Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
j “Вечерний Мурманск” | 5 апреля 2013 г. I ПРОЕКТ“ ВЕЧЕРКИ” Г www.vmnews.ru Мурманцы: Транзе был в восторге от Севера сть в южной части архипелага Северная Земля два не больших острова. Ничем особым они не выделяются. Один скалистый, вытянутый, другой почти полностью покрыт пес- , Ни тебе тропических лесов, как на какой-нибудь Новой Гви- ни вулканов, как на Курилах, ни залежей угля, как на Шпиц бергене. Просто клочки суши, затерянные в ледяных просторах Арктики. Почти также затерялась когда-то среди множества из ломанных и раздавленных льдами истории жизней судьба чело века, в честь которого они названы. ЭТО ЛУЧШЕ, ЧЕМ АЛЯСКА - Нет нигде на Севере такого мес течка. Нигде! Творчество, вы пой мите! Творчество, несмотря ни на что. Вот продали американцам Аляску. Они только поскребли - и по текли миллионы. Здесь рыба, удиви тельная рыба, леса, ископаемые! Это лучше Аляски... Слова, которые вы только что прочитали, посвящены Мурманску. Участник белого движения, писа тель Александр Гефтер вложил их в уста одного из персонажей романа "Секретный курьер" - спутника глав ного героя, названного в произве дении фамилией Ранау. В “Северных воспоминаниях" Гефтера он же вы веден как некий фон Т. Сопоставле ние данных мемуарной и художе ственной литературы с материа лами, хранящимися в Государствен ном архиве Мурманской области, позволяет прояснить личность этого человека. За обозначениями "Ранау" и "фон Т." скрывается известный по лярный исследователь Николай Транзе. Николай Александрович фон Транзе 2-й - так в соответствии с флотской традицией нумеровать одинаковые фамилии его именовали до революции. Родился он б фев раля 1886 года в морской семье. Его отец - выходец из прибалтийских дворян - и пятеро братьев тоже были моряками. До 191Г года Ни колай плавал на кораблях Балтий ского флота. В 1912-м стал минным офицером и вахтенным начальником на ледокольном пароходе "Таймыр" Гидрографической экспедиции Се верного Ледовитого океана, от крывшей год спустя Землю Импера тора Николая II, названную впо следствии Северной Землей. В 1914-1915 годах уже на ледоколь ном пароходе "Вайгач" Транзе про шел Северным морским путем из Владивостока в Архангельск. "За труды, понесенные в экспедиции", был награжден орденом Святой Анны 3-й степени и, как и все участ ники, специальным нагрудным зна ком. Потом участвовал в первой ми ровой войне, в Ледовом походе Бал тийского флота. НЕ ВОЕВАТЬ, А ТОРГОВАТЬ Как Николай Транзе оказался в Мурманске - история особая. После знаменитого Ледового похода, когда были переведены из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт и тем самым спасены от немцев и финнов суда Балтийского флота, начались аресты офицеров. Руководивший этой героической операцией капи тан 1 ранга Алексей Щастный был расстрелян. Спасаясь от матрос ской резни, Транзе с семьей бежал. На маленьком катере со многими мытарствами они добрались до Швеции. "В память" об этом путеше ствии у его жены осталась седая прядь волос. Относительно даль нейшего в "Секретном курьере" со общено, что "Ранау отправлялся на Мурман, но не воевать, а по ком мерческим делам англо-русского об щества, в котором он был одним из директоров". Поскольку роман Геф тера не просто автобиографичен, но во многом и документален, не дове рять ему нет оснований. В Мурманск Транзе и Гефтер при были вместе в конце декабря 1918 года. Гефтер остался в городе на берегу Кольского залива, а его спутник отправился дальше. 4 ян варя 1919-го Николай Александро вич прошел регистрацию в управле нии штаба Главнокомандующего русскими войсками Северной Обла сти в Архангельске и вскоре вер нулся на Кольский полуостров. В се редине апреля в Мурманском лите ратурно-художественном кружке со стоялась его лекция, посвященная полярным плаваниям, участником которых он был. "Несмотря на специальный харак тер лекции, зал был полон, - сообщал тогда "Мурманский вестник". - По пулярная по форме, насколько воз можно приноровленная к аудитории, лекция была содержательна и инте ресна по своим выводам... Особенно сильное впечатление на слушателей производило описание тех трудно стей, лишений и опасностей, кото рые пришлось испытать всему со ставу экспедиции, и то бескорыстное и честное отношение к делу руково дителей, без которого немыслима ни какая научная работа". НЕТРОНУТЫЕ БОГАТСТВА Из своего арктического опыта Транзе сделал вывод о невозможно сти "практически осуществить со общение кратчайшим путем по Ледо витому океану из Европы на Дальний Восток". И в то время это действи тельно было так. Превращение Се верного морского пути в транспорт ную магистраль стало задачей, ре шать которую довелось уже следую щим поколениям русских моряков. “Докладчик, - информировала чи тателей газета, - разделил северный путь на несколько районов. Первый, от Новой Земли до острова Чель- мен, включая устья Оби и Енисея, вполне доступен для судоходства. Желательно возобновление еже годных пароходных рейсов для сно шения с Сибирью и эксплуатация еще не тронутых рыбных и звериных промыслов и угольных и рудных ме сторождений. Второй район, значи тельно севернее - от острова Чель- мен до мыса Челюскина - мало до ступен, но интересен в научном от ношении. Необходимо дать описа ние и съемку Земли Императора Ни колая II, имеющей важное геогра фическое положение, а также и дру гих многочисленных островов, ис следовать течения, провести ряд ме теорологических наблюдений и т. п. Горные и животные богатства такие же, как первого района, но для про мышленников и предпринимателей по своей трудности этот район почти недоступен. Экспедиция ви дела обнажение на поверхности ка менного угля, руд, был найден целый мамонт с кожей и шерстью - цель одной из будущих экспедиций. Охотники убивали по десяти и более белых медведей в день, в несколько часов команда ледокола на одном из островков набрала несколько тысяч яиц северных птиц. Таковы не тронутые богатства Севера". За время пребывания в Мурман ске Николай Транзе успел внести свою лепту в развитие кольского краеведения,поучаствовав в откры тии первой местной краеведческой организации - Мурманского отдела Архангельского общества изучения Русского Севера. На собрании от дела, состоявшемся 6 апреля 1919 года, Транзе был выбран членом его правления. Кроме того, он и Гефтер пожертвовали в пользу другой ор ганизации - Мурманского Комитета Общественного Призрения 90 руб лей на двоих - все, что могли в ту пору. Гефтер, ставший, по сути, лето писцем мурманской жизни времен гражданской войны, в "Секретном курьере" дает несколько интерес ных штрихов к портрету Ранау- Транзе. Вот описание сборов в Мур манск: "Было закуплено много не обходимых вещей для жизни на Крайнем Севере. Ранау относился к этим покупкам с таким воодушевле нием, будто дело шло об экспеди ции на Северный полюс. С особою страстью он отнесся к покупке обуви. Высокие шнурованные са поги со швами на верхней стороне ступни, на лосиной подошве, пропи танной моржовым жиром... Его глаза сверкали. Казалось, перед ним проходили картины из его преж них долгих скитаний в полярных экс педициях, когда он открывал новые земли, плавал на одном корабле со Свердрупом во время оно - спод вижником Нансена в его знамени том странствовании на "Фраме" к Северному полюсу". Или еще деталь. Ранау-Транзе "расхаживал по Мурманску в одном спортивном костюме без пальто. Ему было холодно. Увы, костюм не оправдал себя. Но принципом Ранау было: раз ошибся - терпи, сам вино ват!.. Он просил только не говорить об этом его жене... Она знала, что у него было уже несколько плеври тов, и будет поэтому очень волно ваться по поводу его здоровья". ВЫЗВАНЫ ИЗ ЗАБВЕНИЯ Николай Транзе покинул Мур манск в конце апреля 1919 г о д ^ ^ ^ "От Севера он в восторге был, - п р ^ ^ ^ водит воспоминания его брата Лео нида в книге "Командоры полярных морей" писатель Николай Черкашин. -Говорил: кончится война - ни дня на службе не останусь. На Север! Там для России великие дела можно де лать". Однако больше на Русском Севере ему побывать не довелось. Из Швеции он перебрался в Норве гию, работал на угольных шахтах Шпицбергена. В 1923 году Николай Александрович эмигрировал в США, где в течение следующих пяти лет был экспертом по Арктике при Аме риканском географическом обще стве. Он издал фотоальбом и книгу о Гидрографической экспедиции Се верного Ледовитого океана. Эти публикации стали сенсацией и сде лали Транзе состоятельным челове ком. С 1928 по 1934 год он - пр^ЬрМС зидент и главный инженер "Де Боте- зет импеллер компани" - крупной фирмы по производству вертолетов. По данным известного геофизика и специалиста по арктической топо нимике Георгия Аветисова, после второй мировой войны Транзе занял пост главного эксперта по восточ ным делам Центральной разведки СИА в Вашингтоне и оставался в этой должности вплоть до 1956 года. Президент Дуайт Эйзенхауэр наградил его высшим знаком отли чия - золотой медалью "За заслуги". Умер Николай Александрович 27 де кабря 1960 года в городе Сумин штата Нью-Джерси, где владел уча стком земли и домом, построенным собственными руками. Согласно за вещанию его кремировали, а прах развеяли над имением. Время пощадило острова Транзе на карте Арктики - они не были пе реименованы в советскую эпоху. Вызваны из забвения и заново очерчены исследователями кон туры судьбы Николая Александро вича. Но вот мурманский след его биографии затерялся. Отыскав его сейчас, мы прочитали еще одну ма лоизвестную страницу истории за полярной столицы. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области. (По материалам Научно-справочной библиотеки ГАМО).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz