Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
УРМАНСКОЕ КИНО Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области 24. НЕСБЫВШЕЕСЯ Не все в жизни получается так, как нам того хотелось бы. Громадье планов сплошь и рядом оборачивается пшиком, а случайные, абсолютно спонтанные вещи удаются, будто задумывались дав но и всерьез. В истории мурманского І кино тоже были проекты, которые по Іем или иным причинам не осуществи с ь , фильмы, которые так и не удалось снять. И они тоже заслуживают отде льного повествования. Александр Грин в «Бегущей по вол нам» заметил: «Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывше- еся зовет нас, и мы оглядываемся, ста раясь понять, откуда прилетел зов». Вот и давайте оглянемся на богатое кино прошлое нашего края, попытаемся уло вить зов несбывшегося, вспомним о том, что не сложилось, по неблагоприятному стечению обстоятельств не попало в кадр, не вышло на экран. В апреле 1936 года в Кировск при ехал выдающийся художник кино Евгений Еней. Вместе с начальником съемочной бригады Гримбаумом он должен был подготовить все необходи мое для работы над одной из сцен кар тины «Возвращение Максима», которую в конце того же месяца официально за густили в производство. Вторая часть знаменитой трилогии Григория Козинцева и Леонида Трау берга с неподражаемым Борисом Чир ковым в главной роли должна была на чинаться со сцены в ссылке. Натуру для нее подобрали в районе поселка Белый - будущих Апатитов. Действие ленты происходило в 1914 году и режиссеры, давая широкую панораму того времени, стремились создать у зрителей впечат ление «снежного кома» - события сме няют друг друга с калейдоскопической быстротой. Однако по чисто организационным причинам первая «снежинка» из кома выпала - съемки сорвались. «Нам очень жалко, что не удалось сделать эпизод ссылки, - писал позже Козинцев. - пото му что образ снежного кома с эпизодом ссылки получился бы лучше. Картина в сценарии начиналась с того, что показы валась Сибирь, огромный снежный про стор, и по занесенной снегом деревушке шли семь человек во главе с Максимом, которые пели «Марсельезу»... 15 марта 1938 года на страницах «Ки ровского рабочего» были помещены от зывы северян о новом фильме Фридриха Эрмлера «Великий гражданин». Легко узнаваемым прототипом главного героя ленты - пламенного большевика Ша хова стал Киров. Весьма характерна, к примеру, реплика секретаря парткома обогатительной фабрики Б. Модлина. «Картина «Великий гражданин» произ вела на меня очень сильное впечатле ние. - утверждал Модлин. - Она показы вает, как партия большевиков боролась с зиновьевской оппозицией в 1925-1927 годах. Для меня, молодого партийного работника и молодого члена партии, пе риод борьбы партии с зиновьевской оп позицией известен только по учебникам и материалам истории ВКП(б). которые я изучал и изучаю. Поэтому картина «Великий гражданин» помогает нам еще лучше, глубже прочувствовать всю омерзительность троцкистско-зиновь- евской банды, которая делала жалкие попытки приостановить победоносное шествие нашей родины... Бдительность и еще раз бдительность! Вот чему нас учит фильм «Великий гражданин». Сам Сталин подверг лентѵ детальному разбору еще на уровне сценария: «Дело надо поставить так, чтобы борьба меж ду троцкистами и Советским правитель ством выглядела не как борьба двух ко- терий (котерия - с французского кружок. ооруженная группа;впрочем, в Средние Щ ека так называли вооруженные отряды наемников. - Д. Е.) за власть, из которых одной «повезло», а другой «не повезло», а как борьба двух программ». Режиссер добросовестно выполнил указания вож дя. Хотя все зависит от угла зрения, под которым фильм смотреть. Благодаря гениальной добросовестности Эрмле ра мы теперь можем увидеть на экране зарождение власти тирана и постичь ее истинную природу. Впрочем, я отвлекся. Іод спустя, в мар те 39-го, когда шла работа над второй серией картины, «Комсомолец Заполя рья» сообщил о намерениях съемочной группы «Великого гражданина» побы вать в Хибинах. Но вскоре выяснилось, что натурные кадры будут снимать в Харькове и под Ленинградом. Визит на Кольский полуостров не состоялся. И, положа руку на сердце, не знаешь огор чаться этому или радоваться. Судите ",ами. Есть в фильме сцена совещания Г ударников, на котором Киров-Шахов произносит речь. В ней среди прочего есть такие слова: «Эх, лет через двад цать. после хорошей войны, выйти да взглянуть на Советский Союз - респуб лик этак из тридцати-сорока. Черт его знает, как хорошо!» В июне 1941 года в Мурманске шла работа над лентой «Дальнее пла вание» по роману ленинградских писа телей Рысса и Воеводина. Картина была посвящена становлению молодого че ловека, ее действие разворачивалось в тралфлоте. Когда началась война, съемки были в разгаре. Планировались выходы в море. На первых порах казалось - все обой дется, «Плавание» удастся завершить в намеченный срок. Кинозвезда того вре- (Продолжение. Начало в № 146 - 150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 г., № 49, 52, 54, 58, 63, 130, 133, 137 за 2009 г. и № 90, 95, 104 за 2010 г.) мени - актер-ордсноносец Олег Жаков, игравший капитана рыболовного трау лера. отмечал, что никто тогда еще не понимал, какой кровавой и страшной будет эта война, сколь тяжкой ценой достанется победа: «Война застала меня в Мурманске, на съемках. На третий день я увидел первого пленного немца - сбитого летчика. Долговязый парень, он шел под конвоем двух морячков, невольно приноравливаясь к их вал кой походочке. Над ним посмеивались, предлагали закурить. Удивительна была эта незлобивость наших людей, еще не ожесточенных войной. (Мурманск еще ни разу не бомбили)... Они верили в то. что современный человек не может быть средневековым извергом». Но уже вскоре жизнь перешла на во енные рельсы. В том числе и в кино. Из плана производства художественных и документальных фильмов изъяли лен ты, не имевшие прямого отношения к теме защиты Родины. «Дальнее плава ние» так никогда и не вышло на экран. И з грозной военной эпохи пере несемся мысленно на несколько десятилетий вперед. 1985 год. Сценарист Юрий Клепиков и режиссер Динара Аса- нова задумали создать на «Ленфильме» пронзительную любовную драму о под ростках под названием «Незнакомка». Она должна была стать их третьей сов местной картиной. Часть фильма плани ровали сделать на мурманском матери але. О работе Асановой на Кольском по луострове сейчас почти ничего не из вестно: не сохранилось ни одного упо минания в прессе, не осталось следов в документах. Мне удалось разыскать очевидца и участника съемок, в ту пору шофера такси Сергея Володько: ' - Киногруппа облюбовала местечко недалеко от «ленинградки», на лыжной трассе. - рассказал он. - По сюжету лен ты главная героиня со своим парнем катались, а другие дети - отрицатель ные. я так понимаю, персонажи, за ними следили. Они ненавидели ту девчонку и хотели отбить ее кавалера. Участвовала в эпизоде и собака колли. Сделали два дубля. Вторую сцену снимали в гаражах на Морской, чуть ниже нынешнего тор гового дома «Рекома». Подзабыл уже, в чем там было дело, но помню, в числе других артистов играла актриса из мур манского драмтеатра, одетая в фуфайку. Сыграл и я - самого себя, шофера. На мою «Волгу» повесили ленинградские номера. Оператор сидел рядом со мной и снимал прямо из машины. Происходило это в конце марта. А потом случилась трагедия. 3 апреля Динара Кулдашевна была на творческой встрече с мурманчанами. Когда верну лась в гостиницу, прилегла на кровать. А в ночь на четвертое у нее остановилось сердце... Ее смерть в 42 года сравнивали с ранним уходом Шпаликова. Даля. Вы соцкого. Шукшина. Картину закрыли. Три года спустя, уже в новых обще ственных условиях, ленту по тому же сценарию, но только под названием «Соблазн», поставил другой ленфиль- мовец - Вячеслав Сорокин. «Соблазн» был посвящен памяти безвременно ушедшего режиссера. Более того, авто ры открыто пошли на сопоставления, которые могли возникнуть у зрителей, помнивших такие ленты Асановой, как «Никудышная» и «Пацаны». Однако сравнение двух картин - несбывшейся и состоявшейся - было все-таки не в поль зу последней. Кинокритик Александр Федоров писал тогда, что «уровень луч ших фильмов Динары Асановой высок, и... «Соблазн»... его не достигает, гре ша порой излишней прямолинейностью характеров, отсутствием асановской атмосферы импровизации». И еще: не которые специалисты считают, что каж дый следующий фильм Асановой был лучше предыдущего, и, возможно. «Не знакомка» с мурманскими сценами мог ла бы стать ее вершиной. Увы, не стала. П рошло 15 лет. Осенью 2000-го под Кандалакшей снимали фильм «Река» о крохотной колонии прокажен ных в глухой якутской тайге. Сценарий по роману польского этнографа и не слишком известного у нас писателя Вац лава Серашевского, сосланного в Яку тию на исходе XIX столетия, попал к режиссеру Алексею Балабанову почти случайно. Его передал продюсер Сергей Сельянов, глава студии «СТВ». для озна комления, чтобы получить совет, кто из режиссеров мог бы за такой сценарий взяться. Прочитав. Балабанов ответил: «За это возьмусь я». Летом он отпра вился на Кольский полуостров - искал актеров, искал натуру. Тем временем ху дожник Надежда Васильева сочиняла в Петербурге костюмы якутских поселен цев, героев фильма. Осенью начались съемки, которые планировалось завер шить следующим летом. Завершились они раньше. ...Балабанов пришел в Якутский дра матический театр и описал героиню будущей ленты. Тут же в один голос все сказали: да вот она. точно такая - акт риса Туйара Свинобоева. Двадцать семь лет. Славилась нелегким характером. «Она приехала на съемки закрытая, соб ранная в кулак. - поясняла читателям 7 февраля 2002 года корреспондент «Но вой газеты» Лариса Малюкова. - При этом из нее будто бил фонтан скрытой энергии... Чуть ли не каждый вечер ре жиссер подолгу с ней разговаривал. По немногу она оттаивала. Рассказывала о семилетней дочке, которую растила без отца, с бабушкой. О своем трудном житье в общежитии в Якутске, работе в Якутском театре... Вечерами в гости нице она смотрела какой-то нарядный сериал. И читала недоступные для нее раньше дорогие глянцевые журналы. И мечтала о другой, глянцевой жизни, в которую, как казалось, нежданно при открылась дверь. А суточные сразу от правляла в Якутск, ребенку». Картина должна была состоять из четырех «времен жизни»: Весна, Лето, Осень, Зима. Сняли Осень. Ждали зиму, которая все никак не начиналась. Съе мочная группа прожила в Кандалакше два месяца, из которых рабочими по погодным условиям оказались только 20 дней. - Мы маялись, - делилась впечатлени ями о съемках «Реки» художник-гример Тамара Фрид. - Маленькая гостиница в маленьком городке. Ходить особо не куда. Сидели друг у друга в номере или по очереди играли в настольный теннис. Перечитали все книги, которые у нас были. Хотелось или домой, или рабо тать. Уже начали сходить с ума, как на конец пошел снег. - В тот день все шло как обычно, - опи сывала ситуацию художник по костю мам Надежда Васильева. - Сняли. Стали садиться в машину. С нами села и Туйара. Единственный раз за все время мы по садили к себе Туйару, потому что она хо тела посмотреть сериал. Обычно она ез дила с остальными актерами в автобусе. - И мы поехали, - это уже реплика опе ратора Сергея Астахова. - Я знал, что маршрут от гостиницы до места съемок очень опасный: горная дорога с высо кими обрывами, еще и гололед... я вел машину осторожно, но внезапно на нас вылетела «девятка». Я не смог затормо зить, моя машина задом слетела с дороги и рухнула с 6-метровой высоты. Туйару выбросило при первом же переворо те, ее как будто бы катапультировало из машины. Она умерла от внутренних повреждений, которые получила при па дении. Все остальные, кто был в машине, отделались переломами и сотрясением мозга. ...Работу над фильмом остановили. По словам Алексея Балабанова, отснять удалось чуть более трети необходимого материала. Год спустя он смонтировал снятое и прокомментировал за кадром пропущенные сцены. Премьера усечен ного, фактически короткометражного варианта «Реки» состоялась в 2002 году на фестивале «Белые Столбы». Но это, конечно, не та картина, которая заду мывалась изначально. Показательно, что сам Балабанов называет ее не филь мом, а продуктом. И, наверное, делает правильно. Потому что ленту, которая могла бы получиться, если бы не про изошло катастрофы 21 ноября 2000 года и гибели Туйары Свинобоевой, мы не увидим никогда. Е сли об одних несбывшихся про ектах можно только пожалеть, другие оставляют равнодушными, то от неосуществленности третьих испытыва ешь неподдельную радость. А заодно и тревогу, что они могут-таки воплотиться в жизнь. В начале нового тысячелетия Мур манск буквально всколыхнула инфор мация о планах снять фильм под услов ным названием «Дом». «Время действия - война, 1943 год, - сообщал автор задум ки режиссер Алексей Учитель, - место - Мурманск, куда приходят суда союз ников. По негласному решению нашего тогдашнего руководства в городе для иностранных военных был организован публичный дом». После войны всех жен щин из этого дома якобы погрузили на баржи и утопили в море. Уверяя публику в реальности опи санной истории, режиссер ссылался на Александра Рогожкина, написавшего сценарий о «борделе имени Черчилля», как его вроде бы называли, по воспо минаниям очевидцев. Не стану описы вать волну возмущения, поднявшуюся в областном центре, когда мурманчане узнали о замысле Учителя, не буду пе ресказывать их негодующие отклики, во множестве публиковавшиеся тогда в местной прессе. Приведу здесь мнения английских и американских моряков - участников арктических конвоев, соб ранные журналисткой Ольгой Голубцо- вой. Джон: «Это был общественный клуб. И, конечно же, не бордель... Насколько я знаю, никаких девушек не вывозили на барже и не топили в море. Вся эта исто рия - лишь игра чьего-то воображения». Питер: «...Я никогда не знал о таком интерклубе в Мурманске и не слышал упоминаний о нем». Билл: «Я никогда не слышал о таком борделе...» И так далее. Интересен в этой связи ответ губерна тору Мурманской области тех лет Юрию Евдокимову из регионального управле ния ФСБ: «Каких-либо данных, прямо или косвенно указывающих на сущест вование в годы войны в г. Мурманске под покровительством органов НКВД публичного дома и затопления баржи с его персоналом, не обнаружено». Примечательно также, что похожая легенда, только про публичный дом для немецких офицеров в поселке Лиинаха- мари. имеет хождение среди старожилов Печенги. Занимательно, что задолго до Рогожкина и Учителя о публичном доме для моряков-союзников написал Арка дий Стругацкий, взяв байку о нем в ка честве эпиграфа к одной из глав своего, вышедшего в 1993 году романа «Дьявол среди людей». В общем, перед нами рас хожая псевдоисторическая страшилка, использовать которую в качестве осно вы сюжета, претендующего на какую бы то ни было достоверность, по мень шей мере неосмотрительно. А с учетом того, что она бросает тень на моральный облик северян, - еще и безнравственно. Сейчас разговоры о фильме про «бор дель имени Черчилля» затихли, но, пом ните афоризм по Чехову: «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить». Ружье «повесили», опубликовав когда-то сце нарий Рогожкина «Дом» в двух номерах журнала «Искусство кино»... (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz