Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

Внимание, мотор Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Мурманское кино (Продолжение. Начало в № 146-150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 год и №49, 52, 54, 58, 63, 130, 133 за 2009 год.) 18. Кольский край - Мекка документалистов Г осударь император принимает парад, рабочие роют котлован, бойцы бегут в атаку... Документаль­ ное кино - не просто особый жанр, специальная отрасль киноиндустрии. Это целый отдельный киномир. Со своими законами, своими географией и историей, которая ничуть не менее, а может даже, и более интересна, чем история кино художественного. Между прочим, самый первый фильм, снятый на Кольском полуострове, был именно документальным. В ав­ густе 1924 года в Мурманске побыва­ ла съемочная группа из Ленинграда, а в 1925-м появилась лента «Мурман­ ский край и его естественные богат­ ства», в которой показали все, чем тогда мог наш край заинтересовать приезжего: Баренцево море и Хибин­ ские горы, улицы губернского цент­ ра и Кандалакши, стоявшие в порту траулеры и биологическую станцию в Александровске, железную дорогу и лопарей. Таким стало начало хрони­ кальных съемок на Мурмане. Продолжение последовало уже вскоре. В 1926 году классик советс­ кой документалистики Дзига Вертов взялся по заказу Госторга за испол­ нение пропагандистской картины, популяризирующей экспортные воз­ можности державы. Вертов расши­ рил задание и создал вместо фильма об экспорте кинопоэму о Стране Со­ ветов, что противостоит капиталис­ тическому окружению и, преодолев отсталость, вырастает в государство передовой социндустрии. Крупные средства, отпущенные на постанов­ ку Госторгом, позволили впервые в истории кино снарядить ради одной ленты более десятка экспедиций во все концы Советского Союза: от ус­ тья Печоры до границ Ирана, от Вла­ дивостока до Мурманска. И результат вышел впечатляющим. Вот, например, как строился монтаж­ ный кусок из третьей части фильма, получившего название «Шестая часть мира». Надписи взволнованно рас­ сказывали о необъятных просторах СССР: «от Кремля... зритель видел священные башни и стены неповто­ римого кремлевского ансамбля... до Китайской стены... по диагонали эк­ рана тянулись уходящие вдаль зигза­ ги древнего сооружения китайского народа... от Новороссийска... перед сидящими в зале людьми возникала широкая панорама знаменитого чер­ номорского порта... до Ленинграда... зритель переносился к гранитным берегам Невы, на улицы северной столицы... от маяка за Полярным кругом... на экране возникали хо­ лодные волны Баренцева моря, по­ крытая мхом скала, одинокий маяк на ней... до Кавказских гор...» В итоге получился органический сплав изоб­ разительных и словесных образов, в котором Кольский полуостров занял свое, только ему присущее место. В 1928 году земной шар облетели известия о трагической гибели дири­ жабля итальянца Умберто Нобиле и спасении его команды экипажем ле­ докола «Красин». По горячим следам событий Георгий и Сергей Васильевы (в то время они еще не называли себя «братьями») сняли полнометражный документальный фильм «Подвиг во льдах». Это была их первая совмес­ тная работа, в которой, помимо все­ го прочего, присутствовали и кадры мурманского порта. Картина вышла на экраны 23 октября, а в начале следующего, 1929, года ее показали в Мурманске. «В субботу, 2 февраля, в 6 часов вечера, - извещала «Полярная прав­ да», - в помещении кино «СНАВ» бу­ дет демонстрироваться кинофильм «Подвиг во льдах» (поход советских ледоколов в Арктику). Вступитель­ ное слово скажет участник похода, капитан ледокола «Малыгин» тов. Чертков». Фильм имел оглушительный успех, его показали во многих странах мира, и мурманчане тоже не упускали воз­ можности посмотреть полюбившу­ юся ленту, если представлялся слу­ чай. Такой, как в мае 1929-го, когда с циклом лекций, сопровождавшихся показом «Подвига...», краевой центр посетили участники спасательной операции: журналист Юрий Геко и другие. Как писала «Полярка», они «прочли в мурманских клубах и в клубе поселка Дровяное несколько интереснейших докладов о том, как ледокол «Красин», герой Арктики летчик Чухновский - весной и летом прошлого года принимали участие в спасании неудачливых завоевате­ лей Арктики, заманенных в опасную авантюру, ныне разжалованным ге­ нералом Нобиле». Н ачиная с середины двадцатых материалы, снятые на Коль­ ском полуострове, регулярно пока­ зывали в выпусках кинохроники. Лыжный пробег Хибиногорск - Мос­ ква, посвященный седьмому съез­ ду Советов, подъем сотрудниками ЭПРОНа ледокола «Садко» в Кан­ далакшском заливе, ловля и засол мурманской сельди, гонки оленьих упряжек на Празднике Севера - вот лишь некоторые из десятков сюже­ тов ежегодно демонстрировавшихся в различных выпусках «Совкиножур- нала», «Социалистической деревни», «Союзкиножурнала» и даже детской «Звездочки». В 1939 году в Мурманске зарабо­ тал постоянный корпункт Ленин­ градской студии кинохроники. Много было фильмов, повествовавших об освоении горнорудных богатств, пе­ редовиках тралового лова, нелегкой службе военных моряков, природе и жизни коренного населения нашего края. Выделим среди них ленты «Тра­ ловый флот на севере», «Восточная Лапландия», «Советское Заполярье», «Кировск», «На далеком берегу», «68 параллель», «Город в тундре», «Семь островов», «На северной вахте (Се­ верный морской флот)». Одним из масштабных проектов тех лет, прогремевших на всю стра­ ну, стал сделанный на стыке жан­ ров художественно-документальный фильм Владимира Ерофеева «Сер­ гей Миронович Киров», появивший­ ся к пятой годовщине убийства пар­ тийного деятеля. Описывая картину, газета «Кино» сообщала: «...Велика роль С.М. Кирова в строительстве советского Заполярья. Дикая приро­ да холодного Севера. Далекий Коль­ ский полуостров. И сюда долетела творческая мысль Кирова, сюда за­ глянул его хозяйский глаз. Зритель видит скромный деревянный домик. Здесь на историческом заседании, в новогоднюю ночь 1930 года Сергей Миронович положил начало индус­ триализации Заполярья ...Взрывы - один, другой, третий... Вновь Киров на трибуне. Надпись воспроизводит его слова: «Нет такой земли, которая бы в умелых руках, при советской власти не могла быть повернута на благо человечества». Экран пока­ зывает плоды славных кировских дел: на крайнем Севере возник ги­ гантский Хибиногорский комбинат, самая северная в мире Туломская электростанция. Реконструируется старый Мурманск, создается Хибино­ горск - ныне Кировск. В заполярном совхозе «Индустрия» на дикой когда- то земле вызревают овощи. Мчится " . “ •= ' . “ ’ ' : -';ч фоне ликующей толпы трудящихся звучат крики: «Да здравствует това­ рищ Сталин!» В ходе съемок, «на на­ туре», звук не записывали, поскольку невозможно было сделать его качес­ твенным. Для звукозаписи собирали «хор» из студийных работников, кото­ рые запирались в тон-ателье, - одни кричали, другие писали... После про­ смотра Кармен сказал окружающим: «И свой голос я узнал: тоже кричал. Ну, я понимаю, тогда здравицы были обязательны, но зачем... (и недо- уменно-раздумчиво) мне-то самому надо было орать?..» С началом Великой Отечествен­ ной войны документалистика стала ведущим направлением совет­ ского кино. В Мурманской области демонстрировались киножурналы, тематические короткометражные и полнометражные фильмы. Специаль­ ные научно-популярные ленты знако­ мили воинов с оружием и тактикой ведения боя, население - с принципа­ ми организации местной ПВО. На Ка­ рельском фронте и Северном флоте работали операторы Ленинградской студии кинохроники. Надеюсь, о не­ игровых кинокартинах военных вре­ мен мне удастся написать отдельно - они того заслуживают, а пока прос­ то назову главные. Фронтовые съем­ ки края использовались в фильме «День войны» Михаила Слуцкого, где была показана хроника одного дня - 13 июня 1942 года - сражавшегося Советского Союза. Из кинокадров, снятых на Кольском полуострове, смонтировали замечательные филь­ мы «69-я параллель» - режиссеров Василия Беляева и Михаила Ошурко- ва, вышедший в том же 42-м, и «Побе- —----— Т— л::,ѴЖ-і&ШЪ ■7 1 “ КИПР ПРОБЕГмЕССР ІЩЯ комфортабельный «Полярный экс­ пресс». Пароход плывет по Бело­ морско-Балтийскому каналу. Все это создано и построено по указанию великого Сталина, под руководством Кирова». Н акануне нового, 1940 года из мурманского порта вышел ле­ докол «Иосиф Сталин», на борту которого находились звукооператор Рува Халушаков, оператор Виктор Штатланд и режиссер-документалист Роман Кармен. Они должны были за­ фиксировать на пленку окончание героического дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов», продол­ жавшегося почти три года. «Насту­ пил долгожданный час, - вспоминал потом Кармен. - Во мраке полярной ночи, вдали, во мгле показался огонек «Седова», его прожектор. Наступила кульминация арктической драмы, не­ повторимой по высокому накалу че­ ловеческих чувств. Вот он, «Седов»! Вот во мраке виден живой его огонь! Все ближе, ближе! Мы направили свои камеры, свет всех прожекторов в сторону «Седова». Из мрака ночи показался обледеневший, с истер­ занными бортами, украшенный раз­ ноцветными сигнальными флагами, гордый корабль, преодолевший не­ имоверные трудности ледового дрей­ фа. Вся команда - тринадцать седов- цев в меховых одеждах - стояла на носу. Все они в объективе наших ка­ мер, обросшие бородами, поднявшие руки, веселые, кричащие». В окончательную редакцию филь­ ма «Седовцы» режиссер включил и 15 планов встречи участников дрей­ фа в Мурманске: радостные улыбки жителей областного центра, дружес­ кие объятия, торжественный митинг. Характерная деталь: незадолго до смерти, пересматривая вместе с ас­ систентами этот фрагмент ленты, Кармен обратил внимание на то, что в финальном победном апофеозе на да на севере» - Ансельма Богорова, появившийся в 1944-м. После войны все вернулось на круги своя. Множество сюжетов от­ ражали события, происходившие на Кольском полуострове, в «Ленинград­ ском» и «Северном» киножурналах, в выпусках кинохроники «Наш край». «В скором времени трудящиеся Мур­ манской области увидят на экранах новые кадры, посвященные людям Советского Заполярья, - рассказы­ вала читателям «Полярная правда» 6 февраля 1948 года. - В одном из ближайших номеров «Северного жур­ нала» будет показан рабочий день старого депутата Мурманского го­ родского Совета А. И. Богословской. Зрители увидят лучших стахановцев вагонного депо, познакомятся с ка­ питаном траулера «Ролик», узнают о ремонтных работах на ледоколе». Появлялись и фильмы: «Хибинская земля», «У озера Имандра», «Ста­ хановцы Баренцева моря» и многие другие. «На днях из Мурманска на траулере «Трал» в Баренцево море вышла бригада Центральной студии документальных фильмов, - инфор­ мировала 10 июня 1950 года регио­ нальная пресса. - Заснятые в Барен­ цевом море кадры войдут в новый документальный цветной фильм о советских рыбаках. Фильм делают режиссеры Л. Кристи и М. Славин- ская». Хроникальные ленты стали на­ столько привычной, неотъемлемой частью киносеансов, что когда по тем или иных причинам с ними были нелады - на это сразу же обращали внимание. Вот данные из отчета по Саамскому району Мурманской об­ ласти за 1958 год: «К недостаткам киноснабжения можно отнести... неудовлетворительное снабжение киножурналами». И еще, в другом месте: «Сельскохозяйственные (до­ кументальные. - Д. Е.) кинофильмы показывались, но эффективность их была слабая потому, что были при­ сланы кинокартины, неприменимые в наших условиях». В 1964 году начальник областного управления кинофикации Вакорин докладывал в Москву о неприемле­ мом положении с нехудожественными лентами: «В феврале в Мурманской области проходила декада литера­ туры и искусства народов Севера... Управлению кинофикации было поручено возглавить секцию кино, продемонстрировать на экранах об­ ласти фильмы о Севере. Пришлось просмотреть весь фильмофонд кон­ торы проката и с трудом отобрать несколько старых картин о Севере. Население Кольского полуострова эти картины видело. Ленинградская студия документальных фильмов вы­ пустила очень хороший фильм о раз­ витии Кольского полуострова «Край несметных богатств». Автор филь­ ма Лев Горин. К сожалению, фильм, представляющий большой интерес, на широкой пленке прислали недав­ но, а на узкой он до сих пор не отпе­ чатан». Надо ли добавлять, что ситу­ ацию быстро исправили. В 1979-м в СССР показали пос­ ледний шедевр Романа Кармена - двадцатисерийную советско-аме­ риканскую киноэпопею «Великая Отечественная», годом ранее про­ шедшую в Штатах под названием «Неизвестная война». Действие шес­ того фильма этого цикла - «Война в Арктике» - происходит в Заполярье. В картине широко использована фрон­ товая кинохроника, снятая советски­ ми, английскими и даже немецкими операторами. Но не только она. Для съемок мирного, современ­ ного ему Мурманска Кармен вмес­ те с популярнейшим американским киноактером Бертом Ланкастером прилетал в областной центр осенью 1977-го. Тогда, несмотря на спешку, он вспомнил, как отправлялся отсю­ да навстречу седовцам, заметил, что город изменился, что его не узнать. И действительно, кадры военных лет резко контрастировали с финалом ленты, где на экране возникали кра­ сивые и удобные дома, счастливые люди, а Ланкастер, стоя на мурман­ ской набережной в летнем костюме, приглашал зрителей посмотреть оче­ редную серию, посвященную разгро­ му фашистских войск под Сталингра­ дом. С тех пор фильм «Война в Аркти­ ке», как и вся киноэпопея, прочно вошел в золотой фонд не только со­ ветской, но и мировой документалис­ тики, стал постоянным участником тематических кинофестивалей. З начительным явлением в 70-е - 80-е годы минувшего века ока­ зались сделанные на мурманском материале документальные карти­ ны Юрия Визбора. Свою, неповто: римую интонацию он вносил во все, чем занимался. В том числе и в кино. Работал ли Визбор сценаристом, как в ленте 1975 года «Весна приходит с Севера», снятой в Хибинах на рудни­ ке «Центральный», или режиссером - его фильмы были узнаваемы. Не в последнюю очередь благодаря пес­ ням. К примеру, в «Мурманске-198», появившемся в 1979-м, он исполнял песню о заполярной столице на сти­ хи Павла Шубина, в картине «Город под Полярной звездой», вышедшей в 1982 году и посвященной Кировску, звучали его «Забудутся песни и спо­ ры» и «На плато Расвумчорр». Филь­ мы Визбора и по сей день смотрятся с неослабевающим интересом имен­ но потому, что за ними - автор - обая­ тельный, тонкий мастер. Начиная с 1957 года, когда вышли в эфир первые передачи Мурман­ ской студии телевидения, докумен­ талистика перестала быть уделом только приезжих кинодеятелей. Наши земляки активно включились в творческий процесс и внесли не­ малую лепту в создание хроникаль­ ных лент. Пока самой успешной из них остается картина мурманского журналиста Валерия Гамзы «Над могилой «Комсомольца» - об одной из самых страшных катастроф в ис­ тории отечественного подводного флота, унесшей десятки человечес­ ких жизней. В 1997 году этот фильм стал лауреатом национальной пре­ мии ТЭФИ в номинации «Региональ­ ная передача». Накануне развала СССР докумен­ тальные ленты по мурманским сюже­ там делали на Ленинградской, Сверд­ ловской и Дальневосточной студиях кинохроники, на студиях Центр-, Лен- и Киевнаучфильм. Многие из этих картин наряду со спецвыпусками ки­ ножурнала «Северные Зори» и сегод­ ня хранятся в Государственном архи­ ве Мурманской области на радость будущим зрителям. Тематика их была самой разнообразной - от развития атомного ледокольного флота до но­ вогоднего вечера в мурманском кафе «Холодок». В послеперестроечные годы ситу­ ация резко изменилась. Количество снятых на Кольском полуострове кар­ тин, если не считать ленты местного производства, упало почти до нуля, а ведущей темой стала, с легкой руки зарубежных «партнеров», а то и при их непосредственном участии, ис­ ходящая от гражданских и военных атомоходов опасность радиоактив­ ного заражения. Сейчас положение постепенно ме­ няется к лучшему. Растет число свя­ занных с Мурманом документальных картин. В прошлом году в областном центре состоялся I Международный фестиваль телевизионных программ и фильмов «Северный характер», который решено сделать традици­ онным. А значит, есть надежда, что мы сможем смотреть не чернушное, не агрессивное, а напротив - доброе, жизнеутверждающее, современное документальное кино. Наш край это заслужил - в полной мере.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz