Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Мурманское кино (Продолжение. Начало в № 146-150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 год и №49, 52, 54 за 2009 год.) 14. Кольская Чукотка Д авайте посмотрим на карту России. Арктический фасад нашей держа вы ограничен по краям двумя выступами - двумя полуостровами. Один расположен на западе, в Европе, другой на востоке, в Азии. Между ними многие тысячи кило метров. И чего, казалось бы, общего, кро ме принадлежности одному государству да омывающего оба Ледовитого океана? Однако кинематографисты это общее на шли... Об одном из «чукотских» фильмов, сделанных в нашем крае, о ленте «Гость», я уже писал. Но были и другие. В 1966 году на «Ленфильме» запустили в производство картину «Начальник Чукот ки»... Начало двадцатых. Комиссара Глаз- кова посылают к чукчам - устанавливать советскую власть. По пути в стойбище Уйгунан тот умирает, и к месту назначе ния добирается только молодой паренек Алеша, писарь, который волей случая и становится начальником Чукотки. Он уп раздняет личным приказом полномочия прежнего царского представителя, наво дит во всем революционный порядок и зарабатывает для республики миллион долларов, собирая налоги с иностранцев, закупающих здесь пушнину. Фильм этот знаком, пожалуй, каждому. А вот то, что сюжет основан на реальной истории, знают далеко не все. Да, был у главного героя реальный прототип: комис сар Алексей Бычков первым стал брать пошлину с американских купцов, приез жавших к чукчам за мехами. Действовал решительно и вскоре накопил значитель ную сумму в иностранной валюте. Но вре мя было смутное, власть менялась часто, и вскоре Бычкову пришлось бежать. Ко миссар пересек Берингов пролив, попал на Аляску, оттуда отправился в Калифор нию, чтобы переплыть океан и оказаться в итоге в Питере. Добирался, естествен но, долго, с приключениями, а прибыв в город на Неве, направился в ЧК - сдавать деньги. В отличие от ленты, где все закан чивается хорошо, судьба комиссара ока залась плачевной - его репрессировали... Но, конечно, у фильма, снимавшегося в те годы, такого финала быть не могло. Для чукотских пейзажей «Начальника» и пригодилась - в очередной раз - зимняя натура Мурманской области. С Чукотки на Кольский Север доставили реквизит, в том числе и живой - собачьи упряжки, привезли человек 20 чукчей - для досто верности - и работа закипела. Вот что рассказывал на страницах «Комсомольской правды» режиссер кар тины Виталий Мельников: «Конечно, все понимали, что снимать в течение года Чукотку на Чукотке практически невоз можно. Тем не менее на некоторое время мы слетали туда на разведку - узнать, как живут чукчи, каков их быт. А снимать стали на Кольском полуострове. Нашли плато Расвумчорр, что неподалеку от Апатитов, рядом с городом Кировском. Оно достаточно высокогорное. Зима там длится дольше, снега много. Построили там становище. Актеры, которые не были заняты в театрах, жили там же, а вот на родный артист СССР Алексей Грибов, я считаю, совершил настоящий подвиг. Ему приходилось два раза в неделю с пере садками летать из Москвы через Ленин град в Кировск и обратно. А учитывая, что было ему где-то под семьдесят, давались ему эти перелеты с трудом. Но история наша Грибову нравилась, он к работе от носился с любовью и трепетом. И очень мне, молодому режиссеру, помог и сове том, и делом». Известный киновед Виктор Демин мы тарства Грибова, сыгравшего лукавого чиновника Храмова, описывал так: «Авто мобиль ждет у театра, сразу после спек такля артист садится в «Стрелу» и ночь едет в Ленинград. Здесь с вокзала его ве зут в аэропорт, к трапу специально задер жанного самолета в Кировск. Иначе не получалось. И после всего этого Грибов, уже не юноша, встает перед камерой, а через день или два, иногда, впрочем, в тот же день, вечером, летит обратно. И - ни слова жалобы, ни одного недовольного вздоха, ни малейшего спора с режиссе- ром-дебютантом». Этот фильм, где едва ли не впервые ре волюционная тематика была обыграна в комедийном ключе, имел шумный успех. В том же 1966 году его посмотрели в Совет ском Союзе 15 миллионов 700 тысяч зри телей. Масштабная, с размахом, премье ра прошла и в мурманских кинотеатрах. В 1968-м лента получила приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» на Всесоюзной неделе детского фильма. Ее - одну из немногих - купили американцы. Фразочки, наподобие «Эх, товарищ отселенный!», «Четыреста двадцать три кролика - это в целом коро ва», «Товарищи, здесь карают государс твенных преступников? - Здесь, здесь, проходи, мальчик», цитировала тогда вся страна. Хотя картине достались не только розы, но и шипы. «Указанный фильм грубо искажает историческую правду об уста новлении советской власти на Чукотке», - возмущались в коллективном письме со трудники лаборатории истории магадан ского Северо-восточного комплексного НИИ Академии наук СССР. Однако в це лом признание было очевидным. В картине сыграл одну из своих лучших ролей Михаил Кононов, чей актерский дуэт с Алексеем Грибовым стал класси кой советского кино. Кстати, Кононов потом неоднократно бывал на Кольском полуострове, участвовал в областных ки нофестивалях, причем добирался даже до таких дальних уголков нашего края, как Гремиха - нынешний Островной. «На чальника Чукотки» и сейчас знают, пом нят и любят. Е ще раз «чукотскую» натуру снима ли в Хибинах двумя десятилетиями позже - в 1978-м. Тогда шла работа над фильмом «След росомахи» по мотивам одноименного рассказа самого известного писателя-чукчи - Юрия Рытхэу. Сценарий представлял собой модернизированный вариант старинной чукотской легенды о любви молодого охотника и дочери солн ца. «Мы приехали в Мурманскую область за снегом и похожими на чукотские пейзажа ми, - вспоминал позже исполнитель глав ной роли Юрий Хван. - Разведка с воздуха доложила, что все это есть на плато Рас вумчорр. И поэтому каждый день из горо да Апатиты на автобусах и вездеходах мы ездили по 30 километров туда и обратно, и 8-10 часов... стыли под порывами ветра на морозе в 15-20 градусов». Он же рассказывал потом живописные подробности происходившего в нашем крае кинодейства: «Съемки на плато Расвумчорр. Припасенные бутерброды съедены, горячий чай в термосах выпит, а конца края работе нет. Народ, голо дный, холодный, злой, прячется от ко лючего ветра. Все сидим и ждем, когда выглянет солнце, так как прибор свето чувствительности показывает: света для пленки не хватает. Сколько раз нам при ходилось сталкиваться с этой зависимос тью от природы на натурных съемках - не счесть. Если вы возьмете продолжитель ность обычного кинофильма - где-то 1 час 10 минут или 1 час 20 минут - и сравните с затраченным на его производство време нем.(например, только моя роль была рас считана на 100 съемочных дней да плюс еще время на выбор натуры, монтажный период, время на озвучание картины), то тогда вам будет понятно, что такое кино съемка по произведенным затратам вре мени...» П равда, несмотря на все те усилия, ныне «След росомахи» уже почти занесен ветром времени и еле различим и доставать. Так, в самой первой сцене фильма, где чукча охотится на моржа, Ро- гожкину чего-то не хватало, но он сам не понимал чего. А когда увидел мою мятую фронтовую кружку, которую мне подарил один Герой Советского Союза, попросил ее для съемок. Она появилась на крупном плане. Доставать приходилось многое: во енную амуницию, оленьи меха, гидрокос тюмы... Многим покажется, что самолеты, то и дело ревущие в кадре, нарисованы на компьютере. Ан нет! Это были реальные Як-52. В воздухе держалось до девяти са молетов, которые летали со старого аэро дрома в Мурмашах. Но когда камни с его покрытия повредили винты, истребители стали летать из Килпъявра. Съемки с их участием стали самыми сложными, ведь надо было, чтобы машины оказывались в кадре в нужное время и летели в нужном направлении... В Мурманской области были в основном военные сцены. Много было задействова но наших ребятишек из Печенги, Заполяр ного. Потом - морпехи участвовали в съем ках, пограничники. Пятиклассник Сережа одной из школ Заполярного прослыл пря мо-таки фантастическим актером! Он иг рал внука главного героя, Сергея Ивано вича, три дня участвовал в съемках! Мало того, просто потряс всех своим талантом. Так и заявлял: «Как я люблю сниматься в фильмах!». Я у него как-то спросил: «Се реж, а в скольких фильмах сняться-то уже успел?» «Вообще, «Перегон» - в моей на фоне других, более заметных лент. А вот картина Александра Рогожкина «Пе регон» на виду и в прямом, и в переносном смысле слова. Она снималась совсем не давно, ее продолжают смотреть и обсуж дать. Фильм, показывающий войну без вой ны - повседневную жизнь маленького аэродрома на Чукотке, через который пе регоняют на фронт ленд-лизовские «аэ рокобры», делали в том числе и на Коль ском полуострове. Киногруппа во главе с режиссером приехала в Мурманск 25 мая 2005 года, с 1 июня начались съемки, про должавшиеся около двух недель. В этот период шла работа над пятью эпизодами с участием звезды современных сериалов Даниила Страхова, специально привезен ных чукотских актеров и массовки. Интересны впечатления, оставшиеся от нашего края у Страхова, исполнивше го роль начальника аэродрома капитана Лисневского: «Природа тех мест порази ла мое воображение, - пояснял он в од ном из интервью, - там все другое. Другое небо. Другая земля. Другая вода. Другие люди. Меня поразило, что там, в этом ма леньком поселке под названием Заполяр ный, люди не ложатся спать до четырех, до пяти утра. Бродят по улицам. В основ ном молодежь, конечно. Им нечего делать - нет ни дискотек, ни других мест развле чений. И при этом они не пьяные. Я пора довался за местную крепкую заполярную семью, которая держит подрастающее поколение в жестких рамках». Снятые на нашей земле кадры, пожа луй, во многом были бы иными, если бы не помощь, которую оказал кинематогра фистам мурманский писатель, краевед, поисковик Михаил Орешета, вдоль и по перек исходивший Кольский полуостров. Ему и предоставлю слово, совместив отрывки из нескольких интервью, опуб ликованных в разное время в областной прессе. Итак: - Позвонил из Питера Дима Рачков, который был назначен директором ро- гожкинской картины «Перегон»: «Мне сказали, что вы можете нам здорово по мочь, поскольку действие в «Перегоне» происходит на Чукотке. А туда ехать ни каких денег не хватит, это нереально. По этому мы ищем «натуру», которая бы Чу котке соответствовала». Я ответил: «Да нет проблем! Приезжайте! Я вам такую Чукотку покажу!». Следом за этим звон ком приехал Рогожкин... Мы определили точки для съемок, потом в течение года почти шла какая-то работа, мне звонили, советовались, информацию уточняли. Моей основной задачей был выбор пло щадок под какие-то сценарные эпизоды. Допустим, пролет самолета, проход чук чей, охотников. Рогожкин, к примеру, мне говорил: «Мне нужно, чтобы скалы выгля дели так, а море - так». Я сидел, думал, вспоминал наш Кольский край, потом мы ехали в намеченные мной места, я их по казывал... Рогожкин очень скрупулезно подходил к деталям. Если хоть какая-то мелочь, хоть пуговка на форме ему не понравится, приходилось гонять машину в Заполярный Михаил Кононов на сцене клуба моряков. актерской практике первый, - ничуть не растерялся пятиклассник, - но в фильмах все равно сниматься люблю!» Вот такой эпизод: работаем на побе режье Печенгского залива. И съемка не идет... Я видел, что Рогожкину это очень не нравится, но сначала не мог понять, по чему. А потом понял - цвет воды! Потому что в Печенгском заливе вода мутная и на морскую никак не тянет. Я подошел к Рогожкину, говорю ему: «Вот цвет воды...» Он с досадой отвечает: «Да я сам вижу! Жду, когда тут все «устаканится»!» Я объ яснил, что тут никогда ничего не «устака нится», просто в этом заливе вода такая. Почти сразу режиссер объявил: «Съемки прекращаем!» И начал обрисовывать мне, какую именно картинку для съемок ему нужно. Была полночь, киногруппа уехала отдыхать в Заполярный. А мы с Рогожки- ным, главным оператором и художником сели в машину, и к трем часам ночи я их привез в устье реки Титовки. Как раз солн це стояло над Баренцевом морем, было очень красиво. И вот когда они вышли из машины, я увидел лица очарованных мужиков. Оператор, например, хлопал в ладоши и кричал: «Супер! Да это прос то фантастика!». Рогожкин тут же начал звонить своему «заму». И на утро были назначены съемки на незапланированной площадке в устье Титовки... Перед отъездом вся группа и Рогож кин очень жалели, что основные съемки пройдут в Новгороде. Они были очень расстроены этим. Говорили, что если бы все съемки проходили здесь, то фильм бы был гораздо лучше. «Перегон», вышедший на экраны в 2006-м, стал одним из главных событий российс кого киногода. «Рогожкин, - отмечал, ре цензируя картину, критик Александр Гар- рос, - снимает кино о главной «трудности перевода», не языковой - экзистенциаль ной; о том, что человек по сути если и не добр, то точно не зол, и что каждый че ловек... от рождения владеет тем единст венным языком, на котором двое незлых всегда могут договориться, - природным, любовным... называйте как угодно. И главная беда в том, что язык этот в нас задавлен, забит, почти вытравлен навя занными мороками идеологий, фанатиз ма, нетерпимости, и мучительно трудно пробиться к изначальному знанию». Во площению этой нравственно благородной идеи способствовала, как могла, и наша Кольская Чукотка. Напоследок задумаемся о будущем. Восхищенный красотами мурманской природы, Рогожкин однажды восклик нул: «Да тут можно все снимать - и Чу котку, и Арктику, и Крым! Это превзошло все мои ожидания!» А значит - впере ди новые творческие замыслы, новые съемки, новые ленты. Вполне возможно, окажутся среди них и те, что продолжат «чукотскую» тему в истории мурманско го кино. И восхищенные заполярными пейзажами на экране зрители так и не догадаются, что сняты они были на про тивоположном от места действия филь ма конце страны. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz