Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
Внимание, мотор! Дмитрий ЕРМОЛАЕВ - сотрудник Государственного архива Мурманской области Мурманское кино (Продолжение. Начало в № 146-150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 год и N° 49, 52, 54, 58, 63 за 2009 год.) 16. «Включите северное сияние!» - так назывался один из множества детских фильмов, снятых на Коль ском полуострове. Кажется, это впитано с молоком матери: слова маленького пажа, взволнованно отвечающего Золуш ке - Янине Жеймо, что он еще не вол шебник, а только учится, Красная Шапочка, «долго-долго-долго» бегу щая по тропинке навстречу волку с манерами завзятого интеллектуала и лицом Владимира Басова, пронзи тельно-добрый и грустный взгляд Алисы - гостьи из будущего. Если же бросить на прошлое более внима тельный взгляд, то окажется - было что впитывать. Сухие цифры статистики свиде тельствуют, что в Советском Союзе ежегодно выпускалось около 150 фильмов, из которых пятая часть - порядка 30 картин - для подраста ющего поколения. Кроме того, бюд жет детских лент существенно пре вышал расходы на взрослые. Одним из следствий такого относительного финансового благополучия являлась возможность смело планировать не близкие киноэкспедиции. В том чис ле и на Кольский полуостров. Мурманской «натурой» воспользо вался первый же советский фильм- сказка - «По щучьему велению». «Для киносъемок зимних сцен в Апа титы из Москвы приехала киногруп па «Союздетфильма», - сообщалось 20 апреля 1938 года в газете «Ки ровский рабочий».- Группа под руко водством режиссера А. Роу, операто ра И. Горчилина и директора группы Панчука снимает народную «Сказку про Емелю» по сценарию Леонидова и Тараховской. Фильм рассказывает о народной сказке про бедного де ревенского парня Емелю, который сколько ни работал на царя, все ни чего не имел. И как-то в дни зимнего холода и голода в реке Емеля вы лавливает щуку, которая дарит ему за свое освобождение вещее слово «по щучьему велению», с помощью которого Емеля облегчает свой труд и успешно ведет борьбу с царскими холопами. Сказка изобилует целым рядом комических моментов превра щения, преодоления препятствий на пути у Емели, раскрывающих силу народной смекалки и находчи вости. В картине снимаются артист Петр Савин - известный по картинам «Гармонь», «Ущелье Аламасов», за служенный артист республики По пов, заслуженный деятель искусств - артист Камерного театра Арканин, артистка Малого театра Кранчуков- ская, киноартист Жуков и другие. В картине принимают участие также цирковые артисты, исполняющие в шкурах роль медведей - друзей Еме ли. Часть киносъемок будет прове дена в совхозе «Индустрия». Кинематографические достоинст ва Мурмана оценил, конечно, не толь ко Роу, еще дважды приезжавший в наш край за зимними красотами, но и режиссеры других детских картин. В 1940 году студия «Союздетфильм» снимала в Хибинах сразу две ленты. Действие «Воздушной почты» раз ворачивалось в далекой сибирской тайге. Трое детей из маленького по селка заболели дифтеритом. Почто вый самолет, пилотируемый молодой летчицей Настей Королёвой, везет для них сыворотку, но из-за силь ного бурана вынужден совершить посадку прямо в лесу. Ночью на ге роиню картины нападают волки. На помощь девушке приходит четыр надцатилетний охотник Антон Ива нович (именно так, по отчеству, его называют в фильме), который спа сает Настю и доставляет лекарст во по назначению. Сценарий второй картины, «Сиби ряки», по нынешним временам можно счесть экзотическим. На страницах газеты «Комсомолец Заполярья», в номере от 18 апреля 1940 года, осо бенно отмечалось, что лента пос вящена «любви советских детей к товарищу Сталину», а также то, что работа над ней идет «одновременно в четырех местах: в Верхней Уде, в Теберде, в Москве и в Кировске». В новогоднюю ночь старый охотник- бурят рассказывает школьникам Сереже и Пете народное предание о том, как «вождь» с помощью местно го охотника бежал из ссылки и как в память об этом потом подарил ему свою трубку. Охотник погиб в Граж данскую, а трубка осталась у дру гого охотника-партизана. Мальчики решили разыскать трубку и вернуть ее Сталину. Такую сюжетную канву трудно представить в современном рос сийском кино, но тогда работа была чрезвычайно ответственной. Еще бы, ведь в фильме присутствовал сам Сталин. Пусть в исполнении ак тера Михаила Геловани, но это ниче го не меняло - все нужно было сни мать на высшем уровне. В том числе и кадры зимних заполярных пейза жей, оказавшиеся весьма кстати как в «Сибиряках», так и в «Воздушной почте». Уникальная история приключи лась с другой детской картиной - «Та инственная находка». Аналогов я не припомню, а потому на ней, пожалуй, стоит остановиться подробнее. Среди жителей Колы долгое вре мя бытовала легенда о подвиге, со вершенном в годы Крымской войны ссыльнопоселенцем Гагаркой. Эн- тузиаст-краевед Александр Михай лович Чарыгин описывал его так: «Трехмачтовый винтовой корвет «Миранда» в сопровождении вспо могательного судна вошел в Коль скую губу. «Миранда», вооруженная большим числом тяжелых пушек, имела глубокую осадку, поэтому по дойти ближе к Коле было рискован но, так как в заливе имеется немало подводных камней. Только опытный лоцман мог провести корабль по губе. В заливе в то время ловил се ледку один из ссыльных рыбаков по прозвищу Гагарка. Англичане захва тили его в плен и приказали вести судно. Гагарка почуял недоброе в намерениях англичан и умышленно посадил «Миранду» на коргу Молоч ную. Капитан «Миранды» приказал расстрелять Гагарку на кладбищен ском острове». Возглавляемые Чарыгиным школь ники в первые послевоенные годы решили увековечить память о Га гарке и обратились в облисполком с ходатайством об установлении в его честь гранитного обелиска. Оттуда ответили, что для санкции на соору жение памятника нужно найти авто ритетное литературное подтверж дение подвига ссыльнопоселенца, а если такового не обнаружится - соб рать десять подписей старожилов, слышавших о подвиге от своих отцов и дедов. Вскоре необходимое коли чество подписей было собрано. Обна ружились и литературные свидетель ства. Кроме того, у ребят завязалась переписка с музеями Архангельска, Ленинграда и Москвы, с центральной прессой. «Правда» сообщила юным краеведам, что их идеей заинтересо вался Илья Оренбург. «Литературная газета» прислала своего спецкора Анатолия Аграновского, опублико вавшего затем на ее страницах очерк «Подвиг помора Гагарки». Проявили интерес и кинематогра фисты. Аграновский телеграммой известил школьников о том, что в июне 1950 года Колу посетит Ма рия Смирнова - автор сценария зна менитого тогда фильма «Сельская учительница». Однако Смирнова не приехала. Вместо нее, ка к сообщал Чарыгин в газете «Заполярный труд», «20 июня прибыла в Колу одна из сотрудниц Смирновой, которая под робно ознакомилась с заливом, мес тами сгоревшей крепости и девят надцатиглавого собора, Немецким островом, горой Соловарака и Мо лочной коргой. При этом ею сделаны черновые наброски и снимки. При отъезде она сообщила, что осенью в Колу прибудет т. Смирнова вмес те с операторами и пробудет здесь около месяца». Возможно, «сотруд ницей Смирновой» была Валентина Спирина - впоследствии известный сценарист, а в ту пору выпускница ВГИКа, возможно, кто-то еще - не важно. Важно то, что в 1953 году, в самый разгар периода «малокар- тинья», вызванного распоряжением Сталина снимать меньше, но зато одни шедевры, был выпущен фильм «Таинственная находка», сделанный по сценарию Спириной режиссером Борисом Бунеевым. Согласно сюжету ленты, трое школьников из поселка Рыбачий находят в пещере старинное ружье. Стараясь выяснить происхождение находки, они узнают много интерес ного об истории своего края. Ребята мысленно переносятся в середину XIX века, когда их поселок являлся центром морских торговых путей, когда рыбаки-поморы боролись с ан глийскими захватчиками, когда жил отважный герой Гагарка. Кола в кар тине прямо не названа, но тем не ме нее все вполне узнаваемо: и школь ники-краеведы, и события Крымской войны, и подвиг Гагарки. Пусть не шедевр, но вполне до стойная историко-приключенческая лента для детей и юношества вышла на экраны 25 марта 1954 года. В ее создании приняли участие настоя щие мастера кино: Татьяна Лиозно- ва, Станислав Ростоцкий, Вячеслав Шумский, замечательные артисты Михаил Глузский, Алексей Грибов, Екатерина Савинова. Но точку в этой истории поставили не они, а мурманский краевед Вла димир Сорокажердьев, обнаружив ший, что все было с точностью до наоборот. Его изыскания позволили выяснить, что ссыльный Федор Ива нов по прозвищу Гагарка не герой, а предатель. Он показал неприяте лю кольский фарватер, за что по лучил от англичан 200 рублей. Что ж теперь, и фильм не показывать? Владимир Сорокажердьев считает, что «иетория с Гагаркой исключи тельна. Развенчивая легенду о нем, мифическом герое, не следует заду мываться, чтобы запретить фильм, содержанием своим не соответству ющий исторической правде. Фильм этот не об одном человеке, а обо всем нашем героическом народе, выдержавшем схватку с иноземны ми захватчиками». Спустя без малого 20 лет Мурман ская область сыграла очередную «роль» в детском кино. - Наша творческая группа будет снимать в Заполярье новый худо жественный фильм, - пояснял 4 фев раля 1972 года читателям «Поляр ной правды» заместитель директора картины Н. Н. Светильский .- Назы вается он «Тревога» и рассказывает о суровых буднях людей в полярных условиях, о тех местах, где связь с Большой землей поддерживают только по радио, где все живут од ной большой семьей. Вот один из эпизодов. Пришла телеграмма, что к радисту-полярнику приезжает сын из Одессы. В этот момент случается стихийное бедствие, отец оказыва ется на льдине, которую все дальше уносит от берегов. Мальчик об этом не знает. Его встречают друзья ра диста, принимает в свой коллектив школа-интернат. В основу ленты был положен ре альный случай, который произошел на Диксоне. Девочки-девятиклас- сницы оставили записку, что ушли на материк, а сами спрятались. Это произошло во время пурги, и все жители острова отправились на розыски. Конец у шалости полу чился трагическим - погибли люди. Конечно, в фильме все чуть-чуть по-другому. Главные герои - пер воклассница Наташа, ее братишка - одиннадцатилетний Лёня и его ровесник Коля. Испугавшись нака зания за самовольный радиосеанс и сломанную рацию, дети прячут ся, оставив записку, что ушли на остров. В это время объявляют штормовое предупреждение, начи нается буран. Пока все взрослое население разыскивает их, ребя тишки спокойно спят под кроватью. Мораль - за свои поступки надо от вечать независимо от возраста. До приезда на Кольский полуостров съемочная группа Одесской киносту дии, возглавляемая режиссером Ра домиром Василевским,работала в па вильонах и на Диксоне. Собственно, за «диксоновскими» пейзажами и при ехали одесситы в Мурманск. И наш ли их на улице Полярные Зори, один из уголков которой, примыкающий к сопке, точь-в-точь напоминал строе ния далекого арктического поселка. Самые важные, по мнению кинема тографистов, эпизоды картины были отсняты на Семеновском озере, в районе мурмашинского аэропорта, во Дворце культуры профсоюзов. А еще - на берегу залива. «- Разве это порт? Вот у нас в Одес се порт! - Мальчишка лет десяти с веснушками на носу разочарованно машет рукой, - описывал съемочный процесс корреспондент «Полярки» в номере от 10 марта 1972 года. - Де лают уже пятый дубль. Наконец по гашены юпитеры. Работницы порта, занятые в эпизоде, расходятся. Ма ленькие актеры устраивают возню. - А что, - подхожу я к «одесситу» Коле, которого играет москвич Игорь > Меркулов, - в самом деле тебе Одес- > ский порт больше нравится? - Не-а, - вскидывает он зеленые глаза, - здесь кораблей больше». Кульминацию ленты - кадры по иска детей снимали в одном из ка-.- рьеров сопки Горелой. Участников поискового отряда играли курсанты Мурманского высшего инженерного •. морского училища. А возглавлял их, ка к и положено по фильму, «заслу- женный дед советского кинематог рафа» актер Иван Рыжов. Помимо него в картине играли Люсьена Ов чинникова, Константин Степанков, школьники Оля Казакова и Костя Леневский. Самыми сложными для киногруппы стали съемки северно го сияния. Еще бы - по заказу его не организуешь. Но в итоге природа не подвела, и небесные огни вспыхнули вовремя. А несмышленая Наташка, ка к и положено по сценарию, заме тила: - Так, ничего особенного. Просто включили северное сияние. Уезжая, кинематографисты в один голосотмечали «теплоту мурманчан» и от души благодарили тружеников таксомоторного парка, телестудии, опытной оленеводческой станции - всех, кто помогал им работать. На звание же вышедшего вскоре филь- * ма изменили на «Включите северное сияние». И еще об одной картине просто .| нельзя не упомянуть. Хотя кине- |і матографическое участие в ней нашего края не столь велико, как В хотелось бы - это все равно мурман- ский фильм. Фильм военный, фильм ч детский. «Юнга Северного флота», Ш - вспоминал Эдуард Тополь, напи- J савший, совместно с Вадимом Тру- ниным сценарий ленты, - родился в 1972 году из газетной заметки о том. что где-то в Северодвинске бывшие . юнги Северного флота отметили ф энную годовщину окончания школы юнг Соловецких островов и возло жили венок на могилу юнги, погиб шего во время войны. Фильм или. ‘ точнее, образ этого фильма возник- предо мной сразу, ка к только я про чел эту заметку». Через несколько месяцев съемоч-. ная группа уже гостила в Северомор- н ске, договариваясь с военными моря- с ками о сотрудничестве. Кинорассказ о четырех подростках, попавших, каждый своим путем, в соловецкую школу юнг, о мужской дружбе, бое- вом крещении и, в конечном счете, | | о победе завоевал тогда о громную# / популярность. Картина Владимира ' Рогового - режиссера знаменитых «Офицеров», в которой получил свою первую роль Игорь Скляр, вы- : шла на экраны в 1974-м, получила :: приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика», а : на фестивале в пионерлагере «Ор- ленок» авторов ленты забросали цветами буквально по пояс. Хотя есть в «Юнге...» эпизод, где мальчишка - его сыграл Альгис Арла-. ускас - находит в Мурманске своего отца, главные съемки проходили на Соловках и Черном море. Но в ос нове фильма лежат события боевой истории Северного флота, герои кар тины служат на торпедных катерах, -1 а прообразом одного из них - Володи Черемина - стал Саша Ковалев, чьим именем названы улицы областного центра и Североморска. А значит, мы с полным правом можем считать эту ленту своей, мурманской. Сегодня отечественное детское кино переживает нелегкие времена. Ежегодно в стране появляется от 60 до 80 новых картин, из них лишь 2-3 для подрастающего поколения. Да и те зачастую не идут в широкий прокат, не доходят до зрителей. Вот и получается, что растут наши дети на западной продукции, порой весь ма низкопробной, да на старых доб рых советских кинолентах. Но все же жизнь продолжается, а потому давайте помечтаем. Настанет когда- нибудь такой счастливый миг, когда у нас снова будет много хороших, современных детских фильмов. Не может не настать! И ребята будущих поколений, став взрослыми, среди золотых воспоминаний детства сбе регут в сердце и кадры любимых картин. В том числе тех, которые еще снимут - обязательно снимут! - у нас в Мурманске, на Кольском Севере.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz