Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

Внимание, мотор! ■іЯІ&ЯІІШ Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Мурманское кино (Продолжение.) 20. ВОДКОЙ ПОИЛИ ИЛОПАРЕЙ, И ИХ ОЛЕНЕЙ Т ак уж сложилось, но Кольский полуостров - то ли в силу уникальности своей природы, то ли по при­ чине творческих замыслов создателей лент или просто из соображений экономии государственных средств - в фильмах, что снимали у нас, не раз выступал в роли территорий, находящихся на другом конце страны. Небольшая заметка в «По­ лярной правде» от 23 апреля 1925 года называлась «Ки­ ноартисты в Мурманске», Читателей информировали, что «16 апреля в Мурманс­ ке производит киносъемки труппа артистов Севзап- кино для большого вновь готовящегося фильма «Се­ верное сияние». Во главе киноэкспедиции известный режиссер Н. М. Форрегер и технический руководитель Домбровский. Съемки на Мурмане продолжатся до 1-го мая с. г.». Картина рассказывала о жизни политических ссыль­ ных и русских золотоиска­ телей на Камчатке накану­ не революции и во время Гражданской войны. Таким образом, наш край впервые стал «натурой», изображав­ шей пусть тоже северную, но весьма отдаленную от него землю, а местные ло­ пари сыграли в «Северном сиянии» коренных жителей Камчатского полуострова. Это был едва ли не пер­ вый визит представителей художественного кинема­ тографа в Мурманскую гу­ бернию. Видимо, сознавая историческую значимость момента, кинодеятели дер­ жали себя соответствую­ щим образом. Форрегер, бывший в ту пору знаме­ нитостью (как-никак руко­ водитель «живой» газеты «Синяя блуза»), не только работал над своей лентой, не только прочел в клу­ бе имени Володарского лекцию о театре, но и пода­ вал пример поведения, ко­ торое так пугало незабвен­ ного Адама Казимировича Козлевича, шофера «Анти­ лопы-Гну»: Помните: «Все равно садись! - закричал Козлевич отчаянно. - Под­ везу даром. Пить не будете? Голые танцевать не будете при луне? Эх! Прокачу!». Между прочим, развязку последовавших за съемка­ ми кинокартины событий тоже можно отыскать на страницах «Золотого телен­ ка». Вот еще цитата: «Нача­ лись судебные процессы. И в каждом из них главным свидетелем обвинения вы­ ступал Адам Казимирович. Его правдивые рассказы сбивали подсудимых с ног, и они, задыхаясь в слезах и соплях, признавались во всем. Он погубил множест­ во учреждений. Последней его жертвой пало филиаль­ ное отделение областной киноорганизации, снимав­ шее в Арбатове историчес­ кий фильм «Стенька Разин и княжна». Весь филиал упрятали на шесть лет, а фильм, представлявший узкосудебный интерес, был передан в музей вещест­ венных доказательств». Не знаю, что послужи­ ло прообразом описанного Ильфом и Петровым слу­ чая, но факт есть факт - для Николая Форрегера со товарищи дело кончилось тюрьмой. 28 февраля 1928 года газета «Кино» опуб­ ликовала отчет об итогах процесса над группой ки ­ нематографистов - расхи­ тителей социалистической собственности: «В ленинградском окруж ­ ном суде слушалось дело ряда работников ленин­ градской кинофабрики. На скамье подсудимых: деся­ ток кино-людей, начиная с режиссера Форрегера и кон­ чая кассирами б, «Севзап- кино». Дело идет о растра­ тах, подлогах, фиктивных счетах, ведомостях и пр., произведенных при съем­ ке фильмов: «Северное сияние», «Минарет смер­ ти» и «9 января». Процесс вскрывает необычайную халатность, которой была пропитана вся работа лиц, представших перед судом Возьмем хотя бы режиссера Форрегера. Его экспедиция в Мурманск для засъемки некоторых эпизодов к кар­ тине «Северное сияние» - сплошное недоразумение, сплошная смехотворная ис­ тория. На далеком севере (Начало в № 146-150, 237 238. 241, 245, 247 за 2008 год и №49, 52, 54, 58, 63, 130, 133, 137, 143 за 2009 год.) происходили попойки, рас­ трачивались казенные де­ ньги. Водкой поили не толь­ ко лопарей, участвовавших в съемке, но даже оленей... Главный обвиняемый, ре­ жиссер Форрегер. признан виновным в подлогах и рас­ тратах и приговорен к трем годам лишения свободы. Администратор Рапопорт приговорен к двум годам лишения свободы, пом. ре­ жиссера Домбровский - к 6 мес. лишения свободы». Не жаловала появившу­ юся в 1926 году картину и критика, причислившая ее к разряду «художественно­ этнографических» лент и обвинившая во множестве самых дурных штампов. В общем, этот киноблин вы­ шел комом. Ч его никак нельзя ска­ зать о фильмах Сергея Герасимова «Комсомольск» и братьев Васильевых «Во- лочаевские дни», отде­ льные сцены которых сни­ мали в Хибинах весной 1937 года. Обе ленты получили хорошую прессу и заслужи­ ли симпатии зрителей. Мало кто из неспециалистов до­ гадывался, что многие кад­ ры были сделаны вовсе не на Дальнем Востоке. Между прочим, для надлежащего воплощения на экране «во- лочаевской» натуры поста­ рались не только кинопро­ фессионалы. Однажды утром жители Кировска были удивлены невиданным доселе зрели­ щем: по улицам марширова­ ли люди в шинелях и полу­ шубках, в мохнатых шапках, с винтовками и подсумками. Назойливым роем верте­ лись около ребятишки. - Смотри-ка, Николай, не узнают, - сказал один из мар­ ширующих соседу. И дейст­ вительно, трудно было уз- Максимович Исаев. Книга имела успех у читателей, и вскоре под тем же назва­ нием ее экранизировал хо­ роший приятель Семенова режиссер Борис Григорьев. В основном снимали во Вла­ дивостоке. куда по сюжету романа в 1921 году напра­ вили разведчика Владими­ рова с задачей во что бы то ни стало выяснить пла­ ны белых. Связным был его знакомый чекист Марейкис. Пароль для связи им был не нужен. Отсюда и название книги, а позже - фильма. На Кольский полуостров киногруппа приехала в мае 1967-го в поисках снега, не­ обходимого для одного из заключительных эпизодов ленты, который рассказы­ вает о событиях, произо­ шедших в окопах под Воло- чаевкой. Снимали в Кировске, по­ этому старожилы города, участвовавшие когда-то в массовке «Волочаевских дней», вероятно, испытали нечто вроде дежавю. Кар­ тина студии имени Горького с Родионом Нахапетовым в роли Владимирова-Исаева и Василием Лановым в роли Марейкиса вышла в том же году. «Пароль...» собрал в прокате 21 миллион 700 тысяч зрителей и получил приз на Всесоюзном кино­ фестивале в Ленинграде. Но вот «мурманская» сце­ на из окончательного вари­ анта ленты, увы, выпала, о чем режиссер впоследствии сильно сокрушался. О чередное наглядное воплощение в нашем крае «единства и борьбы противоположностей» про­ изошло в 1980 году, когда в Мончегорск приехали со­ здатели семисерийного ху­ дожественного телефильма «Мужество». Делали его на киевской студии имени Кадр из фильма «Северное сияние». нать знакомые лица в столь необычных нарядах. Но не­ доумение скоро рассеялось. Шагающие оказались свои­ ми, кировскими, участвую­ щими в массовке картины, которая, кстати, в черновом варианте так и называлась - «Дальний Восток». В тот же самый день дру­ гие кировчане как могли пытались изобразить удар­ ное строительство Комсо­ мольска, но только не на Амуре, а на озере Большой Вудъявр. Вместе с занятыми в фильме актерами они про­ рубали наливной канал для положенного по сценарию зимнего лесосплава. В итоге все получилось как надо, и хибинский материал полно­ стью вошел в окончатель­ ный вариант кинокартины. В небольшой заметке, поме­ щенной 12 апреля 1937 года на первой полосе «Комсо­ мольской правды», мурман­ ский журналист Константин Тюляпин обоснованно ре­ зюмировал: «Заснеженные горы Кировска прекрасно заменяют дальневосточные сопки... Сергею Васильеву нужны сопки, Сергею Гера­ симову нужна большая за­ снеженная равнина. Все это есть в Кировске». П ропустим на шкале времени ровно 30 лет и вспомним, чтоМурманская область посильно поучаст­ вовала в создании первого произведения кинематогра­ фической «Штирлицианы». Тогда, правда, еще никто не думал, что появятся и другие. Просто в 1965 году увидел свет роман молодо­ го писателя Юлиана Семе­ нова «Пароль не нужен». Именно в нем был явлен миру придуманный автором советский разведчик Все­ волод Владимирович Вла­ димиров, известный также под псевдонимом Максим Довженко по одноименному роману Веры Кетлинской, посвященному подвигу пер­ востроителей Комсомоль- ска-на-Амуре. Существенную по­ мощь в организации рабо­ ты съемочной группы нам оказывают предприятия и учреждения города, - де­ лился впечатлениями от пребывания в одном из важнейших промышленных центров Кольского полуос­ трова режиссер-постанов­ щик картины Борис Сав­ ченко. - Здесь живет народ доброжелательный и лю­ бящий кино и, несмотря на то, что все заняты на произ­ водстве, с большой охотой помогает кинематографис­ там. Всяческую поддержку оказывают горком партии и горисполком, в организа­ ционных моментах очень помогает комбинат «Севе- роникель»: предоставил в распоряжение гараж, выде­ лил пневмомашины, отбой­ ные молотки и другие инс­ трументы для рытья канала на озере. Идут навстречу нашим просьбам руково­ дители леспромхоза, авто­ колонны. Учащиеся ГПТУ № 1, 5, Мончегорского тех­ никума физической куль­ туры будут участвовать в съемках массовых сцен. Работа на северной нату­ ре началась в конце апреля. Центральную и сложнейшую сцену ледового лесосплава, в которой заняты практи­ чески все герои картины, снимали на озере Имандра. Помимо творческих проб­ лем здесь перед киногруп­ пой стояли и технические: нужно было прорубить во льду специальный канал, заранее заготовить бревна. Дубль следовал за дублем, день за днем, пока однаж­ ды Савченко не остался до­ волен отснятым. Другой эпизод, связан­ ный с убийством парторга стройки Морозова (его иг­ рал народный артист СССР Федор Шмаков), снимали в районе поселка Риж-Губа в условиях, мало похожих на зимние. «Снег еще лежал в лесных ложбинах, но уже был по-весеннему талый, описывал происходив­ шее корреспондент газеты «Мончегорский рабочий» в номере от 24 мая 1980 года. - Валенки, в которые обут артист, тут же пропи­ тываются водой. Режиссер В. Г. Горпенко и оператор- постановщик В. В. Рожко со своими ассистентами устраиваются на миниатюр­ ном плоте, на выгодном для съемок месте, увы, вода. Кинокамера следит за по­ жилым человеком, который неторопливо, опираясь на сучковатую палку, идет по лесу... Пятый дубль, вось­ мой... Пока снимаются этот и последующие эпизоды, пока с огромного валуна на Шмакова-Морозова броса­ ется, словно тигр на добычу, бывший кулак Парамонов >о (артист Ворошиловград- ского театра Михаил Голу­ бович), гример Ира Фель- дшерова пробует, хорошо ли по снегу расплывается красная краска, очень похо­ жая на кровь». В картине, по словам Бориса Савченко, было «29 главных действующих лиц». Жители Мончегорска могли увидеть, а то и по­ знакомиться с Владимиром Антоником, Натальей Анд­ рейченко, Еленой Драпеко, Александром Галибиным, Ириной Алферовой, Бог­ даном Ступкой и другими замечательными актерами. А Александр Кавалеров, известный прежде всего как исполнитель роли ху­ лигана Мамочки в «Респуб­ лике ШКИД», успел даже выступить перед учащими­ ся школы № 3. В конце мая съемочная группа уехала. Фильм появился на голу­ бых экранах в 1982 году - к полувековому юбилею Комсомольска-на-Амуре. В последние годы его не пока­ зывают, а жаль. Думается, на фоне многих нынешних скороспелых телеподелок «Мужество» смотрелось бы очень выигрышно. П ожалуй, последней по времени попыткой «перенести» на Кольский полуостров весьма удален­ ные от него места стали проходившие в нашем крае в 2006 году съемки сериала «Завещание Ленина», по­ ставленного по мотивам произведений Варлама Шаламова. Поскольку сам сериал вышел недавно и события, с ним связанные, активно обсуждались в ,о средствах массовой ин­ формации, буду краток. Воспроизвести на экране трагическую судьбу автора «Колымских рассказов» ре­ жиссеру Николаю Досталю помогали суровая природа Хибин и лагерные декора­ ции, выстроенные на горе Ловчорр под Кировском. А еще - массовка из несколь­ ких сотен северян. Свое решение снимать в Мурманской области сам Досталь объяснил так: - Конечно, мы были на Колыме, там, где сидел, а потом жил и работал в боль­ ничке Шаламов. Но чисто по техническим причинам мы не могли перебросить туда технику и 50 человек съе­ мочной группы. К тому же у нас множество съемок, для которых привлекаем артис­ тов всего на два-три дня. Ле­ теть же до Магадана девять часов. А у вас тут еще зима и пейзаж похож на Колыму. Работа над «Завещани­ ем...» продолжалась в Хи­ бинах около четырех меся­ цев. Трудились участники съемок, что называется, не за страх, а за совесть. В том числе и журналист Ми­ хаил Рыжов, рассказавший 4 мая 2006 года на страни­ цах «Мурманского вестни­ ка» об испытанных на себе сложностях кинопроцесса. Процитирую здесь лишь одну фразу из его статьи «Фабрика грез особого ре­ жима»: «- Ох уж этот «Голливуд», - ворчали потом зэки, выле­ зая из сугробов. - Из-за не­ скольких секунд второй час в снегу кувыркаемся. Да-а, нелегка жизнь киноартис­ тов...» Сериал с молодым акте­ ром Владимиром Капусти­ ным, сыгравшим Шаламова, показали по каналу «Рос­ сия» в 2007 году точно к столетию писателя. Тогда же этот двенадцатисерий­ ный фильм стал лауреатом премии «Золотой орел». (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz