Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Мурманское кино (Продолжение. Начало в № 146-150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 год и№49, 52, 54, 58 за 2009 год.) 15. Долгосъем В самый канун нового, 1983, года в только что отремонтированном тогда здании Сове та министров РСФСР, в наградном зале, вру чали Государственные премии за 1982 год. Режиссер Владимир Басов, артист Андрей Мартынов, сценарист Юрий Скоп и киноопе ратор Илья Миньковецкий получали ее за фильм «Факты минувшего дня». Басов, вер нувшись на свое место с дипломом и лауре атской медалью в кумачовой коробке, шепо том попросил Скопа: - Милок, подмогни прицепить награду. Когда медаль оказалась на положенном месте, Владимир Павлович покосился сверху вниз на лацкан своего элегантного пиджака, улыбнулся и весело зашептал: - Тут ведь никто не знает, что одного из этих братишек, - он показал пальцем на ме даль с вычеканенными профилями братьев Васильевых, - я в свое время на руках выно сил. Погуляли маленько... А теперь вот буду носить на груди. Понимаешь?.. Так, по свидетельству очевидца и участ ника описанного события, закончилась ис тория, начавшаяся больше чем за десять лет до этого торжественного и праздничного момента. Путь от рождения творческого замысла до воплощения его на экране может быть дол гим. Иногда очень долгим. Но обычно, когда дело переходит в сценарную фазу, все ре шается за год-два. Максимум - за несколько лет. Однако процесс работы над «Фактами» затянулся настолько, что его, в соответствии с известным понятием «долгострой», впору именовать «долгосъемом». Хотя отсняли-то все как раз быстро. Впрочем, не будем забе гать вперед. В 1970 году коллектив комбината «Апатит» заключил договор о культурном взаимосо- дружестве со студией «Ленфильм». Руко водство предприятия очень хотело получить от питерских кинематографистов яркую и правдивую художественную картину о де лах и свершениях тружеников комбината. За дело взялся молодой литератор-сибиряк Юрий Скоп - представитель, как тогда гово рили, «иркутской стенки писателей», которую помимо него составляли Валентин Распутин, Александр Вампилов, Вячеслав Шугаев. По бывав на Кольском полуострове, изучив на месте необходимый материал, Скоп взялся за перо. За два с половиной года работы он написал пять самостоятельных вариантов сценария, причем каждый на две серии. И ни один из них не был принят. В течение этого времени вынужденно сложили свои полно мочия два режиссера: Сергей Микаэлян и Вадим Михайлов. Немало усилий для того, чтобы сценарий превратился в фильм, при ложил добровольный художественный руко водитель - классик советского кино Григорий Козинцев. А съемки все не начинались. «Ленфильмовские редакторы, - впоминал позже Скоп, - грустно так опускали глаза, вежливо успокаивали, невнятно объясняли: «У вас же все это... ну... сложновато для про ходимости, понимаете?..» И я, честно говоря ни черта не понимая, со злости, что ли, да и не пропадать же на самом деле с таким тру дом нажитому материалу, - сложил из него, как уж сумел, роман «Техника безопаснос ти». Речь в нем идет о горнодобывающем ком бинате «Полярный», прообразом которого послужил «Апатит». Останется ли он перс пективным, с надежной, научно обоснован ной и долговременной стратегией развития? Есть ли у него будущее? Такая, сугубо про изводственная, проблема, по-разному пре ломляясь в судьбах героев - от директора Михеева и главного инженера Кряквина до рабочих Гуридзе и Гаврилова, стоит в центре повествования. Но она является лишь фун даментом для иных, нравственных вопросов: как надо трудиться? как строить взаимоот ношения с людьми? какова цена душевного движения, поступка? Да, успехи у «Полярно го» действительно есть, но это, как говорит, выступая на совещании в Москве, Кряквин, лишь «факты минувшего дня». Достижения обернутся провалом, если продолжать рабо тать по старинке... Выросшая из сценария книга вышла в свет в 1977 году 100-тысячным тиражом в москов ском издательстве «Современник». И вновь без приключений не обошлось. Как пишет Скоп, «удивительно и странно исчезли из книжных магазинов Кировска поступившие в них экземпляры романа: причем кировча не не без удивления отметили, что эти и без того малочисленные экземпляры тиража ра зом унесли не то семь, не то восемь человек. По всей видимости, из-за какой-то необъяс нимой любви к «Технике безопасности» каж дый из них приобрел по нескольку десятков книжек враз...» , А затем в «Кировском рабочем» появился резко критический и, на мой взгляд, далекий от объективности отзыв о произведении пло щадью едва ли не в половину всего номера газеты. «Издержки «Техники безопасности», - утверждалось в нем, - в поверхностном, спешном освоении жизненного материала автором, в заданности, в ложной точке зре ния на «землю» романа и его людей. Отсюда - правдоподобие, а не правдивость и даже хуже - фальшь: в сюжетных, психологичес ких коллизиях, в языке, обрисовке персона жей». И - как вывод: «Стремление во что бы то ни стало быть оригинальным приводит к словесному штукарству, а в конечном счете - к фальшивым образам, интонациям. И тогда не спасают даже точные, правдивые детали - не поверив писателю в малом, читатель пе рестает ему верить и в большом. Построен ный им литературный «дом» разваливается на глазах...» В общем, прочитаешь рецензию и уверишься в полной бездарности автора книги. Сопоставив изложенные выше факты, легко прийти к убеждению, что кто-то очень не хотел выхода фильма по сценарию иркут ского литератора. И такой человек, судя по всему, действительно был. Это генеральный директор комбината «Апатит» Георгий Алек сандрович Голованов - ветеран войны, Герой Социалистического Труда, доктор техничес ких наук, депутат Верховного Совета СССР - на тот момент, безусловно, первое лицо Ки ровска. Писатель и управленец, что называ ется, не сошлись характерами, точнее взгля дами на искусство. Причем оба были по-своему правы. Дело в том, что один из главных героев сценария и книги - директор Михеев. У него, как выяс няется по ходу развития действия, есть лю бовница, от него в конце концов уходит жена, да и смелостью он тоже не блещет - не рис кует выступать перед руководством с пред ложениями о коренной перестройке работы своего предприятия. Естественно, Голованов справедливо опасался, что его полностью с ним отождествят, в том числе и в этих, со вершенно не соответствовавших реальности деталях, и тем самым ославят на весь белый свет. Не нравилась ему и авторская трактовка жизни комбината, где рабочие выпрыгивают по ночам из окон второго этажа женского общежития, представители управленческой верхушки почти в буржуазных традициях ус траивают вечеринку в бассейне и вдобавок случается ЧП, едва не стоившее жизни моло дому взрывнику. Скоп же усматривал во всех претензиях покушение на свободу творчест ва и резонно замечал, что реальные люди и литературные персонажи это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Ситуация была патовой, и только присуж дение роману «Техника безопасности» пре мии конкурса Всесоюзного центрального со вета профсоюзов и Союза писателей СССР на лучшее произведение художественной прозы о современном советском рабочем классе сдвинуло дело с мертвой точки. Пос ле этого уже киностудия «Мосфильм» за казала Скопу новый сценарий. Воплотить его в жизнь взялся известный режиссер и замечательный актер Владимир Басов, в творческом багаже которого помимо сверх- популярного сериала «Щит и меч» были и нашумевшие производственные ленты «Слу чай на шахте восемь» и «Битва в пути». - Роман, - пояснял он в интервью коррес понденту газеты «Комсомолец Заполярья» Владимиру Беляеву, - понравился мне и за диристой попыткой встрять в сердцевину нынешних проблем, и молодостью автора, и тем, что действие происходит на Севере, где еще не доводилось бывать. Как к лите ратурному произведению у меня есть к нему претензии. Но вот чем он задевает: Скоп по казал людей, поставленных весьма высоко, которые восстали против распространенного лозунга «давай-давай», прекрасно понимая, что они многим могут за это поплатиться... Нужно иметь мужество сказать, что черное - это черное. Вот о чем речь. Однако директор «Апатита» по-прежнему стоял на своем. Он в очередной раз катего рически забраковал представленный ему сценарий. Но тот уже был одобрен Госкино СССР и поставлен на государственный за каз. Тогда Голованов написал крайне жест кое критическое письмо в адрес председате ля Госкино, в котором напористо доказывал неверность и нежизненность многих позиций текстового варианта картины. Однако маши на кинопроизводства уже набрала обороты, и в итоге два министра - химической промыш ленности и кино - сумели в 1980 году убедить Георгия Александровича согласиться на при езд съемочной группы. Правда, финальная личная беседа директора со сценаристом все-таки состоялась. Приведу ее фрагмент в изложении Скопа: «- Вы знаете, Юра... - обращаясь весь раз говор только ко мне и нарочито игнорируя этим участвующего в разговоре режиссера- постановщика Владимира Павловича Басо ва, сказал он, - все, так сказать, несовер шенство вашего сочинения в том, что герои его неоднозначны. Понимаете? - Понимаю, - сказал я и пустил в ход домаш нюю заготовку: - Но ведь вся классическая литература ценна именно неоднозначностью героев. Тот же шолоховский Григорий Меле хов. .. - О-о... - с укоризной протянул оппонент, покупаясь на заготовку. - Но ведь вы-то, Юра, не Шолохов... - Это факт, - подтвердил я и, затянув по нарошке паузу, сделал шах: - Но и вас-то, по- моему, тоже никто вроде не уполномачивал на роль Белинского... Басов покашлял в кулак. Интеллектуаль ные дебаты прикончились, и весь остальной деловой разговор оппонент вел, глядя куда- то в пространство между мной и Басовым. В самом же финале он не без внутренней уве ренности прямо-таки утешил меня, сообщив: - А вообще-то вам следовало бы учесть, что при желании я мог бы, конечно, задержать эти... «Факты» еще неизвестно на сколько». Каждый из участников этой длившейся це лое десятилетие дискуссии остался при сво ем мнении, но компромисс тем не менее был найден. В сценарий в соответствии с пожела ниями руководства «Апатита» внесли целый ряд изменений, а фильм после этого получил наконец на предприятии зеленый свет. В мае 1980 года начались съемки. Надо от дать должное Голованову: теперь, дав ленте добро, он помогал чем мог. По словам опера тора картины Ильи Миньковецкого, съемоч ный процесс благодаря поддержке горняков «был так толково организован, что многих товарищей из «Мосфильма» есть смысл при слать сюда на практику». В свою очередь, и кинематографисты с учетом прежнего горького опыта всячески старались найти с кировским начальством общий язык. В их интервью мурманской прессе того времени еще можно отыскать следы былых баталий, но интонация уже со вершенно иная. Вот, что заявлял от имени всего киноколлектива на страницах «Поляр ной правды» тот же Миньковецкий: «Люди пытаются все происходящее в фильме ассо циировать в прямом смысле со своим пред приятием, все сравнивают, отождествляют. Обращают внимание и не на самые важные детали. Один из прототипов, например, дока зывал, что от него жена никогда не уходила. Нас убеждали, что в здешнем общежитии влюбленные не прыгают из окон. Прототи пы не хотят быть узнаваемыми. Творческий коллектив на месте пытается внести коррек тивы. Книга - это только материал. А образ героя формирует все-таки личность актера. Мы благодарны за огромную помощь в уточ нении сценария Герою Социалистического Труда Георгию Александровичу Голованову - директору объединения «Апатит», человеку с богатым жизненным опытом, прекрасному специалисту. Нам хочется создать честную и гражданственную картину». Основные съемки проходили на рудниках и в цехах, хотя работа шла и в других мес тах. К примеру, отдельные эпизоды легли на пленку в танцевальном зале апатитского ДК «Строитель» и в поселке 25-й километр. Непосредственно деятельность киногруппы курировал заместитель главного инженера предприятия Юрий Демидов. Много помогал заместитель начальника Юкспорского руд ника Виктор Обреянов. В массовых сценах охотно снимались рабочие рудника и апати- то-нефелиновой обогатительной фабрики № 2. Участвовали в съемках ученые Коль ского филиала Академии наук СССР, в том числе и нынешний главный ученый секретарь Анатолий Виноградов - тогда еще просто со трудник Геологического института. Что же касается профессиональных ак теров, а в фильме заняты сплошь звезды - Михаил Ульянов, Владислав Стржельчик, Александр Абдулов, Людмила Чурсина, Ва лентина Теличкина, Леонид Куравлев, Алек сандр Ширвиндт, Евгений Жариков, Вален тина Талызина, - они, каждый по-своему, стремились походить на реальных тружени ков комбината. Лариса Удовиченко, игравшая маркшейдера Нелю, внимательно наблюда ла за работой своих «коллег» по профессии. Андрей Мартынов, которому досталась роль главного инженера Кряквина, присматривал ся к Демидову, беседовал с ним, был у него в гостях. Попутно в Кировске и Апатитах проходили творческие встречи создателей и зрителей будущей ленты. Натурные съемки завершились в начале июня. Эпизоды, отснятые на Кольском по луострове, составили около четверти всей картины. Накануне отъезда Басова из Хибин мурманские журналисты спросили его, в ка кой манере он делает фильм. - В своей манере, в басовской, - ответил Владимир Павлович. - То есть очень прос то, без выкрутасов... Хочется добиться ес тественного течения ленты, на внезапных вспышках и мгновенных перепадах, как это есть в жизни. Хочется, чтобы на экране все выглядело не заснятым, а всамделишным... Хочется, чтобы красота Севера, заснежен ных просторов и прочая экзотика не затмила человеческих характеров. Долгая и трудная (десятилетняя!) дорога «Фактов минувшего дня» на экран завер шилась. В кинотеатрах Мурманской области фильм появился в октябре следующего, 1981 года. На премьеру в Хибины приехали Басов, Скоп, артисты Андрей Мартынов, Геннадий Юхнов, Валентина Талызина. В целом кар тина получила теплый прием зрителей. Еще бы - она ведь наша, северная. В то же время заполярные критики обратили внимание на ряд недостатков фильма, главными из ко торых стали его затянутость и внутренняя статичность - отсутствие развития конфлик та. Несмотря на это, «Факты», поднимавшие важные вопросы социалистического произ водства, получили высокую оценку в верхах и сыграли важную роль в жизни главного ре жиссера картины. Чуть позже премии имени братьев Васильевых, в 1983 году Владимир Басов получил звание народного артиста СССР. Теперь, когда та эпоха ушла в прошлое и многие связанные с ней темы утратили ак туальность, картина, пожалуй, выглядит ус таревшей. Современному зрителю, особен но молодому, далеко не все в ней понятно. Вот и читаешь порой в Интернете подобные отзывы: «Удивительно! Хороший роман, та лантливые режиссер и артисты, а фильм никакой»... Но для нашего края, думаю, он надолго останется одним из наиболее памят ных, свидетельством своего времени. И ког да на экране появляются величественные просторы Хибин, огромная чаша рудника, на дне которой выглядят игрушечными даже могучие экскаваторы и гиганты-самосвалы, или вполне узнаваемые улицы Апатитов, когда видишь рабочих, идущих по подзем ному штреку, - возникает невольное чувство родства и начинаешь сопереживать героям ленты. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz