Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
Внимание, мотор Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Мурманское кино (Продолжение. Начало в № 146-150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 год и №49, 52, 54, 58, 63, 130, 133 за 2009 год.) 18. Кольский край - Мекка документалистов Г осударь император принимает парад, рабочие роют котлован, бойцы бегут в атаку... Документаль ное кино - не просто особый жанр, специальная отрасль киноиндустрии. Это целый отдельный киномир. Со своими законами, своими географией и историей, которая ничуть не менее, а может даже, и более интересна, чем история кино художественного. Между прочим, самый первый фильм, снятый на Кольском полуострове, был именно документальным. В ав густе 1924 года в Мурманске побыва ла съемочная группа из Ленинграда, а в 1925-м появилась лента «Мурман ский край и его естественные богат ства», в которой показали все, чем тогда мог наш край заинтересовать приезжего: Баренцево море и Хибин ские горы, улицы губернского цент ра и Кандалакши, стоявшие в порту траулеры и биологическую станцию в Александровске, железную дорогу и лопарей. Таким стало начало хрони кальных съемок на Мурмане. Продолжение последовало уже вскоре. В 1926 году классик советс кой документалистики Дзига Вертов взялся по заказу Госторга за испол нение пропагандистской картины, популяризирующей экспортные воз можности державы. Вертов расши рил задание и создал вместо фильма об экспорте кинопоэму о Стране Со ветов, что противостоит капиталис тическому окружению и, преодолев отсталость, вырастает в государство передовой социндустрии. Крупные средства, отпущенные на постанов ку Госторгом, позволили впервые в истории кино снарядить ради одной ленты более десятка экспедиций во все концы Советского Союза: от ус тья Печоры до границ Ирана, от Вла дивостока до Мурманска. И результат вышел впечатляющим. Вот, например, как строился монтаж ный кусок из третьей части фильма, получившего название «Шестая часть мира». Надписи взволнованно рас сказывали о необъятных просторах СССР: «от Кремля... зритель видел священные башни и стены неповто римого кремлевского ансамбля... до Китайской стены... по диагонали эк рана тянулись уходящие вдаль зигза ги древнего сооружения китайского народа... от Новороссийска... перед сидящими в зале людьми возникала широкая панорама знаменитого чер номорского порта... до Ленинграда... зритель переносился к гранитным берегам Невы, на улицы северной столицы... от маяка за Полярным кругом... на экране возникали хо лодные волны Баренцева моря, по крытая мхом скала, одинокий маяк на ней... до Кавказских гор...» В итоге получился органический сплав изоб разительных и словесных образов, в котором Кольский полуостров занял свое, только ему присущее место. В 1928 году земной шар облетели известия о трагической гибели дири жабля итальянца Умберто Нобиле и спасении его команды экипажем ле докола «Красин». По горячим следам событий Георгий и Сергей Васильевы (в то время они еще не называли себя «братьями») сняли полнометражный документальный фильм «Подвиг во льдах». Это была их первая совмес тная работа, в которой, помимо все го прочего, присутствовали и кадры мурманского порта. Картина вышла на экраны 23 октября, а в начале следующего, 1929, года ее показали в Мурманске. «В субботу, 2 февраля, в 6 часов вечера, - извещала «Полярная прав да», - в помещении кино «СНАВ» бу дет демонстрироваться кинофильм «Подвиг во льдах» (поход советских ледоколов в Арктику). Вступитель ное слово скажет участник похода, капитан ледокола «Малыгин» тов. Чертков». Фильм имел оглушительный успех, его показали во многих странах мира, и мурманчане тоже не упускали воз можности посмотреть полюбившу юся ленту, если представлялся слу чай. Такой, как в мае 1929-го, когда с циклом лекций, сопровождавшихся показом «Подвига...», краевой центр посетили участники спасательной операции: журналист Юрий Геко и другие. Как писала «Полярка», они «прочли в мурманских клубах и в клубе поселка Дровяное несколько интереснейших докладов о том, как ледокол «Красин», герой Арктики летчик Чухновский - весной и летом прошлого года принимали участие в спасании неудачливых завоевате лей Арктики, заманенных в опасную авантюру, ныне разжалованным ге нералом Нобиле». Н ачиная с середины двадцатых материалы, снятые на Коль ском полуострове, регулярно пока зывали в выпусках кинохроники. Лыжный пробег Хибиногорск - Мос ква, посвященный седьмому съез ду Советов, подъем сотрудниками ЭПРОНа ледокола «Садко» в Кан далакшском заливе, ловля и засол мурманской сельди, гонки оленьих упряжек на Празднике Севера - вот лишь некоторые из десятков сюже тов ежегодно демонстрировавшихся в различных выпусках «Совкиножур- нала», «Социалистической деревни», «Союзкиножурнала» и даже детской «Звездочки». В 1939 году в Мурманске зарабо тал постоянный корпункт Ленин градской студии кинохроники. Много было фильмов, повествовавших об освоении горнорудных богатств, пе редовиках тралового лова, нелегкой службе военных моряков, природе и жизни коренного населения нашего края. Выделим среди них ленты «Тра ловый флот на севере», «Восточная Лапландия», «Советское Заполярье», «Кировск», «На далеком берегу», «68 параллель», «Город в тундре», «Семь островов», «На северной вахте (Се верный морской флот)». Одним из масштабных проектов тех лет, прогремевших на всю стра ну, стал сделанный на стыке жан ров художественно-документальный фильм Владимира Ерофеева «Сер гей Миронович Киров», появивший ся к пятой годовщине убийства пар тийного деятеля. Описывая картину, газета «Кино» сообщала: «...Велика роль С.М. Кирова в строительстве советского Заполярья. Дикая приро да холодного Севера. Далекий Коль ский полуостров. И сюда долетела творческая мысль Кирова, сюда за глянул его хозяйский глаз. Зритель видит скромный деревянный домик. Здесь на историческом заседании, в новогоднюю ночь 1930 года Сергей Миронович положил начало индус триализации Заполярья ...Взрывы - один, другой, третий... Вновь Киров на трибуне. Надпись воспроизводит его слова: «Нет такой земли, которая бы в умелых руках, при советской власти не могла быть повернута на благо человечества». Экран пока зывает плоды славных кировских дел: на крайнем Севере возник ги гантский Хибиногорский комбинат, самая северная в мире Туломская электростанция. Реконструируется старый Мурманск, создается Хибино горск - ныне Кировск. В заполярном совхозе «Индустрия» на дикой когда- то земле вызревают овощи. Мчится " . “ •= ' . “ ’ ' : -';ч фоне ликующей толпы трудящихся звучат крики: «Да здравствует това рищ Сталин!» В ходе съемок, «на на туре», звук не записывали, поскольку невозможно было сделать его качес твенным. Для звукозаписи собирали «хор» из студийных работников, кото рые запирались в тон-ателье, - одни кричали, другие писали... После про смотра Кармен сказал окружающим: «И свой голос я узнал: тоже кричал. Ну, я понимаю, тогда здравицы были обязательны, но зачем... (и недо- уменно-раздумчиво) мне-то самому надо было орать?..» С началом Великой Отечествен ной войны документалистика стала ведущим направлением совет ского кино. В Мурманской области демонстрировались киножурналы, тематические короткометражные и полнометражные фильмы. Специаль ные научно-популярные ленты знако мили воинов с оружием и тактикой ведения боя, население - с принципа ми организации местной ПВО. На Ка рельском фронте и Северном флоте работали операторы Ленинградской студии кинохроники. Надеюсь, о не игровых кинокартинах военных вре мен мне удастся написать отдельно - они того заслуживают, а пока прос то назову главные. Фронтовые съем ки края использовались в фильме «День войны» Михаила Слуцкого, где была показана хроника одного дня - 13 июня 1942 года - сражавшегося Советского Союза. Из кинокадров, снятых на Кольском полуострове, смонтировали замечательные филь мы «69-я параллель» - режиссеров Василия Беляева и Михаила Ошурко- ва, вышедший в том же 42-м, и «Побе- —----— Т— л::,ѴЖ-і&ШЪ ■7 1 “ КИПР ПРОБЕГмЕССР ІЩЯ комфортабельный «Полярный экс пресс». Пароход плывет по Бело морско-Балтийскому каналу. Все это создано и построено по указанию великого Сталина, под руководством Кирова». Н акануне нового, 1940 года из мурманского порта вышел ле докол «Иосиф Сталин», на борту которого находились звукооператор Рува Халушаков, оператор Виктор Штатланд и режиссер-документалист Роман Кармен. Они должны были за фиксировать на пленку окончание героического дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов», продол жавшегося почти три года. «Насту пил долгожданный час, - вспоминал потом Кармен. - Во мраке полярной ночи, вдали, во мгле показался огонек «Седова», его прожектор. Наступила кульминация арктической драмы, не повторимой по высокому накалу че ловеческих чувств. Вот он, «Седов»! Вот во мраке виден живой его огонь! Все ближе, ближе! Мы направили свои камеры, свет всех прожекторов в сторону «Седова». Из мрака ночи показался обледеневший, с истер занными бортами, украшенный раз ноцветными сигнальными флагами, гордый корабль, преодолевший не имоверные трудности ледового дрей фа. Вся команда - тринадцать седов- цев в меховых одеждах - стояла на носу. Все они в объективе наших ка мер, обросшие бородами, поднявшие руки, веселые, кричащие». В окончательную редакцию филь ма «Седовцы» режиссер включил и 15 планов встречи участников дрей фа в Мурманске: радостные улыбки жителей областного центра, дружес кие объятия, торжественный митинг. Характерная деталь: незадолго до смерти, пересматривая вместе с ас систентами этот фрагмент ленты, Кармен обратил внимание на то, что в финальном победном апофеозе на да на севере» - Ансельма Богорова, появившийся в 1944-м. После войны все вернулось на круги своя. Множество сюжетов от ражали события, происходившие на Кольском полуострове, в «Ленинград ском» и «Северном» киножурналах, в выпусках кинохроники «Наш край». «В скором времени трудящиеся Мур манской области увидят на экранах новые кадры, посвященные людям Советского Заполярья, - рассказы вала читателям «Полярная правда» 6 февраля 1948 года. - В одном из ближайших номеров «Северного жур нала» будет показан рабочий день старого депутата Мурманского го родского Совета А. И. Богословской. Зрители увидят лучших стахановцев вагонного депо, познакомятся с ка питаном траулера «Ролик», узнают о ремонтных работах на ледоколе». Появлялись и фильмы: «Хибинская земля», «У озера Имандра», «Ста хановцы Баренцева моря» и многие другие. «На днях из Мурманска на траулере «Трал» в Баренцево море вышла бригада Центральной студии документальных фильмов, - инфор мировала 10 июня 1950 года регио нальная пресса. - Заснятые в Барен цевом море кадры войдут в новый документальный цветной фильм о советских рыбаках. Фильм делают режиссеры Л. Кристи и М. Славин- ская». Хроникальные ленты стали на столько привычной, неотъемлемой частью киносеансов, что когда по тем или иных причинам с ними были нелады - на это сразу же обращали внимание. Вот данные из отчета по Саамскому району Мурманской об ласти за 1958 год: «К недостаткам киноснабжения можно отнести... неудовлетворительное снабжение киножурналами». И еще, в другом месте: «Сельскохозяйственные (до кументальные. - Д. Е.) кинофильмы показывались, но эффективность их была слабая потому, что были при сланы кинокартины, неприменимые в наших условиях». В 1964 году начальник областного управления кинофикации Вакорин докладывал в Москву о неприемле мом положении с нехудожественными лентами: «В феврале в Мурманской области проходила декада литера туры и искусства народов Севера... Управлению кинофикации было поручено возглавить секцию кино, продемонстрировать на экранах об ласти фильмы о Севере. Пришлось просмотреть весь фильмофонд кон торы проката и с трудом отобрать несколько старых картин о Севере. Население Кольского полуострова эти картины видело. Ленинградская студия документальных фильмов вы пустила очень хороший фильм о раз витии Кольского полуострова «Край несметных богатств». Автор филь ма Лев Горин. К сожалению, фильм, представляющий большой интерес, на широкой пленке прислали недав но, а на узкой он до сих пор не отпе чатан». Надо ли добавлять, что ситу ацию быстро исправили. В 1979-м в СССР показали пос ледний шедевр Романа Кармена - двадцатисерийную советско-аме риканскую киноэпопею «Великая Отечественная», годом ранее про шедшую в Штатах под названием «Неизвестная война». Действие шес того фильма этого цикла - «Война в Арктике» - происходит в Заполярье. В картине широко использована фрон товая кинохроника, снятая советски ми, английскими и даже немецкими операторами. Но не только она. Для съемок мирного, современ ного ему Мурманска Кармен вмес те с популярнейшим американским киноактером Бертом Ланкастером прилетал в областной центр осенью 1977-го. Тогда, несмотря на спешку, он вспомнил, как отправлялся отсю да навстречу седовцам, заметил, что город изменился, что его не узнать. И действительно, кадры военных лет резко контрастировали с финалом ленты, где на экране возникали кра сивые и удобные дома, счастливые люди, а Ланкастер, стоя на мурман ской набережной в летнем костюме, приглашал зрителей посмотреть оче редную серию, посвященную разгро му фашистских войск под Сталингра дом. С тех пор фильм «Война в Аркти ке», как и вся киноэпопея, прочно вошел в золотой фонд не только со ветской, но и мировой документалис тики, стал постоянным участником тематических кинофестивалей. З начительным явлением в 70-е - 80-е годы минувшего века ока зались сделанные на мурманском материале документальные карти ны Юрия Визбора. Свою, неповто: римую интонацию он вносил во все, чем занимался. В том числе и в кино. Работал ли Визбор сценаристом, как в ленте 1975 года «Весна приходит с Севера», снятой в Хибинах на рудни ке «Центральный», или режиссером - его фильмы были узнаваемы. Не в последнюю очередь благодаря пес ням. К примеру, в «Мурманске-198», появившемся в 1979-м, он исполнял песню о заполярной столице на сти хи Павла Шубина, в картине «Город под Полярной звездой», вышедшей в 1982 году и посвященной Кировску, звучали его «Забудутся песни и спо ры» и «На плато Расвумчорр». Филь мы Визбора и по сей день смотрятся с неослабевающим интересом имен но потому, что за ними - автор - обая тельный, тонкий мастер. Начиная с 1957 года, когда вышли в эфир первые передачи Мурман ской студии телевидения, докумен талистика перестала быть уделом только приезжих кинодеятелей. Наши земляки активно включились в творческий процесс и внесли не малую лепту в создание хроникаль ных лент. Пока самой успешной из них остается картина мурманского журналиста Валерия Гамзы «Над могилой «Комсомольца» - об одной из самых страшных катастроф в ис тории отечественного подводного флота, унесшей десятки человечес ких жизней. В 1997 году этот фильм стал лауреатом национальной пре мии ТЭФИ в номинации «Региональ ная передача». Накануне развала СССР докумен тальные ленты по мурманским сюже там делали на Ленинградской, Сверд ловской и Дальневосточной студиях кинохроники, на студиях Центр-, Лен- и Киевнаучфильм. Многие из этих картин наряду со спецвыпусками ки ножурнала «Северные Зори» и сегод ня хранятся в Государственном архи ве Мурманской области на радость будущим зрителям. Тематика их была самой разнообразной - от развития атомного ледокольного флота до но вогоднего вечера в мурманском кафе «Холодок». В послеперестроечные годы ситу ация резко изменилась. Количество снятых на Кольском полуострове кар тин, если не считать ленты местного производства, упало почти до нуля, а ведущей темой стала, с легкой руки зарубежных «партнеров», а то и при их непосредственном участии, ис ходящая от гражданских и военных атомоходов опасность радиоактив ного заражения. Сейчас положение постепенно ме няется к лучшему. Растет число свя занных с Мурманом документальных картин. В прошлом году в областном центре состоялся I Международный фестиваль телевизионных программ и фильмов «Северный характер», который решено сделать традици онным. А значит, есть надежда, что мы сможем смотреть не чернушное, не агрессивное, а напротив - доброе, жизнеутверждающее, современное документальное кино. Наш край это заслужил - в полной мере.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz