Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
Внимание, мотор! Мурманское кино (Продолжение. Начало в № 146-150, 237, 238, 241.) 9. ХИБИНФИЛЬМ Если такой студии и не существо вало в действительности - ее стоило бы организовать. Уникальный гор ный массив на протяжении многих лет служил не только богатейшей кладовой «камня плодородия» - апа тита, но и местом паломничества кинематографистов. Счет снимав шимся там картинам шел на десятки. Показательно, что в первом сборни ке статей, публикаций, изобрази тельных материалов «Мосфильма», увидевшем свет в 1959 году, на карте экспедиций этой ведущей советской студии в Мурманской области обоз начен только один город - Кировск. Хотя к тому времени и Мурманск, и Полярный, и другие населенные пункты Кольского полуострова тоже использовались для работы над художественными фильмами. Но конкурировать с горнопромышлен ной столицей Хибин они не могли. В основном неповторимая «натура» главного «киноцентра» нашего края служила для передачи сюжетов сто ронних, с ним никак не связанных. Но постепенно появились и ленты, местом действия которых стал сам этот северный, заполярный город. О некоторых таких картинах мы и вспомним. В начале июня 1971 года у обочи ны черной, уже оттаявшей дороги на плато Расвумчорр разместились, прижавшись друг к другу, несколько зеленых вагончиков и полдюжины машин с эмблемой «Мосфильма». Чуть поодаль, на горном склоне была оборудована съемочная площадка. - Приготовились! - режиссер под нял руку. - «Репортер!» Мотор! Помреж щелкнул «хлопушкой»: - Двести восемьдесят два дубль два! Оператор застыл у стрекочущей камеры. В кадре двое - он и она. Осторожно перебирая конец шарфа миловидной девушки, парень чуть смущенно спрашивал: - Ты будешь дома сегодня вече ром? - Еще столько вечеров впереди, - эхом летел ответ. Разговор продолжался - на холод ном ветру, дующем с заснеженных горных вершин, перед двумя рыча щими бульдозерами, создающими фон, на глазах двух десятков людей, участвовавших в съемке или просто наблюдавших за ней. Так шла работа над лентой под черновым названием «Простофиля». - Это будет фильм о нашем совре меннике, - пояснял корреспонденту «Полярки» постановщик картины Анатолий Чемодуров. - Экскаватор щик Пашка Снегирев выделяется ре» - Эраст Гарин, Жанна Прохорен ко, Инна Гулая, исполнитель главной роли Борис Токарев. - Впервые играю сегодняшнего парня - рассказывал Токарев, тогда еще молодой актер, приобретший широкую популярность несколько лет спустя после фильмов «Горячии СНег», «Два капитана», «А зори здесь тихие». - Оказалось, что это гораздо труднее, чем сниматься в ролях лей тенантов или рядовых военной поры. Тех ребят, жизнелюбивых и храбрых, мы видим сквозь призму прошедших лет. Стерлись случайные черты, ос талось главное, и они представля ются нам в несколько обобщенном виде. А играя Пашку, я думаю о том, что в зрительном зале будут сидеть такие, ка к он, ка к его товарищи. Они тотчас почувствуют даже самую ма лую фальшивинку. Пашка должен быть достоверен и правдив в каж дом поступке, каждом жесте, каж дой интонации. На экраны фильм вышел в конце следующего, 1972 года и уже под другим названием - «Если ты муж чина». Жители Кировска и Апатитов узнавали на экранах себя, своих дру зей и знакомых. Во время съемок на несколько дней стали актерами во дители автотранспортной конторы треста «Апатитстрой» Михаил Ан- дрюшко, Иван Петрощук, Юрий Ла- пицкий, Николай Григорьев, Михаил Гомон, Иван Процюк. Роли их были привычными: водить автомашины со строительными материалами. При няли участие в создании картины и рабочие строительного управления нулевых работ треста «Севэкскава- ция». Некоторые кадры снимали на руднике «Центральный», в Киров ском горном техникуме. Однако го род в картине, хотя и был явно узна ваем, все-таки прямо не назывался. Зато снимавшийся через несколько лет фильм «Лавина» был посвящен Кировску целиком и полностью, от начала до конца. Его литературной первоосновой послужила докумен тальная повесть ленинградского пи сателя Юрия Помпеева «Хибинская Спарта», переработанная для кино сценаристом Борисом Вахтиным. Фабула картины проста: на строи тельство Хибиногорска приезжает семья молодого рабочего Александ ра Вышеславцева - он сам и его жена Ольга. Вышеславцев по профессии взрывник - специалист своего дела. Однако волей случая его направля ют в противолавинную службу. Он должен возглавить ее, устранить опасность для людей, работающих на горных склонах. Во время схода одной из лавин Вышеславцев гибнет, но Ольга, преодолевая боль утраты, продолжает дело мужа. - Финал фильма, - рассказывал корреспонденту «Полярки» режис сер «Ленфильма» В. Морозов, ста- среди окружающих необычной ду шевной чуткостью, глубоким внут ренним благородством, добротой. Не то чтобы эти черты были несвойс твенны его товарищам, но вот имен но такие открытость, обнаженность человеческой души редко встреча ются в суровых буднях стройки, сре ди сильных, но грубоватых рабочих парней. И кое-кто называет Пашку простофилей за то. что он поступа ет вопреки житейскому здравому смыслу. В самом деле: молодой па рень хочет жениться на женщине, у которой есть сын. А когда она, Маша, тоже экскаваторщица, гибнет при не удачном взрыве. Пашка усыновляет мальчика. Кое-то удивлен: «Вот чу дак, зачем?» А для Пашки этот по ступок естествен: он считает себя ответственным за дальнейшую судь бу мальчишки, который для него до рог так же, как и Маша. Большая «киносемья» трудилась слаженно. Причем не только актеры, но и гримеры, костюмеры, декорато ры. Для мастера по костюмам Марии Ефимовой это была двадцать чет вертая картина. И вроде бы задача ее оказалась на сей раз несложной - современность, стройка, герои хо дят в сапогах и спецовках, но и тут пришлось немало подумать. Кое-кто из артистов, к примеру, поменялся одеждой с участвовавшими в съем ках настоящими шоферами и экска ваторщиками: слишком уж ненату рально - чистенькими, «с иголочки» - выглядели поначалу киношные наряды. Правды образа стремились добиться и те, кто работал «в кад Кадр из фильма «Если ты мужчина». вивший картину совместно с Н. Ко шелевым, - мы видим таким: на голой земле появляется творение рук че ловеческих - фабрика. И важно по казать ее так, чтобы сама сцена вы лилась в праздник всех строителей. Праздник людей, делающих одно общее дело. Интересно, что изучавший лавины Вышеславцев обратился за помощью к лопарям, которые поведали ему легенду о сейде. «Великий горный дух, ростом с десять старых сосен, сейд зимой спит - силы копит. Когда просыпается - охотится со своими собаками на большого оленя с чер ной головой и золотыми рогами. Охо та эта продолжается со дня сотво рения мира. Собаки сейда - белые, лохматые, бегущие быстрее оленя, и есть лавины». Съемки начались весной 1975 года. У озера Малый Вудъявр воссоз дали палаточный городок, первые щитовые и рубленые дома, управ ление комбината «Апатит». Роли Александра и Ольги Вышеславцевых исполнили молодые артисты Юрий Демич и Наталья Сайко. В массовых сценах, повествовавших о работе в карьерах, митингах, прибытии новых партий поселенцев, спасении попав ших в лавину, были задействованы тысячи кировчан. Показали на эк ране и просторы ловозерских тундр с многотысячными стадами оленей, сопроводив эти кадры саамской пес ней в исполнении Павлы Ивановны Коньковой, и лопарскую деревню 30-х годов. В эпизодах снялись ста рожилы Ловозерского края Петр Павлович Юрьев, Иван Александ рович Яковлев, Дмитрий Гаврилович Рочев, местные ребятишки Лариса и Лена Юрьевы, Вова и Зоя Галкины, Лида Канева, Люба Конькова и мно гие другие. Роль саама-проводника сыграл мастер производственного обучения по подготовке оленеводов- механизаторов ловозерского про фессионально-технического учили ща № 21 Павел Юрьев. - Я по приглашению киностудии «Ленфильм» побывал в Ленинграде, - вспоминал он. - В это время как раз проводились озвучивание и монтаж картины. Я перевел с саамского язы ка народные легенды и песни, по священные жизни народов Севера, лавинам. Кроме того, режиссерам- постановщикам необходима была наша консультация по вопросам быта и обычаев северных народностей. В феврале 1976 года группа лен- фильмовцев представила ленту на суд зрителей в Кировске, Апатитах и Ловозере. Встретили «Лавину» довольно сдержанно, отметив поми мо общих похвал, что ее художест венная ткань «строится на базе не столько режиссерской индивидуаль ности и неповторимости авторского почерка, сколько на уже знакомых по другим фильмам поэтических ме тафорах». С другой стороны, критики в один голос отмечали, что Кировск стал одним из главных персонажей картины. «Кировск с высоты пти чьего полета, - писал на страницах газеты «Комсомолец Заполярья» ее корреспондент Н. Сотников, - каме ра летит над городом, разворачивая перед нами его неожиданную красо ту. А между этими кадрами - палатки, снег, бараки, щитовые домики - то, с чего начинался город.Зритель не мо жет не чувствовать сопоставимости прошлого и настоящего, хотя и не сколько плакатной, но не банальной, не навязчивой, а потому, быть может, наиболее запоминающейся». Еще несколько лет спустя в Хиби нах по мотивам дилогии Александра Чаковского «Год жизни» и «Доро ги, которые мы выбираем» снимали фильм «Линия жизни». Его действие происходит в заполярном городе Тундрогорске, под которым угадыва ется Кировск. С двух сторон в горе прорубают туннель, необходимый для дальнейшего развития комбина та. Все хотят построить его скорее, но стремятся к цели по-разному. Два участка, два начальника, два мировоззрения. Безудержная тяга к карьере одного, честность и совест ливость другого. По ходу действия картины людей испытывают на про чность твердая порода, снежная ла вина, обвал в туннеле, трудная лю бовь. В общем, характерная для того времени типично производственная лента. Работа шла осенью 1980 года. При рода и погода благоприятствовали кинематографистам. - Я снимал фильмы и в Сибири, и на Саянах, но такой красоты не встречал, - поражался режиссер «Мосфильма» Владимир Назаров, в творческом багаже которого к тому времени были такие известные фильмы, ка к «Пакет» и «Хозяин тай ги». - Такая чудесная осень, столько золота, красок. - Природа здесь великолепная, - вторил ему заслуженный артист РСФСР Евгений Буренков, став ший на экране пожилым горняком Агафоновым, человеком непростой судьбы. - Но еще ярче, интереснее - люди. Часто беседую с горняками, подружился с молодыми проходчи ками, они были у меня в гостях. Хо рошие ребята, умные, самостоятель ные, любят свою трудную и опасную работу. Разумеется, горняки тоже учас твовали в съемках в качестве ста тистов, ка к и третьекурсники Киров ского горного техникума. А образы морально противостоящих друг другу главных героев, инженеров Арефье ва и Крамова, воплотили в картине артисты Юрий Григорьев и Игорь Васильев. В главной женской роли снялась студентка ГИТИСа Татьяна Лаврентьева. Еще одного инженера «Туннельстроя» сыграл Валерий Зо лотухин. О ходе съемок сообщала на стра ницах «Кировского рабочего» Нина Рыжова: «Строители туннеля го товятся к митингу. «Даешь 100-й метр!» - написано на красном транс паранте. Его укрепляют над входом в туннель... Чтобы получить нужный ракурс, камеру пришлось втащить на склон горы. Туда же взбираются ре жиссер, операторы, ассистенты... В реальной жизни эти события заняли бы полчаса. На экране они промель кнут за полминуты. На съемку было затрачено полдня». - Отношение к нам здесь на ред кость радушное, - делился с Рыжо вой впечатлениями второй режиссер Евгений Дьячков. - Администрация рудника, инженеры, рабочие охотно выполняют наши просьбы, хотя по нятно, что мы причиняем им допол нительные хлопоты. А сегодня вот потребовалась черная «Волга» - так нам ее дали в ГАИ. Картина появилась в следующем, 1981 году. И опять первыми ее зри телями стали жители Кировска и Апатитов. В целом получилась доб ротная лента на производственную тему, оставшаяся если не в исто рии кинематографа, то уж в памяти многих кировчан точно. И вместе с другими картинами, о которых я на писал, вошедшая в золотой фонд студии «Хибинфильм», к сожалению, так никогда и не созданной в реаль ной жизни. (Продолжение следует.) Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz