими сценами мог­ ла бы стать ее вершиной. Увы, не стала. П рошло 15 лет. Осенью 2000-го под Кандалакшей снимали фильм «Река» о крохотной колонии прокажен­ ных в глухой якутской тайге. Сценарий по роману польского этнографа и не слишком известного у нас писателя Вац­ лава Серашевского, сосланного в Яку­ тию на исходе XIX столетия, попал к режиссеру Алексею Балабанову почти случайно. Его передал продюсер Сергей Сельянов, глава студии «СТВ». для озна­ комления, чтобы получить совет, кто из режиссеров мог бы за такой сценарий взяться. Прочитав. Балабанов ответил: «За это возьмусь я». Летом он отпра­ вился на Кольский полуостров - искал актеров, искал натуру. Тем временем ху­ дожник Надежда Васильева сочиняла в Петербурге костюмы якутских поселен­ цев, героев фильма. Осенью начались съемки, которые планировалось завер­ шить следующим летом. Завершились они раньше. ...Балабанов пришел в Якутский дра­ матический театр и описал героиню будущей ленты. Тут же в один голос все сказали: да вот она. точно такая - акт­ риса Туйара Свинобоева. Двадцать семь лет. Славилась нелегким характером. «Она приехала на съемки закрытая, соб­ ранная в кулак. - поясняла читателям 7 февраля 2002 года корреспондент «Но­ вой газеты» Лариса Малюкова. - При этом из нее будто бил фонтан скрытой энергии... Чуть ли не каждый вечер ре­ жиссер подолгу с ней разговаривал. По­ немногу она оттаивала. Рассказывала о семилетней дочке, которую растила без отца, с бабушкой. О своем трудном житье в общежитии в Якутске, работе в Якутском театре... Вечерами в гости­ нице она смотрела какой-то нарядный сериал. И читала недоступные для нее раньше дорогие глянцевые журналы. И мечтала о другой, глянцевой жизни, в которую, как казалось, нежданно при­ открылась дверь. А суточные сразу от­ правляла в Якутск, ребенку». Картина должна была состоять из четырех «времен жизни»: Весна, Лето, Осень, Зима. Сняли Осень. Ждали зиму, которая все никак не начиналась. Съе­ мочная группа прожила в Кандалакше два месяца, из которых рабочими по погодным условиям оказались только 20 дней. - Мы маялись, - делилась впечатлени­ ями о съемках «Реки» художник-гример Тамара Фрид. - Маленькая гостиница в маленьком городке. Ходить особо не­ куда. Сидели друг у друга в номере или по очереди играли в настольный теннис. Перечитали все книги, которые у нас были. Хотелось или домой, или рабо­ тать. Уже начали сходить с ума, как на­ конец пошел снег. - В тот день все шло как обычно, - опи­ сывала ситуацию художник по костю­ мам Надежда Васильева. - Сняли. Стали садиться в машину. С нами села и Туйара. Единственный раз за все время мы по­ садили к себе Туйару, потому что она хо­ тела посмотреть сериал. Обычно она ез­ дила с остальными актерами в автобусе. - И мы поехали, - это уже реплика опе­ ратора Сергея Астахова. - Я знал, что маршрут от гостиницы до места съемок очень опасный: горная дорога с высо­ кими обрывами, еще и гололед... я вел машину осторожно, но внезапно на нас вылетела «девятка». Я не смог затормо­ зить, моя машина задом слетела с дороги и рухнула с 6-метровой высоты. Туйару выбросило при первом же переворо­ те, ее как будто бы катапультировало из машины. Она умерла от внутренних повреждений, которые получила при па­ дении. Все остальные, кто был в машине, отделались переломами и сотрясением мозга. ...Работу над фильмом остановили. По словам Алексея Балабанова, отснять удалось чуть более трети необходимого материала. Год спустя он смонтировал снятое и прокомментировал за кадром пропущенные сцены. Премьера усечен­ ного, фактически короткометражного варианта «Реки» состоялась в 2002 году на фестивале «Белые Столбы». Но это, конечно, не та картина, которая заду­ мывалась изначально. Показательно, что сам Балабанов называет ее не филь­ мом, а продуктом. И, наверное, делает правильно. Потому что ленту, которая могла бы получиться, если бы не про­ изошло катастрофы 21 ноября 2000 года и гибели Туйары Свинобоевой, мы не увидим никогда. Е сли об одних несбывшихся про­ ектах можно только пожалеть, другие оставляют равнодушными, то от неосуществленности третьих испытыва­ ешь неподдельную радость. А заодно и тревогу, что они могут-таки воплотиться в жизнь. В начале нового тысячелетия Мур­ манск буквально всколыхнула инфор­ мация о планах снять фильм под услов­ ным названием «Дом». «Время действия - война, 1943 год, - сообщал автор задум­ ки режиссер Алексей Учитель, - место - Мурманск, куда приходят суда союз­ ников. По негласному решению нашего тогдашнего руководства в городе для иностранных военных был организован публичный дом». После войны всех жен­ щин из этого дома якобы погрузили на баржи и утопили в море. Уверяя публику в реальности опи­ санной истории, режиссер ссылался на Александра Рогожкина, написавшего сценарий о «борделе имени Черчилля», как его вроде бы называли, по воспо­ минаниям очевидцев. Не стану описы­ вать волну возмущения, поднявшуюся в областном центре, когда мурманчане узнали о замысле Учителя, не буду пе­ ресказывать их негодующие отклики, во множестве публиковавшиеся тогда в местной прессе. Приведу здесь мнения английских и американских моряков - участников арктических конвоев, соб­ ранные журналисткой Ольгой Голубцо- вой. Джон: «Это был общественный клуб. И, конечно же, не бордель... Насколько я знаю, никаких девушек не вывозили на барже и не топили в море. Вся эта исто­ рия - лишь игра чьего-то воображения». Питер: «...Я никогда не знал о таком интерклубе в Мурманске и не слышал упоминаний о нем». Билл: «Я никогда не слышал о таком борделе...» И так далее. Интересен в этой связи ответ губерна­ тору Мурманской области тех лет Юрию Евдокимову из регионального управле­ ния ФСБ: «Каких-либо данных, прямо или косвенно указывающих на сущест­ вование в годы войны в г. Мурманске под покровительством органов НКВД публичного дома и затопления баржи с его персоналом, не обнаружено». Примечательно также, что похожая легенда, только про публичный дом для немецких офицеров в поселке Лиинаха- мари. имеет хождение среди старожилов Печенги. Занимательно, что задолго до Рогожкина и Учителя о публичном доме для моряков-союзников написал Арка­ дий Стругацкий, взяв байку о нем в ка­ честве эпиграфа к одной из глав своего, вышедшего в 1993 году романа «Дьявол среди людей». В общем, перед нами рас­ хожая псевдоисторическая страшилка, использовать которую в качестве осно­ вы сюжета, претендующего на какую бы то ни было достоверность, по мень­ шей мере неосмотрительно. А с учетом того, что она бросает тень на моральный облик северян, - еще и безнравственно. Сейчас разговоры о фильме про «бор­ дель имени Черчилля» затихли, но, пом­ ните афоризм по Чехову: «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить». Ружье «повесили», опубликовав когда-то сце­ нарий Рогожкина «Дом» в двух номерах журнала «Искусство кино»... (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz