Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

il 1 УРМАНСКОЕ КИНО 21. «ПУТЬ КОРАБЛЯ» «Тихо и мирно протекает от­ дых эпроновцев на юге. Но вдруг самолет привозит приказ Ф. И. Крылова отдыхающему началь­ нику партии ЭПРОН тов. Пет­ рову: «Немедленно вылетайте в Мурманск для организации подъ­ емных работ «Альбанова». Так начиналась заметка, опублико­ ванная в «Полярной правде» 27 октября 1935 года и рассказывав­ шая о новом советском фильме. Фильме в свое время широко из­ вестном, а ныне почти забытом, но тем не менее оставшемся, как в истории кино, так и в прошлом нашего края. Э кспедиция подводных ра­ бот особого назначения - ЭПРОН. Когда-то это название и имя руководителя организации, Фотия Ивановича Крылова были знакомы, считай, каждому. В том числе, конечно, и замечательному писателю Ивану Соколову-Ми- китову. В начале 1933 года он стал свидетелем спасения ледокольно­ го парохода «Малыгин», шедше­ го из Мурманска на Шпицберген и напоровшегося на каменную банку, а несколько месяцев спустя присутствовал при подъеме его собрата «Садко», затонувшего в 1916 году в Кандалакшском зали­ ве. Соколов-Микитов посвятил работе водолазов-эпроновцев целый цикл очерков. Фигуриро­ вал в них и «накрытый полярной ночью самый северный в Союзе, волшебно возникший на берегу пустынного Кольского залива» Мурманск. «Поскрипывая снегом, - писал Иван Сергеевич, - обхожу город: низенький, оставшийся от прошлого, никак не умещающий движения вокзал, почту; но нака­ танной, скользкой дороге спус­ каюсь на траловую базу. Ночью и днем здесь неизменно кипит работа, в свете качающихся от ветра электрических фонарей неустанным оживлением кипит густой человеческий поток, люди в рукавицах и фартуках беспре­ рывно катят по обмороженным, скользким сходням наполненные рыбой тачки. Освещенные элек­ трическим светом, колышутся корабли на черной, играющей яр­ кими бликами воде». Из Мурманска отправлялись эпроновцы в свои экспедиции сюда же и возвращались после завершения работ. Немудрено, что окружной центр попал в кон­ це концов не только в книги писа­ теля, но и в созданный им в 1934 году совместно с Юрием Лапте­ вым, автором диалогов, сценарий, получивший призовое место на всесоюзном конкурсе. Его сюжетная канва представ­ ляет собой по сути дела тот же очерк о героическом труде водо­ лазов, разбавленный увлекатель­ ности ради коллизиями личной жизни героев. Судите сами. В Арктике из-за излишней самоуверенности ка­ питана Меркулова терпит бед­ ствие пароход «Альбанов», на­ скочивший в густом тумане на мель. К счастью, авария случа­ ется недалеко от Новой Земли. Пассажиры и команда спасаются на шлюпках, высаживаются на пустынном берегу. Судно нужно поднять до зимы, и ключевую роль в этом должен сыграть от­ ряд ЭПРОН под руководством Петрова. Работа предстоит слож­ ная и рискованная, но при этом ее исполнителям почти невозможно сосредоточиться исключительно на деле. Так, Зарецкий, помощник Петрова, увлекся женой своего шефа, отчего сам же и страдает, рассказывая обо всем юной жур­ налистке Варе. Одновременно та же Варя, одна из пассажирок затонувшего парохода, замеча­ ет, как Петров переживает из-за жены, и сочувствует ему. Сейчас это, наверно, назвали бы мелодрамой или даже мыль­ ной оперой. Но не только «мыль­ ными» страстями озабочены пер­ сонажи ленты. Как, например, поступить с опытнейшим водола­ зом Головней, который просто не может не погрузиться, предвари­ тельно не загрузив в себя изряд­ ную дозу алкоголя? А как быть с приближающимся к месту аварии айсбергом? С Большой земли между тем торопят. Начинается закачка воздуха в понтоны. Пет­ ров пытается взорвать айсберг, но это не дает результата. По совету Головни, которому незадолго до того объявили выговор, понто­ ны опускают на грунт. Операцию выполняет Зарецкий, но его со­ единительный шланг застревает между бортом «Альбанова» и понтоном. Петров спускается под воду и спасает Зарецкого, однако его самого задевает айсберг. В ба­ рокамере Зарецкий пытается вы- (ГІродолжение. Начало в № 146-150, 237,238,241, 245, 247 за 2008 год и № 49, 52, 54, 58, 63, 130, 133,137 за 2009 год.) яснить с ним отношения, на что Петров отвечает: «Что выяснять? Давайте работать». Он руководит эпроновцами из барокамеры, а затем из каюты (у него травма и высокая температура) через Го­ ловню. График работ срывается из-за шторма. Петров приказыва­ ет Іоловне, как самому опытному, спуститься под воду. Штормом срывает с якоря баржу ЭПРОН. Головня в критическом положе­ нии. Петров на катере спасает его. В итоге пароход поднят со дна, а личная жизнь героев кар­ тины постепенно налаживается... М ожет показаться стран­ ным, но снимать морской фильм взялись на вполне «сухо­ путной» кинофабрике «Совет­ ская Беларусь». Впрочем, в ту пору размещалась она в Ленин­ граде и уже хотя бы поэтому была не чужда маринистики. За дело взялся один из классиков бе­ лорусского кино, режиссер Юрий Тарич. Для съемок ангажировали пароход «Сорока», совершавший обычный рейс по становищам, факториям и полярным станци­ ям, расположенным на островах Баренцева моря и Новой Земле. Для придания кинодейству воз­ можно большей достоверности группу сопровождали водолаз- инструктор северной партии ЭПРОН Разуваев и охотник-по­ мор Афанасьев. Сам Тарич тоже постарался «войти в образ». Разумеется, так, как он его понимал. «Легкий ве­ терок топорщит полы форменно­ го эпроновского кителя. - вспо­ минал очевидец происходившего, - морская фуражка чуть сбита на­ бекрень, ноги расставлены широ­ ко - по-флотски, весь облик его, коренастого, с острым взглядом и доброй улыбкой, напоминает старого «морского волка», будто сошедшего с иллюстраций к рас­ сказам Джека Лондона. Но не бы­ вал Юрий Викторович в далеких морях, это в душе его смолоду на­ капливалась морская романтика, преклонение перед героями дале­ ких рейсов». На Новой Земле, в Русской Га­ вани, снимали важнейшие и са­ мые трудные кадры фильма. Чего стоит хотя бы сцена появления айсберга. В сценарии картины есть такая фраза: «Ледник заше­ велился, ледяное плато поползло к морю, и вот оторвался громад­ ный кусок льда, с грохотом упал в море: это родился айсберг, гроза кораблей, плавающих в северных широтах». Для того чтобы отко­ лоть плавучий остров достаточно больших размеров от «матерого» новоземельского льда, кинема­ тографисты использовали взрыв­ чатку. Но все было напрасно, лед­ ник оставался недвижим. Удача пришла, когда надежда иссякла, съемки закончились и «Сорока» отправлялась в обратный путь. Вот как описывает случившее­ ся участник той экспедиции Петр Шамшур: «Разуваев выводит шлюпку в открытое море. Вдруг позади слышен взрыв и начи­ нается канонада. Словно залпы орудий главного калибра лин­ кора, гремят взрывы на берегу, Доносятся стоны и хрипы како­ го-то умирающего гиганта. Изо всех сил гоним шлюпку к берегу, торопливо тащим ее по мелково­ дью на песок и бежим на бугор. Захватывающее зрелище перед нами, словно спектакль для ве­ ликанов. Ледяное плато трещит, ломается, громадные обломки падают в воду, кувыркаются, сши­ баются друг с другом. Кипит вода в бухте, вздымаются пенистые водяные валы, со страшной силой бьют о берег. Схватив камеру Ар­ кадий Кольцатый бежит к ледни­ ку не разбирая дороги, не думая об опасности... Мы останавли­ ваемся у берега бухты. Соленые брызги летят в лицо, одежда на­ мокает, но нам радостно. Ледник удалось расшевелить! Аркадий не отрывается от аппарата. По­ следняя кассета пленки из взятых на берег расходуется почти без остановки». Правда, финал истории с айс­ бергом был грустным: пленка, на которой сняли буйство ледника в Русской Гавани, оказалась брако­ ванной. Кадр, доставшийся ценой больших усилий, в фильм не вошел. Д альнейшие съемки прохо­ дили в Крыму и в павиль­ оне в Ленинграде. По замыслу режиссера, на экране появилась едва ли не вся киногруппа, вклю­ чая технический персонал. Даже оператор Аркадий Кольцатый, которому, что называется, по штату положено снимать других, сам снялся в сцене на судовом камбузе, в то время как ручку киноаппарата крутил один из его помощников. В главных ролях были задействованы известные артисты: Виктор Яблонский. Ни­ колай Прозоровский, Роза Сверд­ лова, Иван Чувелев, Галина Крав­ ченко, Степан Крылов. Рабочее название ленты «ЭПРОН», в ко­ нечном счете, заменили на «Путь корабля». Премьера картины со­ стоялась 10 октября 1935 года. А в ноябре фильм появился в Мур­ манске, где его ждали с понятным нетерпением как произведение северной тематики, имеющее к тому же непосредственное отно­ шение к нашему краю. В кино­ театре «Северное сияние» «Путь корабля» шел без перерыва с 20 по 25 ноября и заслужил теплые отзывы зрителей. С критикой дело обстояло сложнее. Рецензии были про­ тиворечивыми. На страницах «Полярки» сообщалось, что «ху­ дожественная правда в соедине­ нии с занимательным сюжетом и мастерской работой операто­ ра... делают картину высоко­ качественной, которая имеет у зрителей заслуженный успех». А вот белорусская «Літаратура і мастацтва» отмечала, что «не сумев создать правдивый сюжет, для «оживления» фильма его ав­ торы ввели фальшивую интригу, которая не имеет отношения к основной теме и к героям филь­ ма». Упреки в излишнем внима­ нии к любовным переживаниям героев повторялись чаще всего, хотя некоторые оппоненты кар­ тины, напротив, указывали на ее перегруженность эпроновской спецификой - производственны­ ми процессами, малопонятными обычным людям. Зато крити­ ки единодушно высоко оценили техническое новаторство ленты. «Путь корабля» стал первым отечественным художественным фильмом о работе водолазов. Его создатели использовали комби­ нированные съемки, находивши­ еся в советском кино этого пери­ ода еще на стадии эксперимента, и ряд эпизодов, также впервые, сняли под водой. Е ще одним общепризнанным достоинством картины яви­ лись музыка и песни, написанные Исааком Дунаевским. С песнями, впрочем, получилась особая история. Точнее, с их тек­ стами, один из которых написал прекрасный поэт Борис Корнилов. Судьба его сложилась трагически. Фильм, напомню, появился в 1935 году, а в 1936-м Корнилова исклю­ чили из Союза советских писате­ лей, вскоре арестовали и в феврале 38-го расстреляли... А песня оста­ лась и, более того, была широко известной, популярной. Но поскольку имя автора тек­ ста оказалось под запретом, судь­ ба песни тоже висела на волоске. Так, в ежедекадной «Сводке за­ прещений с 10 по 31 мая 1937 г.» Леноблгорлита указывалось, что был «задержан репертуарный сборник «Эстрада» (издательс­ тво «Искусство») в связи с тем, что в нем была «указана фамилия Б. Корнилова (арестованного ор­ ганами НКВД) как автора красно­ флотской песни «Путь корабля». Чтобы спасти песню от запре­ та, приняли соломоново решение: ленинградский поэт Александр Чуркин, позже заслуживший из­ вестность как автор знаменитого «Вечера на рейде», написал на ту же музыку свои слова. Этот текст и помещали в дальнейшем во всех музыкальных изданиях. Сти­ хотворение же Корнилова под названием «Путь корабля» вош­ ло в основной корпус его стихов и ныне опубликовано во многих сборниках. Если сравнивать лите­ ратурные достоинства обоих тек­ стов, то у Чуркина больше пат­ риотизма и пафоса, у Корнилова - чистой лирики. А в общем, кому что нравится, хотя авторы порой буквально повторяют друг друга. Вот. к примеру, отрывок из кор­ ниловского варианта: Впереди морские дали, кренит набок на бегу, и остались наши крали на далеком берегу. А вот слова Чуркина: Пой и смейся, дорогая, На далеком берегу! Мы морей родного края Не сдадим врагу! Совсем по-иному сложилась судьба второй песни фильма - «Марша водолазов» на сло­ ва Виссариона Саянова. Она на протяжении десятилетий была неофициальным водолазным гимном, не раз публиковалась в собраниях сочинений Исаака Ду­ наевского и по сей день для мно­ гих любима и памятна. Сам же фильм «Путь кораб­ ля» и теперь иногда показывают, продают на DVD-дисках. И пусть он кажется сегодня наивным и простоватым, зато по-прежнему остается милым и симпатичным. Особенно для нас с вами, помня­ щих, что эта лента начиналась когда-то с «мурманских» эпро- новских впечатлений Ивана Сер­ геевича Соколова-Микитова. (Продолжение следует.) Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz