Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
Внимание, мотор! Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Мурманское кино (Продолжение. Начало в № 146-150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 год.) 11. Приключения в хибинских декорациях " Г о т мужик подходит и кэ-эк I даст ему по кумполу!» - «Ну! А он?» - «А он с копыт!» - «А тот?» - «А тот говорит: «Рассказывай все!» - «Ух ты! А он?» - «А он: «Я изобрел сверхмощное оружие...» И потом ка к пошла пальба - закачаешься!» Примерно таким образом дели лись мы в детстве друг с другом впечатлениями от увиденных в ки нотеатрах боевиков или картин жанра «сайенс фикшн». И что уди вительно - содержание фильмов за былось напрочь, начисто стерлось из памяти, а мальчишеский восторг от соприкосновения с пусть приду манным, пусть киношным, но все же настоящим мужским, ка к нам тогда казалось, миром - остался до сих пор. В основном, конечно, то были зарубежные ленты. Однако фильмы фантастического и приключенчес кого жанров создавали и в нашей стране. И даже в нашем крае. В начале мая 1973 года непо далеку от дороги, ведущей на плато Расвумчорр, появилась временная съемочная площадка. Картина называлась «Открытие». Делали ее по сценарию Эдуарда То поля, после эмиграции в США в кон це 70-х ставшего автором довольно популярных политико-детективных романов, а тогда журналиста и на чинающего драматурга. Об этом сценарии он рассказал в книге «Игра в кино: Роман моей киножиз ни», увидевшей свет в 1997 году. «Меня, - пишет Тополь, - в ту пору интересовала история Сибири и За полярья, куда я постоянно летал в командировки то к первооткрыва телю тюменской нефти Фарману Салманову, то на алмазные прииски Якутии, то в Хибины... И вот, роясь в «Сибирских вестниках», «Отче тах Географического общества Его Императорского Величества...» и прочих пожелтевших узкоакадеми ческих изданиях, я наткнулся на фантастическую по занимательнос ти историю открытия Норильского месторождения редких металлов». Теперь она известна всем. Моло дой геолог Николай Урванцев и его жена, преодолевшая вместе с ним все мыслимые и немыслимые труд ности и в том числе перезимовав шая на Таймыре в самых что ни на есть полевых условиях, сперва от крыли крупнейшее месторождение никеля и меди, а потом основали город Норильск. Они начали работу еще при Колчаке, а завершили уже при советской власти. Открытие обернулось для них сначала гром кой славой, а позже, в 30-е, арестом и ссылкой туда же, в норильские рудники. В общем, жизнь вполне до стойная того, чтобы быть увекове ченной на кинопленке. Тщательно изучив судьбу семьи Урванцевых, Тополь принялся за дело и, по его словам, «за пару недель написал первый вариант сценария, который, наверное, уже давно сгнил где-то в архивах Свер дловской киностудии. Но мне не жаль его - это был, я думаю, лишь поверхностный набросок. Впрочем, студия забраковала его тогда вовсе не из-за художественных недостат ков. А потому, что к тому времени, к 1972 году, уже закончилась хрущев ская оттепель, наступила пора но вого закручивания гаек, и сценарий о бывших зеках, даже если они пер вооткрыватели заполярных место рождений, первопроходцы Новой Земли и герои других арктических эпопей, был уже, ка к тогда говори ли, «непроходим». Отказываться от дорогого ему замысла Тополь не хотел. Нача лась работа над вторым вариантом сценария, и, чтобы исключить все нежелательные для цензуры мо менты, он решил прибегнуть к по мощи фантастики. И впрямь, если речь идет о реальных событиях - это одно, а если сюжет оторван от действительности и связан с несу ществующим химическим элемен том анселием - совсем другое. О том, что в результате получилось, мы сегодня можем судить только со слов самого автора. «Юный и ярый коммунист-ученый Сергей Юрышев, - пересказывает Тополь канву собс твенного давнего произведения, - открывший в двадцатые годы за полярное месторождение цветных металлов, делает в тридцатые годы открытие, которое может стать ос новой создания абсолютного ору жия, чем-то вроде не то атомной, не то водородной бомбы. Но... будучи уже членом правящей элиты и видя, во что выродился большевистский режим, он скрывает это открытие от Сталина, от советской власти и вообще от всего человечества. Скрывает, чтобы не дать «вождю народов» оружия для завоевания всего мира. Однако проходит время, вырастает и становится ученым его сын и - уже в шестидесятые годы - находит старые тетради отца, и с напором юного Урванцева прет к созданию тяжелого анселия... Иными словами, в 20-е годы Сер гей Юрышев подарил коммунистам медь, молибден, серебро и уголь Заполярья, а в 60-е его сын рвется подарить им абсолютное оружие, но отец, старый сыч и академик, пыта ется помешать этому». Впрочем, вторая попытка тоже вряд ли могла оказаться удачной из-за высокой социальной остро ты и явной антисоветской направ ленности тополевской фантастики. Сценарий снова не прошел. Но ди ректор Свердловской киностудии предоставил автору третий шанс и даже прислал аванс - тысячу рублей. Именно третий вариант, с полностью ампутированной «анти советчиной», и был после косме тических правок принят Госкино СССР и запущен в производство на Свердловской студии. Для нас же с вами наиболее важно то, что в нем присутствовал север ный город Хантальск, прототипом которого являлся Норильск, но сни мать который решили на Кольском полуострове - в Хибинах. «В Киров- ске, - сообщала 26 апреля 1973 года газета «Полярная правда», - будут отсняты одни из центральных эпи зодов кинокартины, связанные с событиями двадцатых годов и се верным городом Хантальском, ис тория которого типична для многих заполярных городов и во многом сходна с биографией Кировска». Режиссеру ленты Барасу Халзано- ву удалось собрать замечательный творческий коллектив. «В фильме подобран хороший актерский ан самбль, - рассказывала «Полярка». - Михаила Кононова, создающего образ молодого Юрышева, кинозри тели знают по фильму «Начальник Чукотки». Широко известный в на шей стране литовский актер Дона- тас Банионис играет роль Юрыше- ва-академика. В роли отца и сына Каточкиных - актер Малого театра Виталий Соломин, известный по фильму «Даурия». На роль акаде мика Чанеева приглашен народный артист РСФСР Армен Джигарханян. В фильме также снимаются Жанна Прохоренко, Тамара Семина, Вла димир Ивашов и другие известные актеры». В Мурманской области киногруппа пробыла до середины мая. Картина «Открытие» с подзаголовком «Ру копись академика Юрышева» вы шла на экраны в конце 1973 года. К сожалению, каких-то подробностей проходивших на плато Расвумчорр съемок мне узнать не удалось. Зато в фондах областного архива отыс кались рекламные снимки к той ленте, на одном из которых - Жанна Прохоренко, запечатленная в запо лярном, «кировском» Хантальске. П рошло два года. И если бы мы с вами побывали в апреле 1975- го в окрестностях все того же Ки ровска, то вновь увидели бы много интересного. Ну только представьте себе: машина идет по снежному тун нелю, и из нее видны лишь небо да вершины гор, окруживших долину Малого Вудъявра. Крутой поворот дороги, а за поворотом... А за пово ротом - город. Вывески: «Почтовая контора», «Магазин Аляскинской коммерческой компании», «Отель», «Ресторан «Тиволи», «Полиция», «Бар: вино-виски»... Это Доусон на Аляске - место действия многих про изведений Джека Лондона, столица «золотой лихорадки», собравшей в долину Юкона тысячи искателей бо гатства или приключений. Секрет «Клондайка» на Малом Вудъявре открывался очень прос то. Его создала группа Литовской киностудии, снимавшая по заказу Центрального телевидения трехсе рийный фильм «Смок и Малыш» по классическим лондоновским рас сказам. - Трудностей со съемками у нас немало, - пояснял корреспонденту «Кировского рабочего» режиссер Раймондас Вабалас. - Сроки жес ткие - фильм должен выйти на эк раны к 100-летию со дня рождения Джека Лондона, условия для съем ки непривычные. Во многом помог ли и помогают нам ваши земляки - наши будущие зрители... И если, ка к мы надеемся, фильм получится интересный, в этом будет и некото рая заслуга кировчан. «Вот они вдвоем выходят из две рей салуна «Олений рог», - описы вала происходившее на съемках мурманская пресса, - Смок - интел лигент в своей прошлой «городс кой» жизни, и Джек Малыш, кото рый «за всю жизнь не прочел ни единой книги и не мог бы отличить визга шарманки от оперной арии». Этих разных людей подружили риск и опасности, которые на каждом шагу поджидали золотоискателей, мужественные и благородные серд ца, а еще - убеждение, что «в игре важнее всего сама удача, а не вы игрыш». Интересное совпадение: «Олений рог», а точнее его кинодекорация, размещался тогда у подножия горы Поачвумчорр, что по-саамски озна чает «гора у Оленьей долины». Там, в Оленьей долине, и происходили киноприключения Смока и Малы ша, которых играли соответственно Венамин Смехов, получивший ши рокое зрительское признание чуть позже - после исполнения роли Ато- са в «Трех мушкетерах», и Гедеминас Гирдвайнис - актер Вильнюсского ТЮЗа. Что касается кировчан - они участвовали в массовых сценах, перевоплощаясь на время в жите лей Доусона, и оказывали съемоч ной группе всю возможную помощь, включая проживание и горячее пи тание, доставлявшееся на мурманс кую «Аляску» автобусом с турбазы «Хибины». За действиями актеров во все глаза наблюдали мальчишки и девчонки, пешком и на лыжах при ходившие из поселка Кукисвумчорр. Дети гладили мохнатых чукотских лаек, невозмутимо дремавших у дощатой стенки в ожидании своего «выхода» и вовсю обсуждали буду щий фильм. На страницах местной газеты был зафиксирован для исто рии следующий ребячий диалог: - А драться будут? - Ковбои не дрались. Они сразу кольт выхватывают и - бах, бах! Ка к ни странно, в главном юные знатоки обычаев и нравов «Дикого Запада» не ошибались. Погоня за наживой ожесточала людей. При ступы «золотой лихорадки» уно сили немало жизней. И немногим удавалось сохранить в себе благо родство души, верность дружбе и любви, способность к самопожерт вованию, ка к удалось это главным героям снимавшейся в Кировске картины. Трехсерийный телефильм «Смок и Малыш» появился на голубых эк ранах к вековому юбилею Джека Лондона, отмечавшемуся 12 января 1976 года, и был тепло принят ка к зрителями, так и критикой. Свою долю похвал получили и сцены, сделанные на Кольском полуостро ве. К примеру, киновед Марианна Мальцене писала, что величест венный северный (хибинский!) пей заж отснят оператором Йонасом Томашевичюсом «с тонким ощуще нием поэзии необъятных снежных просторов, раздолья быстротечных рек, причудливого узора снежных вершин». Утверждалось также, что декорации Доусона, хотя и весьма условные, прекрасно вписались в зимнюю натуру ленты, а игра а к теров набрала силу во второй и третьей («Сны» и «Золото») сериях картины, эпизоды для которых как раз и снимались у нас в Мурманс кой области. В целом критики тог да оценили «Смока и Малыша» как «озорной и добрый фильм,неназой ливо декларирующий древние, но не стареющие истины: самое цен ное на земле - верность и дружба, душевная щедрость и чувство собс твенного достоинства». Е сли литовскую киноленту на зывали просто приключен ческой, то жанр художественной, цветной, широкоформатной карти ны, снимавшейся на Малом Вудъ явре еще четыре года спустя, уже откровенно определяли ка к «совет ский вестерн». Не знаю, насколько такое наименование точно, но то, что действие ее разворачивается в динамичном темпе и в ней много сцен с погонями и перестрелками, - это факт. Впрочем, при всех не избежных различиях, связанных со Кадры из фильма «Открытие (рукопись академика Юрышева)». стилистикои, интонациеи, неповто римым почерком режиссеров и ар тистов, у фильма «Последняя охота» - а он назывался именно так - много общего со «Смоком и Малышом». Их сходство, сам того не зная, засви детельствовал 11 мая 1979 года в интервью «Кировскому рабочему» замечательный актер Юрий Богаты рев, сыгравший в «Охоте» одну из главных ролей. Судите сами. - Сюжет, который мы снимаем сейчас, - пояснял он, - чем-то напо минает рассказы Джека Лондона. Для актера в сценарии есть притя гательная и, я бы сказал, любопыт ная фактура. ...20-е годы. Отдаленное посе ление Иглулик. Царской власти на этом уголке земли уже нет, не доб ралась пока сюда и советская. Есть стойбище у моря, есть фактория, оставшаяся от прежних времен. Местные жители по привычке сда ют сюда меха и золото. Однажды к берегу подходит шхуна. На ее борту иностранные авантюристы, желаю щие по дешевке скупить пушнину. Узнав, что за годы безвластия на складе фактории скопились огром ные богатства, они решают при своить бесхозные, по их мнению, ценности. Вот тут и сталкиваются два противоборствующих героя: учитель Сергей - актер Юрий Бога тырев и капитан судна Джон Хорс- филд - Олег Борисов. - Место и время в картине четко не вырисовывается, - сообщал ж ур налисту Анне Куликовой режиссер «Ленфильма» Игорь Шешуков. - Со бытия, о которых мы хотим расска зать зрителям, могли происходить на Крайнем Севере или Дальнем Востоке нашей страны. И разверты ваются они на фоне первозданной природы. Не случайно местом для съемок избран ваш край. У вас в Хибинах природа удивительная! В течение нескольких недель под Кировском шла работа над эпизо дами, связанными с засадой, смер тью Шатохина - старого чиновника, искренне радеющего за государс твенные интересы, в которого пере воплотился актер Николай Гринько, праздником в стойбище - гонками на собаках, соревнованиями по стрельбе - и многими другими. Кста ти, собак, сани, яранги, оружие и прочий реквизит специально до ставили на Кольский полуостров из Нарьян-Мара. Случались и ор ганизационные сложности. Напри мер, некоторые сцены нужно было снимать на фоне горящих костров. А у нас, на Севере, ка к известно, на учете каждое дерево. Поэтому дрова пришлось экономить. Неда ром директор картины Е. Волков отмечал, что она трудна в постано вочном плане. Об иных трудностях - творческих - рассуждал Юрий Бо гатырев: - В «Последней охоте» существует контакт между людьми полярными по характеру, что, казалось бы, не возможно. Это превращает приклю ченческий фильм в психологическую драму. Мой новый герой - человек удивительной чистоты, доброты, порядочности. Он считает, что все люди на земле должны жить в мире. На экране с ним будут происходить различные метаморфозы. Сергею очень симпатичен умный, волевой капитан шхуны Джон Хорсфилд. Но когда он видит, что по вине капита на происходят несчастья с людьми более слабыми, то убивает его. А в нем - самого себя, ибо убийство не является нормой морали... Хочется самому дойти до сути характера, попытаться понять, почему он та кой, что движет им... «Влезть в его шкуру», сказать зрителю больше, чем это кажется на первый взгляд, считаю своей задачей. Помимо уже названных в фильме были заняты и другие известные ак теры: Иван Бортник, Алексей Жар ков, Николай Рыбников. Поскольку действие картины происходило на далекой окраине страны, в стойби ще, понадобились люди с характер ной внешностью: Болот Бейшена- лиев, Будда Вампилов, Олег Ли. Не обошлось и без тувинской звезды - Максима Мунзука, исполнивше го немногим ранее главную роль в фильме великого японца Акиро Ку росавы «Дерсу Узала», получившем множество престижнейших наград, в том числе и приз американской киноакадемии «Оскар». Отсняв все необходимое, кино группа уехала, чтобы затем продол жить работу в Ленинграде, Керчи и на Командорских островах. В конце 1979 года лента появилась в прока те и прочно встала в один ряд с дру гими наиболее кассовыми советс кими остросюжетными картинами. Тогда ее смотрели с удовольствием, принимали на ура, но прошло вре мя, и сегодня «Последнюю охоту» уже мало кто помнит. Так же как «Смока и Малыша» или «Откры тие». А жаль, потому что многие современные приключенческие фильмы, отечественные и зарубеж ные, откровенно слабы, сработаны по шаблону, не дают ничего ни уму, ни сердцу. И они заметно уступают тем, пусть не снискавшим особых лавров, но все же крепко, мастерс ки сделанным картинам, о которых я написал. Фильмам, которые мы с полным правом можем считать сво ими, мурманскими, (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz