Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

’ УРМАНСКОЕ КИНО 22. ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА РУБЕЖА Шла Великая Отечественная. На­ прягая в борьбе все свои силы, СССР сражался с нацистской Германией на огромном пространстве от Баренце­ ва до Черного морей. Одновременно за океаном, в Соединенных Штатах Америки, оживленно обсуждалось, пока еще в теоретическом ключе, открытие Второго фронта. И вдруг в 1943 году газета «Ивнинг стар» не­ ожиданно сообщила читателям, что этот фронт уже открыт... в Голливуде. «Великолепное сопротивление на­ шего русского союзника. - утвержда­ ло издание, - поставило его на одно из первых мест в голливудском списке тем. Сейчас буквально все ринулись снимать кино, в котором серьезно и с достойным уважением рассказывает­ ся о советской стране». Далее следо­ вал перечень «русских» кинопроектов «фабрики грез». Среди прочего по­ вествовалось и о том, что «фирма «Ри- паблик» снимает фильм «Те. кто гро­ мят фашистов», который почти пере­ носит зрителей в Россию. Тема этого фильма, рассказывающего об амери­ канском конвое от США до Мурман­ ска, - острая потребность сражающей­ ся Красной Армии в боеприпасах. Но действие фильма оканчивается, когда конвой приходит в Мурманск. О дальнейшей судьбе ленты мне ни­ чего не известно. Неясно, была ли она закончена, вышла ли на экраны? Но это, безусловно, первая более или ме­ нее масштабная зарубежная картина, связанная с нашим краем. О глядываясь на богатое кино­ прошлое Мурмана, можно смело утверждать, что Кольский по­ луостров на протяжении десятиле­ тий оставался местом притяжения для многих отечественных мастеров «важнейшего из искусств». Впрочем, почему только отечественных? Их зарубежные коллеги вовсе не были исключением и прорывались порой даже через «железный занавес». На­ чало этому положил немецкий режис­ сер Эрвин Пискатор, снимавший у нас в начале 30-х годов минувшего века ленту «Восстание рыбаков». Однако он придерживался коммунистичес­ ких убеждений, работал на подкон­ трольной Москве студии «Межраб- помфильм», годами жил в СССР и потому являлся для советской кино­ индустрии, пользуясь современной спортивной терминологией, скорее легионером, чем иностранцем в чис­ том виде. Расширение контактов между со­ ветской и западными кинематографи­ ями приходится на период хрущевской «оттепели». В ту пору получили рас­ пространение «совместные» поста­ новки, когда одна из советских студий заключала договор на создание той или иной картины с какой-либо зару­ бежной компанией. В числе первых таких картин, сделанных в формате копродукции, была «Красная палат­ ка» - о спасении экспедиции Умберто Нобиле, снятая «Мосфильмом» вмес­ те с итальянской «Видес чинематогра- фика» при участии Великобритании. «В 1966 году известный кинорежис­ сер народный артист СССР Михаил Константинович Калатозов, - вспоми­ нал позже начальник Мурманского морского пароходства Юрий Левин, - обратился к министру морского фло­ та СССР В. Г Бакаеву с просьбой дать ему консультантов - двух опытных капитанов дальнего плавания, хорошо знающих Арктику. Выбор министра пал на меня и начальника админист­ рации Северного морского пути К. Н. Чубакова. Вскоре Калатозов пригла­ сил меня на «Мосфильм». - Можно ли поближе и подешевле, с точки зрения транспортных затрат, провести киносъемки? - спросил он. - Может, льды Шпицбергена похожи на льды Финского залива. Белого или Карского морей? - Специалисты различают их по многим параметрам, но льды остро­ вов Земли Франца-Иосифа подходят больше всего». «Адрес съемок необычайно широк, - извещала читателей 18 октября 1968 года «Полярная правда», - в Италии будет отснято 165 метров пленки, во Франции 100. Норвегии - 200 и в Арк­ тике (на Шпицбергене и советском Севере) - 2100 метров пленки». Что называется, почувствуйте разницу. Кинематографисты арендовали у Мурманского пароходства дизель- электроход «Обь», которым тогда ко­ мандовал опытный полярный капитан Олег Воденко. и ледокол «Сибиря­ ков», загримированный под спасшего итальянцев в далеком 1928-м «Краси­ на». Мурманск на время производства ленты стал своего рода перевалочной базой. Особенно ярко эта его роль проявилась в августе 1968 года в про­ цессе съемок на Земле Франца-Иоси- фа. Вот лишь несколько отрывков из дневника Юрия Визбора, сыгравшего в фильме участника экспедиции чеха Бегоѵнека: "5 августа. Курс - норд. 200 миль от Мурманска, вокруг туман, видимость полмили... 19 августа. У Григория Гая, Никиты Михалкова и других актеров не очень веселое настроение. Все они «красинцы», их съемки должны про­ исходить на «игровом» ледоколе «Си­ биряков-, который к нам вышел из Мурманска, но еще находится в трех­ стах милях, работ ает в тяжелых льдах. Продолжение. Начало в № 146-150,237, 238. 241, 245, 247 за 2008 г. и №49, 52, 54, 58, 63, 130. 133, 137 за 2009 г. и №90 за 2010 г. помогая запросившему помощь ледо­ кольному кораблю «Дежнев»... 28 августа. Площадка по-прежнему обложена медведями. В сторону про­ лива видны уже занесенные снегом торосы, будто здесь никто и никогда не плавал. Поговаривают, что. воз­ можно, придется вызвать из Мурман­ ска самый мощный из имеющихся там ледоколов - «Киев», а если и он не по­ может. то ждать надо декабря, в дека­ бре рубить во льдах взлетно-посадоч- ную полосу для самолетов... 4 сентября... Трое суток бортовой качки. Крена достигают сорока одно­ го градуса. На нас летит все. Капитан меняет курс, чтобы дать команде и пассажирам пообедать. Видели каша­ лота. Провели вечер встречи с моря­ ками «Сибирякова». Кончилась прес­ ная вода. Сломали гитару. Пришли в Мурманск». Пароходские помогали киношни­ кам чем могли: следили за ледовой обстановкой, отгоняли белых медве­ дей. А трещину, которая согласно сце­ нарию должна была пройти под той самой палаткой, мастерски пробил во льду форштевнем судна капитан Во­ денко. Премьера фильма состоялась 24 де­ кабря 1969 года в Риме и 4 месяца спус­ тя в Москве. На Западе и в СССР кар­ тина шла в разных вариантах монтажа и с разными звуковыми дорожками. В 1972 году «Палатка...» номинирова­ лась на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший англоязычный иностранный фильм». В успех ленты, несомненно, внесли свой вклад и мур­ манские моряки, помогавшие обеспе­ чивать съемки. О появившейся в 1974 году со­ ветско-норвежской картине «Под каменным небом», посвящен­ ной событиям Петсамо-Киркенесской операции, я уже писал. Есть непрове­ ренные данные о том, что в начале 90-х на Кольском полуострове снима­ ли натурные кадры для американско­ го фильма «Белый клык», однако под­ твердить или опровергнуть их пока невозможно. А потому обратимся к более достоверным фактам. В конце прошлого и начале нынеш­ него столетий наш край облюбовали для работы шведские кинодеятели. По сюжету ленты «Гамильтон», пред­ ставлявшей собой одну из серий мо­ лодежного сериала, из Мурманска в североевропейские страны идет кон­ трабанда ядерных боеголовок. Оста­ новить их пытается некий господин Гамильтон, получивший на это спе­ циальные полномочия от президента России. Мурманские сцены фильма снимали весной 1997 года в Росте на улице Ушакова. - Эти места вполне соответствуют замыслу картины, - рассказывал тог­ да корреспонденту «Мурманского вестника» Наталье Андреассен про­ дюсер кинофирмы «Мавиола-фильм» Ханс Леннерхеден. - Ведь если ты хочешь снять что-нибудь красивое, снимаемый объект должен быть в ре­ альности суперкрасивым. Нѵ и соот­ ветственно: если снимаешь ужасное, в действительности оно просто обязано быть суперѵжасным. А эти дома ка­ жутся мне очень бедными. К сожалению, и поныне у многих скандинавов наша страна ассоцииру­ ется только с нищетой да уголовщи­ ной. Стоит ли говорить, что подобный взгляд из-за рубежа на наши пробле­ мы столь же тенденциозен, сколь и стереотипен. Не избежала его и кар­ тина «Нокаут», часть которой снима­ лась в Мурманске шведской компани­ ей «Жираф-фильм». Главный герой ленты - бывший чемпион Европы по боксу, гордость городка Норботтен Андерш Ионссон по прозвищу Плуттан вынужден зара­ батывать на жизнь исполнением песен в стиле кантри. В Тромсе он случайно сталкивается с Владимиром, с кото­ рым в прошлом не раз встречался на ринге. В результате два друга-боксе- ра отправляются в Мурманск - город, по словам Владимира, безграничных возможностей. А там наивного го­ лубоглазого шведа покоряет путана Мария, давно задающаяся вопросом: «Знает ли Бог. что есть такой город Мурманск?» Владимир неожиданно оказывается главарем бандитской шайки. Плуттан и Мария хотят уехать, но швед слишком много знает. Марию убивают. В кровавой бойне погибают все. кроме шведа. В общем, полный нокаут. Съемки мурманских эпизодов про­ ходили в апреле-мае 1999 года. В мас­ совке охотно участвовали жители областного центра. Достались роли и местным актерам-профессионалам: Евгению Щербакову. Юрию Сергиен- ко. Виктору Васильеву, Алексею Шу- лину, Николаю Новодворскому. За­ бавная история произошла с поиском подходящего типажа на роль крестно­ го отца мурманской мафии Балкана: «Иду по проспекту Ленина, - де­ лилась впечатлениями на страницах «Вечернего Мурманска» Валентина, занимавшаяся в киногруппе отбо­ ром артистов. - Вдруг идет человек в длинном пальто. С двух сторон - ох­ ранники, Все на месте: взгляд, кепка. Я к нему: «Простите, вы не хотите сни­ маться в кино?» Он удивленно: «Нет». Пока говорю, меня преследует мысль: где-то я его видела... И вдруг доходит, что это гастролирующий в Мурман­ ске сатирик Григорий Горин...» Н арушить печальную традицию показывать, что в России все всегда плохо, попытались авторы сле­ дующего шведского фильма «Ост ать­ ся при своих», снимавшегося в 2003 году. Для них Мурманск - город любви. Мелодрама, главные герои которой россиянка и швед, разворачивается на фоне мурманских улиц, рыбного пор- . та. памятника Алеше. Ее участниками . стали и персонажи, сыгранные артис- , тами мурманского драмтеатра Корне­ лием Баздеровым и Татьяной Рулла. Признаюсь честно, такая «трактовка» нашего города мне куда больше по душе, чем те, что связаны с радиацией или мафией. О картине недавней оскароносицы Кэтрин Бигелоу «К-19. Оставляющая вдов», снимавшейся в 2000 году в том числе и в Полярном, «Мурманский вестник» в свое время подробно рас­ сказывал. Повторяться поэтому не буду. Замечу только, что трагическая судьба несчастливой советской ато- марины оказалась настолько близка зарубежным инвесторам, что в итоге это вылилось в самый дорогостоящий, на тот момент, кинопроект, снятый когда-либо женіциной-режиссером. Бюджет «Оставляющей...» составил по одним оценкам 100. по другим 110 миллионов долларов. Добавлю, что, несмотря на множество ляпов - чего стоят хотя бы перепутанные Северо­ двинск и Североморск, - лента, как ни оскорбительно это для национально­ го самолюбия, стала, возможно, луч­ шим после «Командира счастливой «щуки» фильмом об отечественном флоте. Символично, что Петр Велья­ минов, исполнивший в нестареющей ленфильмовской картине роль коман­ дира лодки Строгова, присутствовал на премьере фильма Бигелоу, создан­ ного кинематографическим «интер­ националом» Германии, Канады и Великобритании, и мог пожать рѵку если не Харрисону Форду, сыгравше­ му командира К-19 Вострикова, то его экранному старпому - актеру Лиаму Ниссону. Н у и наконец, давайте задумаем­ ся о том. что для показа нашего края или его жителей в кино вовсе не обязательно ехать на Кольский полу­ остров и снимать. Современная индус­ трия прекрасно обходится без этого. Так. в германо-американской ленте 2000 года «U-571» английский под­ водник в исполнении Харви Кейтеля вспоминает, как немцы бомбили их подлодку во время Первой мировой войны в районе Мурманска. В «Загадочной истории Бенджа­ мена Баттона» о человеке, жившем задом наперед, то есть родившемся стариком и молодевшим с каждым днем, одним эпизодом дело не огра­ ничивается. В фантастической драме, снятой в 2008-м режиссером Дэвидом Финчером по одноименному расска­ зу Фрэнсиса Скотта Фицжеральда, виртуальный Мурманск предстает во всей красе. Гтавный герой в исполне­ нии Брэда Питта живет в самом круп­ ном городе за полярным кругом с 1936 по 1941 год. Он разгуливает по не­ реальным улицам, смотрит на храмы, которых в ту пору не было и в помине, проводит ночи в отеле, никогда не су­ ществовавшем в действительности. Кто-то увидит в этом очередную гол­ ливудскую подделку под Россию, Но мне ближе мнение киноведа Юрия Гта- дильщикова, опубликованное в журна­ ле «Русский Newsweek». Он пишет, что первая любовь Бенджамена Баттона развивается «в советском Мурманске, в котором нет ни советской власти, ни портретов Сталина, зато есть европей­ ский по виду ресторан и гостиница с холлом, камином и красивой старой ме­ белью. Название у заведения - светится неоном на русском языке - «Зимний дворец». Постепенно выяснится, что действие происходит не когда-нибудь, а в декабре 1941-го. то есть это еще и Мурманск наших критических фронто­ вых дней. Но в этом городе нет ни вой­ ны. ни военных. Некоторые критики наверняка напишут, что как Россия - так опять клюква. На самом деле - никакой клюквы. Финчер и его сценарист Эрик Рот достаточно умны, чтобы понимать, что такого Мурманска ни в 1941-м. ни вообще никогда быть не могло. Но, во- первых, это Мурманск глазами влюб­ ленных. а влюбленные воспринимают окружающее романтически неадекват­ но. А во-вторых, как раз эпизод с по­ хожим на все цивилизованные города, разве что холодным и заснеженным, Мурманском - это четкий намек, что фильм не сказка. А притча о вечном. Универсальное высказывание о чело­ веке и человеческих печалях». На фоне этого фантасмагорического, «нарисо­ ванного» Мурманска кажется вполне естественным, что «История...» полу­ чила в 2009 году премию «Оскар» за лучшую работу художников-постанов- щиков и за лучшие спецэффекты». Самым свежим на сегодняшний день упоминанием нашего края в зарубеж­ ном кинематографе можно, пожалуй, считать появление в недавнем амери­ канском фильме-катастрофе «2012» бывшего боксера из Мурманска, а ныне русского олигарха Юрия Карпова с се­ мьей и охранником. Но. уверен, этим творческий потенциал Мурмана вовсе не исчерпывается. Следовательно, в ближайшем или отдаленном будущем, но западные труженики широкого эк­ рана наверняка вновь испытают на себе притягательную силу, волшебный маг­ нетизм Кольского Севера. А там уж - для творчества нет границ. (Продолжение следует.) Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz