Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
Внимание, мотор! Мурманское кино Увидеть себя на экране ни в главной роли, ни д аж е в эпизоде мне, увы, не довелось. Хотя возможность была. Воинская часть на Украине, где я служил, посылала людей для массовки одного из фильмов о Великой Отечественной. Но - не сложилось. Так что этотцикл статей в каком-то смысле воплощение несбывшегося. Начиная его, напишу рядом два слова: «мурманское кино...» Иной недоуменно спросит - да разве такое было? Кто-то навскидку припомнит два-три фильма последнего времени, снимавшихся на Кольском полуострове. Знатоки напрягут память и назовут еще несколько советских картин. И все! А ведь это только верхушка айсберга, мощное основание которого покоится в глубине минувшего века, скрыто в толще ушедших лет. По одним данным, более 60 картин делались полностью или частично в нашем крае, по другим - более 100. Здесь жили и работали прекрасные актеры и режиссеры. Во время съемок происходили захватывающие истории. «Мурманские» фильмы имели разную судьбу, на них по-разному реагировали зрители и критики. В общем, есть на чем остановиться подробнее. И пусть мое повествование станетдля читателей экскурсом в малознакомое прошлое, «окном» в далекую юность, шансом больше узнать о современном кинематографе, а в целом поможет открыть еще одну увлекательную страницу истории Кольского Заполярья. 1. АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР Вот вам для начала одна из не разгаданных мной загадок. В кад ре - человек с ножом, явно пред ставитель какой-то северной на родности. Нож занесен для удара по другому человеку, лежащему на снегу. Рядом - нарты с поклажей. Фотоснимок с кадра опубликова ла 18 декабря 1939 года «Поляр ная правда», повествовавшая о новых лентах. Картина называ лась «Гость». «Часть съемок этого фильма, - сообщала газета, - про изводилась в Кировске». Однако в каталоге кинопродукции тех лет такого фильма нет. Обычное дело: рабочее название и его итоговый вариант отличаются друг от дру га, Но о чем была картина, кто в ней снимался, каковы были обсто ятельства съемок, остается пока только догадываться... Говорят, все мы родом из дет ства. Что касается мурманского кино, это действительно так. Во всяком случае, уже в довоенное время определилось место Коль ского Севера в системе киношных координат, обозначились тенден ции, ярко проявившиеся в даль нейшем. И тому имелись свои при чины. Ранний кинематограф был падок на экзотику, которой на Се вере хоть отбавляй. Экзотике со путствовал официальный «поко- рительный» пафос, и соединение этих двух условий на многие годы сделало полярные пространства объектом пристального внимания отечественного кино. Ну а Коль ский полуостров - самая близкая, самая доступная, наконец, самая освоенная северная территория России. Вот почему именно с него все и началось. Первым в СССР игровым филь мом на северном материале стала лента «Песнь тундры» режиссера Александра Пантелеева, появив шаяся в 1926 году. Речь шла в духе той эпохи о конфликте саамов- лопарей со скупщиками пушнины, в котором на стороне угнетенных аборигенов принимает активное участие ссыльный революционер. Заканчивалось все, разумеется, оптимистически: победой нового строя над отжившим свое «про клятым» прошлым. К сожалению, эта еще немая «Песнь тундры» до нас не дошла, но тогда она «про звучала» на всю страну, и совет ские кинодеятели расслышали ее очень даже хорошо. С тех пор одним из векторов развития «важ нейшего из искусств» оставался арктический, северный. Другой темой, привлекавшей внимание мастеров кино, стала, что тоже понятно, Гражданская война. События, происходившие на Мурмане в период интервен ции, были своего рода золотой жи лой, доступной, пока оставались в живых свидетели и участники тех событий, к разработке «открытым способом». В 1933 году на экраны вышел фильм «Белый камень». А в 1938-м на страницах «Полярной правды» старый саам - герой рас сказа Павла Лукницкого «Олени бегут» вспоминал о нем так: «На берегу моря становище Иоканьгу знаешь?.. Там есть скала... Когда англичане в девятнадцатом году приходили, там каторгу сделали, тюрьму на скалах, море кругом... Там и сейчас кости наших людей лежат... Начальник был - зверь, выведет наших людей, курит сига ру, сам целится по несколько ми нут то в одного, то в другого. Лю дей мучает, убьет двух или трех, они падают со скалы... Остальных - обратно, чтоб на следующий день помучить... Я тоже там был. Наши, спасибо, пришли, жив остался... А потом, пять лет назад, из Ленин града сюда кинорежиссер при ехал делать об этом картину. По нимаешь, меня пригласил, я все показывал и сам тоже играл, мне сказали: я хороший артист. Я в Ле нинград с оленями ездил. Понима- Сергей Герасимов. ешь, в Европейской гостинице три месяца жил, в павильоне снимал ся!.. Хорошее время, хорошая вы шла картина. Всюду ее возили, и в Лондон, я слышал, возили показы вать. Очень нравилась английским рабочим». Великое немое... Представляю себе киносеансы тех лет. Тесные зальчики «синема» - прокуренные, устланные по полу вместо ковров шелухой от семечек. Таперов, иг рающих, как умеют, на дребезжа щих, расстроенных инструментах. И зрителей, жадно внимающих происходящему на экране, ве рящих в реальность волшебного «зазеркалья» до такой степени, которая и не снилась нам, нынеш ним, с ленивой ухмылкой просмат ривающим на DVD очередную ме лодраму: мол, что еще придумали. Впрочем, наивное отождествление жизни экранной и истинной имело свою темную сторону. Романтика была поставлена на службу про паганде. Кино, как и прочие виды творчества, оказалось втиснутым в прокрустово ложе соцреализма, а все выступающее за его рамки обрубалось... пардон, вырезалось без всякой жалости. Хотя это не мешало настоящим мастерам со здавать свои шедевры. В 1934 году всю страну облетело известие об одиссее челюскинцев и о перелете Валерия Чкалова че рез Северный полюс. Под звуки бравурного марша «Когда страна быть прикажет героем, у нас ге роем становится любой», Арктика вошла буквально в каждый дом. На этом фоне появившиеся в 1936 году уже звуковые «Семеро сме лых» Сергея Герасимова обрели огромную популярность и стали по-настоящему знаковой, как ска зали бы ныне, «культовой» карти ной. Почти весь этот фильм был снят в нашем крае, и мурманчане по-своему способствовали успеху будущего фильма, стараясь со здать киногруппе благоприятные условия для работы. Позднее Ге расимов вспоминал: «Мы жили в Заполярье чуть ли не целый год. Снимали и на Кольском полуос трове, и на Рыбачьем, и на Киль- дине. .. Чуть лине все события, по служившие сюжету, были пережи ты участниками съемок. Они жили среди непуганых птиц на островах Баренцева моря, осваивали лыжи и парашют в Хибинах. Сколько раз, подобно героям фильма, им приходилось пробиваться через внезапную пургу, сколько раз в поисках натуры они совершали многокилометровые переходы... Правда, коллектив поддерживало теплое участие местных жителей. Они выделяли кинематографи стам людей, питание и даже един ственное имеющееся сухопутное транспортное средство - лошадь 36 лет, потерявшую зубы и питав шуюся моченым хлебом...» Тот же Герасимов чуть позже открыл и другое важное для кино свойство Кольского полуострова - его рельеф и природа столь бо гаты и разнообразны, что могут при необходимости заменить лю бой северный регион. И не только северный. В 1937 году Сергей Ап- полинарьевич снимал в Кировске натуру для своего нового фильма «Комсомольск», посвященного ударной стройке на Дальнем Вос токе. После него снимать дальне восточные кадры туда приехали находившиеся на гребне славы братья Васильевы - создатели ле гендарного «Чапаева». Их новая картина «Волочаевские дни», ко торая делалась под Ленинградом, оказалась под угрозой срыва из-за целого ряда форсмажорных обсто ятельств. Помогли Хибины. Сами режиссеры описывали ситуацию так: «Нужно было заготовить на месте ряд построек хозяйствен ных и декоративных... Когда мы все это сделали, затратив очень солидные суммы, и приступили к съемке, началось таяние. Мы немедленно стали искать, куда перебросить. Нашли выход - в Ки- ровск. И опоздай мы на два-три дня, не сняли бы зимнюю натуру». Накануне Великой Отечественной мурманская пресса уже писала о Кировске как о «любимом месте советских кинематографистов». Вооруженные конфликты по следних предвоенных лет дали советскому кино новый материал для творчества. Именно в это вре мя становится звездой первой ве личины замечательный актер Ни колай Крючков, сыгравший среди прочего командира-пограничника в фильме «Граница» и демобилизо ванного танкиста в «Трактористах». Череду созданных им на экране «армейских» образов продолжил разведчик Байков - главный герой фильма «В тылу врага». Картина рассказывала о событиях войны с белофиннами, рабочее название ее было «Юпитер второй», и тру диться над ней приехала в Кировск весной 1941-го съемочная груп па киностудии «Союздетфильм» во главе с режиссером Евгением Шнейдером. Крючкову, разумеет ся, уделялось особое внимание. «Николай Афанасьевич, - сообща ла газета «Комсомолец Заполя рья», - приехал, не отдохнув после работы над музыкальной комедией «Свинарка и пастух», где он под руководством режиссера Пырьева снимался в новой комедийной роли вместе с Мариной Ладыниной». За канчивали фильм спустя несколько месяцев, когда враг стоял на под ступах к Москве. Премьера прохо дила на передовой. Вот что писал о ней Крючков в своих мемуарах: «Показывали ленту в лесу, в каком- то сарае, под прикрытием боевого охранения. Мы, артисты, изрядно волновались, и не без оснований: события, о которых шла речь в фильме, по сравнению с теми, что происходили в действительности, выглядели... не слишком уж серьез ными, поверхностными, наивными, что ли. Но как реагировали бойцы! Насколько они были великодушны к нашим очевидным промахам и на тянутостям, как радовались тому, что враг бежит хотя бы на экране, как верили в неизбежность нашей победы!» Последним фильмом мирного времени, съемки которого проходи ли в нашем крае, оказалась карти на «Дальнее плавание». Работа над ней стала данью мощному росту рыбодобывающей промышленнос ти и определила на десятилетия вперед еще одну тенденцию, еще одну тему - рыбацкую. «Дальнее плавание», - поясняли в июне 41-го мурманские газетчики, - будет ге роико-приключенческим фильмом, основной линией которого являет ся становление и формирование образа молодого человека нашего времени. Действие фильма развер тывается в Мурманском траловом флоте». Натуру отсняли в Мурман ске. Киношники ожидали выхода в море, наркомат рыбной промыш ленности уже выделил для работы над картиной специальный трау лер, но... Наряду со множеством других планов война разрушила и этот. На несколько лет единствен ными работающими в Мурманске деятелями кино стали фронтовые операторы, единственными сни мавшимися фильмами - военные хроники. К художественным карти нам вернулись лишь после победы. Но об этом - в другой раз. (Продолжение следует.) Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz