Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
Внимание, мотор! Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Мурманское кино (Продолжение. Начало в № 146-150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 год и №49, 52, 54, 58, 63, 130 за 2009 год.) 17. Наше «Золото» По дороге, натужно рыча мото рами, двигалась колонна фашист ских автомобилей, У деревянного настила, переброшенного через безвестную речушку, она замеш калась, притормозила. Вдруг из леса грянули выстрелы. Гитлеров цы стали выскакивать из машин, отстреливаясь на ходу, и тут... И тут на солнце надвинулась туча, начался снежный заряд, съемки прекратились. Сцену нападения партизан на немецкую автоколон ну возле специально построенно го в окрестностях Мончегорска моста-декорации пришлось сни мать заново... Когда-то давно, еще только на чиная работать в журналистике, я готовил радиопередачу к 22 июня - дню начала войны. Разго варивал с людьми, расспрашивал и стариков, и молодежь. Одна из моих собеседниц, женщина сред них лет, рассказала про свою маму - банковского работника в каком-то приграничном городе на западе страны. О том, что ей при шлось под бомбежкой, с риском для жизни, вывозить государст венные ценности. В конце интер вью добавила: - Получилось почти как в «Зо лоте». Ну, фильм был такой, у нас его снимали. Там еще Наташа Варлей по вражеским тылам шла. Помните? Я не помнил, но, заинтересо вавшись, стал искать. Постепен но выяснилось, что существует множество фильмов, название которых начинается со слова «зо лото». «Золото дураков», «Золото фараонов», «Золото партии», «Зо лото Трои», «Золото проклятого прииска» - и так далее, и тому по добное. Так уж сложилось - все, что касается материальных цен ностей, волнует человечество, а значит, отчасти гарантирует успех связанных с ними кинокартин. Вот в этом-то длинном перечне посвященных желтому металлу лент и стоят рядом, выпущенные в 1969 году, то есть почти одно временно, голливудское «Золото Маккенны» и «Золото» мосфиль мовской выплавки. Первое и ныне у всех на слуху, о втором, кроме людей старшего поколения, знают немногие. Но, право слово, если бы мне привелось выбирать между легендарным вестерном с супер звездами Грегори Пеком и Омаром Шарифом и советской лентой - не притязательной, малобюджетной, даже не цветной, я без колебаний выбрал бы именно ее... Было это в апреле 1969-го. Ре жиссер-постановщик Дамир Вя- тич-Бережных, к тому моменту являвшийся автором сверхпопу- лярной картины «По тонкому льду» и прочно заслуживший репутацию мастера остросюжетных военных лент, рассказывал на страницах газеты «Мончегорский рабочий»: «Советскому читателю хорошо известен роман Бориса Полевого «Золото». Книга написана сем надцать лет назад, а сейчас по лучает свое второе рождение на экране. Я не случайно обращаюсь к творчеству Полевого. В его про изведениях меня, прежде всего, привлекает большая любовь к со ветскому человеку. Своих героев писатель берет непосредственно из жизни. И главная героиня ро мана «Золото» тоже не вымышле на - она сейчас живет и работает в Киеве». Действительно, в основе книги известного литератора лежала реальная история, произошедшая в Калинине. В 1941-м сотрудни ки местного отделения госбанка часть находившегося там золота вынесли (и сохранили для страны) на себе, под видом беженцев. В романе, конечно, все слегка по- другому. В начале войны, перед самым приходом немцев, в банк небольшого прибалтийского го родка поступают огромные цен ности. Чтобы сберечь драгоцен ный груз, старик-кассир и молодая машинистка решают сами доста вить его через линию фронта. Им удается исполнить задуманное, лишь преодолев множество труд ностей, проявив лучшие челове ческие качества. В творческом багаже Вятича- Бережных «Золото» стало треть им фильмом по произведениям Полевого после картин «Доктор Вера» и «Я - «Береза». Для съе мок требовалась богатая зимняя натура. Вот, к примеру, один из пейзажей романа: «Кругом при чудливо громоздились сугробы. Метели одевали лес снегом так щедро, что ветви клонились вниз. Снежный груз сгибал тонкие бе резы до самой земли, и то там, то здесь виднелись опушенные бе лыми подушками арки. Когда хо лодное солнце пряталось за обла ка, и гасла сверкающая белизна, они походили на солдат в маскха латах, рассыпавшихся по лесным полянам...». Где найти похожее? Режиссер, он же и сценарист, ре шил отправиться на Кольский по луостров. И - не прогадал. - В Мончегорск мы приехали за снегом, чтобы успеть снять зим нюю природу, - пояснял Дамир Алексеевич. - Суровая и скупая природа Заполярья как нельзя лучше дает возможность передать атмосферу военного времени. Начались съемки. Каждый день вереница машин отправлялась то в лес у трассы Мурманск - Ленин град, то к поселку Верхний Нюд. От маленькой электростанции на колесах черной змейкой тянулся кабель. Тщательно устанавливали кинокамеру. Около аппарата рас полагался «главный штаб» съемок - Вятич-Бережных и оператор Петр Сатуновский. «Рабочее место», в зависимости от того, какая сцена снималась, занимали артисты. Но сама съемка пока не начиналась. Оператор со своими помощника ми пытался найти наиболее удач ный ракурс. Устанавливали осве щение. Режиссер тем временем репетировал с актерами нужный эпизод. Ассистент Нина Сенчаго- ва вносила завершающие штрихи в грим, посыпая костюмы снегом. Перед объективом камеры появ лялась черная дощечка с надпи сью «Золото», словно последний барьер, отделявший настоящую жизнь от ее киноварианта. Нако нец, барьер убирали, и звучала команда: «Мотор!» ...Прислонившись к стволу де рева, полулежит девушка в полу шубке. Рядом, обхватив руками автомат, спит на снегу мальчиш ка-подросток. Девушка просы пается, глядит на паренька и ей, внезапно, кажется, что он замерз во сне. Она хватает его за плечи, трясет. Паренек с трудом откры вает глаза: - Ты чего? - Я думала... Звучит команда режиссера: - Стоп! Делаем еще дубль. «Описанный эпизод займет на экране не более минуты, - сооб щал читателям корреспондент «Полярной правды». - А снима ли его три часа. Три часа актеры лежали в снегу, почти не меняя позы». К этому можно добавить, что пе ред каждым новым дублем, те, кто находился «в кадре», принимали на себя, для достоверности, очеред ную порцию снега. Неудивительно, что «Мончегорский рабочий» от метил в репортаже со съемок, что успело пронестись по лесу, мото цикл, пролетев по инерции мет ров двадцать, сорвался в кювет. Две черные фигуры мелькнули в воздухе и исчезли в туче снежной пыли. Толя первым бросился к ним, держа автомат наизготовку и крича что есть мочи: «Хенде хох!» Но руки поднимать было некому. Водитель, в замасленном меховом комбинезоне, лежал неподвижно ничком у подножия сосны. Черное пятно расплывалось вокруг его вмятой в снег головы. Пассажир, валявшийся чуть подальше, по- видимому, без сознания, легонько стонал». Снимали эту сцену не далеко от поселка Верхний Нюд. На обочине дороги разместили декорации: перевернутую кабину сожженного автомобиля, обгорев шие ящики. Вдали, за деревьями, вырос столб черного дыма - ра бота пиротехников. Оператор ко мандовал: - Дым не попадает в кадр, за жгите правее. Дымовую шашку зажгли правее. Но опять: - Виден источник огня. Спрячьте за сугроб. И так несколько раз. Наконец режиссер дал зеленую ракету - сигнал к началу съемок. «Из-за поворота появляется мотоцикл. Стремительно приближается, - делился впечатлениями с читате лями Мончегорской газеты журна лист Анатолий Бавыкин. - И вдруг он резко сворачивает, врезается в сугроб. Двое сидевших в нем вы летают в разные стороны. Пере вернутый мотоцикл вытаскивают на дорогу. Режиссер беседует с «потерпевшими». Этот трюковый номер выполняют московские мо тогонщики - кандидат в мастера спорта Александр Семов и Влади мир Бажинов. - Мокрая дорога, - сетуют спорт смены. - Нужную скорость не ра зовьешь. Попробуем еще раз. Наталья Варлей в фильме «Золото» «ждать» - слово очень популярное среди работников кино. Порой це лый день актер в гриме и костюме ждет минуты съемки. А иногда и не дожидается. Фильмы о Великой Отечест венной всегда по-особому трога ют душу. И самое ценное в них, конечно, не стрельба, не взрывы - характеры и судьбы тех, кто со прикоснулся с народной трагеди ей, с общей бедой, которая и те перь, десятилетия спустя, все еще ранит, обжигает. Вот и в «Золоте» важнее любых боев, любых при ключений - люди. Да и название и книги, и ленты адресовано в пер вую очередь не семнадцати кило граммам драгметалла, а дружбе, любви, верности, мужеству, пат риотизму, свойственным героям «Золота». Безусловно, это пони мали артисты Александр Январев и Виктор Перевалов, игравшие персонажей-мужчин, и Наталья Варлей, исполнившая в картине главную женскую роль. Актриса, которую после «Кавказской плен ницы» и «Вия» в СССР знали все, утверждала: - Передо мной трудная задача - создать образ девушки военного времени. Передать мысли, стрем ления людей того поколения, их чистоту, их оптимизм. И буду очень рада, если зрители поверят моей героине, полюбят ее. Впрочем, одно другому не ме шает - приключений и трюковых съемок в фильме тоже хватало. Один из таких эпизодов описан в романе Полевого следующим об разом: «Треск мотора нарастал. По его нервному тембру было ясно, что это мотоцикл. Николай поч ти механически вскинул автомат, спустил предохранитель, перевел бой на беспрерывную стрельбу. То же успел сделать и Толя. Как раз в тот самый миг, когда мотоцикл с коляской, рокоча, как ракета, мелькнул перед ними, две красно ватые точки вспыхнули в кустах сердитыми, дрожащими огнями. Прежде чем мягкое зимнее эхо И вновь столбы дыма. Зеленая ракета». Так, от кадра к кадру, от эпизода к эпизоду шли съемки. В Монче горске кинематографисты пробы ли до начала мая. Работа над лен той продолжилась в Вильнюсе, в средней полосе России, в павиль онах «Мосфильма». В конце 1969 года картина вышла на экраны. Довольно тепло принятая крити ками, шумного успеха она, тем не менее, не имела. Однако отсутс твие премий и наград с лихвой ис купается любовью зрителей. А ее «Золоту» хватило с избытком на многие годы. Иной раз и ныне до водится читать в Интернете сло ва признательности в адрес как создателей фильма, так и самой ленты. Допустим, такие: «Хороший фильм, интересный,хотя и черно белый. И актеры там все узнава емые, любимые. Фильм о войне, о подвиге, мужестве простых лю дей, фильм на все времена. Очень полезно посмотреть, оценить про шлое наше, подумать...» Возможно, в сравнении с упомя нутым в начале статьи голливуд ским вестерном наше «Золото» кому-то покажется самоварным, лишенным блеска. Возможно, с точки зрения дня сегодняшнего, картина местами выглядит наив ной, простоватой, не лишенной разного рода идеологических клише. Все это так, но все это не отменяет главного. Когда видишь, как в конце фильма Варлей за мерзает в снегу и ей снится, что исполнилась ее заветная мечта, что она выступает на большой сцене с песней «И больше не бу дет войны», - на глаза невольно наворачиваются слезы, и достига ет пика ощущение личной сопри частности, сопереживания героям ленты. Ощущение, искупающее любые недостатки режиссерской, операторской и актерской работы. Чувство, которого не может пода рить пусть самый зрелищный, но чужой фильм. То, что дороже лю бого золота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz