Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

ВНИМАНИЕ, МОТОР! УРМАНСКОЕ КИНО 23. «69 ПАРАЛЛЕЛЬ» В кадре - склон заполярной соп­ ки. Кустики черники. Спелые яго­ ды на них. Протягивается чья-то рука, срывает несколько крупных черничин. В это время диктор со­ общает зрителям: «Чудесная ягода - полярная черника!.. У нее два не­ сомненных достоинства: семьдесят два процента витамина «С» и воз­ можность добывать его без отры­ ва от производства». Угадайте: из какого фильма взята приведенная выше сцена? Из ленты о природе Кольского Заполярья? Из корот­ кометражки о сдаче государству даров северного леса? Йет. Это фрагмент картины «69 параллель», созданной в труднейшем 1942 году и ставшей классикой советского военного кинематографа. В есной и в начале лета 1941 года в Мурманске работала съемочная группа Ленинградской студии кинохроники, состоявшая из режиссера Виктора Комарев- цева, оператора Федора Овсян­ никова с ассистентом Виктором Короткиным и директора группы Семена Гробера. К четвертьве­ ковому юбилею Мурманска дол­ жен был выйти документальный фильм под названием «Мурманск - город рыбный». Уже отсняли рыболовецкие траулеры в студе­ ном Баренцевом море, «птичьи базары» на Семи Островах, рыбо­ ловецкие колхозы на побережье Кольского полуострова, рыбокон­ сервные заводы, торговый порт. Но вот радио принесло страшную весть - война. Вскоре Комаревцев получил указание вернуться в Ле­ нинград. Другие члены съемочной группы остались в Мурманске, чтобы работать уже над военными темами. Они-то и зафиксировали на пленку первые сцены, вошед­ шие затем в фильм «69 параллель». Всего в годы Великой Отечест­ венной на огромном пространстве от Северного Ледовитого океа­ на до предгорьев Кавказа вели съемки 243 советских фронтовых оператора. «Солдаты с двумя авто­ матами» - так их называли. И они действительно были вооружены двумя автоматами: огнестрельным и киносъемочным. Летописцы ле­ гендарных сражений, они порой и сами становились легендой. Случа­ лось, шли со своими аппаратами в первых рядах атакующих, забегая даже вперед, чтобы отснять лица героев, как это называется среди кинематографистов, «принять на объектив». Пятеро из этой славной когорты воевали у нас на Коль­ ском полуострове. Помимо Овсян­ никова - Григорий Донец, Василий Мищенко, Михаил Ошурков, Сер­ гей Урусевский. День за днем, кадр за кадром, эпизод за эпизодом на­ капливали они материал, повест­ вующий о боевых буднях моряков Северного флота и воинов Ка­ рельского фронта. Доставался он подчас очень непросто. Одним из героев будущей ленты стал капитан Федор Поночевный, батарея которого, установленная на полуострове Рыбачий, держала под контролем вражеские морс­ кие коммуникации. В книге «На краю земли Советской» Поночев­ ный вспоминал: «К нам зачастили гости издалека. Приехали москов­ ские артисты во главе с Мировым и Дарским. Потом поэты Василий Иванович Лебедев-Кумач и Ярос­ лав Родионов, композитор Конс­ тантин Листов, кинооператор Сер­ гей Урусевский... Повоевать нам пришлось и при гостях. Концерт Мирова и Дарского закончился боем. Вечер Лебедева-Кумача, Родионова. Листова, Урусевского - настоящим сражением. Вместе с батареей Соболевского мы подби­ ли тогда транспорт. Но и фашис­ ты прямым попаданием поразили орудие у Соболевского. Там были убитые и раненые». Сам Урусевский сообщал в пись­ ме дочери Инге: «Я еду далеко на Север. За Полярный круг. Буду снимать, как в Баренцевом море бьют фашистов. Я был на одной батарее, которая стреля­ ет в море по немецким кораблям, пытающимся проскочить в свой порт. Это им плохо удается, и капитан Поночевный от­ правляет их со всем гру­ зом на дно. Я снял этого Поночевного. Он очень симпатичный и очень мне понравился. Он сам укра­ инец. а дерется, командуя пушками, на самом Край­ нем Севере». Между прочим, опе­ ратору удалось заснять ответный огонь против­ ника. Взрывы вражес- подошли. покрупнее были бы в кадре! Не хватало фокуса,не было хороших телевиков - все читалось мелковато». Снимал на флоте и Федор Ов­ сянников. «Вспоминается мне, - делился он уже после войны впе­ чатлениями о той своей работе, - и Краснознаменный дивизион истре­ бителей подводных лодок. На во­ оружении у них были небольшие катера, называвшиеся морскими охотниками. Так же называли и тех, кто служил на этих катерах. И это были действительно охотники - зоркие, до отчаянности бесстраш­ ные мастера атак. А подводники?! Легендарные лодки «К-21», «М-171», «Щ-421», «С-56» и другие. У них была своеобразная традиция: вер­ нувшемуся с победой экипажу на ужин зажаривали целого поро­ сенка. Один такой ужин экипажа лодки, которой командовал Герой Советского Союза Николай Алек­ сандрович Лунин, мы сняли». К огда материала накопилось достаточно, пришло вре­ мя его обработать. Составить из отдельных кадров сценарий до­ кументального фильма взялся классик советской маринистики писатель Леонид Соболев - автор знаменитых в ту пору «Морской души» и «Батальона четверых». Ему удалось сочетать в рамках не­ большого. всего в несколько стра­ ниц, текста эпос и лирику - взять хоть приведенный выше эпизод с черникой, сорванной рукой крас­ нофлотца. - героический пафос и военный быт. Нашлось место все­ му - даже юмору. Процитируем: «Строй самолетов. Лесок. Летчи­ ки собирают грибы. Один с недо­ вольным видом бракует собранное вторым. Всякая работа должна быть поставлена строго научно. Один - проводит грибозаготовки... другой - суровый технический кон­ троль. Взвивается ракета. Люби­ тели грибов бегут на аэродром...» Это был не плакатный, официоз­ ный патриотизм. Это была война, как она есть, как «грязная работа», когда человек, несмотря на всю жестокость и кровь, продолжает оставаться человеком, продол­ жает жить. Соавтором сценария помимо Соболева стала Ольга Михальцева. Режиссерскую часть работы выполнили Василий Беля­ ев и Михаил Ошурков. Лента «69 параллель», выпущен­ ная Центральной студией доку­ ментальных фильмов, вышла на экраны 14 декабря 1942 года. Уже через два дня на нее откликнулась главная флотская газета страны - «Красный флот». «Создан правди­ вый очерк о суровом Заполярье и его отважных воинах, - извещало читателей издание. - Оператор­ ский глаз проникал всюду. Он смотрел за моряками в бою и на досуге. Пытливый и дружеский взгляд объектива погружался в морские глубины... и возносил­ ся за облака... Киноглаз не сумел охватить и десятой доли того, что составляет гордость и славу севе­ роморцев, но и то немногое, что им удалось показать, открывает зрителям обширный мир труда и подвигов, вызывает восхищение людьми непоколебимой воли и стойкости, которые свято хранят нашу северную границу, ни на шаг не отступая перед врагом». Несколько позже, 9 февраля 1943 года, откликнулась «Поляр­ ная правда». «Картина о северо­ морцах, - писал ее корреспондент Константин Тюляпин, - смотрится как полноценный художествен­ ный фильм. Каждый кадр филь­ ма - сама жизнь, захватывающая пафосом борьбы с врагом, богатс­ твом чувств советского человека, величием духа северных моряков». Пожалуй, с этими словами мож­ но согласиться и сегодня. Но се­ годня к ним необходимо добавить еще и то. что «69 параллель» - это помимо всего прочего уникальный документ, засвидетельствовавший для нас подвиг тех, кто отстоял страну в огне великой войны на са­ мом правом фланге советско-гер­ манского фронта. А кроме того, лента - живая память о прошлом. О прошлом, кото­ рое. как известно, определя­ ет настоящее и без которого нет будущего. И потому фи­ нал картины кажется высо­ кой. обращенной в грядущее, метафорой: море, прибой. «Морская дорога в мир, - так в сценарии. - надежно откры­ та». На прибое наплывают слова: «Конец фильма». (Продолжение следует.) Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного Кадры из фильма <-69 п а р а л л е л ь архива Мурманской области. ких снарядов крупным планом! Настолько крупным, что коллеги, понимавшие в этом толк, потом восхищались его мастерством и мужеством. Однако сам он. возвра­ щаясь с таких трудных и опасных съемок, не рассказывал о себе ни­ чего. Говорил только о бесстрашии батарейцев. Т ак, понемногу, оставалась на пленке на память потомкам жизнь военного Мурмана, созда­ вались замечательные кинопорт­ реты защитников Родины. Вот, к примеру, на экране перед нами по­ является ученик знаменитого лет­ чика, дважды Героя Бориса Сафо­ нова Петр Сгибнев. Ему 22 года, он тоже Іерой Советского Союза. На его счету, поясняет диктор, более трехсот боевых вылетов. Вот пер­ вая девушка снайпер Северного флота Маша Матюхина. Осторож­ но пробирается она вдоль берега, прячась в складках местности. Вот командир подводной лодки Герой Советского Союза Николай Лу­ нин. А это коллективный портрет десантников-североморцев. О нем рассказ особый. «Еще по пути к месту высадки, - вспоминал оператор Григорий Донец, - мы сняли десантников крупными и средними планами. Полный курьез: десанту полага­ лось быть в касках, и они у всех были, но сниматься истинные мо­ ряки предпочитали в бескозырках. Приходилось просто «воевать» с ними, убеждать, что кино - не се­ мейная фотография. Но что поде­ лаешь с людьми влюбленными в море. Несколько дней десант вел бои в тылу врага. Изведали гитле­ ровцы лихость и отвагу военных моряков». В фильме эти кадры сопровож­ даются песней о бескозырке: Бескозырка, подруга моя боевая , И в решительный час, и в решительный день Я тебя, лишь тебя надеваю, Как носили герои - чуть-чуть набекрень... Михаил Ошурков и Василий Ми­ щенко запечатлели боевой конвой из наших кораблей, сопровождав­ ший шедшие к советским бере­ гам транспортные караваны из Англии и США. Мастерски было снято, как миноносцы под коман­ дованием командира дивизиона Колчина отбивали яростные атаки вражеских самолетов. Внес свою лепту в кинонаблюде­ ние за союзными конвоями и Сер­ гей Урусевский. Одна из немногих в мире женщин-операторов Майя Меркель в своей книге «Диалог с Урусевским» писала, что Сергей Павлович «нес... службу на эсмин­ це «Сокрушительный». О штативе в ту пору нечего было и думать - с ним не поймать на пленку ни кад­ ра. Долгими часами, не отрывая глаза от лупы, охотился Урусев­ ский за «приписанным» к нему съемочным объектом - каравана­ ми судов, которые шли в СССР с Запада. Этот объект не подгото­ вить к съемке, не организовать в выразительные композиции. Тут остается ждать, что подкинет судь­ ба. Однако даже взрывы бомб не могли заглушить в Урусевском чувства линейной гармонии. Оно было сильнее страха. Идет бой, вокруг ад кромешный: вскипает от взрывов море, снаряды рвутся на палубе, чуть ли не под ногами. Вода сбоку, снизу, сверху. Урусев­ ский ничего этого не замечает - ему выпала отличная точка съем­ ки и им владеет одна мысль: удер­ жать в кадре диагональ вражеских самолетов... Знаете,только и меч­ тал: ну хоть бы еще, еще поближе Продолжение. Начало в № 146-150,237,238,241,245,247 за 2008 г, №49,52,54.58,63,130,133,137 за 2009 г и №90,95 за 2010 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz