Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
il 1 УРМАНСКОЕ КИНО 21. «ПУТЬ КОРАБЛЯ» «Тихо и мирно протекает от дых эпроновцев на юге. Но вдруг самолет привозит приказ Ф. И. Крылова отдыхающему началь нику партии ЭПРОН тов. Пет рову: «Немедленно вылетайте в Мурманск для организации подъ емных работ «Альбанова». Так начиналась заметка, опублико ванная в «Полярной правде» 27 октября 1935 года и рассказывав шая о новом советском фильме. Фильме в свое время широко из вестном, а ныне почти забытом, но тем не менее оставшемся, как в истории кино, так и в прошлом нашего края. Э кспедиция подводных ра бот особого назначения - ЭПРОН. Когда-то это название и имя руководителя организации, Фотия Ивановича Крылова были знакомы, считай, каждому. В том числе, конечно, и замечательному писателю Ивану Соколову-Ми- китову. В начале 1933 года он стал свидетелем спасения ледокольно го парохода «Малыгин», шедше го из Мурманска на Шпицберген и напоровшегося на каменную банку, а несколько месяцев спустя присутствовал при подъеме его собрата «Садко», затонувшего в 1916 году в Кандалакшском зали ве. Соколов-Микитов посвятил работе водолазов-эпроновцев целый цикл очерков. Фигуриро вал в них и «накрытый полярной ночью самый северный в Союзе, волшебно возникший на берегу пустынного Кольского залива» Мурманск. «Поскрипывая снегом, - писал Иван Сергеевич, - обхожу город: низенький, оставшийся от прошлого, никак не умещающий движения вокзал, почту; но нака танной, скользкой дороге спус каюсь на траловую базу. Ночью и днем здесь неизменно кипит работа, в свете качающихся от ветра электрических фонарей неустанным оживлением кипит густой человеческий поток, люди в рукавицах и фартуках беспре рывно катят по обмороженным, скользким сходням наполненные рыбой тачки. Освещенные элек трическим светом, колышутся корабли на черной, играющей яр кими бликами воде». Из Мурманска отправлялись эпроновцы в свои экспедиции сюда же и возвращались после завершения работ. Немудрено, что окружной центр попал в кон це концов не только в книги писа теля, но и в созданный им в 1934 году совместно с Юрием Лапте вым, автором диалогов, сценарий, получивший призовое место на всесоюзном конкурсе. Его сюжетная канва представ ляет собой по сути дела тот же очерк о героическом труде водо лазов, разбавленный увлекатель ности ради коллизиями личной жизни героев. Судите сами. В Арктике из-за излишней самоуверенности ка питана Меркулова терпит бед ствие пароход «Альбанов», на скочивший в густом тумане на мель. К счастью, авария случа ется недалеко от Новой Земли. Пассажиры и команда спасаются на шлюпках, высаживаются на пустынном берегу. Судно нужно поднять до зимы, и ключевую роль в этом должен сыграть от ряд ЭПРОН под руководством Петрова. Работа предстоит слож ная и рискованная, но при этом ее исполнителям почти невозможно сосредоточиться исключительно на деле. Так, Зарецкий, помощник Петрова, увлекся женой своего шефа, отчего сам же и страдает, рассказывая обо всем юной жур налистке Варе. Одновременно та же Варя, одна из пассажирок затонувшего парохода, замеча ет, как Петров переживает из-за жены, и сочувствует ему. Сейчас это, наверно, назвали бы мелодрамой или даже мыль ной оперой. Но не только «мыль ными» страстями озабочены пер сонажи ленты. Как, например, поступить с опытнейшим водола зом Головней, который просто не может не погрузиться, предвари тельно не загрузив в себя изряд ную дозу алкоголя? А как быть с приближающимся к месту аварии айсбергом? С Большой земли между тем торопят. Начинается закачка воздуха в понтоны. Пет ров пытается взорвать айсберг, но это не дает результата. По совету Головни, которому незадолго до того объявили выговор, понто ны опускают на грунт. Операцию выполняет Зарецкий, но его со единительный шланг застревает между бортом «Альбанова» и понтоном. Петров спускается под воду и спасает Зарецкого, однако его самого задевает айсберг. В ба рокамере Зарецкий пытается вы- (ГІродолжение. Начало в № 146-150, 237,238,241, 245, 247 за 2008 год и № 49, 52, 54, 58, 63, 130, 133,137 за 2009 год.) яснить с ним отношения, на что Петров отвечает: «Что выяснять? Давайте работать». Он руководит эпроновцами из барокамеры, а затем из каюты (у него травма и высокая температура) через Го ловню. График работ срывается из-за шторма. Петров приказыва ет Іоловне, как самому опытному, спуститься под воду. Штормом срывает с якоря баржу ЭПРОН. Головня в критическом положе нии. Петров на катере спасает его. В итоге пароход поднят со дна, а личная жизнь героев кар тины постепенно налаживается... М ожет показаться стран ным, но снимать морской фильм взялись на вполне «сухо путной» кинофабрике «Совет ская Беларусь». Впрочем, в ту пору размещалась она в Ленин граде и уже хотя бы поэтому была не чужда маринистики. За дело взялся один из классиков бе лорусского кино, режиссер Юрий Тарич. Для съемок ангажировали пароход «Сорока», совершавший обычный рейс по становищам, факториям и полярным станци ям, расположенным на островах Баренцева моря и Новой Земле. Для придания кинодейству воз можно большей достоверности группу сопровождали водолаз- инструктор северной партии ЭПРОН Разуваев и охотник-по мор Афанасьев. Сам Тарич тоже постарался «войти в образ». Разумеется, так, как он его понимал. «Легкий ве терок топорщит полы форменно го эпроновского кителя. - вспо минал очевидец происходившего, - морская фуражка чуть сбита на бекрень, ноги расставлены широ ко - по-флотски, весь облик его, коренастого, с острым взглядом и доброй улыбкой, напоминает старого «морского волка», будто сошедшего с иллюстраций к рас сказам Джека Лондона. Но не бы вал Юрий Викторович в далеких морях, это в душе его смолоду на капливалась морская романтика, преклонение перед героями дале ких рейсов». На Новой Земле, в Русской Га вани, снимали важнейшие и са мые трудные кадры фильма. Чего стоит хотя бы сцена появления айсберга. В сценарии картины есть такая фраза: «Ледник заше велился, ледяное плато поползло к морю, и вот оторвался громад ный кусок льда, с грохотом упал в море: это родился айсберг, гроза кораблей, плавающих в северных широтах». Для того чтобы отко лоть плавучий остров достаточно больших размеров от «матерого» новоземельского льда, кинема тографисты использовали взрыв чатку. Но все было напрасно, лед ник оставался недвижим. Удача пришла, когда надежда иссякла, съемки закончились и «Сорока» отправлялась в обратный путь. Вот как описывает случившее ся участник той экспедиции Петр Шамшур: «Разуваев выводит шлюпку в открытое море. Вдруг позади слышен взрыв и начи нается канонада. Словно залпы орудий главного калибра лин кора, гремят взрывы на берегу, Доносятся стоны и хрипы како го-то умирающего гиганта. Изо всех сил гоним шлюпку к берегу, торопливо тащим ее по мелково дью на песок и бежим на бугор. Захватывающее зрелище перед нами, словно спектакль для ве ликанов. Ледяное плато трещит, ломается, громадные обломки падают в воду, кувыркаются, сши баются друг с другом. Кипит вода в бухте, вздымаются пенистые водяные валы, со страшной силой бьют о берег. Схватив камеру Ар кадий Кольцатый бежит к ледни ку не разбирая дороги, не думая об опасности... Мы останавли ваемся у берега бухты. Соленые брызги летят в лицо, одежда на мокает, но нам радостно. Ледник удалось расшевелить! Аркадий не отрывается от аппарата. По следняя кассета пленки из взятых на берег расходуется почти без остановки». Правда, финал истории с айс бергом был грустным: пленка, на которой сняли буйство ледника в Русской Гавани, оказалась брако ванной. Кадр, доставшийся ценой больших усилий, в фильм не вошел. Д альнейшие съемки прохо дили в Крыму и в павиль оне в Ленинграде. По замыслу режиссера, на экране появилась едва ли не вся киногруппа, вклю чая технический персонал. Даже оператор Аркадий Кольцатый, которому, что называется, по штату положено снимать других, сам снялся в сцене на судовом камбузе, в то время как ручку киноаппарата крутил один из его помощников. В главных ролях были задействованы известные артисты: Виктор Яблонский. Ни колай Прозоровский, Роза Сверд лова, Иван Чувелев, Галина Крав ченко, Степан Крылов. Рабочее название ленты «ЭПРОН», в ко нечном счете, заменили на «Путь корабля». Премьера картины со стоялась 10 октября 1935 года. А в ноябре фильм появился в Мур манске, где его ждали с понятным нетерпением как произведение северной тематики, имеющее к тому же непосредственное отно шение к нашему краю. В кино театре «Северное сияние» «Путь корабля» шел без перерыва с 20 по 25 ноября и заслужил теплые отзывы зрителей. С критикой дело обстояло сложнее. Рецензии были про тиворечивыми. На страницах «Полярки» сообщалось, что «ху дожественная правда в соедине нии с занимательным сюжетом и мастерской работой операто ра... делают картину высоко качественной, которая имеет у зрителей заслуженный успех». А вот белорусская «Літаратура і мастацтва» отмечала, что «не сумев создать правдивый сюжет, для «оживления» фильма его ав торы ввели фальшивую интригу, которая не имеет отношения к основной теме и к героям филь ма». Упреки в излишнем внима нии к любовным переживаниям героев повторялись чаще всего, хотя некоторые оппоненты кар тины, напротив, указывали на ее перегруженность эпроновской спецификой - производственны ми процессами, малопонятными обычным людям. Зато крити ки единодушно высоко оценили техническое новаторство ленты. «Путь корабля» стал первым отечественным художественным фильмом о работе водолазов. Его создатели использовали комби нированные съемки, находивши еся в советском кино этого пери ода еще на стадии эксперимента, и ряд эпизодов, также впервые, сняли под водой. Е ще одним общепризнанным достоинством картины яви лись музыка и песни, написанные Исааком Дунаевским. С песнями, впрочем, получилась особая история. Точнее, с их тек стами, один из которых написал прекрасный поэт Борис Корнилов. Судьба его сложилась трагически. Фильм, напомню, появился в 1935 году, а в 1936-м Корнилова исклю чили из Союза советских писате лей, вскоре арестовали и в феврале 38-го расстреляли... А песня оста лась и, более того, была широко известной, популярной. Но поскольку имя автора тек ста оказалось под запретом, судь ба песни тоже висела на волоске. Так, в ежедекадной «Сводке за прещений с 10 по 31 мая 1937 г.» Леноблгорлита указывалось, что был «задержан репертуарный сборник «Эстрада» (издательс тво «Искусство») в связи с тем, что в нем была «указана фамилия Б. Корнилова (арестованного ор ганами НКВД) как автора красно флотской песни «Путь корабля». Чтобы спасти песню от запре та, приняли соломоново решение: ленинградский поэт Александр Чуркин, позже заслуживший из вестность как автор знаменитого «Вечера на рейде», написал на ту же музыку свои слова. Этот текст и помещали в дальнейшем во всех музыкальных изданиях. Сти хотворение же Корнилова под названием «Путь корабля» вош ло в основной корпус его стихов и ныне опубликовано во многих сборниках. Если сравнивать лите ратурные достоинства обоих тек стов, то у Чуркина больше пат риотизма и пафоса, у Корнилова - чистой лирики. А в общем, кому что нравится, хотя авторы порой буквально повторяют друг друга. Вот. к примеру, отрывок из кор ниловского варианта: Впереди морские дали, кренит набок на бегу, и остались наши крали на далеком берегу. А вот слова Чуркина: Пой и смейся, дорогая, На далеком берегу! Мы морей родного края Не сдадим врагу! Совсем по-иному сложилась судьба второй песни фильма - «Марша водолазов» на сло ва Виссариона Саянова. Она на протяжении десятилетий была неофициальным водолазным гимном, не раз публиковалась в собраниях сочинений Исаака Ду наевского и по сей день для мно гих любима и памятна. Сам же фильм «Путь кораб ля» и теперь иногда показывают, продают на DVD-дисках. И пусть он кажется сегодня наивным и простоватым, зато по-прежнему остается милым и симпатичным. Особенно для нас с вами, помня щих, что эта лента начиналась когда-то с «мурманских» эпро- новских впечатлений Ивана Сер геевича Соколова-Микитова. (Продолжение следует.) Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz