Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
’ УРМАНСКОЕ КИНО 22. ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА РУБЕЖА Шла Великая Отечественная. На прягая в борьбе все свои силы, СССР сражался с нацистской Германией на огромном пространстве от Баренце ва до Черного морей. Одновременно за океаном, в Соединенных Штатах Америки, оживленно обсуждалось, пока еще в теоретическом ключе, открытие Второго фронта. И вдруг в 1943 году газета «Ивнинг стар» не ожиданно сообщила читателям, что этот фронт уже открыт... в Голливуде. «Великолепное сопротивление на шего русского союзника. - утвержда ло издание, - поставило его на одно из первых мест в голливудском списке тем. Сейчас буквально все ринулись снимать кино, в котором серьезно и с достойным уважением рассказывает ся о советской стране». Далее следо вал перечень «русских» кинопроектов «фабрики грез». Среди прочего по вествовалось и о том, что «фирма «Ри- паблик» снимает фильм «Те. кто гро мят фашистов», который почти пере носит зрителей в Россию. Тема этого фильма, рассказывающего об амери канском конвое от США до Мурман ска, - острая потребность сражающей ся Красной Армии в боеприпасах. Но действие фильма оканчивается, когда конвой приходит в Мурманск. О дальнейшей судьбе ленты мне ни чего не известно. Неясно, была ли она закончена, вышла ли на экраны? Но это, безусловно, первая более или ме нее масштабная зарубежная картина, связанная с нашим краем. О глядываясь на богатое кино прошлое Мурмана, можно смело утверждать, что Кольский по луостров на протяжении десятиле тий оставался местом притяжения для многих отечественных мастеров «важнейшего из искусств». Впрочем, почему только отечественных? Их зарубежные коллеги вовсе не были исключением и прорывались порой даже через «железный занавес». На чало этому положил немецкий режис сер Эрвин Пискатор, снимавший у нас в начале 30-х годов минувшего века ленту «Восстание рыбаков». Однако он придерживался коммунистичес ких убеждений, работал на подкон трольной Москве студии «Межраб- помфильм», годами жил в СССР и потому являлся для советской кино индустрии, пользуясь современной спортивной терминологией, скорее легионером, чем иностранцем в чис том виде. Расширение контактов между со ветской и западными кинематографи ями приходится на период хрущевской «оттепели». В ту пору получили рас пространение «совместные» поста новки, когда одна из советских студий заключала договор на создание той или иной картины с какой-либо зару бежной компанией. В числе первых таких картин, сделанных в формате копродукции, была «Красная палат ка» - о спасении экспедиции Умберто Нобиле, снятая «Мосфильмом» вмес те с итальянской «Видес чинематогра- фика» при участии Великобритании. «В 1966 году известный кинорежис сер народный артист СССР Михаил Константинович Калатозов, - вспоми нал позже начальник Мурманского морского пароходства Юрий Левин, - обратился к министру морского фло та СССР В. Г Бакаеву с просьбой дать ему консультантов - двух опытных капитанов дальнего плавания, хорошо знающих Арктику. Выбор министра пал на меня и начальника админист рации Северного морского пути К. Н. Чубакова. Вскоре Калатозов пригла сил меня на «Мосфильм». - Можно ли поближе и подешевле, с точки зрения транспортных затрат, провести киносъемки? - спросил он. - Может, льды Шпицбергена похожи на льды Финского залива. Белого или Карского морей? - Специалисты различают их по многим параметрам, но льды остро вов Земли Франца-Иосифа подходят больше всего». «Адрес съемок необычайно широк, - извещала читателей 18 октября 1968 года «Полярная правда», - в Италии будет отснято 165 метров пленки, во Франции 100. Норвегии - 200 и в Арк тике (на Шпицбергене и советском Севере) - 2100 метров пленки». Что называется, почувствуйте разницу. Кинематографисты арендовали у Мурманского пароходства дизель- электроход «Обь», которым тогда ко мандовал опытный полярный капитан Олег Воденко. и ледокол «Сибиря ков», загримированный под спасшего итальянцев в далеком 1928-м «Краси на». Мурманск на время производства ленты стал своего рода перевалочной базой. Особенно ярко эта его роль проявилась в августе 1968 года в про цессе съемок на Земле Франца-Иоси- фа. Вот лишь несколько отрывков из дневника Юрия Визбора, сыгравшего в фильме участника экспедиции чеха Бегоѵнека: "5 августа. Курс - норд. 200 миль от Мурманска, вокруг туман, видимость полмили... 19 августа. У Григория Гая, Никиты Михалкова и других актеров не очень веселое настроение. Все они «красинцы», их съемки должны про исходить на «игровом» ледоколе «Си биряков-, который к нам вышел из Мурманска, но еще находится в трех стах милях, работ ает в тяжелых льдах. Продолжение. Начало в № 146-150,237, 238. 241, 245, 247 за 2008 г. и №49, 52, 54, 58, 63, 130. 133, 137 за 2009 г. и №90 за 2010 г. помогая запросившему помощь ледо кольному кораблю «Дежнев»... 28 августа. Площадка по-прежнему обложена медведями. В сторону про лива видны уже занесенные снегом торосы, будто здесь никто и никогда не плавал. Поговаривают, что. воз можно, придется вызвать из Мурман ска самый мощный из имеющихся там ледоколов - «Киев», а если и он не по может. то ждать надо декабря, в дека бре рубить во льдах взлетно-посадоч- ную полосу для самолетов... 4 сентября... Трое суток бортовой качки. Крена достигают сорока одно го градуса. На нас летит все. Капитан меняет курс, чтобы дать команде и пассажирам пообедать. Видели каша лота. Провели вечер встречи с моря ками «Сибирякова». Кончилась прес ная вода. Сломали гитару. Пришли в Мурманск». Пароходские помогали киношни кам чем могли: следили за ледовой обстановкой, отгоняли белых медве дей. А трещину, которая согласно сце нарию должна была пройти под той самой палаткой, мастерски пробил во льду форштевнем судна капитан Во денко. Премьера фильма состоялась 24 де кабря 1969 года в Риме и 4 месяца спус тя в Москве. На Западе и в СССР кар тина шла в разных вариантах монтажа и с разными звуковыми дорожками. В 1972 году «Палатка...» номинирова лась на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший англоязычный иностранный фильм». В успех ленты, несомненно, внесли свой вклад и мур манские моряки, помогавшие обеспе чивать съемки. О появившейся в 1974 году со ветско-норвежской картине «Под каменным небом», посвящен ной событиям Петсамо-Киркенесской операции, я уже писал. Есть непрове ренные данные о том, что в начале 90-х на Кольском полуострове снима ли натурные кадры для американско го фильма «Белый клык», однако под твердить или опровергнуть их пока невозможно. А потому обратимся к более достоверным фактам. В конце прошлого и начале нынеш него столетий наш край облюбовали для работы шведские кинодеятели. По сюжету ленты «Гамильтон», пред ставлявшей собой одну из серий мо лодежного сериала, из Мурманска в североевропейские страны идет кон трабанда ядерных боеголовок. Оста новить их пытается некий господин Гамильтон, получивший на это спе циальные полномочия от президента России. Мурманские сцены фильма снимали весной 1997 года в Росте на улице Ушакова. - Эти места вполне соответствуют замыслу картины, - рассказывал тог да корреспонденту «Мурманского вестника» Наталье Андреассен про дюсер кинофирмы «Мавиола-фильм» Ханс Леннерхеден. - Ведь если ты хочешь снять что-нибудь красивое, снимаемый объект должен быть в ре альности суперкрасивым. Нѵ и соот ветственно: если снимаешь ужасное, в действительности оно просто обязано быть суперѵжасным. А эти дома ка жутся мне очень бедными. К сожалению, и поныне у многих скандинавов наша страна ассоцииру ется только с нищетой да уголовщи ной. Стоит ли говорить, что подобный взгляд из-за рубежа на наши пробле мы столь же тенденциозен, сколь и стереотипен. Не избежала его и кар тина «Нокаут», часть которой снима лась в Мурманске шведской компани ей «Жираф-фильм». Главный герой ленты - бывший чемпион Европы по боксу, гордость городка Норботтен Андерш Ионссон по прозвищу Плуттан вынужден зара батывать на жизнь исполнением песен в стиле кантри. В Тромсе он случайно сталкивается с Владимиром, с кото рым в прошлом не раз встречался на ринге. В результате два друга-боксе- ра отправляются в Мурманск - город, по словам Владимира, безграничных возможностей. А там наивного го лубоглазого шведа покоряет путана Мария, давно задающаяся вопросом: «Знает ли Бог. что есть такой город Мурманск?» Владимир неожиданно оказывается главарем бандитской шайки. Плуттан и Мария хотят уехать, но швед слишком много знает. Марию убивают. В кровавой бойне погибают все. кроме шведа. В общем, полный нокаут. Съемки мурманских эпизодов про ходили в апреле-мае 1999 года. В мас совке охотно участвовали жители областного центра. Достались роли и местным актерам-профессионалам: Евгению Щербакову. Юрию Сергиен- ко. Виктору Васильеву, Алексею Шу- лину, Николаю Новодворскому. За бавная история произошла с поиском подходящего типажа на роль крестно го отца мурманской мафии Балкана: «Иду по проспекту Ленина, - де лилась впечатлениями на страницах «Вечернего Мурманска» Валентина, занимавшаяся в киногруппе отбо ром артистов. - Вдруг идет человек в длинном пальто. С двух сторон - ох ранники, Все на месте: взгляд, кепка. Я к нему: «Простите, вы не хотите сни маться в кино?» Он удивленно: «Нет». Пока говорю, меня преследует мысль: где-то я его видела... И вдруг доходит, что это гастролирующий в Мурман ске сатирик Григорий Горин...» Н арушить печальную традицию показывать, что в России все всегда плохо, попытались авторы сле дующего шведского фильма «Ост ать ся при своих», снимавшегося в 2003 году. Для них Мурманск - город любви. Мелодрама, главные герои которой россиянка и швед, разворачивается на фоне мурманских улиц, рыбного пор- . та. памятника Алеше. Ее участниками . стали и персонажи, сыгранные артис- , тами мурманского драмтеатра Корне лием Баздеровым и Татьяной Рулла. Признаюсь честно, такая «трактовка» нашего города мне куда больше по душе, чем те, что связаны с радиацией или мафией. О картине недавней оскароносицы Кэтрин Бигелоу «К-19. Оставляющая вдов», снимавшейся в 2000 году в том числе и в Полярном, «Мурманский вестник» в свое время подробно рас сказывал. Повторяться поэтому не буду. Замечу только, что трагическая судьба несчастливой советской ато- марины оказалась настолько близка зарубежным инвесторам, что в итоге это вылилось в самый дорогостоящий, на тот момент, кинопроект, снятый когда-либо женіциной-режиссером. Бюджет «Оставляющей...» составил по одним оценкам 100. по другим 110 миллионов долларов. Добавлю, что, несмотря на множество ляпов - чего стоят хотя бы перепутанные Северо двинск и Североморск, - лента, как ни оскорбительно это для национально го самолюбия, стала, возможно, луч шим после «Командира счастливой «щуки» фильмом об отечественном флоте. Символично, что Петр Велья минов, исполнивший в нестареющей ленфильмовской картине роль коман дира лодки Строгова, присутствовал на премьере фильма Бигелоу, создан ного кинематографическим «интер националом» Германии, Канады и Великобритании, и мог пожать рѵку если не Харрисону Форду, сыгравше му командира К-19 Вострикова, то его экранному старпому - актеру Лиаму Ниссону. Н у и наконец, давайте задумаем ся о том. что для показа нашего края или его жителей в кино вовсе не обязательно ехать на Кольский полу остров и снимать. Современная индус трия прекрасно обходится без этого. Так. в германо-американской ленте 2000 года «U-571» английский под водник в исполнении Харви Кейтеля вспоминает, как немцы бомбили их подлодку во время Первой мировой войны в районе Мурманска. В «Загадочной истории Бенджа мена Баттона» о человеке, жившем задом наперед, то есть родившемся стариком и молодевшим с каждым днем, одним эпизодом дело не огра ничивается. В фантастической драме, снятой в 2008-м режиссером Дэвидом Финчером по одноименному расска зу Фрэнсиса Скотта Фицжеральда, виртуальный Мурманск предстает во всей красе. Гтавный герой в исполне нии Брэда Питта живет в самом круп ном городе за полярным кругом с 1936 по 1941 год. Он разгуливает по не реальным улицам, смотрит на храмы, которых в ту пору не было и в помине, проводит ночи в отеле, никогда не су ществовавшем в действительности. Кто-то увидит в этом очередную гол ливудскую подделку под Россию, Но мне ближе мнение киноведа Юрия Гта- дильщикова, опубликованное в журна ле «Русский Newsweek». Он пишет, что первая любовь Бенджамена Баттона развивается «в советском Мурманске, в котором нет ни советской власти, ни портретов Сталина, зато есть европей ский по виду ресторан и гостиница с холлом, камином и красивой старой ме белью. Название у заведения - светится неоном на русском языке - «Зимний дворец». Постепенно выяснится, что действие происходит не когда-нибудь, а в декабре 1941-го. то есть это еще и Мурманск наших критических фронто вых дней. Но в этом городе нет ни вой ны. ни военных. Некоторые критики наверняка напишут, что как Россия - так опять клюква. На самом деле - никакой клюквы. Финчер и его сценарист Эрик Рот достаточно умны, чтобы понимать, что такого Мурманска ни в 1941-м. ни вообще никогда быть не могло. Но, во- первых, это Мурманск глазами влюб ленных. а влюбленные воспринимают окружающее романтически неадекват но. А во-вторых, как раз эпизод с по хожим на все цивилизованные города, разве что холодным и заснеженным, Мурманском - это четкий намек, что фильм не сказка. А притча о вечном. Универсальное высказывание о чело веке и человеческих печалях». На фоне этого фантасмагорического, «нарисо ванного» Мурманска кажется вполне естественным, что «История...» полу чила в 2009 году премию «Оскар» за лучшую работу художников-постанов- щиков и за лучшие спецэффекты». Самым свежим на сегодняшний день упоминанием нашего края в зарубеж ном кинематографе можно, пожалуй, считать появление в недавнем амери канском фильме-катастрофе «2012» бывшего боксера из Мурманска, а ныне русского олигарха Юрия Карпова с се мьей и охранником. Но. уверен, этим творческий потенциал Мурмана вовсе не исчерпывается. Следовательно, в ближайшем или отдаленном будущем, но западные труженики широкого эк рана наверняка вновь испытают на себе притягательную силу, волшебный маг нетизм Кольского Севера. А там уж - для творчества нет границ. (Продолжение следует.) Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz