Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

Внимание, мотор! Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Мурманское кино (Продолжение. Начало в № 146-150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 год и №49, 52, 54, 58, 63, 130 за 2009 год.) 17. Наше «Золото» По дороге, натужно рыча мото­ рами, двигалась колонна фашист­ ских автомобилей, У деревянного настила, переброшенного через безвестную речушку, она замеш­ калась, притормозила. Вдруг из леса грянули выстрелы. Гитлеров­ цы стали выскакивать из машин, отстреливаясь на ходу, и тут... И тут на солнце надвинулась туча, начался снежный заряд, съемки прекратились. Сцену нападения партизан на немецкую автоколон­ ну возле специально построенно­ го в окрестностях Мончегорска моста-декорации пришлось сни­ мать заново... Когда-то давно, еще только на­ чиная работать в журналистике, я готовил радиопередачу к 22 июня - дню начала войны. Разго­ варивал с людьми, расспрашивал и стариков, и молодежь. Одна из моих собеседниц, женщина сред­ них лет, рассказала про свою маму - банковского работника в каком-то приграничном городе на западе страны. О том, что ей при­ шлось под бомбежкой, с риском для жизни, вывозить государст­ венные ценности. В конце интер­ вью добавила: - Получилось почти как в «Зо­ лоте». Ну, фильм был такой, у нас его снимали. Там еще Наташа Варлей по вражеским тылам шла. Помните? Я не помнил, но, заинтересо­ вавшись, стал искать. Постепен­ но выяснилось, что существует множество фильмов, название которых начинается со слова «зо­ лото». «Золото дураков», «Золото фараонов», «Золото партии», «Зо­ лото Трои», «Золото проклятого прииска» - и так далее, и тому по­ добное. Так уж сложилось - все, что касается материальных цен­ ностей, волнует человечество, а значит, отчасти гарантирует успех связанных с ними кинокартин. Вот в этом-то длинном перечне посвященных желтому металлу лент и стоят рядом, выпущенные в 1969 году, то есть почти одно­ временно, голливудское «Золото Маккенны» и «Золото» мосфиль­ мовской выплавки. Первое и ныне у всех на слуху, о втором, кроме людей старшего поколения, знают немногие. Но, право слово, если бы мне привелось выбирать между легендарным вестерном с супер­ звездами Грегори Пеком и Омаром Шарифом и советской лентой - не­ притязательной, малобюджетной, даже не цветной, я без колебаний выбрал бы именно ее... Было это в апреле 1969-го. Ре­ жиссер-постановщик Дамир Вя- тич-Бережных, к тому моменту являвшийся автором сверхпопу- лярной картины «По тонкому льду» и прочно заслуживший репутацию мастера остросюжетных военных лент, рассказывал на страницах газеты «Мончегорский рабочий»: «Советскому читателю хорошо известен роман Бориса Полевого «Золото». Книга написана сем­ надцать лет назад, а сейчас по­ лучает свое второе рождение на экране. Я не случайно обращаюсь к творчеству Полевого. В его про­ изведениях меня, прежде всего, привлекает большая любовь к со­ ветскому человеку. Своих героев писатель берет непосредственно из жизни. И главная героиня ро­ мана «Золото» тоже не вымышле­ на - она сейчас живет и работает в Киеве». Действительно, в основе книги известного литератора лежала реальная история, произошедшая в Калинине. В 1941-м сотрудни­ ки местного отделения госбанка часть находившегося там золота вынесли (и сохранили для страны) на себе, под видом беженцев. В романе, конечно, все слегка по- другому. В начале войны, перед самым приходом немцев, в банк небольшого прибалтийского го­ родка поступают огромные цен­ ности. Чтобы сберечь драгоцен­ ный груз, старик-кассир и молодая машинистка решают сами доста­ вить его через линию фронта. Им удается исполнить задуманное, лишь преодолев множество труд­ ностей, проявив лучшие челове­ ческие качества. В творческом багаже Вятича- Бережных «Золото» стало треть­ им фильмом по произведениям Полевого после картин «Доктор Вера» и «Я - «Береза». Для съе­ мок требовалась богатая зимняя натура. Вот, к примеру, один из пейзажей романа: «Кругом при­ чудливо громоздились сугробы. Метели одевали лес снегом так щедро, что ветви клонились вниз. Снежный груз сгибал тонкие бе­ резы до самой земли, и то там, то здесь виднелись опушенные бе­ лыми подушками арки. Когда хо­ лодное солнце пряталось за обла­ ка, и гасла сверкающая белизна, они походили на солдат в маскха­ латах, рассыпавшихся по лесным полянам...». Где найти похожее? Режиссер, он же и сценарист, ре­ шил отправиться на Кольский по­ луостров. И - не прогадал. - В Мончегорск мы приехали за снегом, чтобы успеть снять зим­ нюю природу, - пояснял Дамир Алексеевич. - Суровая и скупая природа Заполярья как нельзя лучше дает возможность передать атмосферу военного времени. Начались съемки. Каждый день вереница машин отправлялась то в лес у трассы Мурманск - Ленин­ град, то к поселку Верхний Нюд. От маленькой электростанции на колесах черной змейкой тянулся кабель. Тщательно устанавливали кинокамеру. Около аппарата рас­ полагался «главный штаб» съемок - Вятич-Бережных и оператор Петр Сатуновский. «Рабочее место», в зависимости от того, какая сцена снималась, занимали артисты. Но сама съемка пока не начиналась. Оператор со своими помощника­ ми пытался найти наиболее удач­ ный ракурс. Устанавливали осве­ щение. Режиссер тем временем репетировал с актерами нужный эпизод. Ассистент Нина Сенчаго- ва вносила завершающие штрихи в грим, посыпая костюмы снегом. Перед объективом камеры появ­ лялась черная дощечка с надпи­ сью «Золото», словно последний барьер, отделявший настоящую жизнь от ее киноварианта. Нако­ нец, барьер убирали, и звучала команда: «Мотор!» ...Прислонившись к стволу де­ рева, полулежит девушка в полу­ шубке. Рядом, обхватив руками автомат, спит на снегу мальчиш­ ка-подросток. Девушка просы­ пается, глядит на паренька и ей, внезапно, кажется, что он замерз во сне. Она хватает его за плечи, трясет. Паренек с трудом откры­ вает глаза: - Ты чего? - Я думала... Звучит команда режиссера: - Стоп! Делаем еще дубль. «Описанный эпизод займет на экране не более минуты, - сооб­ щал читателям корреспондент «Полярной правды». - А снима­ ли его три часа. Три часа актеры лежали в снегу, почти не меняя позы». К этому можно добавить, что пе­ ред каждым новым дублем, те, кто находился «в кадре», принимали на себя, для достоверности, очеред­ ную порцию снега. Неудивительно, что «Мончегорский рабочий» от­ метил в репортаже со съемок, что успело пронестись по лесу, мото­ цикл, пролетев по инерции мет­ ров двадцать, сорвался в кювет. Две черные фигуры мелькнули в воздухе и исчезли в туче снежной пыли. Толя первым бросился к ним, держа автомат наизготовку и крича что есть мочи: «Хенде хох!» Но руки поднимать было некому. Водитель, в замасленном меховом комбинезоне, лежал неподвижно ничком у подножия сосны. Черное пятно расплывалось вокруг его вмятой в снег головы. Пассажир, валявшийся чуть подальше, по- видимому, без сознания, легонько стонал». Снимали эту сцену не­ далеко от поселка Верхний Нюд. На обочине дороги разместили декорации: перевернутую кабину сожженного автомобиля, обгорев­ шие ящики. Вдали, за деревьями, вырос столб черного дыма - ра­ бота пиротехников. Оператор ко­ мандовал: - Дым не попадает в кадр, за­ жгите правее. Дымовую шашку зажгли правее. Но опять: - Виден источник огня. Спрячьте за сугроб. И так несколько раз. Наконец режиссер дал зеленую ракету - сигнал к началу съемок. «Из-за поворота появляется мотоцикл. Стремительно приближается, - делился впечатлениями с читате­ лями Мончегорской газеты журна­ лист Анатолий Бавыкин. - И вдруг он резко сворачивает, врезается в сугроб. Двое сидевших в нем вы­ летают в разные стороны. Пере­ вернутый мотоцикл вытаскивают на дорогу. Режиссер беседует с «потерпевшими». Этот трюковый номер выполняют московские мо­ тогонщики - кандидат в мастера спорта Александр Семов и Влади­ мир Бажинов. - Мокрая дорога, - сетуют спорт­ смены. - Нужную скорость не ра­ зовьешь. Попробуем еще раз. Наталья Варлей в фильме «Золото» «ждать» - слово очень популярное среди работников кино. Порой це­ лый день актер в гриме и костюме ждет минуты съемки. А иногда и не дожидается. Фильмы о Великой Отечест­ венной всегда по-особому трога­ ют душу. И самое ценное в них, конечно, не стрельба, не взрывы - характеры и судьбы тех, кто со­ прикоснулся с народной трагеди­ ей, с общей бедой, которая и те­ перь, десятилетия спустя, все еще ранит, обжигает. Вот и в «Золоте» важнее любых боев, любых при­ ключений - люди. Да и название и книги, и ленты адресовано в пер­ вую очередь не семнадцати кило­ граммам драгметалла, а дружбе, любви, верности, мужеству, пат­ риотизму, свойственным героям «Золота». Безусловно, это пони­ мали артисты Александр Январев и Виктор Перевалов, игравшие персонажей-мужчин, и Наталья Варлей, исполнившая в картине главную женскую роль. Актриса, которую после «Кавказской плен­ ницы» и «Вия» в СССР знали все, утверждала: - Передо мной трудная задача - создать образ девушки военного времени. Передать мысли, стрем­ ления людей того поколения, их чистоту, их оптимизм. И буду очень рада, если зрители поверят моей героине, полюбят ее. Впрочем, одно другому не ме­ шает - приключений и трюковых съемок в фильме тоже хватало. Один из таких эпизодов описан в романе Полевого следующим об­ разом: «Треск мотора нарастал. По его нервному тембру было ясно, что это мотоцикл. Николай поч­ ти механически вскинул автомат, спустил предохранитель, перевел бой на беспрерывную стрельбу. То же успел сделать и Толя. Как раз в тот самый миг, когда мотоцикл с коляской, рокоча, как ракета, мелькнул перед ними, две красно­ ватые точки вспыхнули в кустах сердитыми, дрожащими огнями. Прежде чем мягкое зимнее эхо И вновь столбы дыма. Зеленая ракета». Так, от кадра к кадру, от эпизода к эпизоду шли съемки. В Монче­ горске кинематографисты пробы­ ли до начала мая. Работа над лен­ той продолжилась в Вильнюсе, в средней полосе России, в павиль­ онах «Мосфильма». В конце 1969 года картина вышла на экраны. Довольно тепло принятая крити­ ками, шумного успеха она, тем не менее, не имела. Однако отсутс­ твие премий и наград с лихвой ис­ купается любовью зрителей. А ее «Золоту» хватило с избытком на многие годы. Иной раз и ныне до­ водится читать в Интернете сло­ ва признательности в адрес как создателей фильма, так и самой ленты. Допустим, такие: «Хороший фильм, интересный,хотя и черно­ белый. И актеры там все узнава­ емые, любимые. Фильм о войне, о подвиге, мужестве простых лю­ дей, фильм на все времена. Очень полезно посмотреть, оценить про­ шлое наше, подумать...» Возможно, в сравнении с упомя­ нутым в начале статьи голливуд­ ским вестерном наше «Золото» кому-то покажется самоварным, лишенным блеска. Возможно, с точки зрения дня сегодняшнего, картина местами выглядит наив­ ной, простоватой, не лишенной разного рода идеологических клише. Все это так, но все это не отменяет главного. Когда видишь, как в конце фильма Варлей за­ мерзает в снегу и ей снится, что исполнилась ее заветная мечта, что она выступает на большой сцене с песней «И больше не бу­ дет войны», - на глаза невольно наворачиваются слезы, и достига­ ет пика ощущение личной сопри­ частности, сопереживания героям ленты. Ощущение, искупающее любые недостатки режиссерской, операторской и актерской работы. Чувство, которого не может пода­ рить пусть самый зрелищный, но чужой фильм. То, что дороже лю­ бого золота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz