Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
Внимание, мотор Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, с о т р у д н и к Государственного архива Мурманской области Мурманское кино (Продолжение. Начало в № 146-150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 год и№49 за 2009 год.) 12. Несчастливый «Гость» И з письма начальника Управ ления агитации и пропаган ды ЦК ВКП(б) Георгия Александ рова в секретариат ЦК ВКП(б) от 18 января 1941 года: «Секретарям ЦК ВКП(б) - товарищу Андрееву А. А., товарищу Жданову А. А., товарищу Маленкову Г. М. О по ложении дел с выпуском кино фильмов... Итоги работы кине матографии в 1940 г. показали, что работники советского кино не выполняют указаний ЦК ВКП(б) и СНК СССР. План выпуска кино фильмов в 1940 г. выполнен лишь на 65%. В идейном и художествен ном отношении большинство ки нокартин являются слабыми... За бракованы фильмы... «Гость»...» Из справки Управления пропа ганды и агитации ЦК ВКП(б) «О состоянии художественной ки нематографии»: «В 1940 и 1941 годах сделан ряд идеологически вредных фильмов... Запрещены следующие картины: «Гость» - сценарист Канторович, режиссер Минкин»... Вот так - с обнаружением про цитированных выше документов, хранящихся в Российском госу дарственном архиве социально- политической истории, проясни лась для меня судьба фильма, о таинственном невыходе которого на экран я писал в «Мурманском вестнике» 5 августа прошлого года, еще только начиная рассказ о мурманском кино. Позволю себе процитировать: «В кадре человек с ножом, явно представитель какой-то северной народности. Нож занесен для уда ра по другому человеку, лежащему на снегу. Рядом - нарты с покла жей. Фотоснимок с кадра опубли ковала 18 декабря 1939 года «По лярная правда», повествовавшая о новых лентах. Картина называ лась «Гость». «Часть съемок этого фильма, - сообщала газета, - про изводилась в Кировске». Однако в каталоге кинопродукции тех лет такого фильма нет. Обычное дело: рабочее название и его итоговый вариант отличаются друг от дру га. Но - о чем была картина, кто в ней снимался, каковы были обсто ятельства съемок, остается пока только догадываться». Как теперь выяснилось, чело век с ножом к народам Севера отношения не имел. К тому же дело оказалось вовсе не в пере мене названий, да и саму ленту я позднее все-таки обнаружил в перечне ленфильмовских работ. Но история практически неиз вестного сейчас фильма «Гость» не стала от этого менее интерес ной. Сюжет его в существующих ныне справочниках, к примеру, на сайте www.kino-teatr.ru, описан следующим образом: «Молодой ненец-охотник разоблачает про никшего на территорию СССР диверсанта, который сначала вы дает себя за сбившегося с пути врача, а затем делает охотника своим заложником». Однако верно подобное описание лишь отчасти. Впрочем, обо всем по порядку. В 1935 году Голливуд посетил руководитель советской кинематографии Борис Шумяц- кий. На студии «Парамаунт» он встретился с молодым режиссе ром Гербертом Раппопортом, пе ребравшимся в Америку из Авс трии (корни его семьи были во Львове, который в начале века принадлежал Австро-Венгерии). Тот не скрывал своих коммунис тических убеждений и к тому же успел заслужить хорошую репу тацию фильмами, снятыми в Гер мании, Франции и США совместно с выдающимся немецким режис сером Георгом Пабстом. Получив предложение переехать в СССР, Раппопорт согласился. Придя на «Ленфильм», он принес на студию невиданный там доселе запад ный порядок. К нему на съемки ходили, как на экскурсию, а он в 1938-м в соавторстве с Адольфом Минкиным, сорежиссером и по совместительству переводчиком, выпустил антифашистский фильм «Профессор Мамлок». В 1939-м - и снова вместе с Минкиным - взялся за постановку картины «Гость». Главный ее герой - чукча Авок. который, сам того не зная, ока зал гостеприимство застигнуто му в тундре бураном полковнику японского генштаба. Авок по дружился с незнакомцем и согла сился проводить его на собаках к Большой реке. Они остаются вдвоем в тундре. Гость поражает чукчу своей силой и находчивос тью. Он сдерживает собак, испу ганных внезапным появлением песца и готовых понести, спасает провалившиеся под лед нарты. Их дружба растет, но однажды к вечеру, охмелев от спирта, гость затягивает дикую, воинственную песнь самураев. Это наводит Аво- ка на подозрения. Постепенно они усиливаются: неизвестный, узнав, что для дальнейшего пути необ ходимо взять собак у начальника погранзаставы Иванова, катего рически отказывается ехать на заставу. Он требует доставить его к Большой реке через горы, минуя пограничников, заклинает чукчу дружбой, которая их связывает по обычаю, просит, угрожает, на конец даже избивает его. Догадавшись, кем на самом деле является этот человек, Авок подсовывает в пищу своим любимым собакам рыболовные крючки. Собаки гибнут. Японец в ярости стреляет в чукчу и бежит, надеясь найти путь в горах без его помощи. Он бредет один среди за снеженных холмов, мечется как зверь, пытаясь найти выход, из немогает. Измучившись, потеряв всякую надежду, находит челове ческие следы, целый день идет по ним и к ночи натыкается... на Аво- ка. С ужасом он обнаруживает, что шел по своим же собственным следам. Объятый страхом за свою жизнь, японец просит раненого чукчу показать ему дорогу. Тот показывает ему путь на погранза ставу. Когда диверсант, который сам тащит нарты с Авоком, уже совершенно обессилил, их насти гает начальник заставы Иванов... На современном киноязыке это, пожалуй, назвали бы психологи ческим триллером. К артина с самого начала шла сложно. Снимать на Чукотке было далеко и накладно, поэто му натуру сперва хотели делать в пригородах Ленинграда. Но под готовительный период затянулся. Пока вносили правки в сценарий, пока утверждали смету картины в комитете по делам кинематогра фии, прошло около полутора ме сяцев. Тем временем в городе на Неве наступила ранняя весна. В погоне за тающим снегом в конце зимы 1939 года киногруппа филь ма «Гость» отправилась на Коль ский полуостров. Перед отъездом по традиции тех лет Раппопорт и Минкин вызвали на соревнование коллектив, работавший над лен той «Переход» во главе с режис сером Ивановым. Они обязались место съемок приехал сценарист Лев Канторович. Увидев, какой ценой воплощается в жизнь его замысел, он шутливо пообещал «никогда больше не ставить геро ев своих картин в такие трудные условия». Для ускорения съемок коллек тив разделился на две половины. Одна во главе с Минкиным, отпра вилась в Кемь, вторая осталась в Кировске продолжать под руко водством Раппопорта работу над центральными эпизодами филь ма. Н еудачи продолжали пресле довать не готовую даже на половину ленту. В газете «Кино», официальном органе комитета по делам кинематографии при Сов наркоме СССР, появилось сооб щение: «Очень отстает постано вочная группа «Гость»... К 1 мая картина была готова лишь на 23,3 процента вместо 52,4 процента по плану. Группа картины «Гость» простояла в экспедиции 37,5 дня, из них 34 дня - из-за непогоды и 3,5 дня - из-за несвоевременного приезда актеров». Работать меж ду тем становилось все тяжелей. Весна вступала в свои права. В горах начались обвалы. Утром, приходя на место вчерашних съе мок, бригада зачастую находила его погребенным под слоем снега и льда. Приходилось искать новое место, а это тоже требовало сил и времени. В довершение всего вы яснилось, что на студии ленфиль- мовцев снабдили некачественной пленкой. Из-за этого многие с та ким трудом добытые кадры при шлось переснимать. О ходе съемок Раппопорт рас сказал 22 июня 1939 года на стра ницах газеты «Комсомолец За полярья». Процитирую фрагмент статьи Всеволода Игнатьева «С киноаппаратом на горе Юкспор»: «В небольшой и уютной киров ской гостинице мы встретились с Кадры из фильма «Iость». трудиться высококачественно, сэкономить 10 процентов средств и 5 - пленки и, кроме того, вести на Севере культурно-массовую рабо ту среди местного населения. 26 февраля бригада «Лен- фильма» прибыла в Кировск. В весенние месяцы там обычно стоит ясная, солнечная погода. Киношникам, однако, не повезло. Против ожиданий весна 1939-го выдалась в Мурманской области необычно пасмурной. Солнце по казывалось редко и ненадолго. За весь экспедиционный период - с 25 февраля по 5 июня - ленфиль- мовцы работали лишь 22 смены. Непогода держалась в общей сложности более 50 дней. Принявшись за дело, ежеднев но в любую погоду на лыжах и собачьих упряжках участники эк спедиции по глубокому снегу про ходили 15-20 километров до мес та съемок. Как манны небесной, ожидали они появления солнца^ чтобы отснять хотя бы один план или проход. В пургу, на двадцати семиградусном морозе, когда от казывал мотор аэросаней, люди продолжали снимать. Буквально по кадру-два в день. Сократить натурные объекты было невоз можно - все сцены органически связаны с сюжетом картины. На одним из режиссеров готовяще гося фильма Гербертом Раппо портом, известным зрителям по блестящему фильму «Профессор Мамлок». Только за два часа до нашей встречи он и его товарищи совершили спуск с вершин Юкс- пора. Они чрезвычайно довольны - утро этого дня было солнечным и за несколько часов оператор от снял все оставшиеся кадры. Тов. Раппопорт нам рассказывает. Го ворит он с небольшим акцентом - только три года живет в Совет ском Союзе, эмигрировав к нам из США. Съемку экспедиция начала 10 марта. В долине Кукисвумчорр плотиной перегородили речку Са амку. Образовалось озеро. Много кадров сняли там. Виды окружаю щих Кировск гор, природа замени ли пейзажи дальней Чукотки На искусственном озере были сняты сцены переправы чукчи и японца на собаках. Авока играет артист И. Кузнецов, знакомый по карти нам «Семеро смелых», «Комсо мольск», «Танкисты», а диверсан та - артист московского камерного театра Аржанов. - В Кировске мы засняли девять десятых всей картины. На верши не Юкспора, где только мы нашли снег, наш оператор Филатов снял сцену блуждания японца. Там был выстроен географический знак, которому все время возвращает’ ся заблудившийся японец. Нашу беседу прервал телефон, ный звонок. Звонили из Ленингра- да. - Вчера художественный сове студии смотрел готовые части на шего фильма, - вернувшись, объ явил нам режиссер, - и признал работу удачной и интересной. Ос тались только павильонные съем ки сцен в яранге, «белая ночь», «поимка диверсанта» и другие, в августе картину сдадим на копи ровальную фабрику, и уже в этом году зритель увидит наш фильм». В се оказалось вовсе не так просто, ка к предполагай Раппопорт. Сроки сдачи картиньі были жесткими, и отменять щ никто не собирался. Чтобы лик видировать отставание от плана, коллективу по возвращении g Ленинград пришлось работать в две смены. Павильонные съемки тоже велись двумя группами, как это делалось и в экспедиции, «в последнее время, - отмечалось в «Кино», - коллектив «Гостя» сни мает не менее 30-35 полезных метров в смену. Но темпы долж ны быть еще усилены; только при этом условии фильм будет закон чен своевременно». Параллельно все отснятое монтировалось и оз вучивалось. Наконец 23 сентября та же газе та поместила информацию о том, что «в студии «Ленфильм» закон чено производство звукового ху дожественного фильма «Гость»... Действие фильма происходит на далеком Севере. Основные натур ные сцены снимались прошлой зи мой близ г. Кировска Мурманской области. Но некоторые сложные зимние сцены - впервые в практи ке работы студии - были успешно сняты в павильонах... Съемочный план группа выполнила в срок, сэкономив по предварительным подсчетам около 300 тысяч руб лей». Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением. Стоившая таких усилий, в некоторых отношениях новаторская, картина выпуще на. Но не тут-то было. Раппопорт опоздал ровно на 8 дней. 15 сентября 1939 года межл, СССР и Японией после завершив шихся к тому времени боев на Хаг- хин-Голе было заключено согла шение о перемирии, и отношения со Страной восходящего солнца, длительное время находившее ся, что называется, ниже точки замерзания, резко улучшились. А Фильм, разоблачающий японско- | го шпиона, стал неактуальны».' и более того - идеологически непра вильным, вредным. Надежда, ка к известно, уми рает последней. Режиссер, как мог, боролся за свою ленту, что- то переделывал, что-то пересни мал. 17 ноября 1939 года «Кино» вновь удостоило картину своим вниманием, уведомив читателей, что «закончены досъемки филь ма «Гость», произведенные по указанию Главного управления» Своевременный выход картины на экран, докладывала газета, «сомнений не вызывает». Не вы зывал он сомнений и в декабре 1939 года, когда мурманская «По лярная правда» назвала «Гость» в числе законченных на «Ленфиль- ме» новых лент. Однако зрители этот фильм так и не увидели. На протяжении следующего, 1940 года картину пытались спасти, но официальное объявление Японии союзницей нацистской Германии, с которой у Советского Союза был заключен пакт о ненападе нии, лишило авторов ленты пос ледних надежд. А в начале 1941-го появились документы - с них я начал свое повествование, - окон чательно поставившие на «Госте» крест. Т акой - неожиданно несчаст ливой, почти трагической, оказалась судьба внешне впол не благополучной, от начала до конца проникнутой советским патриотизмом ленты. Впрочем, руководящие идеологи в итогепос- читали, что кинодеятели просто перестарались. Мол, творческие люди, с кем не бывает. Репрессии обошли съемочную группу сторо- ной, а это по тем временам было уже немало. Герберт Морицевич Раппопорт продолжил трудить ся на «Ленфильме» и уже в 1941 году получил Сталинскую премию II степени за фильм «Музыкальная история». Впоследствии он еще не раз обращался к остросюжетной тематике и среди прочего снял «Два билета на дневной сеанс» - картину, ставшую н е с о м н е н н о й классикой жанра. Что касается Мурманской об ласти, то Чукоткой она «работа ла» и в дальнейшем. Об этом мьі еще поговорим отдельно. Ну а «Гость» так и пролежал на пол ках Госфильмофонда до наши* дней. Лишь несколько лет назад фильму-неудачнику наконец п0' везло. Уже в ранге своеобразного раритета минувшего столетия вышел-таки на экран. Его увидел1 зрители кинофестиваля «Белы® столбы» в рамках специальной акции с характерным название^ «Шпиономания». Что ж, как го варивали еще древние римляне лучше поздно, чем никогда. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz