Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

j “Вечерний Мурманск” | 5 апреля 2013 г. I ПРОЕКТ“ ВЕЧЕРКИ” Г www.vmnews.ru Мурманцы: Транзе был в восторге от Севера сть в южной части архипелага Северная Земля два не­ больших острова. Ничем особым они не выделяются. Один скалистый, вытянутый, другой почти полностью покрыт пес- , Ни тебе тропических лесов, как на какой-нибудь Новой Гви- ни вулканов, как на Курилах, ни залежей угля, как на Шпиц­ бергене. Просто клочки суши, затерянные в ледяных просторах Арктики. Почти также затерялась когда-то среди множества из­ ломанных и раздавленных льдами истории жизней судьба чело­ века, в честь которого они названы. ЭТО ЛУЧШЕ, ЧЕМ АЛЯСКА - Нет нигде на Севере такого мес­ течка. Нигде! Творчество, вы пой­ мите! Творчество, несмотря ни на что. Вот продали американцам Аляску. Они только поскребли - и по­ текли миллионы. Здесь рыба, удиви­ тельная рыба, леса, ископаемые! Это лучше Аляски... Слова, которые вы только что прочитали, посвящены Мурманску. Участник белого движения, писа­ тель Александр Гефтер вложил их в уста одного из персонажей романа "Секретный курьер" - спутника глав­ ного героя, названного в произве­ дении фамилией Ранау. В “Северных воспоминаниях" Гефтера он же вы­ веден как некий фон Т. Сопоставле­ ние данных мемуарной и художе­ ственной литературы с материа­ лами, хранящимися в Государствен­ ном архиве Мурманской области, позволяет прояснить личность этого человека. За обозначениями "Ранау" и "фон Т." скрывается известный по­ лярный исследователь Николай Транзе. Николай Александрович фон Транзе 2-й - так в соответствии с флотской традицией нумеровать одинаковые фамилии его именовали до революции. Родился он б фев­ раля 1886 года в морской семье. Его отец - выходец из прибалтийских дворян - и пятеро братьев тоже были моряками. До 191Г года Ни­ колай плавал на кораблях Балтий­ ского флота. В 1912-м стал минным офицером и вахтенным начальником на ледокольном пароходе "Таймыр" Гидрографической экспедиции Се­ верного Ледовитого океана, от­ крывшей год спустя Землю Импера­ тора Николая II, названную впо­ следствии Северной Землей. В 1914-1915 годах уже на ледоколь­ ном пароходе "Вайгач" Транзе про­ шел Северным морским путем из Владивостока в Архангельск. "За труды, понесенные в экспедиции", был награжден орденом Святой Анны 3-й степени и, как и все участ­ ники, специальным нагрудным зна­ ком. Потом участвовал в первой ми­ ровой войне, в Ледовом походе Бал­ тийского флота. НЕ ВОЕВАТЬ, А ТОРГОВАТЬ Как Николай Транзе оказался в Мурманске - история особая. После знаменитого Ледового похода, когда были переведены из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт и тем самым спасены от немцев и финнов суда Балтийского флота, начались аресты офицеров. Руководивший этой героической операцией капи­ тан 1 ранга Алексей Щастный был расстрелян. Спасаясь от матрос­ ской резни, Транзе с семьей бежал. На маленьком катере со многими мытарствами они добрались до Швеции. "В память" об этом путеше­ ствии у его жены осталась седая прядь волос. Относительно даль­ нейшего в "Секретном курьере" со­ общено, что "Ранау отправлялся на Мурман, но не воевать, а по ком­ мерческим делам англо-русского об­ щества, в котором он был одним из директоров". Поскольку роман Геф­ тера не просто автобиографичен, но во многом и документален, не дове­ рять ему нет оснований. В Мурманск Транзе и Гефтер при­ были вместе в конце декабря 1918 года. Гефтер остался в городе на берегу Кольского залива, а его спутник отправился дальше. 4 ян­ варя 1919-го Николай Александро­ вич прошел регистрацию в управле­ нии штаба Главнокомандующего русскими войсками Северной Обла­ сти в Архангельске и вскоре вер­ нулся на Кольский полуостров. В се­ редине апреля в Мурманском лите­ ратурно-художественном кружке со­ стоялась его лекция, посвященная полярным плаваниям, участником которых он был. "Несмотря на специальный харак­ тер лекции, зал был полон, - сообщал тогда "Мурманский вестник". - По­ пулярная по форме, насколько воз­ можно приноровленная к аудитории, лекция была содержательна и инте­ ресна по своим выводам... Особенно сильное впечатление на слушателей производило описание тех трудно­ стей, лишений и опасностей, кото­ рые пришлось испытать всему со­ ставу экспедиции, и то бескорыстное и честное отношение к делу руково­ дителей, без которого немыслима ни­ какая научная работа". НЕТРОНУТЫЕ БОГАТСТВА Из своего арктического опыта Транзе сделал вывод о невозможно­ сти "практически осуществить со­ общение кратчайшим путем по Ледо­ витому океану из Европы на Дальний Восток". И в то время это действи­ тельно было так. Превращение Се­ верного морского пути в транспорт­ ную магистраль стало задачей, ре­ шать которую довелось уже следую­ щим поколениям русских моряков. “Докладчик, - информировала чи­ тателей газета, - разделил северный путь на несколько районов. Первый, от Новой Земли до острова Чель- мен, включая устья Оби и Енисея, вполне доступен для судоходства. Желательно возобновление еже­ годных пароходных рейсов для сно­ шения с Сибирью и эксплуатация еще не тронутых рыбных и звериных промыслов и угольных и рудных ме­ сторождений. Второй район, значи­ тельно севернее - от острова Чель- мен до мыса Челюскина - мало до­ ступен, но интересен в научном от­ ношении. Необходимо дать описа­ ние и съемку Земли Императора Ни­ колая II, имеющей важное геогра­ фическое положение, а также и дру­ гих многочисленных островов, ис­ следовать течения, провести ряд ме­ теорологических наблюдений и т. п. Горные и животные богатства такие же, как первого района, но для про­ мышленников и предпринимателей по своей трудности этот район почти недоступен. Экспедиция ви­ дела обнажение на поверхности ка­ менного угля, руд, был найден целый мамонт с кожей и шерстью - цель одной из будущих экспедиций. Охотники убивали по десяти и более белых медведей в день, в несколько часов команда ледокола на одном из островков набрала несколько тысяч яиц северных птиц. Таковы не­ тронутые богатства Севера". За время пребывания в Мурман­ ске Николай Транзе успел внести свою лепту в развитие кольского краеведения,поучаствовав в откры­ тии первой местной краеведческой организации - Мурманского отдела Архангельского общества изучения Русского Севера. На собрании от­ дела, состоявшемся 6 апреля 1919 года, Транзе был выбран членом его правления. Кроме того, он и Гефтер пожертвовали в пользу другой ор­ ганизации - Мурманского Комитета Общественного Призрения 90 руб­ лей на двоих - все, что могли в ту пору. Гефтер, ставший, по сути, лето­ писцем мурманской жизни времен гражданской войны, в "Секретном курьере" дает несколько интерес­ ных штрихов к портрету Ранау- Транзе. Вот описание сборов в Мур­ манск: "Было закуплено много не­ обходимых вещей для жизни на Крайнем Севере. Ранау относился к этим покупкам с таким воодушевле­ нием, будто дело шло об экспеди­ ции на Северный полюс. С особою страстью он отнесся к покупке обуви. Высокие шнурованные са­ поги со швами на верхней стороне ступни, на лосиной подошве, пропи­ танной моржовым жиром... Его глаза сверкали. Казалось, перед ним проходили картины из его преж­ них долгих скитаний в полярных экс­ педициях, когда он открывал новые земли, плавал на одном корабле со Свердрупом во время оно - спод­ вижником Нансена в его знамени­ том странствовании на "Фраме" к Северному полюсу". Или еще деталь. Ранау-Транзе "расхаживал по Мурманску в одном спортивном костюме без пальто. Ему было холодно. Увы, костюм не оправдал себя. Но принципом Ранау было: раз ошибся - терпи, сам вино­ ват!.. Он просил только не говорить об этом его жене... Она знала, что у него было уже несколько плеври­ тов, и будет поэтому очень волно­ ваться по поводу его здоровья". ВЫЗВАНЫ ИЗ ЗАБВЕНИЯ Николай Транзе покинул Мур­ манск в конце апреля 1919 г о д ^ ^ ^ "От Севера он в восторге был, - п р ^ ^ ^ водит воспоминания его брата Лео­ нида в книге "Командоры полярных морей" писатель Николай Черкашин. -Говорил: кончится война - ни дня на службе не останусь. На Север! Там для России великие дела можно де­ лать". Однако больше на Русском Севере ему побывать не довелось. Из Швеции он перебрался в Норве­ гию, работал на угольных шахтах Шпицбергена. В 1923 году Николай Александрович эмигрировал в США, где в течение следующих пяти лет был экспертом по Арктике при Аме­ риканском географическом обще­ стве. Он издал фотоальбом и книгу о Гидрографической экспедиции Се­ верного Ледовитого океана. Эти публикации стали сенсацией и сде­ лали Транзе состоятельным челове­ ком. С 1928 по 1934 год он - пр^ЬрМС зидент и главный инженер "Де Боте- зет импеллер компани" - крупной фирмы по производству вертолетов. По данным известного геофизика и специалиста по арктической топо­ нимике Георгия Аветисова, после второй мировой войны Транзе занял пост главного эксперта по восточ­ ным делам Центральной разведки СИА в Вашингтоне и оставался в этой должности вплоть до 1956 года. Президент Дуайт Эйзенхауэр наградил его высшим знаком отли­ чия - золотой медалью "За заслуги". Умер Николай Александрович 27 де­ кабря 1960 года в городе Сумин штата Нью-Джерси, где владел уча­ стком земли и домом, построенным собственными руками. Согласно за­ вещанию его кремировали, а прах развеяли над имением. Время пощадило острова Транзе на карте Арктики - они не были пе­ реименованы в советскую эпоху. Вызваны из забвения и заново очерчены исследователями кон­ туры судьбы Николая Александро­ вича. Но вот мурманский след его биографии затерялся. Отыскав его сейчас, мы прочитали еще одну ма­ лоизвестную страницу истории за­ полярной столицы. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области. (По материалам Научно-справочной библиотеки ГАМО).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz