Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

Внимание, мотор! Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Мурманское кино (Продолжение. Начало в № 146-150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 год.) 11. Приключения в хибинских декорациях " Г о т мужик подходит и кэ-эк I даст ему по кумполу!» - «Ну! А он?» - «А он с копыт!» - «А тот?» - «А тот говорит: «Рассказывай все!» - «Ух ты! А он?» - «А он: «Я изобрел сверхмощное оружие...» И потом ка к пошла пальба - закачаешься!» Примерно таким образом дели­ лись мы в детстве друг с другом впечатлениями от увиденных в ки ­ нотеатрах боевиков или картин жанра «сайенс фикшн». И что уди­ вительно - содержание фильмов за­ былось напрочь, начисто стерлось из памяти, а мальчишеский восторг от соприкосновения с пусть приду­ манным, пусть киношным, но все же настоящим мужским, ка к нам тогда казалось, миром - остался до сих пор. В основном, конечно, то были зарубежные ленты. Однако фильмы фантастического и приключенчес­ кого жанров создавали и в нашей стране. И даже в нашем крае. В начале мая 1973 года непо­ далеку от дороги, ведущей на плато Расвумчорр, появилась временная съемочная площадка. Картина называлась «Открытие». Делали ее по сценарию Эдуарда То­ поля, после эмиграции в США в кон­ це 70-х ставшего автором довольно популярных политико-детективных романов, а тогда журналиста и на­ чинающего драматурга. Об этом сценарии он рассказал в книге «Игра в кино: Роман моей киножиз­ ни», увидевшей свет в 1997 году. «Меня, - пишет Тополь, - в ту пору интересовала история Сибири и За­ полярья, куда я постоянно летал в командировки то к первооткрыва­ телю тюменской нефти Фарману Салманову, то на алмазные прииски Якутии, то в Хибины... И вот, роясь в «Сибирских вестниках», «Отче­ тах Географического общества Его Императорского Величества...» и прочих пожелтевших узкоакадеми­ ческих изданиях, я наткнулся на фантастическую по занимательнос­ ти историю открытия Норильского месторождения редких металлов». Теперь она известна всем. Моло­ дой геолог Николай Урванцев и его жена, преодолевшая вместе с ним все мыслимые и немыслимые труд­ ности и в том числе перезимовав­ шая на Таймыре в самых что ни на есть полевых условиях, сперва от­ крыли крупнейшее месторождение никеля и меди, а потом основали город Норильск. Они начали работу еще при Колчаке, а завершили уже при советской власти. Открытие обернулось для них сначала гром­ кой славой, а позже, в 30-е, арестом и ссылкой туда же, в норильские рудники. В общем, жизнь вполне до­ стойная того, чтобы быть увекове­ ченной на кинопленке. Тщательно изучив судьбу семьи Урванцевых, Тополь принялся за дело и, по его словам, «за пару недель написал первый вариант сценария, который, наверное, уже давно сгнил где-то в архивах Свер­ дловской киностудии. Но мне не жаль его - это был, я думаю, лишь поверхностный набросок. Впрочем, студия забраковала его тогда вовсе не из-за художественных недостат­ ков. А потому, что к тому времени, к 1972 году, уже закончилась хрущев­ ская оттепель, наступила пора но­ вого закручивания гаек, и сценарий о бывших зеках, даже если они пер­ вооткрыватели заполярных место­ рождений, первопроходцы Новой Земли и герои других арктических эпопей, был уже, ка к тогда говори­ ли, «непроходим». Отказываться от дорогого ему замысла Тополь не хотел. Нача­ лась работа над вторым вариантом сценария, и, чтобы исключить все нежелательные для цензуры мо­ менты, он решил прибегнуть к по­ мощи фантастики. И впрямь, если речь идет о реальных событиях - это одно, а если сюжет оторван от действительности и связан с несу­ ществующим химическим элемен­ том анселием - совсем другое. О том, что в результате получилось, мы сегодня можем судить только со слов самого автора. «Юный и ярый коммунист-ученый Сергей Юрышев, - пересказывает Тополь канву собс­ твенного давнего произведения, - открывший в двадцатые годы за­ полярное месторождение цветных металлов, делает в тридцатые годы открытие, которое может стать ос­ новой создания абсолютного ору­ жия, чем-то вроде не то атомной, не то водородной бомбы. Но... будучи уже членом правящей элиты и видя, во что выродился большевистский режим, он скрывает это открытие от Сталина, от советской власти и вообще от всего человечества. Скрывает, чтобы не дать «вождю народов» оружия для завоевания всего мира. Однако проходит время, вырастает и становится ученым его сын и - уже в шестидесятые годы - находит старые тетради отца, и с напором юного Урванцева прет к созданию тяжелого анселия... Иными словами, в 20-е годы Сер­ гей Юрышев подарил коммунистам медь, молибден, серебро и уголь Заполярья, а в 60-е его сын рвется подарить им абсолютное оружие, но отец, старый сыч и академик, пыта­ ется помешать этому». Впрочем, вторая попытка тоже вряд ли могла оказаться удачной из-за высокой социальной остро­ ты и явной антисоветской направ­ ленности тополевской фантастики. Сценарий снова не прошел. Но ди­ ректор Свердловской киностудии предоставил автору третий шанс и даже прислал аванс - тысячу рублей. Именно третий вариант, с полностью ампутированной «анти­ советчиной», и был после косме­ тических правок принят Госкино СССР и запущен в производство на Свердловской студии. Для нас же с вами наиболее важно то, что в нем присутствовал север­ ный город Хантальск, прототипом которого являлся Норильск, но сни­ мать который решили на Кольском полуострове - в Хибинах. «В Киров- ске, - сообщала 26 апреля 1973 года газета «Полярная правда», - будут отсняты одни из центральных эпи­ зодов кинокартины, связанные с событиями двадцатых годов и се­ верным городом Хантальском, ис­ тория которого типична для многих заполярных городов и во многом сходна с биографией Кировска». Режиссеру ленты Барасу Халзано- ву удалось собрать замечательный творческий коллектив. «В фильме подобран хороший актерский ан­ самбль, - рассказывала «Полярка». - Михаила Кононова, создающего образ молодого Юрышева, кинозри­ тели знают по фильму «Начальник Чукотки». Широко известный в на­ шей стране литовский актер Дона- тас Банионис играет роль Юрыше- ва-академика. В роли отца и сына Каточкиных - актер Малого театра Виталий Соломин, известный по фильму «Даурия». На роль акаде ­ мика Чанеева приглашен народный артист РСФСР Армен Джигарханян. В фильме также снимаются Жанна Прохоренко, Тамара Семина, Вла­ димир Ивашов и другие известные актеры». В Мурманской области киногруппа пробыла до середины мая. Картина «Открытие» с подзаголовком «Ру­ копись академика Юрышева» вы­ шла на экраны в конце 1973 года. К сожалению, каких-то подробностей проходивших на плато Расвумчорр съемок мне узнать не удалось. Зато в фондах областного архива отыс­ кались рекламные снимки к той ленте, на одном из которых - Жанна Прохоренко, запечатленная в запо­ лярном, «кировском» Хантальске. П рошло два года. И если бы мы с вами побывали в апреле 1975- го в окрестностях все того же Ки­ ровска, то вновь увидели бы много интересного. Ну только представьте себе: машина идет по снежному тун­ нелю, и из нее видны лишь небо да вершины гор, окруживших долину Малого Вудъявра. Крутой поворот дороги, а за поворотом... А за пово­ ротом - город. Вывески: «Почтовая контора», «Магазин Аляскинской коммерческой компании», «Отель», «Ресторан «Тиволи», «Полиция», «Бар: вино-виски»... Это Доусон на Аляске - место действия многих про­ изведений Джека Лондона, столица «золотой лихорадки», собравшей в долину Юкона тысячи искателей бо­ гатства или приключений. Секрет «Клондайка» на Малом Вудъявре открывался очень прос­ то. Его создала группа Литовской киностудии, снимавшая по заказу Центрального телевидения трехсе­ рийный фильм «Смок и Малыш» по классическим лондоновским рас­ сказам. - Трудностей со съемками у нас немало, - пояснял корреспонденту «Кировского рабочего» режиссер Раймондас Вабалас. - Сроки жес­ ткие - фильм должен выйти на эк­ раны к 100-летию со дня рождения Джека Лондона, условия для съем­ ки непривычные. Во многом помог­ ли и помогают нам ваши земляки - наши будущие зрители... И если, ка к мы надеемся, фильм получится интересный, в этом будет и некото­ рая заслуга кировчан. «Вот они вдвоем выходят из две­ рей салуна «Олений рог», - описы­ вала происходившее на съемках мурманская пресса, - Смок - интел­ лигент в своей прошлой «городс­ кой» жизни, и Джек Малыш, кото­ рый «за всю жизнь не прочел ни единой книги и не мог бы отличить визга шарманки от оперной арии». Этих разных людей подружили риск и опасности, которые на каждом шагу поджидали золотоискателей, мужественные и благородные серд­ ца, а еще - убеждение, что «в игре важнее всего сама удача, а не вы­ игрыш». Интересное совпадение: «Олений рог», а точнее его кинодекорация, размещался тогда у подножия горы Поачвумчорр, что по-саамски озна­ чает «гора у Оленьей долины». Там, в Оленьей долине, и происходили киноприключения Смока и Малы­ ша, которых играли соответственно Венамин Смехов, получивший ши­ рокое зрительское признание чуть позже - после исполнения роли Ато- са в «Трех мушкетерах», и Гедеминас Гирдвайнис - актер Вильнюсского ТЮЗа. Что касается кировчан - они участвовали в массовых сценах, перевоплощаясь на время в жите ­ лей Доусона, и оказывали съемоч­ ной группе всю возможную помощь, включая проживание и горячее пи­ тание, доставлявшееся на мурманс­ кую «Аляску» автобусом с турбазы «Хибины». За действиями актеров во все глаза наблюдали мальчишки и девчонки, пешком и на лыжах при­ ходившие из поселка Кукисвумчорр. Дети гладили мохнатых чукотских лаек, невозмутимо дремавших у дощатой стенки в ожидании своего «выхода» и вовсю обсуждали буду­ щий фильм. На страницах местной газеты был зафиксирован для исто­ рии следующий ребячий диалог: - А драться будут? - Ковбои не дрались. Они сразу кольт выхватывают и - бах, бах! Ка к ни странно, в главном юные знатоки обычаев и нравов «Дикого Запада» не ошибались. Погоня за наживой ожесточала людей. При­ ступы «золотой лихорадки» уно­ сили немало жизней. И немногим удавалось сохранить в себе благо­ родство души, верность дружбе и любви, способность к самопожерт­ вованию, ка к удалось это главным героям снимавшейся в Кировске картины. Трехсерийный телефильм «Смок и Малыш» появился на голубых эк­ ранах к вековому юбилею Джека Лондона, отмечавшемуся 12 января 1976 года, и был тепло принят ка к зрителями, так и критикой. Свою долю похвал получили и сцены, сделанные на Кольском полуостро­ ве. К примеру, киновед Марианна Мальцене писала, что величест­ венный северный (хибинский!) пей­ заж отснят оператором Йонасом Томашевичюсом «с тонким ощуще­ нием поэзии необъятных снежных просторов, раздолья быстротечных рек, причудливого узора снежных вершин». Утверждалось также, что декорации Доусона, хотя и весьма условные, прекрасно вписались в зимнюю натуру ленты, а игра а к­ теров набрала силу во второй и третьей («Сны» и «Золото») сериях картины, эпизоды для которых как раз и снимались у нас в Мурманс­ кой области. В целом критики тог­ да оценили «Смока и Малыша» как «озорной и добрый фильм,неназой­ ливо декларирующий древние, но не стареющие истины: самое цен­ ное на земле - верность и дружба, душевная щедрость и чувство собс­ твенного достоинства». Е сли литовскую киноленту на­ зывали просто приключен­ ческой, то жанр художественной, цветной, широкоформатной карти­ ны, снимавшейся на Малом Вудъ­ явре еще четыре года спустя, уже откровенно определяли ка к «совет­ ский вестерн». Не знаю, насколько такое наименование точно, но то, что действие ее разворачивается в динамичном темпе и в ней много сцен с погонями и перестрелками, - это факт. Впрочем, при всех не­ избежных различиях, связанных со Кадры из фильма «Открытие (рукопись академика Юрышева)». стилистикои, интонациеи, неповто­ римым почерком режиссеров и ар­ тистов, у фильма «Последняя охота» - а он назывался именно так - много общего со «Смоком и Малышом». Их сходство, сам того не зная, засви­ детельствовал 11 мая 1979 года в интервью «Кировскому рабочему» замечательный актер Юрий Богаты­ рев, сыгравший в «Охоте» одну из главных ролей. Судите сами. - Сюжет, который мы снимаем сейчас, - пояснял он, - чем-то напо­ минает рассказы Джека Лондона. Для актера в сценарии есть притя­ гательная и, я бы сказал, любопыт­ ная фактура. ...20-е годы. Отдаленное посе­ ление Иглулик. Царской власти на этом уголке земли уже нет, не доб­ ралась пока сюда и советская. Есть стойбище у моря, есть фактория, оставшаяся от прежних времен. Местные жители по привычке сда­ ют сюда меха и золото. Однажды к берегу подходит шхуна. На ее борту иностранные авантюристы, желаю­ щие по дешевке скупить пушнину. Узнав, что за годы безвластия на складе фактории скопились огром­ ные богатства, они решают при­ своить бесхозные, по их мнению, ценности. Вот тут и сталкиваются два противоборствующих героя: учитель Сергей - актер Юрий Бога­ тырев и капитан судна Джон Хорс- филд - Олег Борисов. - Место и время в картине четко не вырисовывается, - сообщал ж ур ­ налисту Анне Куликовой режиссер «Ленфильма» Игорь Шешуков. - Со­ бытия, о которых мы хотим расска­ зать зрителям, могли происходить на Крайнем Севере или Дальнем Востоке нашей страны. И разверты­ ваются они на фоне первозданной природы. Не случайно местом для съемок избран ваш край. У вас в Хибинах природа удивительная! В течение нескольких недель под Кировском шла работа над эпизо­ дами, связанными с засадой, смер­ тью Шатохина - старого чиновника, искренне радеющего за государс­ твенные интересы, в которого пере­ воплотился актер Николай Гринько, праздником в стойбище - гонками на собаках, соревнованиями по стрельбе - и многими другими. Кста­ ти, собак, сани, яранги, оружие и прочий реквизит специально до­ ставили на Кольский полуостров из Нарьян-Мара. Случались и ор­ ганизационные сложности. Напри­ мер, некоторые сцены нужно было снимать на фоне горящих костров. А у нас, на Севере, ка к известно, на учете каждое дерево. Поэтому дрова пришлось экономить. Неда­ ром директор картины Е. Волков отмечал, что она трудна в постано­ вочном плане. Об иных трудностях - творческих - рассуждал Юрий Бо­ гатырев: - В «Последней охоте» существует контакт между людьми полярными по характеру, что, казалось бы, не­ возможно. Это превращает приклю ­ ченческий фильм в психологическую драму. Мой новый герой - человек удивительной чистоты, доброты, порядочности. Он считает, что все люди на земле должны жить в мире. На экране с ним будут происходить различные метаморфозы. Сергею очень симпатичен умный, волевой капитан шхуны Джон Хорсфилд. Но когда он видит, что по вине капита­ на происходят несчастья с людьми более слабыми, то убивает его. А в нем - самого себя, ибо убийство не является нормой морали... Хочется самому дойти до сути характера, попытаться понять, почему он та­ кой, что движет им... «Влезть в его шкуру», сказать зрителю больше, чем это кажется на первый взгляд, считаю своей задачей. Помимо уже названных в фильме были заняты и другие известные ак­ теры: Иван Бортник, Алексей Жар­ ков, Николай Рыбников. Поскольку действие картины происходило на далекой окраине страны, в стойби­ ще, понадобились люди с характер­ ной внешностью: Болот Бейшена- лиев, Будда Вампилов, Олег Ли. Не обошлось и без тувинской звезды - Максима Мунзука, исполнивше­ го немногим ранее главную роль в фильме великого японца Акиро Ку­ росавы «Дерсу Узала», получившем множество престижнейших наград, в том числе и приз американской киноакадемии «Оскар». Отсняв все необходимое, кино­ группа уехала, чтобы затем продол­ жить работу в Ленинграде, Керчи и на Командорских островах. В конце 1979 года лента появилась в прока­ те и прочно встала в один ряд с дру­ гими наиболее кассовыми советс­ кими остросюжетными картинами. Тогда ее смотрели с удовольствием, принимали на ура, но прошло вре­ мя, и сегодня «Последнюю охоту» уже мало кто помнит. Так же как «Смока и Малыша» или «Откры­ тие». А жаль, потому что многие современные приключенческие фильмы, отечественные и зарубеж­ ные, откровенно слабы, сработаны по шаблону, не дают ничего ни уму, ни сердцу. И они заметно уступают тем, пусть не снискавшим особых лавров, но все же крепко, мастерс­ ки сделанным картинам, о которых я написал. Фильмам, которые мы с полным правом можем считать сво­ ими, мурманскими, (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz