Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
ВНИМАНИЕ, МОТОР! УРМАНСКОЕ КИНО 23. «69 ПАРАЛЛЕЛЬ» В кадре - склон заполярной соп ки. Кустики черники. Спелые яго ды на них. Протягивается чья-то рука, срывает несколько крупных черничин. В это время диктор со общает зрителям: «Чудесная ягода - полярная черника!.. У нее два не сомненных достоинства: семьдесят два процента витамина «С» и воз можность добывать его без отры ва от производства». Угадайте: из какого фильма взята приведенная выше сцена? Из ленты о природе Кольского Заполярья? Из корот кометражки о сдаче государству даров северного леса? Йет. Это фрагмент картины «69 параллель», созданной в труднейшем 1942 году и ставшей классикой советского военного кинематографа. В есной и в начале лета 1941 года в Мурманске работала съемочная группа Ленинградской студии кинохроники, состоявшая из режиссера Виктора Комарев- цева, оператора Федора Овсян никова с ассистентом Виктором Короткиным и директора группы Семена Гробера. К четвертьве ковому юбилею Мурманска дол жен был выйти документальный фильм под названием «Мурманск - город рыбный». Уже отсняли рыболовецкие траулеры в студе ном Баренцевом море, «птичьи базары» на Семи Островах, рыбо ловецкие колхозы на побережье Кольского полуострова, рыбокон сервные заводы, торговый порт. Но вот радио принесло страшную весть - война. Вскоре Комаревцев получил указание вернуться в Ле нинград. Другие члены съемочной группы остались в Мурманске, чтобы работать уже над военными темами. Они-то и зафиксировали на пленку первые сцены, вошед шие затем в фильм «69 параллель». Всего в годы Великой Отечест венной на огромном пространстве от Северного Ледовитого океа на до предгорьев Кавказа вели съемки 243 советских фронтовых оператора. «Солдаты с двумя авто матами» - так их называли. И они действительно были вооружены двумя автоматами: огнестрельным и киносъемочным. Летописцы ле гендарных сражений, они порой и сами становились легендой. Случа лось, шли со своими аппаратами в первых рядах атакующих, забегая даже вперед, чтобы отснять лица героев, как это называется среди кинематографистов, «принять на объектив». Пятеро из этой славной когорты воевали у нас на Коль ском полуострове. Помимо Овсян никова - Григорий Донец, Василий Мищенко, Михаил Ошурков, Сер гей Урусевский. День за днем, кадр за кадром, эпизод за эпизодом на капливали они материал, повест вующий о боевых буднях моряков Северного флота и воинов Ка рельского фронта. Доставался он подчас очень непросто. Одним из героев будущей ленты стал капитан Федор Поночевный, батарея которого, установленная на полуострове Рыбачий, держала под контролем вражеские морс кие коммуникации. В книге «На краю земли Советской» Поночев ный вспоминал: «К нам зачастили гости издалека. Приехали москов ские артисты во главе с Мировым и Дарским. Потом поэты Василий Иванович Лебедев-Кумач и Ярос лав Родионов, композитор Конс тантин Листов, кинооператор Сер гей Урусевский... Повоевать нам пришлось и при гостях. Концерт Мирова и Дарского закончился боем. Вечер Лебедева-Кумача, Родионова. Листова, Урусевского - настоящим сражением. Вместе с батареей Соболевского мы подби ли тогда транспорт. Но и фашис ты прямым попаданием поразили орудие у Соболевского. Там были убитые и раненые». Сам Урусевский сообщал в пись ме дочери Инге: «Я еду далеко на Север. За Полярный круг. Буду снимать, как в Баренцевом море бьют фашистов. Я был на одной батарее, которая стреля ет в море по немецким кораблям, пытающимся проскочить в свой порт. Это им плохо удается, и капитан Поночевный от правляет их со всем гру зом на дно. Я снял этого Поночевного. Он очень симпатичный и очень мне понравился. Он сам укра инец. а дерется, командуя пушками, на самом Край нем Севере». Между прочим, опе ратору удалось заснять ответный огонь против ника. Взрывы вражес- подошли. покрупнее были бы в кадре! Не хватало фокуса,не было хороших телевиков - все читалось мелковато». Снимал на флоте и Федор Ов сянников. «Вспоминается мне, - делился он уже после войны впе чатлениями о той своей работе, - и Краснознаменный дивизион истре бителей подводных лодок. На во оружении у них были небольшие катера, называвшиеся морскими охотниками. Так же называли и тех, кто служил на этих катерах. И это были действительно охотники - зоркие, до отчаянности бесстраш ные мастера атак. А подводники?! Легендарные лодки «К-21», «М-171», «Щ-421», «С-56» и другие. У них была своеобразная традиция: вер нувшемуся с победой экипажу на ужин зажаривали целого поро сенка. Один такой ужин экипажа лодки, которой командовал Герой Советского Союза Николай Алек сандрович Лунин, мы сняли». К огда материала накопилось достаточно, пришло вре мя его обработать. Составить из отдельных кадров сценарий до кументального фильма взялся классик советской маринистики писатель Леонид Соболев - автор знаменитых в ту пору «Морской души» и «Батальона четверых». Ему удалось сочетать в рамках не большого. всего в несколько стра ниц, текста эпос и лирику - взять хоть приведенный выше эпизод с черникой, сорванной рукой крас нофлотца. - героический пафос и военный быт. Нашлось место все му - даже юмору. Процитируем: «Строй самолетов. Лесок. Летчи ки собирают грибы. Один с недо вольным видом бракует собранное вторым. Всякая работа должна быть поставлена строго научно. Один - проводит грибозаготовки... другой - суровый технический кон троль. Взвивается ракета. Люби тели грибов бегут на аэродром...» Это был не плакатный, официоз ный патриотизм. Это была война, как она есть, как «грязная работа», когда человек, несмотря на всю жестокость и кровь, продолжает оставаться человеком, продол жает жить. Соавтором сценария помимо Соболева стала Ольга Михальцева. Режиссерскую часть работы выполнили Василий Беля ев и Михаил Ошурков. Лента «69 параллель», выпущен ная Центральной студией доку ментальных фильмов, вышла на экраны 14 декабря 1942 года. Уже через два дня на нее откликнулась главная флотская газета страны - «Красный флот». «Создан правди вый очерк о суровом Заполярье и его отважных воинах, - извещало читателей издание. - Оператор ский глаз проникал всюду. Он смотрел за моряками в бою и на досуге. Пытливый и дружеский взгляд объектива погружался в морские глубины... и возносил ся за облака... Киноглаз не сумел охватить и десятой доли того, что составляет гордость и славу севе роморцев, но и то немногое, что им удалось показать, открывает зрителям обширный мир труда и подвигов, вызывает восхищение людьми непоколебимой воли и стойкости, которые свято хранят нашу северную границу, ни на шаг не отступая перед врагом». Несколько позже, 9 февраля 1943 года, откликнулась «Поляр ная правда». «Картина о северо морцах, - писал ее корреспондент Константин Тюляпин, - смотрится как полноценный художествен ный фильм. Каждый кадр филь ма - сама жизнь, захватывающая пафосом борьбы с врагом, богатс твом чувств советского человека, величием духа северных моряков». Пожалуй, с этими словами мож но согласиться и сегодня. Но се годня к ним необходимо добавить еще и то. что «69 параллель» - это помимо всего прочего уникальный документ, засвидетельствовавший для нас подвиг тех, кто отстоял страну в огне великой войны на са мом правом фланге советско-гер манского фронта. А кроме того, лента - живая память о прошлом. О прошлом, кото рое. как известно, определя ет настоящее и без которого нет будущего. И потому фи нал картины кажется высо кой. обращенной в грядущее, метафорой: море, прибой. «Морская дорога в мир, - так в сценарии. - надежно откры та». На прибое наплывают слова: «Конец фильма». (Продолжение следует.) Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного Кадры из фильма <-69 п а р а л л е л ь архива Мурманской области. ких снарядов крупным планом! Настолько крупным, что коллеги, понимавшие в этом толк, потом восхищались его мастерством и мужеством. Однако сам он. возвра щаясь с таких трудных и опасных съемок, не рассказывал о себе ни чего. Говорил только о бесстрашии батарейцев. Т ак, понемногу, оставалась на пленке на память потомкам жизнь военного Мурмана, созда вались замечательные кинопорт реты защитников Родины. Вот, к примеру, на экране перед нами по является ученик знаменитого лет чика, дважды Героя Бориса Сафо нова Петр Сгибнев. Ему 22 года, он тоже Іерой Советского Союза. На его счету, поясняет диктор, более трехсот боевых вылетов. Вот пер вая девушка снайпер Северного флота Маша Матюхина. Осторож но пробирается она вдоль берега, прячась в складках местности. Вот командир подводной лодки Герой Советского Союза Николай Лу нин. А это коллективный портрет десантников-североморцев. О нем рассказ особый. «Еще по пути к месту высадки, - вспоминал оператор Григорий Донец, - мы сняли десантников крупными и средними планами. Полный курьез: десанту полага лось быть в касках, и они у всех были, но сниматься истинные мо ряки предпочитали в бескозырках. Приходилось просто «воевать» с ними, убеждать, что кино - не се мейная фотография. Но что поде лаешь с людьми влюбленными в море. Несколько дней десант вел бои в тылу врага. Изведали гитле ровцы лихость и отвагу военных моряков». В фильме эти кадры сопровож даются песней о бескозырке: Бескозырка, подруга моя боевая , И в решительный час, и в решительный день Я тебя, лишь тебя надеваю, Как носили герои - чуть-чуть набекрень... Михаил Ошурков и Василий Ми щенко запечатлели боевой конвой из наших кораблей, сопровождав ший шедшие к советским бере гам транспортные караваны из Англии и США. Мастерски было снято, как миноносцы под коман дованием командира дивизиона Колчина отбивали яростные атаки вражеских самолетов. Внес свою лепту в кинонаблюде ние за союзными конвоями и Сер гей Урусевский. Одна из немногих в мире женщин-операторов Майя Меркель в своей книге «Диалог с Урусевским» писала, что Сергей Павлович «нес... службу на эсмин це «Сокрушительный». О штативе в ту пору нечего было и думать - с ним не поймать на пленку ни кад ра. Долгими часами, не отрывая глаза от лупы, охотился Урусев ский за «приписанным» к нему съемочным объектом - каравана ми судов, которые шли в СССР с Запада. Этот объект не подгото вить к съемке, не организовать в выразительные композиции. Тут остается ждать, что подкинет судь ба. Однако даже взрывы бомб не могли заглушить в Урусевском чувства линейной гармонии. Оно было сильнее страха. Идет бой, вокруг ад кромешный: вскипает от взрывов море, снаряды рвутся на палубе, чуть ли не под ногами. Вода сбоку, снизу, сверху. Урусев ский ничего этого не замечает - ему выпала отличная точка съем ки и им владеет одна мысль: удер жать в кадре диагональ вражеских самолетов... Знаете,только и меч тал: ну хоть бы еще, еще поближе Продолжение. Начало в № 146-150,237,238,241,245,247 за 2008 г, №49,52,54.58,63,130,133,137 за 2009 г и №90,95 за 2010 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz