Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
Внимание, мотор! Мурманское кино (Окончание. Начало в № 146-150, 237, 238, 241, 245.) 10. НОРВЕЖСКИЙ КОРОЛЬ ПЛАКАЛ НА ПРЕМЬЕРЕ Эта история началась для меня с крае ведческой загадки, а закончилась заме чательным, но, к сожалению, мало кому известным ныне фильмом. Расскажу обо всем по порядку. Лет десять назад во вре мя поездок по норвежскому приграничью я познакомился с Юрием Дмитриевичем Козыревым. Жил он в округе Киркенеса, в селении Гренсе Якобсельв, в доме «с ви дом на Россию» - из его окон была видна рубежная черта, разделяющая два госу дарства, и частица русской территории. Козырев - потомок эмигрантов первой волны, перебравшихся в Страну фьордов вскоре после революции, высокий, общи тельный старик, сохранивший неподража емый, исконный поморский говор, много рассказывал мне о прошлом этих мест, о своих родителях, о собственной судьбе. Была только одна тема, которой он упорно избегал, - война. О причинах такой скрыт ности теперь, после смерти Юрия Дмит риевича, могу лишь догадываться. На мой взгляд, его биографией времен Второй мировой вполне можно гордиться. Однако узнал я о ней не сразу, не вдруг. Просто однажды наткнулся на рассказ Юрия На гибина «Сентиментальное путешествие». Повествуется в нем о послевоенной, спус тя десятилетия, поездке бывшего коман дующего немецкими войсками в Северной Норвегии по местам прежних боев. Заехал он и в Гренсе Якобсельв, где мать Козыре ва, Ксения Михайловна, не знавшая, кто перед ней стоит, поведала немцу о том, что в военные годы сыновей ее, Юрку и Андрюшу, забрали советские моряки: « - Ночью на шверботе пришли. Ребята цельный год у них во флоте прослужили... Она достала из комода старинный аль бом с почерневшими серебряными застеж ками, где были наклеены фотографии... - Это вот старший лейтенант Леонов, ко торый сыновей моих увел. Он теперь капи тан второго ранга, дважды Герой, до сих пор письма пишет. А это вот Юрка с Анд рюшей, видите, тоже в морской форме. Они радистами служили». Детали, приведенные Нагибиным, на столько точны, что у меня возникло ясное ощущение: он бывал в доме Козыревых - там, где спустя десятилетия гостил я. И не матерому нацисту, а известному со ветскому писателю показывала Ксения Михайловна Козырева семейный альбом, рассказывала о сыновьях. Но когда и как это произошло? Вопрос требовал отве та. Начались поиски, которые, впрочем, долго не давали результата. Разгадка на шлась случайно. И тоже - в Стране фьор дов. Как-то раз в Киркенесе, общаясь со старожилами, обратил внимание на по казавшийся странным речевой оборот: «Это давно было - когда наши с русскими кино снимали». Сразу выяснить, в чем тут дело, не удалось, но, вернувшись в Мур манск, я навел справки. И узнал много интересного. В 1973 году «Ленфильм» получил пред ложение от норвежской компании «Тим- фильм» на совместную постановку. Осе нью 74-го картина была готова... Группа советских солдат идет навстречу выходящим из глубокого туннеля норвеж цам. А те радостно, со слезами на глазах бросаются к своим освободителям, жмут с волнением руки, хлопают по плечу, что-то торопливо говорят. Тем временем со всех сторон уже бегут, идут, подходят люди, одетые в гимнастерки, куртки, свитера, полосатые рубахи. И в глубь экрана, как бы развертываясь во всю ширь, движется, колыхается, вьется на ветру огромное по лотнище самодельного красного флага. Та ковы финальные кадры фильма «Под ка менным небом». Сопостановщиком ленты с советской стороны стал Игорь Маслен ников - режиссер, более всего известный отечественному зрителю как создатель цикла фильмов по рассказам Артура Ко нан Дойля. - Нас, работников картины, запущенной под грифом «совместное производство», - делился Масленников впечатлениями с корреспондентом ленинградской газеты «Кадр», - волнует множество вопросов. Ведь такой фильм делается людьми, кото рым предстоит узнать друг друга в работе, на отдыхе, в минуты раздумий и споров, советов и предложений, будней и празд ников. Для меня на первый план тут вы ступает радость совместного творчества, совместных поисков, истинная профес сиональная дружба представителей двух народов. Эту ленту снимали не на Кольском по луострове, но все же ее с полным осно ванием можно считать мурманской. Ведь повествует она о событиях, по-особому памятных нам - северянам: об одном из эпизодов Петсамо-Киркенесской опера ции, связанном с освобождением Кирке неса. Директива немецкого командования предусматривала сожжение норвежского города в случае возможного отступления. Его жители знали об этом, а потому при подходе советских войск заблаговремен но укрылись в штольне железодобыва ющего рудника в местечке Бьорневаттн. Под ее «каменным небом» и разворачи вается действие фильма. Дело в том, что уничтожение рудника со всеми его служ бами, складами и запасами тоже входи ло в планы фашистов. Переселение туда людей стало для гитлеровцев неприятной неожиданностью, не переменившей тем не менее их намерений. Поскольку горожане отказались покинуть рудник, решено было взорвать его вместе с ними. Вместе с дву мя с половиной тысячами человек! Но бой цы норвежского Сопротивления сообщили об этом командованию советских войск. На помощь послали небольшой отряд раз ведчиков, который и сумел спасти от гибе ли жителей норвежского приграничья. Та кова вкратце сюжетная канва картины. - Мы с Игорем Масленниковым были поставлены в нелегкое положение, - вспо минал позже возглавлявший норвежскую часть съемочной группы режиссер Кнут Андерсен, - приходилось искать общий язык в процессе работы - иногда в прямом смысле слова: с переводчиками были вся кие проблемы, мы уже договаривались, ка к могли, на ломаном английском с обеих сторон. Был установлен четкий ритм рабо ты: каждое утро мы встречались и обме нивались раскадровками, выбирали луч ший вариант или находили компромиссное решение. Надо сказать, что Игорь, будучи русским человеком, очень близко к сердцу принял историю Киркенеса, серьезно изу чил период фашистской оккупации Норве гии. Это его неравнодушие к нашей исто рии очень расположило к себе людей - они чувствовали его заинтересованность. В Норвегии у него осталось очень много дру зей. Известно, что консультировали актеров и режиссеров жители приграничья, пере жившие военное лихолетье. В том числе, возможно, и Козыревы. Но - не будем забе гать вперед. Снимать начали в январе 1974 года в... Гурзуфе. Как ни странно, именно пейзаж зимнего Крыма был признан более всего соответствующим природе Север ной Норвегии. Павильонные кадры дела лись в Ленинграде. В апреле киногруппа приехала в Киркенес. - Во время съемок нам нужны были боль шие массовки, - сообщал о ходе работы ис полнитель главной роли Евгений Леонов, - и у меня сложилось впечатление, что в картине снялось чуть ли не все население этого небольшого норвежского городка. Он же вспоминал о теплоте и сердечнос ти взаимоотношений с местным населени ем и даже о том, ка к ловил рыбу в Норвеж ском море «на веревку с семью крючками, и на каждом - по треске!». Не обошлось и без трудностей. Ленфильмовский опе ратор Владимир Васильев, по свидетель ству очевидцев, не раз и не два испыты вал на себе, ка к застывают на морозе, де ревенеют пальцы, держащие ручку турели киноаппарата, глаза застилает летящий с ветром снег, мокрый или сухой, острый, ко лющий лицо, а команда ведущего режис сера: «Внимание! Съемка! Мотор!» - вос принимается, словно команда командира на поле боя. Норвежские участники съе мочной группы, со своей стороны, помога ли нашим соотечественникам чем могли и даже говорить на площадке старались по- русски, ибо считали, что фильм о подвиге советских солдат должен прежде всего звучать на русском языке. - Я многому научился в работе над этой картиной, - пояснял Масленников. - Она была постановочно довольно сложная, и вообще нас не миновали все те трудно сти, что возникают в совместных поста новках, когда перед разными сторонами неизбежно возникают разные задачи. Нас с Кнутом Андерсеном сплотило нор мальное отношение к работе. Это были отношения без фальши; искренность, до ходившая до регулярных скандалов, ро дила дружбу. Состав актеров в фильме «Под ка менным небом» вполне можно назвать звездным. По крайней мере, с советской стороны. Судите сами: помимо Леонова, ставшего на экране командиром развед взвода старшим лейтенантом Кравцовым, прототипом которого был Герой Советско го Союза Дмитрий Покрамович, снимались Олег Янковский, перевоплотившийся в Яшку - веселого шофера-одессита, Ана толий Солоницын - немецкий полковник Хофмайер, Николай Бурляев - сержант Васильев, жертвующий собой ради спасе ния жителей Киркенеса. Отлично справи лись со своими ролями Николай Гринько и Елена Соловей. Не потерялись в общем ансамбле и норвежцы: Арне Ли, Веслемей Хаслунд, первый в Стране фьордов актер- саам Нильс Утси, Коре Таннвик, Бернард Рамстад, Эйвольд Эйен и другие. Сыграл свою роль в работе над картиной и Мур манск, ставший перевалочной базой, от куда съемочная группа отправлялась в Норвегию и куда доставляли всю необхо димую кинематографистам аппаратуру. Не случайно первый общественный просмотр новой ленты тоже состоялся в областном центре. Тогда, в октябре 1974 года, дирек тор картины В. В. Семенец и актер Ф. И. Одиноков представили фильм партийным и советским работникам, ветеранам вой ны, журналистам. Картина получила хоро шие отзывы и сразу, еще до официальной премьеры, была включена в программу областного кинофестиваля, посвященно го 30-летию освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков. «Бес смертие мужества людей, взявших в руки оружие, чтобы сокрушить черные силы фашизма» - так определил тему фильма на страницах газеты «На страже Заполя рья» один из его мурманских критиков - подполковник запаса А. Бржезинский. Но все-таки настоящий успех, настоя щая слава ждали ленту «Под каменным небом» в Норвегии. Вот что рассказывал о премьере фильма в Осло Масленников: «- Слушай, у тебя есть смокинг? - спро сил Кнут с тревогой. - Какой смокинг?! - Нет, без смокинга никак нельзя, будет король. Достали смокинг. Я себя в нем превос ходнейшим образом чувствовал. Норвеж цы - чрезвычайно симпатичный, просто душный, сентиментальный народ. Какие были овации! Действительно, приехал король Улав V. На просмотре плакал, вы тирал слезы большим носовым платком - в особенности ему понравился эпизод с речью короля Хокона VII, его отца. Есть такая знаменитая речь, где король в 1944 году призывает народ к восстанию. Эту речь всякий норвежец знает наизусть. Ко нечно, вся картина значительно ближе и понятнее норвежскому зрителю». С тех пор ка к вышла на экраны лента «Под каменным небом» минули десятиле тия. Теперь иные времена, иные фильмы. Однако позволю себе не согласиться с за ключительной репликой маститого режис сера. Не скажу «за всю Одессу», но что касается Мурманской области - эта карти на дорога нам не меньше, чем норвежцам. И если они ее до сих пор помнят, то, без условно, не должны забывать и мы. Правда, и сам я не должен забывать о том, с чего начинал. О поиске ответа на вопрос, посещал ли Юрий Нагибин дом Ко зыревых в Гренсе Якобсельв. Так уж слу чилось, что именно фильм «Под каменным небом» помог мне найти разгадку этой тайны. Выяснилось, что сценарий к нему написали норвежец Сигбъерн Хольмебакк и... Нагибин. Вот тут и начали связывать ся в единое целое казавшиеся прежде оборванными нити. А потом, в дневнике Юрия Марковича, опубликованном отде льной книгой, я обнаружил запись о зате янной именно по киношной линии поездке в Страну фьордов, состоявшейся осенью 1972 года. «Тут все дивно, - восторгался он, - и густые леса на юге, и каменистая голизна севера, и серые лишайники, и березы кривулины. А... церковь и клад бище на берегу... моря! А маяк на холме! На кладбище я увидел могилу с русским северным крестом под двухскатной кро велькой. Надпись: «flMNTPNN АНДРЕ ЕВЫМ КОЗЫРЕВ». Его историю я узнал от вдовы Ксении Михайловны, живущей в до мике неподалеку от кладбища. Он помор, бывший школьный учитель, сбежавший в Норвегию... К профессии учителя муж не вернулся: учишь, учишь добру, а вырас тают бандиты, и занялся ловом трески, семги, селедки, охотой и фермерством. На здешней каменистой почве - под Киркене- сом - растут картошка и кормовые травы, они держали коров. Жили хорошо, наро жали кучу детей. Мой тезка Юрий рабо тает здесь смотрителем маяка, остальные разъехались по всей стране. Ксения Ми хайловна сохранила чистую русскую речь, но писать разучилась, поэтому так неточ на надпись на могиле... Дети зовут мать к себе, но она не хочет перебираться на юг, ей будет не хватать шторма, который так чудесно заплескивает в окна». Подводя в дневнике итоги года, Нагибин отмечал: «Норвегия - это чистое золото. И потя нулся оттуда хороший рассказ и неплохой сценарий». Сценарий, ставший два года спустя совместной советско-норвежской кинокартиной. Уже дописав этот материал, зашел в один из магазинчиков, где продаются DVD. И обомлел. Прямо на меня с обложки дис ка смотрел старший лейтенант Кравцов в исполнении Евгения Леонова. Смотрел ус тало, тревожно, но в то же время по-доб- рому, словно успокаивая, мол, не бойся, пока люди хранят память о том, что было на этой суровой заполярной земле в ок тябре сорок четвертого, наш фильм будет жить. И я ему поверил. Евгений Леонов в роли старшего лейтенанта Кравцова. Анатолий Солоницын - полковник Хофмайер. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz