Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Мурманское кино (Продолжение. Начало в № 146- ISO, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 год и №49, 52, 54, 58, 63, 130, 133, 137 за 2009 год.) 19. Кого дернуло еще валюту тратить? Н е успели остыть угли сго ревшего накануне вече ром берлинского рейхстага, а секретарь Эрвина Пискатора писала его отцу: «У Вашего сына была полиция уже в поло вине шестого утра. Какое счас тье, что его нет в Берлине». Сам Пискатор - выдающийся не мецкий театральный деятель, коммунист и режиссер-нова- тор, находился тогда в СССР, где работал над «Восстанием рыбаков». «Этот фильм сохра нил мне жизнь», - вспоминал он позже. Судьба «Восстания...» насколько уникальна, настоль ко и малоизвестна. И напрямую связана с Мурманском. Летом 1930 года итальянец Франческо Мизиано, возглав лявший советскую студию «Межрабпомфильм», в задачи которой входило в том числе и осуществление международ ных киносвязей, предложил Пискатору сделать полномет ражную художественную ленту. Режиссер хотел снять фильм, который повлиял бы ни много ни мало на политическую си туацию в Германии, и вдобавок помочь полученным гонораром своему материально бедству ющему театру и предложение принял. К тому моменту на счету зна менитого немца было 12 корот кометражек. Одиннадцать из них он с успехом включал в свои театральные постановки. «Кар тины хроники, отрезки разных художественных фильм (так в оригинале. - Ред.), специально заснятых сцен чередуются с необыкновенно четко постро енной эмоциональной логикой, - делился в 1927-м впечатлени ями от посещения театра Пис катора Анатолий Луначарский. - Они как будто падают на вас, гигантские видения вовлекают вас в водоворот событий, год за годом рисуются перед вами с их крупнейшими проявлени ями». Нарком просвещения, осуществлявший роль своеоб разного моста между республи кой Советов и западным куль турным миром, предсказывал Пискатору-кинематографисту большое будущее. 19 апреля 1931 года режиссер приехал в Москву и немедленно присту пил к работе. Первоначально сюжетной ос новой ленты должна была стать книга Теодора Пливье «Кули кайзера» о мятеже моряков не мецкого императорского флота в 1918 году. Но вскоре замысел изменился. Основу сценария составил роман Анны Зегерс «Восстание рыбаков Святой Барбары» в переводе Алексан дра Дейча. Это произведение, получившее, кстати, одну из самых престижных литератур ных наград Германии - премию Генриха Клейста, повествует о поражении восстания рыбаков, доведенных до нищеты и отча яния. Богатые судовладельцы со кращают число матросов на траулерах и уменьшают им зарплату. Моряки объявляют забастовку и посылают в Бар бару - центральный поселок побережья - своего предста вителя - Гулля. Туда же едет судовладелец Бредель, чтобы вербовать рыбаков в штрейк брехеры. Сперва такая тактика приносит успех, но спустя ка кое-то время вызванные Бре- делем солдаты убивают рыба ка Кеденека. Конец его жизни и становится в итоге началом восстания. В целом роман впол не укладывался в нужные «Межрабпомфильму» идеоло гические рамки. Картину пла нировалось снять на немецком языке, с немецкими актерами и распространять прежде всего в Германии. На пресс-конферен ции в Москве 15 июня 1931 года Пискатор объявил о запуске ленты в производство и сразу после этого приступил к съем кам... в Мурманске. С уровая природа Кольско го полуострова как не льзя лучше отвечала замыслу режиссера отразить на экране беспросветно мрачную, полную невзгод и лишений жизнь ры баков. Кроме того, часть собы тий происходила на траулерах, а Мурман уже тогда являлся главным в стране центром тра лового лова. Это был период активного развития рыбной промышленности нашего края. Шло социалистическое со ревнование между Северным и Дальневосточным рыбны ми бассейнами. Незадолго до приезда киногруппы капитан Александр Егоров открыл в Ба ренцевом море новый промыс ловый район - Гусиную банку. А в период съемок ушел в первый рейс первый дизельный трау лер РТ-47 «Союзрыба». В об щем, кинематографистам было что посмотреть и что показать зрителям. Снимали в Кольском Заполя рье только натуру, без участия профессиональных актеров, которых еще только предсто яло утвердить. При этом Пис катор, человек увлекающийся и энергичный, лично взялся за изучение основ работы с тралом. Он выходил в море на судах Севгосрыбтреста, до тошно вникал во все стадии производственного процесса и старался если и не принять не посредственное участие в каж дой из них, то, по крайней мере, уяснить суть происходящего и со скрупулезной точностью зафиксировать все на пленку. Интерес немецкого режиссе ра к рыбацкому труду, можно сказать, был продиктован на генетическом уровне: ведь его фамилия - Piscator - в переводе с латыни означает... рыбак. В письме к оператору Миха илу Кириллову режиссер от мечал, что из первого метража особенно удачно получились именно сцены, связанные с рыбацким трудом. «После про смотра этих кадров, - пояснял он, - я был убежден в том, что их надо делать больше, даже если мы не сможем употребить их в фильме». Кроме того, не поддельный энтузиазм вызы вали у Пискатора северные пейзажи. «...Вообще восхища ют «романтические» кадры облаков, побережья, моря и т. д. Вы старый романтик, - пи сал он 26-летнему Кириллову. - Вы мне нужны в Одессе». В середине июля 1931 года съе мочная группа «Восстания ры баков» покинула Мурманск и с побережья Баренцева моря переместилась на берег моря Черного. Вскоре туда приехали со гласившиеся сниматься 14 ар тистов Немецкого революцион ного театра и приглашенный на роль Кеденека Пауль Вегенер - звезда германского немого кино. Однако дело шло мед ленно. Пискатор, всегда нахо дившийся в творческом поиске, экспериментировал с актерами и камерой, предъявлял «Меж- в 30-е годы руководителем театра ВЦСПС, роль Бределя досталась Сергею Мартинсону, в матроса Гулля перевоплотил ся Николай Гладков. Работа кинематографистов в Одессе закончилась в октябре 1932- го, но Пискатор не вернулся на родину, как намечалось ранее. «Я все еще нахожусь в разгаре съемок», - сообщал он родите лям в Германию. В июне 1933-го в Москве на чались павильонные съемки, завершившиеся в середине июля. Потом режиссер на не сколько дней поехал в Ленинг рад, чтобы обсудить музыку к фильму с композитором Юри ем Шапориным. В августе он начал монтировать картину, в которой от первого - немецкого - варианта не осталось ничего. Точнее, почти ничего. Мурман ские кадры, отснятые в самом начале работы над лентой, на столько легли на душу Пискато ру, что он включил их во второй - русский - вариант фильма. «Восстание рыбаков» долж но было появиться на экранах в октябре 1933-го. Но после прихода в начале года к власти в Германии Гитлера обстанов ка в мире стала меняться бук вально с каждым днем. Чтобы сохранить политическую акту- Эрвин Пискатор. Кадр из фильма «Восстание рыбаков». рабпомфильму» непомерные материальные и технические запросы и до конца сезона су мел отснять только две сцены, правда ключевые: столкнове ние в таверне между Гуллем и Бределем и митинг солидар ности. В результате постановоч ные сроки были сорваны, труппа разъехалась, а Писка тор, договорившись с Мизиано продолжить работу следующей весной,вернулся в Берлин.Там он дал интервью о своей рабо те в СССР, в котором подвел неутешительные итоги: «Я рас считывал пробыть в России два месяца, а просидел целый год. Должен признаться, что поста вить картину в советских усло виях - дело нелегкое... Я иско лесил всю Россию, а из фильма ничего не вышло... Для фильма «Восстание рыбаков Св. Барба ры» я писал сценарий с русским ассистентом Гребнером. Меся цы тянулось «приспособление» сценария к требованиям совет ского дня. Наконец одобрили. Отправились крутить в Одессу. Здесь ателье не было готово. Наступил сентябрь. О съемках нельзя было думать». Не остался забытым и Мур манск. Режиссер, который, по словам близких ему людей, «всегда вынашивал сотню пла нов, прежде чем реализовать хоть один», рассказал в ин тервью о проекте, задуманном после посещения Кольского по луострова параллельно «Вос станию...» и связанном с нашим краем: «Хотели начать «натур ный» фильм,собирались в Мур манск. Забраковали сценарий. Съемки отложены на март». К сожалению, «мурманская» идея Эрвина Пискатора так и осталась невоплощенной. В 1932 году положение изме нилось: в связи с усилением цен зуры в Германии фильм больше не мог быть рассчитан исклю чительно на немецкую публику. Поэтому съемки начались за ново - с русскими актерами, на русском языке, с последующим прокатом готовой ленты в Со ветском Союзе и, с субтитрами, в других странах Европы. Глав ную роль - Кеденека - теперь играл Алексей Дикий, бывший альность ленты, Пискатору при шлось производить множество мелких досъемок. Например, он изменил конец сцены ми тинга: в новой версии Бредель пускается на провокацию: он поджигает свой дом, и пожар срывает собрание. Это был, по словам самого режиссера, «ма ленький поджог рейхстага» и намек на происходивший в кон це 1933 года Лейпцигский про цесс. Претерпела изменения и музыка к картине. Подобные переделки и дора ботки задержали выход филь ма еще на полгода. «Это все еще так затягивается из-за ме лочей», - писал Пискатор Брех ту. Ленту удалось завершить лишь в середине марта 1934-го, после почти трехлетней рабо ты. Позже режиссер призна вался, что его попытки сде лать картину злободневной не всегда достигали цели. «Гитлер оказался лучшим режиссером, он работал быстрее, - утверж дал Пискатор в своем дневни ке. - И все-таки, с точки зрения моих политических убеждений, я горжусь этим фильмом. Он был попыткой... противостоять грозящей катастрофе». П ервый показ «Восста ния рыбаков» состоялся 5 апреля 1934 года, а премьера - 5 октября в кинотеатре Парка культуры и отдыха имени Горь кого. В дальнейшем картина с успехом шла по стране, а в са мом конце года добралась и до Мурманска. Пышное объявле ние, помещенное на последней странице «Полярной правды», гласило: «Звуковой кинотеатр «Северное сияние». Тел. 8-09 - 1 звонок. НЕ ПРОПУСТИТЕ! 26-27 декабря большой поста новочный звуковой фильм по роману Анны Зегерс «ВОССТА НИЕ РЫБАКОВ». Участ. Эмма Цесарская, А. Д. Дикий, К. В. Эггерт. Начало сеансов в 7, 8.30 и 10 час. веч.». Мнения критиков относи тельно ленты полярно разде лились. Задолго до официаль ной премьеры,22 мая, в газете «Кино» появилась рецензия сценариста Осипа Брика «Пло ды сепаратизма». Намекая на искусственность созданных в «Восстании...» образов, Брик утверждал: «Живых людей в фильме нет». И прогнозировал: «Он (советский зритель) будет скучать», - а также упрекал режиссера в незнании этого самого зрителя: «...Надо было тесней связать Пискатора с советской действительностью и, в первую очередь, с советс кими людьми, с советским зри телем, который много знает, много видел... За 17 лет совет ский зритель проделал огром ный путь, которого Пискатор не проделал». Брику решительно и энергич но ответили пять режиссеров «Межрабпомфильма», коллеги Пискатора Пудовкин, Шней деров, Барнет, Андриевский и Мутанов. 10 июня «Известия» опубликовали их совместную статью, в которой они оценили ленту как «результат огромно го творческого труда, итог ис каний театрального мастера, смело поставившего перед со бой задачу обогатить кинема тографию приемами смежных искусств». Высказался по поводу филь ма и главный «критик» страны. Правда, о его точке зрения зна ли немногие. Руководитель со ветской киноиндустрии тех лет Борис Захарович Шумяцкий, устраивавший в Кремле закры тые кинопросмотры для Стали на, после показа вождю ленты Пискатора отметил следую щее: «Беглая запись замечаний И. В. на просмотре с 21 ч. 48 м. 13.V. до 1 ч. 20 м. 14.V. - 34 г. И. В. начал с вопроса, кто ста вит такие нудные, мрачные картины, как «Восстание рыба ков», кто их принимает? Указал, что ведь мрачность подобных фильм порочна по существу. Б. Ш. - указывает, что поста новка была начата еще с 31 г. и преследовала цели исполь зовать огромную театральную культуру крупнейшего европей ского режиссера Пискатора, что фильма эта действительно не массовая, но что в ней мес тами показан огромный класс работы с актером, в чем многие наши режиссеры отстают. И. В.: Дело не в этом, а во влиянии на зрителя. Картина беспросвет но мрачна, нарочито холодна. Зачем такие фильмы, кого они трогают, кто будет их смотреть, для кого их делают? К тому же говорят, что на нее истрачены непомерные суммы советских денег и даже валюты. К чему это, кого дернуло еще валю ту тратить?.. Денег затрачена уйма, и картина получилась крайне плохая, ненужная». Д ействительно, вместо ут вержденных 786 тысяч рублей лента обошлась почти вдвое дороже - в миллион 539 тысяч. Причины? Снимали дол го, множество исправлений и переделок, да и Пискатор де ньги считать не привык. Рабо тавший с ним в ту пору бок о бок Ханс Роденберг написал: «Экономия была не для него. Он жил в изобилии и использо вал большую часть ежегодных ассигнований на производ ство». Что касается мрачнос ти и холодности картины, они, кстати, во многом обусловлены кадрами, снятыми в Мурманске и как бы задающими колорит всему фильму. Таким образом, значитель ную часть упреков вождя мож но переадресовать нашей за полярной природе. Впрочем, на вкус и цвет, как известно, товарищей нет. Оргвыводов из Кремля не последовало. Дочь Сталина Светлана Аллилуева вспоминала: «В те времена - до войны - еще не было принято критиковать фильмы и застав лять их переделывать... Даже если что-то и не совсем было по вкусу, то это не грозило судьбе фильма и его создателя. «Раз нос» чуть ли не каждого нового фильма стал обычным делом лишь после войны». В начале 1935 года «Восста ние рыбаков» вышло на экраны европейских стран. Картину снабдили субтитрами на анг лийском, датском, испанском, немецком и французском язы ках. Во Франции из-за протес тов цензуры ленту крутили только на закрытых сеансах. О ее воздействии на зрителей можно судить хотя бы по тому, что в Касабланке - крупнейшем порту Марокко, бывшего тогда французским протекторатом, рыбаки и матросы на следую щий день после показа «Вос стания...» создали свой проф союз. 11 декабря 1936 года в Париже состоялась премьера фильма для немцев - изгнанни ков из фашистской Германии. К тому моменту Пискатор уже навсегда покинул Советский Союз. Он уехал 8 июля 1936-го. Начинался великий террор, и Вильгельм Пик, возглавляв ший московскую организацию Коммунистической партии Германии, многократно посы лал режиссеру разнообразные предупреждения, советуя не возвращаться в СССР. Еще несколько раз Пискатор при нимался за кинопостановки, но «Восстание рыбаков» так и осталось его единственной полнометражной картиной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz