Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
Внимание, мотор! ■іЯІ&ЯІІШ Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Мурманское кино (Продолжение.) 20. ВОДКОЙ ПОИЛИ ИЛОПАРЕЙ, И ИХ ОЛЕНЕЙ Т ак уж сложилось, но Кольский полуостров - то ли в силу уникальности своей природы, то ли по при чине творческих замыслов создателей лент или просто из соображений экономии государственных средств - в фильмах, что снимали у нас, не раз выступал в роли территорий, находящихся на другом конце страны. Небольшая заметка в «По лярной правде» от 23 апреля 1925 года называлась «Ки ноартисты в Мурманске», Читателей информировали, что «16 апреля в Мурманс ке производит киносъемки труппа артистов Севзап- кино для большого вновь готовящегося фильма «Се верное сияние». Во главе киноэкспедиции известный режиссер Н. М. Форрегер и технический руководитель Домбровский. Съемки на Мурмане продолжатся до 1-го мая с. г.». Картина рассказывала о жизни политических ссыль ных и русских золотоиска телей на Камчатке накану не революции и во время Гражданской войны. Таким образом, наш край впервые стал «натурой», изображав шей пусть тоже северную, но весьма отдаленную от него землю, а местные ло пари сыграли в «Северном сиянии» коренных жителей Камчатского полуострова. Это был едва ли не пер вый визит представителей художественного кинема тографа в Мурманскую гу бернию. Видимо, сознавая историческую значимость момента, кинодеятели дер жали себя соответствую щим образом. Форрегер, бывший в ту пору знаме нитостью (как-никак руко водитель «живой» газеты «Синяя блуза»), не только работал над своей лентой, не только прочел в клу бе имени Володарского лекцию о театре, но и пода вал пример поведения, ко торое так пугало незабвен ного Адама Казимировича Козлевича, шофера «Анти лопы-Гну»: Помните: «Все равно садись! - закричал Козлевич отчаянно. - Под везу даром. Пить не будете? Голые танцевать не будете при луне? Эх! Прокачу!». Между прочим, развязку последовавших за съемка ми кинокартины событий тоже можно отыскать на страницах «Золотого телен ка». Вот еще цитата: «Нача лись судебные процессы. И в каждом из них главным свидетелем обвинения вы ступал Адам Казимирович. Его правдивые рассказы сбивали подсудимых с ног, и они, задыхаясь в слезах и соплях, признавались во всем. Он погубил множест во учреждений. Последней его жертвой пало филиаль ное отделение областной киноорганизации, снимав шее в Арбатове историчес кий фильм «Стенька Разин и княжна». Весь филиал упрятали на шесть лет, а фильм, представлявший узкосудебный интерес, был передан в музей вещест венных доказательств». Не знаю, что послужи ло прообразом описанного Ильфом и Петровым слу чая, но факт есть факт - для Николая Форрегера со товарищи дело кончилось тюрьмой. 28 февраля 1928 года газета «Кино» опуб ликовала отчет об итогах процесса над группой ки нематографистов - расхи тителей социалистической собственности: «В ленинградском окруж ном суде слушалось дело ряда работников ленин градской кинофабрики. На скамье подсудимых: деся ток кино-людей, начиная с режиссера Форрегера и кон чая кассирами б, «Севзап- кино». Дело идет о растра тах, подлогах, фиктивных счетах, ведомостях и пр., произведенных при съем ке фильмов: «Северное сияние», «Минарет смер ти» и «9 января». Процесс вскрывает необычайную халатность, которой была пропитана вся работа лиц, представших перед судом Возьмем хотя бы режиссера Форрегера. Его экспедиция в Мурманск для засъемки некоторых эпизодов к кар тине «Северное сияние» - сплошное недоразумение, сплошная смехотворная ис тория. На далеком севере (Начало в № 146-150, 237 238. 241, 245, 247 за 2008 год и №49, 52, 54, 58, 63, 130, 133, 137, 143 за 2009 год.) происходили попойки, рас трачивались казенные де ньги. Водкой поили не толь ко лопарей, участвовавших в съемке, но даже оленей... Главный обвиняемый, ре жиссер Форрегер. признан виновным в подлогах и рас тратах и приговорен к трем годам лишения свободы. Администратор Рапопорт приговорен к двум годам лишения свободы, пом. ре жиссера Домбровский - к 6 мес. лишения свободы». Не жаловала появившу юся в 1926 году картину и критика, причислившая ее к разряду «художественно этнографических» лент и обвинившая во множестве самых дурных штампов. В общем, этот киноблин вы шел комом. Ч его никак нельзя ска зать о фильмах Сергея Герасимова «Комсомольск» и братьев Васильевых «Во- лочаевские дни», отде льные сцены которых сни мали в Хибинах весной 1937 года. Обе ленты получили хорошую прессу и заслужи ли симпатии зрителей. Мало кто из неспециалистов до гадывался, что многие кад ры были сделаны вовсе не на Дальнем Востоке. Между прочим, для надлежащего воплощения на экране «во- лочаевской» натуры поста рались не только кинопро фессионалы. Однажды утром жители Кировска были удивлены невиданным доселе зрели щем: по улицам марширова ли люди в шинелях и полу шубках, в мохнатых шапках, с винтовками и подсумками. Назойливым роем верте лись около ребятишки. - Смотри-ка, Николай, не узнают, - сказал один из мар ширующих соседу. И дейст вительно, трудно было уз- Максимович Исаев. Книга имела успех у читателей, и вскоре под тем же назва нием ее экранизировал хо роший приятель Семенова режиссер Борис Григорьев. В основном снимали во Вла дивостоке. куда по сюжету романа в 1921 году напра вили разведчика Владими рова с задачей во что бы то ни стало выяснить пла ны белых. Связным был его знакомый чекист Марейкис. Пароль для связи им был не нужен. Отсюда и название книги, а позже - фильма. На Кольский полуостров киногруппа приехала в мае 1967-го в поисках снега, не обходимого для одного из заключительных эпизодов ленты, который рассказы вает о событиях, произо шедших в окопах под Воло- чаевкой. Снимали в Кировске, по этому старожилы города, участвовавшие когда-то в массовке «Волочаевских дней», вероятно, испытали нечто вроде дежавю. Кар тина студии имени Горького с Родионом Нахапетовым в роли Владимирова-Исаева и Василием Лановым в роли Марейкиса вышла в том же году. «Пароль...» собрал в прокате 21 миллион 700 тысяч зрителей и получил приз на Всесоюзном кино фестивале в Ленинграде. Но вот «мурманская» сце на из окончательного вари анта ленты, увы, выпала, о чем режиссер впоследствии сильно сокрушался. О чередное наглядное воплощение в нашем крае «единства и борьбы противоположностей» про изошло в 1980 году, когда в Мончегорск приехали со здатели семисерийного ху дожественного телефильма «Мужество». Делали его на киевской студии имени Кадр из фильма «Северное сияние». нать знакомые лица в столь необычных нарядах. Но не доумение скоро рассеялось. Шагающие оказались свои ми, кировскими, участвую щими в массовке картины, которая, кстати, в черновом варианте так и называлась - «Дальний Восток». В тот же самый день дру гие кировчане как могли пытались изобразить удар ное строительство Комсо мольска, но только не на Амуре, а на озере Большой Вудъявр. Вместе с занятыми в фильме актерами они про рубали наливной канал для положенного по сценарию зимнего лесосплава. В итоге все получилось как надо, и хибинский материал полно стью вошел в окончатель ный вариант кинокартины. В небольшой заметке, поме щенной 12 апреля 1937 года на первой полосе «Комсо мольской правды», мурман ский журналист Константин Тюляпин обоснованно ре зюмировал: «Заснеженные горы Кировска прекрасно заменяют дальневосточные сопки... Сергею Васильеву нужны сопки, Сергею Гера симову нужна большая за снеженная равнина. Все это есть в Кировске». П ропустим на шкале времени ровно 30 лет и вспомним, чтоМурманская область посильно поучаст вовала в создании первого произведения кинематогра фической «Штирлицианы». Тогда, правда, еще никто не думал, что появятся и другие. Просто в 1965 году увидел свет роман молодо го писателя Юлиана Семе нова «Пароль не нужен». Именно в нем был явлен миру придуманный автором советский разведчик Все волод Владимирович Вла димиров, известный также под псевдонимом Максим Довженко по одноименному роману Веры Кетлинской, посвященному подвигу пер востроителей Комсомоль- ска-на-Амуре. Существенную по мощь в организации рабо ты съемочной группы нам оказывают предприятия и учреждения города, - де лился впечатлениями от пребывания в одном из важнейших промышленных центров Кольского полуос трова режиссер-постанов щик картины Борис Сав ченко. - Здесь живет народ доброжелательный и лю бящий кино и, несмотря на то, что все заняты на произ водстве, с большой охотой помогает кинематографис там. Всяческую поддержку оказывают горком партии и горисполком, в организа ционных моментах очень помогает комбинат «Севе- роникель»: предоставил в распоряжение гараж, выде лил пневмомашины, отбой ные молотки и другие инс трументы для рытья канала на озере. Идут навстречу нашим просьбам руково дители леспромхоза, авто колонны. Учащиеся ГПТУ № 1, 5, Мончегорского тех никума физической куль туры будут участвовать в съемках массовых сцен. Работа на северной нату ре началась в конце апреля. Центральную и сложнейшую сцену ледового лесосплава, в которой заняты практи чески все герои картины, снимали на озере Имандра. Помимо творческих проб лем здесь перед киногруп пой стояли и технические: нужно было прорубить во льду специальный канал, заранее заготовить бревна. Дубль следовал за дублем, день за днем, пока однаж ды Савченко не остался до волен отснятым. Другой эпизод, связан ный с убийством парторга стройки Морозова (его иг рал народный артист СССР Федор Шмаков), снимали в районе поселка Риж-Губа в условиях, мало похожих на зимние. «Снег еще лежал в лесных ложбинах, но уже был по-весеннему талый, описывал происходив шее корреспондент газеты «Мончегорский рабочий» в номере от 24 мая 1980 года. - Валенки, в которые обут артист, тут же пропи тываются водой. Режиссер В. Г. Горпенко и оператор- постановщик В. В. Рожко со своими ассистентами устраиваются на миниатюр ном плоте, на выгодном для съемок месте, увы, вода. Кинокамера следит за по жилым человеком, который неторопливо, опираясь на сучковатую палку, идет по лесу... Пятый дубль, вось мой... Пока снимаются этот и последующие эпизоды, пока с огромного валуна на Шмакова-Морозова броса ется, словно тигр на добычу, бывший кулак Парамонов >о (артист Ворошиловград- ского театра Михаил Голу бович), гример Ира Фель- дшерова пробует, хорошо ли по снегу расплывается красная краска, очень похо жая на кровь». В картине, по словам Бориса Савченко, было «29 главных действующих лиц». Жители Мончегорска могли увидеть, а то и по знакомиться с Владимиром Антоником, Натальей Анд рейченко, Еленой Драпеко, Александром Галибиным, Ириной Алферовой, Бог даном Ступкой и другими замечательными актерами. А Александр Кавалеров, известный прежде всего как исполнитель роли ху лигана Мамочки в «Респуб лике ШКИД», успел даже выступить перед учащими ся школы № 3. В конце мая съемочная группа уехала. Фильм появился на голу бых экранах в 1982 году - к полувековому юбилею Комсомольска-на-Амуре. В последние годы его не пока зывают, а жаль. Думается, на фоне многих нынешних скороспелых телеподелок «Мужество» смотрелось бы очень выигрышно. П ожалуй, последней по времени попыткой «перенести» на Кольский полуостров весьма удален ные от него места стали проходившие в нашем крае в 2006 году съемки сериала «Завещание Ленина», по ставленного по мотивам произведений Варлама Шаламова. Поскольку сам сериал вышел недавно и события, с ним связанные, активно обсуждались в ,о средствах массовой ин формации, буду краток. Воспроизвести на экране трагическую судьбу автора «Колымских рассказов» ре жиссеру Николаю Досталю помогали суровая природа Хибин и лагерные декора ции, выстроенные на горе Ловчорр под Кировском. А еще - массовка из несколь ких сотен северян. Свое решение снимать в Мурманской области сам Досталь объяснил так: - Конечно, мы были на Колыме, там, где сидел, а потом жил и работал в боль ничке Шаламов. Но чисто по техническим причинам мы не могли перебросить туда технику и 50 человек съе мочной группы. К тому же у нас множество съемок, для которых привлекаем артис тов всего на два-три дня. Ле теть же до Магадана девять часов. А у вас тут еще зима и пейзаж похож на Колыму. Работа над «Завещани ем...» продолжалась в Хи бинах около четырех меся цев. Трудились участники съемок, что называется, не за страх, а за совесть. В том числе и журналист Ми хаил Рыжов, рассказавший 4 мая 2006 года на страни цах «Мурманского вестни ка» об испытанных на себе сложностях кинопроцесса. Процитирую здесь лишь одну фразу из его статьи «Фабрика грез особого ре жима»: «- Ох уж этот «Голливуд», - ворчали потом зэки, выле зая из сугробов. - Из-за не скольких секунд второй час в снегу кувыркаемся. Да-а, нелегка жизнь киноартис тов...» Сериал с молодым акте ром Владимиром Капусти ным, сыгравшим Шаламова, показали по каналу «Рос сия» в 2007 году точно к столетию писателя. Тогда же этот двенадцатисерий ный фильм стал лауреатом премии «Золотой орел». (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz